Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Русская литература XIX века

17.01.2025
3108
0

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

План урока

  • История создания стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова
  • Анализ стихотворения

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание стихотворения «Крестьянские дети», значение просторечных и устаревших слов
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

  1. Какую тему Н.А. Некрасов считал главной в своем творчестве?
  2. Какие произведения писателя вам уже знакомы?

История создания стихотворения «Крестьянские дети»

История создания произведения тесно связана с детством Н.А.  Некрасова. Писатель рос вместе с детьми крепостных крестьян в окружении удивительной природы. Поэт вспоминал, что его друзья относились к нему как к обычному мальчишке, с которым можно ходит в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни Н.А. Некрасов был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским ребятишкам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям. 

 

Повзрослев, поэт часто приезжал в имение поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. После одной из таких поездок родилось стихотворение «Крестьянские дети». Это произведение о детях, выросших на воле, на природе, со своими радостями и трудностями. Произведение вышло в свет в 1861 году, в год отмены крепостного права.

Анализ стихотворения

По жанру «Крестьянские дети» – стихотворение или небольшая поэма, отражающая чувства автора и его личное отношение к героям.


Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.


Сюжет произведения прост, он привлекает яркостью красок. Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей:

  1. Возвращение охотника в родную деревню
  2. Встреча с деревенскими ребятишками
  3. Воспоминания охотника о детстве
  4. Раздумья о детском труде
  5. Встреча с Власом
  6. Представление Фингала для деревенских зрителей
  7. Разлука с крестьянскими детьми

Тема произведения – жизнь крестьянских ребятишек.

Идея произведения: несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, их все равно ждёт тяжёлая жизнь. Детство – то недолгое время, когда крестьянские ребятишки чувствуют себя счастливыми, свободными, даже труд им в радость.

 

В первых строках герой-охотник радуется возвращению в родные края. Местные дети рассматривают незнакомого барина с любопытством.

 

Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

 

 

Изображение разговора ребят между собой убеждает в том, что Н.А. Некрасов относится к крестьянским детям с любовью, нежностью и умилением. Его восхищает их непосредственность и искренность, любопытство и наблюдательность. Герои поэмы растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам, умеют радоваться простым вещам.

 

Речь детей передана точно: она проста, но характерна для каждого из героев. Стихотворение богато диалектными выражениями и просторечиями.


Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией.


Просторечия – слова массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка.


Обратимся к толкованию диалектных и устаревших слов, без знания которых невозможно понять поэму:

 

Вирши – стихи

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим

Мякина – остатки колосьев

Застить – заслонять

Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту

Вестимо – конечно, разумеется

Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров

Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животными

Нега – нежность

Наипаче – тем более

Потрафлять – угождать

Рига – постройка для сушки снопов

Пегонький (пегий) конь – с большими пятнами

Дали стречка – дали стрекача (убежали)

Матка колотит белье – стирает (способ стирки: мокрое белье колотили вальком или палкой)

 

Жизнь крестьянских детей разнообразна, наполнена красочными событиями, но вместе с тем и тяжела. Их рано приучают к труду, учат выполнять свои обязанности по дому.

 

Герой предаётся воспоминаниям о детстве, об играх с крестьянской ребятнёй, рассуждает о нелёгком детском труде. Примером этого является 6-летний «мужичок» Влас, который гордится тем, что выполняет такую важную работу как перевозка дров. Поэт называет его «мужичок с ноготок», так как маленький мальчик одет в «большие сапоги и рукавицы». Такой художественный прием называется лито́та.


Лито́та – средство выразительности, построенное на преуменьшении значения, размера, силы изображаемого предмета; противоположно гиперболе.

 

«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»


 

Мальчик похож на взрослого мужчину и внешним видом, и манерой говорить:

 

 

— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…

 

 

В этом эпизоде Н.А. Некрасов рисует картину жизни крестьянского ребёнка, который уже так рано умеет управляться повозкой, отвозя дрова, чтобы обогревать дом.

Рис. 1. Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к поэме «Крестьянские дети». 1982.

С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли.

 

Однако девочек также сызмальства приучали к работе по хозяйству. С ранних лет девочка уже умела доить корову, шить, ткать на прялке, готовить несложную еду, следить за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной. В 10 лет девочку могли отдать в няньки.

 

Дети всегда остаются детьми, и Н.А. Некрасов понимает это, поэтизируя крестьянское детство: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Но поэт тревожится за судьбу героев. Это произведение о связи русского человека с родной землёй.


Контрольные вопросы

 

  1. Какую тему Н.А. Некрасов поднимает в стихотворении «Крестьянские дети»?
  2. Как можно описать жизнь крестьянских детей в России XIX века?
  3. Как автор относится к героям своего произведения?


Предыдущий урок
Басни И.А. Крылова
Русская литература XIX века
Следующий урок
В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований

    История

  • Рельеф дна Мирового океана

    География

  • О чем могут рассказать фразеологизмы

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке