Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Роды и жанры литературы. Басня. А.П. Сумароков. И.И. Дмитриев

Русская литература XVIII века

08.12.2024
9702
10

Роды и жанры литературы. Басня. А.П. Сумароков. И.И. Дмитриев

 

План урока

  • Роды литературы (эпос, лирика, драма)
  • Жанры литературы
  • Басня как литературный жанр
  • Истоки басенного жанра (А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев)

Цели урока

  • Знать роды литературы, жанровые особенности басни
  • Уметь определять род и жанр художественного произведения

Разминка

Какими постоянными эпитетами сопровождаются в сказках слова?

  • чудо-юдо
  • молодец
  • девица
  • поле

 


Литературные роды – это объединения литературных текстов, сформированные по типу повествования и по формальному сходству. 


 

Все художественные произведения делятся на три большие группы: эпос, лирика, драма. Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

 

Таблица 1. Роды и жанры литературы

Роды литературы

Содержание произведений

Жанры литературы

Примеры произведений

Эпос

Рассказывают о событиях, произошедших с героями

Рассказы

Повести

Романы

Сказки

В.Ю. Драгунский «Шляпа»

 

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Лирика

Передают чувства, мысли, переживания человека

Стихотворение

Песня

Стихотворение С.А. Есенин «Белая берёза»

Драма

Предназначены для постановки на сцене; нет рассказчика, персонажи принимают участие в действии перед глазами зрителя

Пьесы

Сценки

Комедия

Трагедия

Драма

Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Лироэпос

Сочетают признаки лирики и эпоса

Басня

Баллада

Поэма

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

 

Это разделение было сформулировано еще в поэтике Аристотеля (335 г. до н.э.). Аристотель предлагал выделить три рода литературных произведений, сгруппированных по характеру повествования: 

  1. О событии рассказывается от повествователя (эпос)
  2. Рассказ ведется о личных переживаниях (лирика)
  3. Повествование ведется как действие нескольких лиц (драма)

 

Такое деление сохранилось и до сегодняшнего дня.

 

На пересечении эпоса и лирики находится лироэпический род. От эпоса он получил событийную фабулу (развитие сюжета), а от лирики – эмоциональную окрашенность и стихотворную форму.

 


  1. Назовите существующие литературные роды и их характерные особенности.
  2. Произведения каких жанров вы читали? Назовите их. К каким родам литературы они относятся?


Басня как литературный жанр

Басни не так просты, как кажутся:

В них учиться можно даже и у животного.

Голая мораль наводит тоску,

А рассказ поможет и урок принять.

Наша уловка — поучать, услаждая;

А рассказывать просто так — не стоит труда.

 

Лафонтен

 


Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.


 

Нравоучительный вывод называется моральюЧаще всего мораль стоит перед рассказом или после него. А может и отсутствовать в тексте басни, но она подразумевается автором, и читатель может ее легко сформулировать.

 

В основе басни лежит аллегория.

 


Аллегория – изображение предмета, за которым лежит другое понятие (за лисой скрывается хитрый человек, за ягненком – беззащитный, за волком – злой). 


 

Основными действующими лицами в басне являются животные, поэтому в любой басне мы найдем такое изобразительно-выразительное средство языка, как олицетворение.

 


Олицетворение – наделение неживого объекта признаками живого.


 

В баснях животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют, поэтому текст басни часто строится в форме диалога. Лаконизм, афористичность, просторечия, строчки разной длины – все это создает ощущение разговорной речи. 

 

Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром. Все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Благодаря этому баснописцу возникло выражение эзопов язык.

 


Эзопов язык – речь, которая содержит иносказание, недомолвки. 


Понять выражение эзопов язык помогает следующая история.

 

Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесет с базара самое прекрасное, что есть на свете».

 

Послал хозяин Эзопа на базар. 

Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули ее, под ней – язык.

– Эзоп, причем здесь это? – недоумевают гости.

– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете?

 

Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:

– Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

– Эзоп, ты же опять принес язык!

– А что теперь ответил Эзоп?

– А разве это не самое ужасное?


  1. Что такое басня? Когда появились басни? Что означает выражение «эзопов язык»?
  2. Назовите характерные черты басни.
  3. Что такое олицетворение и аллегория?
  4. Что такое мораль и где она в басне может находиться? Может ли мораль отсутствовать?


Александр Петрович Сумароков (1717–1777) 

Рис. 1. Ф.С. Рокотов. Портрет Александра Сумарокова. 1762.

Русская литература обратилась к жанру басни в XVIII веке. Утвердил его Александр Петрович Сумароков. Он писал во множестве жанров: был и драматургом, и поэтом, и баснописцем.

 

Басня была его излюбленным жанром в течение почти всей творческой жизни (им создано около 400 басен). Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков.

 

А.П. Сумароков первым в русской литературе начал писать басни в стихотворной форме, смело вводил в них пословицы. Склад басен был шутливым. Писатель обращался к сюжетам народных анекдотов. Басни А.П. Сумарокова имели резкую сатирическую окраску.

 

Поэтическим девизом А.П. Сумарокова были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану…» Например, в басне «Кокушка», которая построена как диалог между кукушкой и грачом, А.П. Сумароков высмеивает такие качества, как самонадеянность и самовлюбленность.

 

КОКУ́ШКА

 

Грач вырвался из рук, из города домой.
Кокушка говорит: «Скажи, дружочек мой,
Какая в городе молва о песнях наших?»
Он ей ответствует: «Из жителей там ваших
Прославлен соловей, о нем везде слова,
О нем великая там носится молва».

Кокушка говорит: «О жавронке известно?»
Грач ей: «И жавронка там пение прелестно».
Кокушка говорит: «Во славе ль там скворец?»
Грач ей: «И он у них известный там певец».

Кокушка говорит: «С тобой жила я дружно.
Для дружбы той скажи, что знать еще мне нужно,
Да только ничего, дружок, не утаи.
Какие речи там про песенки мои?»

Грач ей: «О том людей на речь не позывало,
Как будто бы тебя на свете не бывало».
Кокушка говорит: «Коль люди без ума,
Так я могу сплести хвалу себе сама».

 

 

А.П. Сумароков использует в басне разнообразные средства художественной выразительности, например:

  • лексический повтор («Грач ей» – трехкратное повторение показывает неизменность позиции Грача, «кукушка говорит» – повторение, подчёркивающее настойчивость Кукушки, она жаждет узнать о себе)
  • эпитеты («великая молва», «известный певец»)
  • метафору («сплести хвалу»)
  • олицетворение («носится молва»)
  • сравнение («не позывало, как будто… не бывало»)
  • вопросно-ответная форма (диалог Кукушки и Грача)

 

А.П. Сумароков показывает конфликт посредственных людей и истинных творцов, где первые – бездарно и агрессивно вторгаются в мир литературы, создающие свои творения только с одной целью – прославиться. Басня актуальна и в наши дни. Множество людей имеют высокое мнение о своих качествах и стремятся получить похвалу, хотя особыми талантами не обладают.


  1. Басня написана в форме разговора двух персонажей. Каким термином можно назвать такой разговор?
  2. О чьих песнях на самом деле хочет услышать от грача Кукушка?
  3. Как вы понимаете ответ Грача на пение Кукушки? Как он прозвучал бы на современном русском языке?
  4. Как характеризуют Кукушку слова, сказанные ею в конце басни?
  5. В чем заключается мораль басни?
  6. Какие пороки высмеивает автор? Какие выразительные средства использует для этого?


Иван Иванович Дмитриев (1760–1837)

Рис. 2. Д.Г. Левицкий. Портрет И.И. Дмитриева. 1790-е.

Басни И.И. Дмитриева – это в основном переводы произведений французского баснописца Жана де Лафонтена. Он стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица» –правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы. Басни И.И. Дмитриева исключают сатиру и грубый смех. Баснописец в них – советчик. И.И. Дмитриев считал, что басню нужно писать простым языком, придавать ей поэтичность и легкость.

 

В произведениях поэта главными героями выступают те же персонажи (звери), но изъясняются они в совершенно другой манере: мило, приятно и остроумно. Заслуга И.И. Дмитриева заключается в том, что он, не отвергая поучительной направленности басни, «первый показал нам, что есть разница между выражениями простыми и низкими…» (Д.Н. Блудов)

 

В наши дни мы часто слышим выражение: «Мы пахали». Но не все знают, что это фраза из басни И. И. Дмитриева «Муха». Выражение «мы пахали» было подхвачено сразу после публикации произведения и стало крылатым.


Крылатое выражение – это обычная фраза, которую однажды кто-то произнес, но она стала популярной среди людей.


 

Крылатое выражение из басни прижилось, потому что описанная ситуация типична, она шагает рядом с людьми из века в век.

 

МУХА

 

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

 

 

По сюжету басни неизвестно, где была Муха во время пахоты. Да и вряд ли от нее мог быть какой-то толк в этом тяжелом труде. Но она сообщает гордо о своей сопричастности к делу. В финале звучит мораль: часто приходится слышать, как кто-то, не имеющий никакого отношения к делу, пристраивается к чужим трудовым подвигам. Дмитриев высмеивает такие качества Мухи, как лень и хвастовство, противопоставляя их трудолюбию Быка. Она сумела приписать себе чужие трудовые достижения, только потому что находилась рядом и сумела воспользоваться ситуацией.

 

В басне И.И. Дмитриева есть следующие средства художественной выразительности:

лексический повтор («Откуда?» – повтор вопроса Мухой указывает на то, что ей нечего сказать, но перед своей собеседницей она пытается таким образом поднять вою значимость)

просторечия («завсегда») и разговорные слова («подчас»), которые придают тексту изящество

 


  1. Какие слова позволяют понять, что трудился на пахоте только Бык?
  2. Какие качества противопоставил И.И. Дмитриев в басне «Муха»?
  3. Почему Муха сказала, что тоже трудилась?
  4. В чем мораль басни?
  5. Какие слова указывают на то, что Муха хвастается?
  6. К кому обращается И.И. Дмитриев в финале своей басни?


Контрольные вопросы

 

  1. К какому роду литературы относится басня? Какие ещё жанры относятся к этому роду?
  2. Герои басен являются аллегориями чего?
  3. Кто является родоначальником басни? Какое выражение возникло благодаря ему?
  4. Как называется нравоучительный вывод в басне?


Следующий урок
Стихи о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Умножение десятичных дробей

    Математика

  • География в древности

    География

  • Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке