Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Описание внешности человека

Текст

23.04.2024
1698
0

Описание внешности человека

 

…Тело — живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом.

 

А. Ф. Лосев

 


Согласны ли вы с высказыванием отечественного философа А. Ф. Лосева? Приходилось ли вам когда-нибудь угадывать характер человека по его внешности?


План урока

  • Зачем уметь описывать внешность человека?
  • Портрет и его компоненты
  • Художественное описание человека, литературный портрет
  • Языковые средства, используемые при написании литературного портрета
  • Деловое и научное описание внешности человека
  • Примерный план сочинения
  • Группы слов для описания внешности

Цели урока

  • Знать особенности описания внешности человека в разных функциональных стилях, структуру сочинения-описания внешности человека
  • Уметь анализировать литературный портрет в художественных произведениях, самостоятельно создавать текст-описание

 

Умение описывать внешность человека может пригодиться в разных ситуациях: при поисках пропавшего человека, при личной беседе, когда есть необходимость рассказать, как выглядит ваш друг или известная личность; при написании сочинения.

 

Более того, важно учиться быть наблюдательным и чутким , замечать, когда близкий человек грустит или радуется; чем-то озабочен или находится в приподнятом настроении. Внешность человека часто помогает узнать о его внутреннем состоянии, характере и настроении.

 

Описание внешности человека по-другому можно назвать портретом.

 

Из чего состоит портрет человека? Первое, на что мы обращаем внимание при встрече: лицо – глаза, губы, нос, лоб, уши; взгляд человека, волосы; осанка, тип фигуры, рост; мимика, жесты, манера держаться. Кроме того, зачастую о человеке многое говорит и его одежда, аксессуары, обувь. 

 

Портреты можно встретить в текстах любого стиля: в разговорной речи, деловой, научной, художественной. Особенно богата описаниями внешности, конечно же, художественная речь. Многие портреты, рассмотренные на уроках литературы, навсегда остаются в памяти. Рассмотрим несколько образцов:

 

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава; 

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит».

 

А. С. Пушкин. Описание Царевны-Лебеди из «Сказки о царе Салтане».

 

«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина… и шуба и шапка на ней были из снега».

 

Г. Х. Андерсен. Описание Снежной королевы из одноимённой сказки.

 

«Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.»

 

В. Г. Короленко. «Дети подземелья», описание Валека.

 

Все рассмотренные вами примеры являются литературными портретами. Они используются авторами произведений как одно из средств характеристики героя. По литературному портрету часто можно понять, как писатель относится к тому или иному персонажу.

 

Какие речевые средства используют авторы, описывая героев? Сравнения (выступает, будто пава), эпитеты (худощавый и тонкий), цветовые эпитеты (ослепительно белая), эпитеты со значением формы, размера (узких и коротких штанишек), существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (реченька), числительные (лет десяти), разговорную (в рубашонке) и книжную (пава, величава) лексику.

 

 

Деловое описание внешности человека часто используется при розыске пропавшего; самое важное — точно передать черты человека. Вот пример такого текста: 

 

Внимание!

 

Пропал мальчик, зовут Артём. На вид 9-11 лет, худого телосложения, рост — 140 сантиметров. Волосы соломенного цвета, кудрявые, короткие. Глаза голубые, круглые. Был одет в голубую футболку с трансформерами и чёрные шорты. Особая примета: заметное родимое пятно на лбу.

 

Существует и научное описание внешности человека, поскольку есть науки, занимающиеся изучением внешности людей. К ним относятся, например, психология, криминалистика, история, антропология и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают историю болезни и должны поставить диагноз.

 

При написании сочинения можно опираться на следующий план:

 

  1. Кем вам приходится описываемый человек; почему вы выбрали для описания именно его.
  2. Что бросается в глаза в первый момент встречи (общее впечатление).
  3. Возраст.
  4. Описание фигуры, роста, позы или походки.
  5. Описание лица:
  • глаза, их цвет, выражение, взгляд;
  • рот, губы, зубы, улыбка;
  • описание щек, носа;
  • описание прически (цвет волос, длина волос).

      6. Описание одежды.

      7. Настроение.

      8. Изменение внешнего вида в момент какого-либо действия и т.д.

      9.  Ваше отношение к этому герою или человеку.

 

Следующие группы лексики помогут вам более точно и безошибочно описать человека:

 

  • лицо: круглое, овальное, сердечком, длинное, широкое, узкое, плоское, веснушчатое, бледное, румяное, загорелое и т.д.;

 

  • глаза: узкие, широкие, миндалевидные, прищуренные, навыкате; бесцветные, блестящие, голубые, карие, ореховые, серые; задумчивые, злые, заспанные, лукавые, озорные, правдивые, удивленные, беспокойные и др.;

 

  • брови и ресницы: густые, редкие, длинные, жесткие, чёрные, белёсые, цвета волос и др.;

 

  • нос: крупный, длинный, короткий, крошечный, с горбинкой, греческий, классический, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой, картошкой и др.;

 

  • губы: тонкие, пухлые, мясистые, бантиком, алые, розовые и др.;

 

  • улыбка: доверчивая, миролюбивая, презрительная, обольстительная, равнодушная, многозначительная, ироническая, насмешливая, пленительная, широкая, неискренняя, добродушная и др.


Контрольные вопросы:

 

  1. По каким причинам, на ваш взгляд, необходимо уметь описывать внешность человека?
  2. Что такое портрет? Из каких компонентов он состоит?
  3. Что такое литературный портрет? Зачем авторы описывают внешность героев?
  4. Какие языковые средства используются при написании литературного портрета? Приведите примеры.
  5. Что вам известно об особенностях делового и научного описания внешности человека?


Предыдущий урок
Рассуждение-размышление
Текст
Следующий урок
Рассуждение-размышление
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Умножение разности двух выражений на их сумму

    Алгебра

  • Stages of life. Жизненные этапы

    Английский язык

  • Правописание НЕ с деепричастиями

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке