Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

 

План урока

  • История создания стихотворения «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова
  • Анализ стихотворения

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание стихотворения «Крестьянские дети», значение просторечных и устаревших слов
  • Уметь анализировать поэтический текст

Вступление

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Обсудим содержание и систему образов в произведении, рассмотрим в поэтическом тексте такой художественный прием, как лито́та. Желаем удачи!

 

История создания стихотворения «Крестьянские дети»

 

История создания произведения тесно связана с детством Н. А. Некрасова. Писателя всегда окружала удивительная природа в имении Грешнёво Ярославской губернии, но ему не хватало товарищей по играм. Сестра Некрасова, А. А. Буткевич, вспоминала: «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко заканчивались общей дракой…»

 

Поэт с раннего сочувствовал тяжелой жизни народа. Именно поэтому тема крестьянского детства легла в основу его творчества. 

 

Повзрослев, Некрасов часто приезжал в имение поохотиться. Во время охоты встречался с крестьянской детворой.  В один из приездов в усадьбу летом 1861 года Некрасов написал стихотворение «Крестьянские дети». 

 

Анализ стихотворения

 

Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей:

  1. Возвращение охотника в родную деревню
  2. Встреча с деревенскими ребятишками
  3. Воспоминания охотника о детстве
  4. Раздумья о детском труде
  5. Встреча с Власом
  6. Представление Фингала для деревенских зрителей
  7. Разлука с крестьянскими детьми

 

Начинается произведение с описания событий нескольких предыдущих дней. Рассказчик (барин, писатель) охотился, устал и зашел в сарай, где остался спать. Его разбудило пробивающееся сквозь щели сарая солнце. Он услышал голоса птиц. А из щелей в сарае на него смотрели детские любопытные глаза.

 

Все серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы. 

В них столько покоя, свободы и ласки, 

В них столько святой доброты!

 

Изображение разговора ребят между собой убеждает в том, что Некрасов относится к крестьянским детям с любовью, нежностью и умилением. Он восхищается их непосредственностью, искренностью. Они активные, любопытные, наблюдательные. 

 

Особенность этой поэмы состоит в том, что значительную часть занимает диалог с обозначением лиц, произносящих реплики, как это принято в драматургических произведениях.

 

Некрасов точно передает речь крестьянских детей. Она простая, но в то же время образная, служит речевой характеристикой героев. Автор поэтизирует крестьянское детство:

 

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

 

Обратимся к толкованию диалектных и устаревших слов, без знания которых невозможно понять поэму:

 

Нега – нежность

Наипаче – тем более

Потрафлять – угождать

Рига – постройка для сушки снопов

Пегонький (пегий) конь – с большими пятнами

Дали стречка – дали стрекача (убежали)

Матка колотит белье – стирает (способ стирки: мокрое белье колотили вальком или палкой)

 

Некрасов показывает, что жизнь деревенских детей разнообразна и полна самых красочных событий и впечатлений. Но их жизнь и очень тяжела. Родители рано приучали их к труду.  Уже в раннем возрасте ребенок выполнял обязанности по дому или в поле. 

 

Все тяготы крестьянского детства укладываются в одну сцену – встречу с «мужичком с ноготок», который отвозит дрова домой. Маленький мальчик одет «в большие сапоги и рукавицы, а «сам с ноготок». Некрасов в данном случае использует такой прием, как  лито́та .

 


Литота – преуменьшение.


 

Мальчик и внешним видом напоминает взрослого, и говорит как мужчина, которому некогда отвлекаться, он занят работой:

 

– А что, у отца-то большая семья?

– «Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

– Так вон оно что! А как звать тебя?

– «Власом».

–  А кой тебе годик?

– «Шестой миновал…»

 

В этом диалоге вырисовывается картина жизни крестьянского ребенка. Поэта восхищает, как Влас управляется с повозкой, везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть дом.

 

В основе поэмы «Крестьянские дети» лежит тревога Некрасова за судьбу крестьянских детей. Автору были близки жизнь и заботы простых ребят. Ему удалось детально изобразить мир их тяжелого детства. Это произведение о привязанности русского человека к родной земле. Сила русского народа заключена в умении трудиться, не жалея себя. 

 


  1. Как вы думаете, почему стихотворение так названо? О чем оно? Почему глаза детей привлекли внимание автора и что он в них увидел?
  2. В чем состоит «нарядная сторона» труда и как привлекал родители детей к труду?
  3. Найдите в стихотворении слова, которые неправильно читаются детьми. Прочитай их, поставив правильное ударение.
  4. Письменно ответить на вопрос: почему автор называет крестьянских детей «счастливым народом»?



Задание

 

Напишите сочинение по картине Д. А. Шмаринова, опираясь на план:

  1. название
  2. краткая справка о художнике
  3. какой эпизод стихотворения изображен на иллюстрации?
  4. в какое время года происходит событие? Какие картины природы это подтверждают?
  5. Какими выглядят крестьянские дети?
  6. Каково отношение художника к героям картины? Удалось ли художнику передать позицию автора стихотворения к крестьянским детям?
  7. какие чувства вызывает картина у вас?

«Крестьянские дети». Худ. Д. А. Шмаринов.


И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика