- Лирика военных лет
- Слово об А.Т. Твардовском
- Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
- Слово о К.М. Симонове
- Стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
- Знать биографию А.Т. Твардовского и биографию К.М. Симонова, содержание стихотворений о Великой Отечественной войне
- Уметь находить в тексте художественные средства выразительности, определять их роль, анализировать поэтический текст
Какие произведения о событиях Великой Отечественной войны вы читали?
Лирика военных лет
Великая Отечественная война – война СССР против вторгшихся на его территорию нацистской Германии и её союзников, продолжалась с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. Это одна из самых страшных страниц русской истории. За время войны было убито около 27 миллионов человека. Более тысячи писателей и поэтов отправились на фронт.
Лирика этого периода была направлена на поднятие боевого духа у всех читателей: и у тех, кто воевал, и у тех, кто трудился в тылу. Стихи о войне были обращены и к детям. Это произведения А.Л. Барто, М.И. Алигер, С.Я. Маршака, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова. В их произведениях утверждается бесчеловечность войны и её несовместимость с детством.
Слово об А.Т. Твардовском
Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)
Александр Трифонович Твардовский родился на хуторе Загорье в семье крестьянина-кузнеца в 1910 году, всю жизнь мечтавшего о крестьянской независимости, человека целеустремленного и начитанного. Мать происходила из дворянской семьи. С раннего детства А.Т. Твардовский пристрастился к чтению русской классической литературу, так как в семье коротали долгие зимние вечера за чтением вслух.
Будущий поэт учился в сельской школе, которую окончил в 1922 году. Затем поступил в Смоленский педагогический институт, но не окончил его, уйдя с третьего курса. Ещё в 14 лет А.Т. Твардовский начал посылать заметки в местную газету «Рабочий путь». Первый сборник стихов выйдет в свет в 1935 году.
В Великой Отечественной войне поэт участвует в качестве военного корреспондента. Широкую популярность получили следующие произведения: «Рассказ танкиста», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…», поэма «Василий Тёркин» (1941-1945).
Произведения А.Т. Твардовского близки жизни, поэт не придумывал сюжеты, а запечатлел военные тяжёлые будни. Поэт видел героические подвиги людей. Видел, как война коснулась каждого: мужчин и женщин, стариков и детей.
Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
Стихотворение «Рассказ танкиста» было написано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого, танкового сражения. Темой произведения стал героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку.
Стихотворение имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. А.Т. Твардовский назвал стихотворение рассказом, признаки которого в произведении есть.
В произведении два образа: танкист и мальчик. От первого лица ведётся рассказ. Произведение начинается с его сожаления, что он не успел узнать имя юного героя, благодаря которому враг был побежден (экспозиция):
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Отважный мальчик сам предлагает помощь, готов указать путь бойцам (завязка):
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Герой взволнован, он спешит, говорит короткими фразами. Он понимает, что исход боя зависит от него (кульминация):
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Победа танкистов сопровождается смешанными чувствами: герой одновременно чувствует облегчение, но этот подвиг достался тяжело. Но танкист благодарит мальчика, говоря с ним на равных (развязка):
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал…
Имя героя намеренно не названо. Таким образом А.Т. Твардовский подчеркнул, что юных бойцов было очень много и без их вклада одержать победу было бы невозможно.
- Почему у стихотворения кольцевая композиция?
- Какая идея заключена в произведении?
Слово о К.М. Симонове
Константин Михайлович Симонов (1915–1979)
Константин (настоящее имя Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде в 1915 году в семье военного. В автобиографии он вспоминал: «Детство и юность прожил я в Рязани Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий». Отчим заменил мальчику отца, благодарность ему К.М. Симонов выразит в поэме «Отец». Любовь к поэзии привила сыну мать, которая наизусть читала А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева.
К.М. Симонов окончил семь классов в 1930 году, затем пошёл учиться на токаря. После переезда в Москву с семьёй поэт поступил в Литературный институт. В 1939 году К.М. Симонов начинает работать военным корреспондентом. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и продолжил сотрудничать с газетами «Боевое знамя» и «Красная звезда». Широкую известность получил после публикации стихотворений «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Жди меня».
Стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» написано в 1941 году, в первые месяцы войны. Это было тяжелое время для советской армии. Автор рассказывает о мальчике, которого везли из Бреста.
Главная тема произведения – судьба детей войны. Автор говорит о проблеме сиротства, взаимопомощи, долга перед родиной. Лирический герой – непримиримый боец, столкнувшийся со страданиями мальчика, сына майора. Этот мальчик потерял мать, он поседел от увиденных ужасов войны, детство его отнято. Лирический герой не желает возвращаться домой, пока не повергнет врага, пока тот мальчик снова не вернутся домой и не «поцелует горсть своей земли».
Композиция стихотворения двухчастна. В первом четверостишии лирический герой повествует о том, как маленький мальчик попал к солдатам. Седые волосы – деталь, по которой читатель может представить увиденный мальчиков ужас.
После следует вторая часть, в которой строки обращены к невидимому адресату, никогда не видевшего ужасов войны. Лирический герой говорит, почему не может просто так уйти с войны: горе мальчика «оборвало сердца». Он понимает, что теперь только в его силах защитить детей от горькой судьбы.
Лирическому герою больно видеть, что сделала с ребенком война. Стихотворение К.М. Симонова поддерживает боевой дух солдат, демонстрирует жизненную необходимость борьбы с врагами, принесшими горести войны.
- Почему, увидев мальчишку на лафете, лирический герой не может вернуться домой, к семье?
- Какое впечатление произвёл мальчик на лирического героя?
А.Т. Твардовский и К.М. Симонов посвятили свои произведения детям, потерявшим детство в обломках Великой Отечественной войны. Юные герои проявляли лучшие черты характера: смелость, героизм, отвагу, находчивость. Поэты представили собирательные образы, они символизируют всех детей военного времени.
Контрольные вопросы
- Какими чувствами проникнуты стихотворения А.Т. Твардовского и К.М. Симонова?
- Какова судьба детей на войне? Как война изменила их жизнь?