Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Русская литература XIX века

14.02.2025
3202
0

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

План урока

  • История создания стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова
  • Анализ стихотворения

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание стихотворения «Крестьянские дети», значение просторечных и устаревших слов
  • Уметь анализировать поэтический текст

Разминка

  1. Какую тему Н.А. Некрасов считал главной в своем творчестве?
  2. Какие произведения писателя вам уже знакомы?

История создания стихотворения «Крестьянские дети»

История создания произведения тесно связана с детством Н.А.  Некрасова. Писатель рос вместе с детьми крепостных крестьян в окружении удивительной природы. Поэт вспоминал, что его друзья относились к нему как к обычному мальчишке, с которым можно ходит в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни Н.А. Некрасов был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским ребятишкам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям. 

 

Повзрослев, поэт часто приезжал в имение поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. После одной из таких поездок родилось стихотворение «Крестьянские дети». Это произведение о детях, выросших на воле, на природе, со своими радостями и трудностями. Произведение вышло в свет в 1861 году, в год отмены крепостного права.

Анализ стихотворения

По жанру «Крестьянские дети» – стихотворение или небольшая поэма, отражающая чувства автора и его личное отношение к героям.


Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.


Сюжет произведения прост, он привлекает яркостью красок. Стихотворение мы можем мысленно разделить на несколько частей:

  1. Возвращение охотника в родную деревню
  2. Встреча с деревенскими ребятишками
  3. Воспоминания охотника о детстве
  4. Раздумья о детском труде
  5. Встреча с Власом
  6. Представление Фингала для деревенских зрителей
  7. Разлука с крестьянскими детьми

Тема произведения – жизнь крестьянских ребятишек.

Идея произведения: несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, их все равно ждёт тяжёлая жизнь. Детство – то недолгое время, когда крестьянские ребятишки чувствуют себя счастливыми, свободными, даже труд им в радость.

 

В первых строках герой-охотник радуется возвращению в родные края. Местные дети рассматривают незнакомого барина с любопытством.

 

Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

 

 

Изображение разговора ребят между собой убеждает в том, что Н.А. Некрасов относится к крестьянским детям с любовью, нежностью и умилением. Его восхищает их непосредственность и искренность, любопытство и наблюдательность. Герои поэмы растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам, умеют радоваться простым вещам.

 

Речь детей передана точно: она проста, но характерна для каждого из героев. Стихотворение богато диалектными выражениями и просторечиями.


Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией.


Просторечия – слова массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка.


Обратимся к толкованию диалектных и устаревших слов, без знания которых невозможно понять поэму:

 

Вирши – стихи

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим

Мякина – остатки колосьев

Застить – заслонять

Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту

Вестимо – конечно, разумеется

Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров

Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животными

Нега – нежность

Наипаче – тем более

Потрафлять – угождать

Рига – постройка для сушки снопов

Пегонький (пегий) конь – с большими пятнами

Дали стречка – дали стрекача (убежали)

Матка колотит белье – стирает (способ стирки: мокрое белье колотили вальком или палкой)

 

Жизнь крестьянских детей разнообразна, наполнена красочными событиями, но вместе с тем и тяжела. Их рано приучают к труду, учат выполнять свои обязанности по дому.

 

Герой предаётся воспоминаниям о детстве, об играх с крестьянской ребятнёй, рассуждает о нелёгком детском труде. Примером этого является 6-летний «мужичок» Влас, который гордится тем, что выполняет такую важную работу как перевозка дров. Поэт называет его «мужичок с ноготок», так как маленький мальчик одет в «большие сапоги и рукавицы». Такой художественный прием называется лито́та.


Лито́та – средство выразительности, построенное на преуменьшении значения, размера, силы изображаемого предмета; противоположно гиперболе.

 

«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»


 

Мальчик похож на взрослого мужчину и внешним видом, и манерой говорить:

 

 

— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…

 

 

В этом эпизоде Н.А. Некрасов рисует картину жизни крестьянского ребёнка, который уже так рано умеет управляться повозкой, отвозя дрова, чтобы обогревать дом.

Рис. 1. Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к поэме «Крестьянские дети». 1982.

С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли.

 

Однако девочек также сызмальства приучали к работе по хозяйству. С ранних лет девочка уже умела доить корову, шить, ткать на прялке, готовить несложную еду, следить за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной. В 10 лет девочку могли отдать в няньки.

 

Дети всегда остаются детьми, и Н.А. Некрасов понимает это, поэтизируя крестьянское детство: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Но поэт тревожится за судьбу героев. Это произведение о связи русского человека с родной землёй.


Контрольные вопросы

 

  1. Какую тему Н.А. Некрасов поднимает в стихотворении «Крестьянские дети»?
  2. Как можно описать жизнь крестьянских детей в России XIX века?
  3. Как автор относится к героям своего произведения?


Предыдущий урок
В.А. Жуковский. Литературная сказка. «Спящая царевна»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке