Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Роды и жанры литературы. Басня. А.П. Сумароков. И.И. Дмитриев

Русская литература XVIII века

Роды и жанры литературы. Басня. А.П. Сумароков. И.И. Дмитриев

 

План урока

  • Роды литературы (эпос, лирика, драма)
  • Жанры литературы
  • Басня как литературный жанр
  • Истоки басенного жанра (А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев)

Цели урока

  • Знать роды литературы, жанровые особенности басни
  • Уметь определять род и жанр художественного произведения

Разминка

Какими постоянными эпитетами сопровождаются в сказках слова?

  • чудо-юдо
  • молодец
  • девица
  • поле

 


Литературные роды  – это объединения литературных текстов, сформированные по типу повествования и по формальному сходству. 


 

Все художественные произведения делятся на три большие группы: эпос, лирика, драма . Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

 

 

Это разделение было сформулировано еще в поэтике Аристотеля (335 г. до н.э.). Аристотель предлагал выделить три рода литературных произведений, сгруппированных по характеру повествования: 

  1. О событии рассказывается от повествователя (эпос)
  2. Рассказ ведется о личных переживаниях (лирика)
  3. Повествование ведется как действие нескольких лиц (драма)

 

Такое деление сохранилось и до сегодняшнего дня.

 

На пересечении эпоса и лирики находится лироэпический род. От эпоса он получил событийную фабулу (развитие сюжета), а от лирики – эмоциональную окрашенность и стихотворную форму.

 


  1. Назовите существующие литературные роды и их характерные особенности.
  2. Произведения каких жанров вы читали? Назовите их. К каким родам литературы они относятся?


 

Басня как литературный жанр

 

Басни не так просты, как кажутся:

В них учиться можно даже и у животного.

Голая мораль наводит тоску,

А рассказ поможет и урок принять.

Наша уловка — поучать, услаждая;

А рассказывать просто так — не стоит труда.

 

Лафонтен

 


Басня  – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.


 

Нравоучительный вывод называется моралью Чаще всего мораль стоит перед рассказом или после него. А может и отсутствовать в тексте басни, но она подразумевается автором, и читатель может ее легко сформулировать.

 

В основе басни лежит аллегория .

 


Аллегория – изображение предмета, за которым лежит другое понятие (за лисой скрывается хитрый человек, за ягненком – беззащитный, за волком – злой). 


 

Основными действующими лицами в басне являются животные, поэтому в любой басне мы найдем такое изобразительно-выразительное средство языка, как олицетворение .

 


Олицетворение – наделение неживого объекта признаками живого.


 

В баснях животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют, поэтому текст басни часто строится в форме диалога. Лаконизм, афористичность, просторечия, строчки разной длины – все это создает ощущение разговорной речи. 

 

Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром. Все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Благодаря этому баснописцу возникло выражение эзопов язык .

 


Эзопов язык  – речь, которая содержит иносказание, недомолвки. 


 

Понять выражение эзопов язык помогает следующая история.

 

Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесет с базара самое прекрасное, что есть на свете».

 

Послал хозяин Эзопа на базар.

Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули ее, под ней – язык.

– Эзоп, причем здесь это? – недоумевают гости.

– Что ответил, по вашему мнению, Эзоп?

– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

 

Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:

– Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

– Эзоп, ты же опять принес язык!

– А что теперь ответил Эзоп?

– А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

 


  1. Что такое басня?  Когда появились басни? Что означает выражение «эзопов язык»?
  2. Назовите характерные черты басни.
  3. Что такое олицетворение и аллегория?
  4. Что такое мораль и где она в басне может находиться? Может ли мораль отсутствовать?
  5. К какому литературному роду можно отнести басню И. А. Крылова «Квартет»? Обоснуйте свой ответ.


 

Александр Петрович Сумароков (1717–1777)

 

Русская литература обратилась к жанру басни в XVIII веке. Утвердил его Александр Петрович Сумароков. Он писал во множестве жанров: был и драматургом, и поэтом, и баснописцем.

 

Басня была его излюбленным жанром в течение почти всей творческой жизни (им создано около 400 басен). Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков. 

 

Сумароков первым в русской литературе начал писать басни в стихотворной форме, смело вводил в них пословицы. Склад басен был шутливым. Писатель обращался к сюжетам народных анекдотов. Басни Сумарокова имели резкую сатирическую окраску.

 

Поэтическим девизом Сумарокова были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану…» Например, в басне «Кокушка», которая построена как диалог между кукушкой и грачом, Сумароков высмеивает такие качества, как самонадеянность и самовлюбленность.

 

КОКУ́ШКА

 

Грач вырвался из рук, из города домой.
Кокушка говорит: «Скажи, дружочек мой,
Какая в городе молва о песнях наших?»
Он ей ответствует: «Из жителей там ваших
Прославлен соловей, о нем везде слова,
О нем великая там носится молва».

Кокушка говорит: «О жавронке известно?»
Грач ей: «И жавронка там пение прелестно».
Кокушка говорит: «Во славе ль там скворец?»
Грач ей: «И он у них известный там певец».

Кокушка говорит: «С тобой жила я дружно.
Для дружбы той скажи, что знать еще мне нужно,
Да только ничего, дружок, не утаи.
Какие речи там про песенки мои?»

Грач ей: «О том людей на речь не позывало,
Как будто бы тебя на свете не бывало».
Кокушка говорит: «Коль люди без ума,
Так я могу сплести хвалу себе сама». 

 

Сумароков использует в басне следующие средства художественной выразительности:

  • Лексический повтор («Грач ей» – трехкратное повторение показывает неизменность позиции Грача)
  • Эпитеты («великая молва», «известный певец»)
  • Метафору («сплести хвалу», «носится молва»)
  • Сравнение («не позывало, как будто… не бывало»)

 

Басня актуальна и в наши дни. Множество людей имеют высокое мнение о своих качествах и стремятся получить похвалу.


 


  1. Басня написана в форме разговора двух персонажей. Каким термином можно назвать такой разговор?
  2. О чьих песнях на самом деле хочет услышать от грача Кукушка?
  3. Как вы понимаете ответ Грача на пение Кукушки? Как он прозвучал бы на современном русском языке?
  4. Как характеризуют Кукушку слова, сказанные ею в конце басни?
  5. В чем заключается мораль басни?
  6. Какие пороки высмеивает автор? Какие выразительные средства использует для этого?


 

Иван Иванович Дмитриев (1760–1837)

 

Басни И. И. Дмитриева – это в основном переводы произведений Лафонтена. Он стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица» –правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы. Басни Дмитриева исключают сатиру и грубый смех. Баснописец в них – советчик. Дмитриев считал, что басню нужно писать простым языком, придавать ей поэтичность и легкость.

 

В произведениях поэта главными героями выступают те же персонажи (звери), но изъясняются они в совершенно другой манере: мило, приятно и остроумно. Заслуга Дмитриева заключается в том, что он, не отвергая поучительной направленности басни, «первый показал нам, что есть разница между выражениями простыми и низкими…» (Д. Н. Блудов)

 

В наши дни мы часто слышим выражение: «Мы пахали». Но не все знают, что это фраза из басни И. И. Дмитриева «Муха». Выражение «мы пахали» было подхвачено сразу после публикации произведения и стало крылатым .

 


Крылатое выражение  – это обычная фраза, которую однажды кто-то произнес, но она стала популярной среди людей.


 

Крылатое выражение из басни прижилось, потому что описанная ситуация типична, она шагает рядом с людьми из века в век. 

 

Муха

Бык с плугом на покой тащился

                                     по трудах;

А муха у него сидела на рогах,

И муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» - от этой был

                                                 вопрос.

А та, поднявши нос, 

В ответ ей говорит: «Откуда?»

                                            Мы пахали!

 

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!» 

 

По сюжету басни мы не знаем, где была Муха во время пахоты. Да и вряд ли от нее мог быть какой-то толк в этом тяжелом труде. Но она сообщает гордо о своей сопричастности к делу. Бык воплощает в себе образ работяги, а Муха – лентяйки. В финале звучит мораль: часто приходится слышать, как кто-то, не имеющий никакого отношения к делу, пристраивается к чужим трудовым подвигам. Дмитриев высмеивает такие качества Мухи, как лень и хвастовство. Муха сумела приписать себе чужие трудовые достижения, только потому что находилась рядом и сумела воспользоваться ситуацией.

 

Сегодня вы увидели, что басни полезно читать как детям, так и взрослым, ведь они помогают помнить о простых, но мудрых истинах жизни.

 


  1. Кто из героев басни вам симпатичен, а кто нет? Почему?
  2. Что олицетворяют собой герои? Аллегориями чего они являются?
  3. Является ли выражение «мы поехали» многозначным?
  4. Может ли подобная ситуация произойти в жизни? Приведите пример.


ПРОЕКТ

 

Русские баснописцы у истоков жанра (А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев). 

 

Краткое сообщение о баснописце с рассказом интересных фактов его биографии. Разбор басни: найти средства художественной выразительности и сформулировать мораль. Подобрать иллюстрации к басне.


 

Басни И.А. Крылова

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика