- История создания стихотворения «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова
- Анализ стихотворения
- Знать историю создания и содержание стихотворения «Крестьянские дети», значение просторечных и устаревших слов
- Уметь анализировать поэтический текст
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Обсудим содержание и систему образов в произведении, рассмотрим в поэтическом тексте такой художественный прием, как лито́та. Желаем удачи!
История создания стихотворения «Крестьянские дети»
История создания произведения тесно связана с детством Н. А. Некрасова. Писателя всегда окружала удивительная природа в имении Грешнёво Ярославской губернии, но ему не хватало товарищей по играм. Сестра Некрасова, А. А. Буткевич, вспоминала: «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко заканчивались общей дракой…»
Поэт с раннего сочувствовал тяжелой жизни народа. Именно поэтому тема крестьянского детства легла в основу его творчества.
Повзрослев, Некрасов часто приезжал в имение поохотиться. Во время охоты встречался с крестьянской детворой. В один из приездов в усадьбу летом 1861 года Некрасов написал стихотворение «Крестьянские дети».
Анализ стихотворения
Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей:
- Возвращение охотника в родную деревню
- Встреча с деревенскими ребятишками
- Воспоминания охотника о детстве
- Раздумья о детском труде
- Встреча с Власом
- Представление Фингала для деревенских зрителей
- Разлука с крестьянскими детьми
Начинается произведение с описания событий нескольких предыдущих дней. Рассказчик (барин, писатель) охотился, устал и зашел в сарай, где остался спать. Его разбудило пробивающееся сквозь щели сарая солнце. Он услышал голоса птиц. А из щелей в сарае на него смотрели детские любопытные глаза.
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Изображение разговора ребят между собой убеждает в том, что Некрасов относится к крестьянским детям с любовью, нежностью и умилением. Он восхищается их непосредственностью, искренностью. Они активные, любопытные, наблюдательные.
Особенность этой поэмы состоит в том, что значительную часть занимает диалог с обозначением лиц, произносящих реплики, как это принято в драматургических произведениях.
Некрасов точно передает речь крестьянских детей. Она простая, но в то же время образная, служит речевой характеристикой героев. Автор поэтизирует крестьянское детство:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Обратимся к толкованию диалектных и устаревших слов, без знания которых невозможно понять поэму:
Нега – нежность
Наипаче – тем более
Потрафлять – угождать
Рига – постройка для сушки снопов
Пегонький (пегий) конь – с большими пятнами
Дали стречка – дали стрекача (убежали)
Матка колотит белье – стирает (способ стирки: мокрое белье колотили вальком или палкой)
Некрасов показывает, что жизнь деревенских детей разнообразна и полна самых красочных событий и впечатлений. Но их жизнь и очень тяжела. Родители рано приучали их к труду. Уже в раннем возрасте ребенок выполнял обязанности по дому или в поле.
Все тяготы крестьянского детства укладываются в одну сцену – встречу с «мужичком с ноготок», который отвозит дрова домой. Маленький мальчик одет «в большие сапоги и рукавицы, а «сам с ноготок». Некрасов в данном случае использует такой прием, как лито́та .
Литота – преуменьшение.
Мальчик и внешним видом напоминает взрослого, и говорит как мужчина, которому некогда отвлекаться, он занят работой:
– А что, у отца-то большая семья?
– «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
– Так вон оно что! А как звать тебя?
– «Власом».
– А кой тебе годик?
– «Шестой миновал…»
В этом диалоге вырисовывается картина жизни крестьянского ребенка. Поэта восхищает, как Влас управляется с повозкой, везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть дом.
В основе поэмы «Крестьянские дети» лежит тревога Некрасова за судьбу крестьянских детей. Автору были близки жизнь и заботы простых ребят. Ему удалось детально изобразить мир их тяжелого детства. Это произведение о привязанности русского человека к родной земле. Сила русского народа заключена в умении трудиться, не жалея себя.
- Как вы думаете, почему стихотворение так названо? О чем оно? Почему глаза детей привлекли внимание автора и что он в них увидел?
- В чем состоит «нарядная сторона» труда и как привлекал родители детей к труду?
- Найдите в стихотворении слова, которые неправильно читаются детьми. Прочитай их, поставив правильное ударение.
- Письменно ответить на вопрос: почему автор называет крестьянских детей «счастливым народом»?
Задание
Напишите сочинение по картине Д. А. Шмаринова, опираясь на план:
- название
- краткая справка о художнике
- какой эпизод стихотворения изображен на иллюстрации?
- в какое время года происходит событие? Какие картины природы это подтверждают?
- Какими выглядят крестьянские дети?
- Каково отношение художника к героям картины? Удалось ли художнику передать позицию автора стихотворения к крестьянским детям?
- какие чувства вызывает картина у вас?

«Крестьянские дети». Худ. Д. А. Шмаринов.