Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Начало правления Екатерины II. Уложенная комиссия

История России 18 века

25.04.2024
3102
1

Начало правления Екатерины II

План урока

  • Личность Екатерины II
  • Первые года царствования
  • Налаживание экономики страны

Цели урока

  • уметь объяснять основные предпосылки, содержание и общую характеристику внутренней политики Екатерины II
  • знать основные понятия и термины
  • уметь давать характеристику личности Екатерины II и её роли в событиях

Вступление

Правление этой императрицы вошло в историю под названием «золотой век Российской империи». Её эпоха связана со значительными преобразованиями, расцветом русской культуры. Когда императрице присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство».

 

Натура талантливая, образованная, литературно одарённая, она умела многое: управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых, одарённых, поручать им важные дела в соответствии с их способностями. И звали её… 

 

Личность Екатерины II

Рис. 1. Цесаревич Пётр Фёдорович и великая княгиня Екатерина. Художник Г. Гроот

Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чьё правление составило эпоху в истории страны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г., с момента своего появления в российской столице, она оказывала влияние на ход событий в огромной империи. Правда в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса Софья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г.), обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III) под именем Екатерины, казалась не более чем игрушкой в чужих руках (рис. 1). Таковой она, впрочем, какое-то время и была, существуя между молотом и наковальней — себялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной с одной стороны, и не скрывавшим неприязни к супруге мужем-недорослем — с другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления. Целью этой была корона Российской империи. Екатерина быстро поняла, что её супруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать в глазах окружающих едва ли не единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства. Во всяком случае, она настойчиво и сознательно стремилась к тому, чтобы быть в хороших, если не в приятельских, отношениях как с влиятельнейшими вельможами елизаветинского двора, как с иерархами православной церкви и с иностранными дипломатами, так и с объектами многочисленных амурных увлечений собственного мужа. Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории России XVIII в., а человек, долго и целеустремленно готовившийся к принятой на себя роли. Воспитание и образование Екатерины II было достаточно своеобразным. Она быстро научилась говорить и писать по-русски, стала ходить в православную церковь и окружила себя русскими советниками. По своему уму, широте взглядов и умению находить себе сотрудников, она может считаться исключительной личностью (рис. 2).

Рис. 2. Конный портрет Екатерины Великой. 1762 г. В. Эриксен

Екатерина получила некоторое образование, увеличенное собственной её наблюдательностью и восприимчивостью. В детстве она много путешествовала по Германии, много видела и слышала. Уже тогда она своей живостью и способностями обращала на себя внимание наблюдательных лиц: в Брауншвейге один каноник, занимавшийся предсказаниями, заметил её матери: «На лбу вашей дочери я вижу по крайней мере три короны». Когда Екатерину с матерью вызвали в Россию, для неё не была секретом цель поездки, и бойкая девочка сумела с большим тактом сделать свои первые шаги при русском дворе. 

 

Отец её написал в руководство ряд правил благоразумной сдержанности и скромности. Екатерина к этим правилам присоединила свой собственный такт и замечательное практическое чутье и обворожила Елизавету, завоевала симпатии двора, а затем и народа. Не старше 15-ти лет, она вела себя лучше и умнее, чем её руководительница мать. Когда мать ссорилась и сплетничала, дочь старалась приобрести общее расположение. Она усердно занялась русским языком и православным вероучением. Блестящие способности позволили ей показать в короткое время большие успехи, и при церемонии крещения она так твёрдо прочла символ веры, что всех этим удивила. Но сохранились известия, что перемена религии для Екатерины была не так легка и радостна, как она показывала императрице и двору. В благочестивом смущении перед этим шагом Екатерина много плакала и, говорят, искала утешения у лютеранского пастора. Однако уроки православного законоучителя от этого не прекращались. «Честолюбие берет своё», — замечал по этому поводу один дипломат. И сама Екатерина признавалась, что она была честолюбива. К Елизавете же она относилась почтительно и как бы искала её одобрения. В придворной среде она искала популярности, находя для каждого ласковое слово, стараясь примериться к нравам двора, стараясь казаться чисто русской набожной женщиной. В то время, когда её муж оставался голштинцем и презирал русских, Екатерина желала перестать быть немкой и отказалась после смерти родителей от всяких прав на свой Ангальт-Цербст. Её ум и практическая осмотрительность заставляли окружающих видеть в ней большую силу, предугадывать за ней большое придворное влияние. И действительно, с годами Екатерина заняла при дворе видное положение; её знали с хорошей стороны даже в народной массе. Для всех она стала виднее и симпатичнее своего мужа.

