Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Архитектура. Живопись и скульптура. Театр

История России 18 века

18.04.2024
2882
0

Архитектура. Живопись и скульптура. Театр

План урока

  • Архитектура
  • Живопись и скульптура
  • Театр

Цели урока

  • уметь объяснять основные направления развития архитектуры, театра и живописи
  • знать основные понятия и термины
  • уметь делать выводы об итогах развития художественной культуры

Разминка

  • Что вы можете рассказать об архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы?
  • Как часто вы посещаете театр?
  • Посещали ли вы Третьяковскую галерею, Эрмитаж или Русский музей?

Архитектура

Рис. 1. Екатерининский дворец в Царском Селе. Архитектор Б-Ф. Растрелли

В середине XVIII в. в России царил общеевропейский художественный стиль барокко (т. е. причудливый). Самым ярким представителем этого пышного и торжественного стиля в архитектуре стал Б.-Ф. Растрелли, построивший здания Воскресенского (Смольного) монастыря, Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе (рис. 1).

Рис. 2. Дом Пашкова в Москве. Архитектор В. Баженов

Рядом с ним работали зодчие И. Ф. Мичурин, И. К. Коробов, Д. В. Ухтомский. В 1760-х годах затейливое барокко начинает сменяться строгим, идеально «правильным» классицизмом. В архитектуре царят Д. Кваренги, Ч. Камерон, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. От Баженова сохранилось немного сооружений, зато остались его интереснейшие проекты: реконструкции Московского Кремля, возведения дворцового комплекса в подмосковном Царицыне (рис. 2).

Рис. 3. Здание Сената в Московском Кремле. Архитектор М. Казаков

Творений Казакова сохранилось значительно больше. В Москве: здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного собрания, Путевой (Петровский) дворец, здание Московского университета на Моховой (появился даже термин — «казаковская Москва»).

 

Старов работал преимущественно в Санкт-Петербурге. Им построены собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского, а также Таврический дворец — архитектурный памятник победам России в русско-турецких войнах (рис. 3 и 4). Все зодчие второй половины XVIII в. хотели изменить облик городов. Стихийная застройка кварталов должна остаться в прошлом, а городскую среду будут создавать планомерно расположенные ансамбли.

Рис. 4. Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Старов

В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII столетия были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащённые мировым наследием.

 

Особенностью архитектуры второй половины XVIII в. стало развитие ансамблевой застройки не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. В центре всегда были административные здания: губернаторский дворец, здание судебных органов, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.


Вопросы 

 

1. Какие основные архитектурные стили XVIII в. вы знаете? 

2. К каким стилям относятся наиболее известные памятники зодчества XVIII в.?

3. Какова особенность архитектуры второй половины XVIII в. в городах?


Живопись и скульптура

XVIII в. стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.

 

Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

 

Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир перед Рогнедой») и Григорий Иванович Угрюмов («Избрание Михаила Фёдоровича на царство», «Взятие Казани»).

 

В развитии портретной живописи проявились две особенности: всё большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.

 

Одним из известных мастеров был Алексей Петрович Антропов (1716–1795). Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулябки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного (небольшого) портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).

 

Мастером портретного жанра был также Иван Петрович Аргунов (1729–1802), создавший галерею парадных изображений графов Шереметевых. Однако особенно славились его портреты простых современников: архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николай Иванович Аргунов (1771–1829) прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой).

Рис. 5. Портрет княжны Е. Б. Юсуповой. Ф. С. Рокотов

Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала картины, написанные Фёдором Степановичем Рокотовым (1735–1808). Написанные им парадные портреты Екатерины II, её сына Павла, графа Г. Г. Орлова отличало высокое мастерство. Выразительны были и камерные портреты (особенно А. П. Струйской)(рис. 5).

 

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) был учеником А. П. Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, которых он изобразил танцующими, поющими, музицирующими.

Рис. 6. Портрет М. И. Лопухиной. В. Л. Боровиковский

Новые черты в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757–1825) Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые даёт на них, кроме изображенного образа, также пейзажный фон (рис. 6).

 

В самом конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были, например, работы М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Они отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.

 

Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Её основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740–1805). Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицына, статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла Петровича, А. А. Безбородко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.

Рис. 7. Медный всадник. Э. Фальконе

Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I (рис. 7).

 

Практически все правители России XVIII в. внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.

 

Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны.


Вопросы 

 

1. Какие жанры живописи были наиболее популярны во второй половине века? 

2. Назовите наиболее запомнившихся вам живописцев и их картины.

3. Как развивалась скульптура в XVIII в.?


Театр

Рис. 8. Ф. Г. Волков. Художник А. Лосенко

В середине XVIII в. театры в России, даже основанный в 1750 г. купеческим сыном Ф. Г. Волковым знаменитый театр в Ярославле, были ещё любительскими (рис. 8). В 1752 г. волковский театр, отличавшийся от других прежде всего своим современным репертуаром, по приказу Елизаветы Петровны был вытребован в Санкт-Петербург. В августе 1756 г. в России был учреждён первый профессиональный театр, который получил название российского. В него вошли и ярославцы, а руководил им поэт и драматург А. П. Сумароков. В том же году были открыты любительские театры при Московском университете и Шляхетском корпусе, где ставили не только пьесы иностранных авторов, но и русские трагедии и стихотворные комедии М. М. Хераскова. Любительские театры открывались и в других учебных заведениях, например, в Академии художеств, в Смольном институте.

 

Любовь народа к театральным зрелищам оказалась так сильна, что появились театры в Ярославле, Рязани, Пензе и других городах империи. Работа их носила сезонный характер. Обычно пьесы играли по большим праздникам, а актёрами выступали выходцы из купеческой среды, разночинцы. В народных театрах разыгрывали пьесы на местные злободневные темы, писали их сами участники спектаклей. Это подогревало интерес зрителей к происходящему на сцене. Интересно, что народные театры, открытые в столицах, содержались на средства полиции, которая таким образом могла контролировать и их репертуар, и само театральное действо.

 

Что касается профессионального театра, то для него, ставшего с 1759 г. придворным, при Екатерине II был установлен чёткий режим работы: три спектакля в неделю у русского театра, два — у французского и один — у немецкого. В 1766 г. была создана Театральная дирекция для управления профессиональными театрами, и тогда же все они стали общедоступными. Официальное открытие публичного государственного театра произошло в 1783 г., после окончания строительства Большого, или Каменного, театра в Санкт-Петербурге.

Рис. 9. Крепостной театр в Останкинском дворце

Москва ни в чём не хотела отставать от Северной столицы, но до поры все попытки создания здесь постоянного театра терпели неудачу из-за недостатка средств и малых сборов. Наконец, за дело берётся англичанин М. Маддокс (Медокс), который строит вместительное каменное здание театра на Петровке. Его открытие 30 декабря 1780 г. положило начало истории Большого театра (в то время называвшегося Петровским — по названию улицы). Актёров для него готовили в московском Воспитательном доме, где детям преподавали «изящные искусства», игру на музыкальных инструментах и пение. В последующие годы классы «изящных искусств» преобразуются в Театральное училище.

В это же время богатые помещики создают домашние любительские крепостные театры. К концу века многие из них начинают давать спектакли для широкой публики. В их репертуаре преобладают оперно-балетные постановки, но особым успехом у зрителя пользовались комедии и трагедии. Крепостной театр шёл по стопам театра профессионального, что неудивительно, ведь постановки в них осуществлялись теми же «режиссёрами», что и в городских театрах (рис. 9).

Рис. 10. Портрет А. П. Сумарокова. Художник А. Лосенко

Каков был репертуар профессиональных театров? Среди авторов пьес царствовали А. П. Сумароков, стремившийся разоблачать произвол власти (драма «Дмитрий Самозванец»), Д. И. Фонвизин с его блестящими комедиями и его последователи — Я. Б. Княжнин и В. В. Капнист, язвительная сатира которых порой заходила за негласно установленную властями черту. Значительное место в репертуаре занимали переводные пьесы, в основном французские. Популярны были пьесы Ж.-Б. Мольера, П. Корнеля, Вольтера, П. Бомарше и, конечно, У. Шекспира (рис. 10).

 

Главным результатом развития театрального искусства в эти годы можно считать то, что в XIX в. не было ни одного театрального явления, которое не было бы тесно связано с XVIII столетием.


Вопросы 

 

1. Театр — это развлечение для знати или для всего общества? Перечислите все виды театров, которые появились в России во второй половине XVIII в.

2. Почему в придворном профессиональном театре в столице ввели график для показа спектаклей на разных языках? 

3. Почему мы считаем основателем русского театра Ф. Волкова?


Итоги

 

Обновление России в XVIII в. было всесторонним, достижения культуры были неразрывно связаны с успехами в других сферах жизни российского общества. Художественная культура XVIII в. нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.


Предыдущий урок
Образование и наука. Развитие общественной мысли и литературы
История России 18 века
Следующий урок
Елизавета Петровна и её окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны
История России 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Восстание под предводительством Е. Пугачёва. Государственные реформы в 1775–1796 гг.

    История

  • Общие сведения о системах счисления
  • Строение сенсорных систем. Зрительный анализатор

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке