- Роды литературы (эпос, лирика, драма)
- Жанры литературы
- Басня как литературный жанр
- Истоки басенного жанра (А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев)
- Знать роды литературы, жанровые особенности басни
- Уметь определять род и жанр художественного произведения
Какими постоянными эпитетами сопровождаются в сказках слова?
- чудо-юдо
- молодец
- девица
- поле
Литературные роды – это объединения литературных текстов, сформированные по типу повествования и по формальному сходству.
Все художественные произведения делятся на три большие группы: эпос, лирика, драма. Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.
Таблица 1. Роды и жанры литературы
Роды литературы
|
Содержание произведений
|
Жанры литературы
|
Примеры произведений
|
Эпос
|
Рассказывают о событиях, произошедших с героями
|
Рассказы Повести Романы Сказки
|
В.Ю. Драгунский «Шляпа»
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
|
Лирика
|
Передают чувства, мысли, переживания человека
|
Стихотворение Песня
|
Стихотворение С.А. Есенин «Белая берёза»
|
Драма
|
Предназначены для постановки на сцене; нет рассказчика, персонажи принимают участие в действии перед глазами зрителя
|
Пьесы Сценки Комедия Трагедия Драма
|
Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
|
Лироэпос
|
Сочетают признаки лирики и эпоса
|
Басня Баллада Поэма
|
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
|
Это разделение было сформулировано еще в поэтике Аристотеля (335 г. до н.э.). Аристотель предлагал выделить три рода литературных произведений, сгруппированных по характеру повествования:
- О событии рассказывается от повествователя (эпос)
- Рассказ ведется о личных переживаниях (лирика)
- Повествование ведется как действие нескольких лиц (драма)
Такое деление сохранилось и до сегодняшнего дня.
На пересечении эпоса и лирики находится лироэпический род. От эпоса он получил событийную фабулу (развитие сюжета), а от лирики – эмоциональную окрашенность и стихотворную форму.
- Назовите существующие литературные роды и их характерные особенности.
- Произведения каких жанров вы читали? Назовите их. К каким родам литературы они относятся?
Басня как литературный жанр
Басни не так просты, как кажутся:
В них учиться можно даже и у животного.
Голая мораль наводит тоску,
А рассказ поможет и урок принять.
Наша уловка — поучать, услаждая;
А рассказывать просто так — не стоит труда.
Лафонтен
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Нравоучительный вывод называется моралью. Чаще всего мораль стоит перед рассказом или после него. А может и отсутствовать в тексте басни, но она подразумевается автором, и читатель может ее легко сформулировать.
В основе басни лежит аллегория.
Аллегория – изображение предмета, за которым лежит другое понятие (за лисой скрывается хитрый человек, за ягненком – беззащитный, за волком – злой).
Основными действующими лицами в басне являются животные, поэтому в любой басне мы найдем такое изобразительно-выразительное средство языка, как олицетворение.
Олицетворение – наделение неживого объекта признаками живого.
В баснях животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют, поэтому текст басни часто строится в форме диалога. Лаконизм, афористичность, просторечия, строчки разной длины – все это создает ощущение разговорной речи.
Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром. Все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Благодаря этому баснописцу возникло выражение эзопов язык.
Эзопов язык – речь, которая содержит иносказание, недомолвки.
Понять выражение эзопов язык помогает следующая история.
Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесет с базара самое прекрасное, что есть на свете».
Послал хозяин Эзопа на базар.
Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули ее, под ней – язык.
– Эзоп, причем здесь это? – недоумевают гости.
– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете?
Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:
– Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
– Эзоп, ты же опять принес язык!
– А что теперь ответил Эзоп?
– А разве это не самое ужасное?
- Что такое басня? Когда появились басни? Что означает выражение «эзопов язык»?
- Назовите характерные черты басни.
- Что такое олицетворение и аллегория?
- Что такое мораль и где она в басне может находиться? Может ли мораль отсутствовать?
Александр Петрович Сумароков (1717–1777)
Русская литература обратилась к жанру басни в XVIII веке. Утвердил его Александр Петрович Сумароков. Он писал во множестве жанров: был и драматургом, и поэтом, и баснописцем.
Басня была его излюбленным жанром в течение почти всей творческой жизни (им создано около 400 басен). Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков.
А.П. Сумароков первым в русской литературе начал писать басни в стихотворной форме, смело вводил в них пословицы. Склад басен был шутливым. Писатель обращался к сюжетам народных анекдотов. Басни А.П. Сумарокова имели резкую сатирическую окраску.
Поэтическим девизом А.П. Сумарокова были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану…» Например, в басне «Кокушка», которая построена как диалог между кукушкой и грачом, А.П. Сумароков высмеивает такие качества, как самонадеянность и самовлюбленность.
КОКУ́ШКА
Грач вырвался из рук, из города домой.
Кокушка говорит: «Скажи, дружочек мой,
Какая в городе молва о песнях наших?»
Он ей ответствует: «Из жителей там ваших
Прославлен соловей, о нем везде слова,
О нем великая там носится молва».
Кокушка говорит: «О жавронке известно?»
Грач ей: «И жавронка там пение прелестно».
Кокушка говорит: «Во славе ль там скворец?»
Грач ей: «И он у них известный там певец».
Кокушка говорит: «С тобой жила я дружно.
Для дружбы той скажи, что знать еще мне нужно,
Да только ничего, дружок, не утаи.
Какие речи там про песенки мои?»
Грач ей: «О том людей на речь не позывало,
Как будто бы тебя на свете не бывало».
Кокушка говорит: «Коль люди без ума,
Так я могу сплести хвалу себе сама».
А.П. Сумароков использует в басне разнообразные средства художественной выразительности, например:
- лексический повтор («Грач ей» – трехкратное повторение показывает неизменность позиции Грача, «кукушка говорит» – повторение, подчёркивающее настойчивость Кукушки, она жаждет узнать о себе)
- эпитеты («великая молва», «известный певец»)
- метафору («сплести хвалу»)
- олицетворение («носится молва»)
- сравнение («не позывало, как будто… не бывало»)
- вопросно-ответная форма (диалог Кукушки и Грача)
А.П. Сумароков показывает конфликт посредственных людей и истинных творцов, где первые – бездарно и агрессивно вторгаются в мир литературы, создающие свои творения только с одной целью – прославиться. Басня актуальна и в наши дни. Множество людей имеют высокое мнение о своих качествах и стремятся получить похвалу, хотя особыми талантами не обладают.
- Басня написана в форме разговора двух персонажей. Каким термином можно назвать такой разговор?
- О чьих песнях на самом деле хочет услышать от грача Кукушка?
- Как вы понимаете ответ Грача на пение Кукушки? Как он прозвучал бы на современном русском языке?
- Как характеризуют Кукушку слова, сказанные ею в конце басни?
- В чем заключается мораль басни?
- Какие пороки высмеивает автор? Какие выразительные средства использует для этого?
Иван Иванович Дмитриев (1760–1837)
Басни И.И. Дмитриева – это в основном переводы произведений французского баснописца Жана де Лафонтена. Он стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица» –правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы. Басни И.И. Дмитриева исключают сатиру и грубый смех. Баснописец в них – советчик. И.И. Дмитриев считал, что басню нужно писать простым языком, придавать ей поэтичность и легкость.
В произведениях поэта главными героями выступают те же персонажи (звери), но изъясняются они в совершенно другой манере: мило, приятно и остроумно. Заслуга И.И. Дмитриева заключается в том, что он, не отвергая поучительной направленности басни, «первый показал нам, что есть разница между выражениями простыми и низкими…» (Д.Н. Блудов)
В наши дни мы часто слышим выражение: «Мы пахали». Но не все знают, что это фраза из басни И. И. Дмитриева «Муха». Выражение «мы пахали» было подхвачено сразу после публикации произведения и стало крылатым.
Крылатое выражение – это обычная фраза, которую однажды кто-то произнес, но она стала популярной среди людей.
Крылатое выражение из басни прижилось, потому что описанная ситуация типична, она шагает рядом с людьми из века в век.
МУХА
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
По сюжету басни неизвестно, где была Муха во время пахоты. Да и вряд ли от нее мог быть какой-то толк в этом тяжелом труде. Но она сообщает гордо о своей сопричастности к делу. В финале звучит мораль: часто приходится слышать, как кто-то, не имеющий никакого отношения к делу, пристраивается к чужим трудовым подвигам. Дмитриев высмеивает такие качества Мухи, как лень и хвастовство, противопоставляя их трудолюбию Быка. Она сумела приписать себе чужие трудовые достижения, только потому что находилась рядом и сумела воспользоваться ситуацией.
В басне И.И. Дмитриева есть следующие средства художественной выразительности:
лексический повтор («Откуда?» – повтор вопроса Мухой указывает на то, что ей нечего сказать, но перед своей собеседницей она пытается таким образом поднять вою значимость)
просторечия («завсегда») и разговорные слова («подчас»), которые придают тексту изящество
- Какие слова позволяют понять, что трудился на пахоте только Бык?
- Какие качества противопоставил И.И. Дмитриев в басне «Муха»?
- Почему Муха сказала, что тоже трудилась?
- В чем мораль басни?
- Какие слова указывают на то, что Муха хвастается?
- К кому обращается И.И. Дмитриев в финале своей басни?
Контрольные вопросы
- К какому роду литературы относится басня? Какие ещё жанры относятся к этому роду?
- Герои басен являются аллегориями чего?
- Кто является родоначальником басни? Какое выражение возникло благодаря ему?
- Как называется нравоучительный вывод в басне?