 

Можно сказать, что дворцовый переворот 28 июня 1762 г. был подготовлен неразумием самого императора, а заговорщики-гвардейцы во главе с братьями Орловыми только воспользовались благоприятным для них моментом. В ходе переворота Пётр III, практически не сопротивлявшийся силе, был арестован и заключён под стражу в Ропше (усадьба в 27 верстах от Санкт-Петербурга). Здесь на седьмой день после переворота он был убит при невыясненных обстоятельствах (по официальному сообщению — скончался «от прежесточайших колик»).


1762–1796 гг. — правление Екатерины II.


Вопросы 

 

1. Какими личностными качествами обладала Екатерина II?

2. Каким образом Пётр III подготовил восшествие на престол Екатерины II?

3. Как Пётр III относился к русским традициям?


Первые года царствования

Рис. 3. Коронование Екатерины II. Художник С. Торелли

Екатерина II была возведена на престол в конце сентября 1762 г. в Московском Кремле (рис. 3). Её воцарение не имело под собой никаких внятных оснований. Свергнув с престола законного монарха, она не допустила до верховной власти и его законного наследника — своего сына Павла. К тому же в Шлиссельбургской крепости томился ещё один претендент на российский трон — в своё время провозглашённый императором Иван Антонович. Неудивительно, что подпоручику Смоленского пехотного полка В. Я. Мировичу пришла в голову мысль о свержении с престола Екатерины Алексеевны, освобождении Ивана Антоновича и возвращении его на престол. Тем самым подпоручик надеялся поправить личные обстоятельства, связанные с неудачами по службе (рис. 4).

Рис. 4. Мирович перед телом Ивана VI. И. Творожников. 1884 г.

В начале июля 1764 г. Мирович, заступивший караульным офицером в Шлиссельбурге, во втором часу ночи поднял по тревоге своих солдат, арестовал коменданта крепости и направился к каземату, где содержался таинственный узник. После завязавшейся перестрелки с охранявшими узника солдатами Мирович ворвался в помещение и увидел на полу тело заколотого арестанта. Охранявшие узника офицеры чётко выполнили инструкцию не выдавать его живым ни под каким видом. Теперь Екатерина II могла не опасаться никаких притязаний на престол (сын Павел был ещё слишком мал) и сосредоточиться на неотложных нуждах государства.

Незаконное вступление Екатерины II на престол имело, как это ни странно, и свои положительные стороны. Оно заставило императрицу постоянным и тяжёлым трудом оправдывать своё пребывание на российском троне. Историк В. О. Ключевский писал, что «власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты». Как показало время, вексель был погашен полностью и в срок.

 

В 1763 г. началось реформирование Сената, над которым, согласно первоначальному проекту, должен был встать Императорский совет (20–25 вельмож), ограничивавший власть абсолютного монарха. Эта идея отвечала взглядам просветителей, и царица первоначально поддержала её и даже подписала манифест о создании Императорского совета. Однако затем Екатерина передумала и надорвала готовый к публикации документ. Сенат, по её мнению, действительно превратился в малоэффективный орган. Многие из его членов откровенно бездельничали, а остальные были заняты склоками друг с другом. Однако свою окрепшую власть государыня теперь ни с кем делить не собиралась. Всё закончилось тем, что Сенат разделили на шесть департаментов: каждый ведал определённой отраслью управления государством.

 

В подобных условиях Екатерине Алексеевне было весьма важно действовать осмотрительно, пытаясь удовлетворить разнообразные и несогласные между собой ожидания подданных. Для принятия верных решений императрица совершила ряд поездок в разные регионы своей обширной державы. Она побывала в Ярославле, Костроме, Ростове, Выборге, Ревеле, Риге. Чуть позже состоялось её плавание по Волге с посещением Казани, Симбирска, Саратова. Вслед за тем она знакомится с Восточной Белоруссией.

Рис. 5. Екатерина II

При этом императрице помогало ещё и то, что, в отличие от своих предшественников, она вступила на престол, имея некую программу действий. Данная программа сложилась под влиянием идей французского просветительства — модного в то время философского направления. Его представителей: Вольтера, Монтескьё, Дидро, Руссо и других — часто не без оснований называют духовными отцами Французской революции 1789–1793 гг. Однако если бы только этим и исчерпывалось значение их идей, то не совсем понятно, чем они привлекли к себе внимание монархов — Фридриха II в Пруссии, Екатерины II в России (рис. 5).

 

Просветители действительно критиковали современные им политические режимы, церковь, социально-экономические отношения, но предлагали их исправить на основе разумных, справедливых, базирующихся на современных научных знаниях законов. Сам термин «революция», заимствованный ими из естественных наук, означал лишь серьёзный кризис в той или иной сфере жизни общества, но никак не метод действия. Иными словами, просветители предлагали главам европейских стран стать «архитекторами», а скорее даже «реставраторами» старых устоев государств. Их идеи теоретически позволяли укрепить эти устои на новых основаниях, сделать их более прочными, а порядки в государстве — более сбалансированными.

 

Будучи поклонницей философии Просвещения, Екатерина II разработала ряд установок, очень абстрактных, но интересных с точки зрения её дальнейших действий — утверждения «просвещённого абсолютизма». Они включали в себя:

  • просвещение нации;
  • установление порядка в государстве с помощью твёрдых законов, соблюдаемых обществом;
  • учреждение полиции, пользующейся у населения авторитетом и поддержкой;
  • построение государства процветающего и внушающего уважение соседям.

Подумала императрица и о методах, с помощью которых она надеялась осуществить свою программу. Прежде всего, не должно быть торопливости при ежедневной кропотливой работе по заранее намеченному плану. Поражают знание молодой правительницей психологии людей и упорство в достижении поставленной цели. «Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сём отношении Екатерина заслуживает удивления потомства. Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты обязывали», — это сказал А. С. Пушкин о Екатерине Великой.

 

При этом Екатерина Алексеевна старалась действовать так, чтобы люди думали, что они именно этого и хотят, т. е. повеления власти должны были быть удобны, своевременны и осторожны. Поэтому предлагаемые указы следует обсуждать с компетентными людьми. Кроме того, государыня никогда не ожидала, что её повеления будут исполняться полностью, «от точки до точки». Она понимала, что жизненно необходимыми из них станут только те, что действительно нужны обществу в данный момент. Это заставляло её царствовать над подданными менее деспотически, чем над самой собой. Капризы, раздражение, мелочность, может быть, и имели место в её характере, но редко проявлялись в её действиях.


Вопросы

 

1. Кто после смерти Петра III имел право на престол? Каким образом Екатерина II «убрала» претендентов?

2. Что отличает приход к власти Екатерины II от предшествующих дворцовых переворотов?

3. Какие положения включала в себя программа Екатерины II? Как программа связана с идеями просветителей?


Налаживание экономики страны

Положение дел в государстве после переворота оказалось очень непростым. В финансовой сфере не были даже составлены сметы доходов и расходов, армия, находившаяся за границей, восемь месяцев не получала жалованья, военно-морской флот потерял былую мощь, пришли в негодность многие крепости, почти все отрасли торговли были отданы в монопольное пользование частным лицам, отчего коммерция пришла в упадок, в присутственных и судебных местах царили взяточничество и вымогательство, волнениями были охвачены 49 тыс. приписных и 150 тыс. монастырских крестьян.

 

Начиная царствование, Екатерина II должна была выразить своё отношение к важнейшим указам, изданным Петром III. Она подтвердила те из них, что касались запрета прикупать крестьян к мануфактурам и упразднения Тайной канцелярии (политический сыск не был отменён, его передали новым органам, учреждённым в Санкт-Петербурге и Москве). Сложнее обстояло дело с Манифестом о вольности дворянства. Императрица не отменила, но и не подтвердила его, передав решение вопроса в Комиссию о дворянстве. Наконец, Указ о секуляризации церковных земель в августе 1762 г. был ею отменён как несвоевременный.

Рис. 6. Екатерина-законодательница. Ф. Шубин

Правда, зимой 1764 г. она издаст Манифест об окончательной секуляризации церковных вотчин (видимо, время пришло). В результате церковь лишилась своей былой экономической независимости и положения «государства в государстве», а потому легко вошла в систему органов абсолютной монархии. В этой системе ей отводилась роль идеологической опоры самодержавия и защитницы православия. Главной обязанностью церкви, превратившейся в орган государственного управления, стало возвеличивание власти самодержца и воспитание у народа верноподданнических чувств. Монастырские крестьяне, давно и упорно протестовавшие против жестокого угнетения монастырскими властями, получили название экономических. Они были переведены с барщины на денежный оброк, что расширяло их хозяйственные возможности.

 

В 1765 г. проводится Генеральное межевание земель, законодательно закрепившее за помещиками их владельческие права на земли, которые им к тому времени принадлежали. Иначе говоря, все самовольно отторгнутые у казны, забранные у крестьян-однодворцев и т. д. земли оставались в руках теперешних владельцев (общая площадь подобных земель достигала 50 млн десятин). В дополнение к этому в том же году помещики получили право не только ссылать крестьян в Сибирь, но и определять их в каторжные работы. Правда, в крестьянском вопросе наблюдаются и другие решения. В 1771 г. правительство предприняло попытку как-то умерить практику продажи крестьян без земли. Для этого было запрещено продавать крепостных с аукционов за долги помещиков.

Екатерина II успешно попыталась оживить экономику страны. Для этого были изданы указы об отмене монополий в промышленности и торговле, о свободе производства, т. е. утверждался принцип свободы промышленной деятельности. В течение 1762–1764 гг. были отменены монополии на производство обоев и серебра, объявлена свобода устройства сахарных заводов. Чуть позже разрешается беспошлинный вывоз пшеницы и пшеничной муки почти из всех портов государства и объявляется полная свобода промыслов в российских городах. Наконец, позволяется создавать промышленные предприятия во всех отраслях производства и отменяются все сборы с мелких промыслов. В 1777 г. от сборов освобождаются домашние ткацкие станы, чем создаётся дополнительный стимул для развития рассеянных мануфактур (предприятий, не требующих больших капиталов).

 

Всё это привело к росту «промышленной активности» купцов и зажиточных крестьян, что означало утверждение в экономике России элементов нового, капиталистического уклада. В стране росло число не только крупных, но и мелких предприятий, применявших труд наёмных рабочих. Так, только в судоходном промысле трудилось 500 тыс. человек. И всё же основная масса занятых в промышленности людей оставалась в крепостной зависимости, что сдерживало развитие экономики.

 

Однако главные новшества, произошедшие в годы царствования Екатерины II, ждали Россию впереди (рис. 6).


Вопросы 

 

1. Какие реформы в области образования были проведены Екатериной II?

2. Что такое секуляризация? С какой целью Екатерина II провела данную реформу?

3. В чём состояла реформа Сената? Как изменилась роль учреждения?


Итоги

 

Будучи немкой по происхождению, императрица Екатерина II правила во славу России и считала её не второй, а единственной родиной. Она хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. Лучший путь для этого — просвещение народа. Также следует заметить, что дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории России XVIII в., а человек, долго и целеустремленно готовившийся к принятой на себя роли.


Предыдущий урок
Внутренняя политика Павла I
История России 18 века
Следующий урок
Северная война: от Нарвы до Полтавы. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира
История России 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

    Литература

  • Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

    Литература

  • Закрепление материала: химические свойства кислот и солей

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Саша комаров 1 year, 1 month, 3 days, 9 hours, 9 minutes назад