- Уложенная комиссия
- Роспуск Уложенной комиссии
- уметь объяснять причины и цели созыва Уложенной комиссии
- знать значение и определение основных понятий и терминов
- уметь формулировать причины роспуска комиссии и итоги её работы
- Когда был создан, к моменту начала правления Екатерины II, последний основной законодательный сборник?
- Каковы основные идеи просвещённого абсолютизма?
- Что такое представительный орган власти?
Уложенная комиссия
Уложенная комиссия начала свою работу 30 июля 1767 года в Успенском соборе Московского кремля. Она создавалась для разработки нового свода законов империи и донесения до власти нужд сословий и недостатков управления на местах. Комиссия состояла из 571 депутата от разных сословий, кроме духовенства и крепостных. Интересы крепостных крестьян представляли их помещики.
Дворяне и купцы составляли 65 % всех депутатов, что сказалось на работе Уложенной комиссии. Все депутаты пожизненно освобождались от смертной казни, пыток, телесных наказаний, конфискации имущества. Они получали дополнительное жалование. Перед началом заседаний члены Комиссии преподнесли Екатерине II титул Великой, Премудрой Матери Отечества, но она приняла лишь титул Мать Отечества.
Депутатам был зачитан «Наказ», составленный императрицей как программа действий Уложенной комиссии. Это был настолько необычный для России документ, что на нём необходимо остановиться особо. Он базировался на идеях европейских просветителей, но не являлся пересказом чужих мыслей. Екатерина Алексеевна попыталась творчески переработать идеи просветителей и приспособить их к российским условиям.
«Наказ» отстаивал единственно возможную, по её мнению, для огромной России форму правления — абсолютную монархию. Именно монарх создаёт идеальную систему законов, которая способствует установлению «общего благоденствия» подданных. Подобное утверждение вело к дальнейшей централизации управления страной, что являлось отступлением от идей просветителей, но учитывало традиции России. Автор «Наказа» требовал обязательного исполнения законов от всех и каждого, при этом протестовал против пыток, вводил понятие «презумпция невиновности», требовал не устрашения людей, а воспитания законопослушных граждан.
Одной из важнейших задач, поставленных «Наказом» перед депутатами, стало создание законов о сословиях. Больше всего места здесь отведено третьему сословию, к которому, по мнению императрицы, должны принадлежать все, кто не является дворянином или крестьянином и занимается торговлей, ремёслами, науками, «художествами» и т. д. Однако появлению третьего сословия мешало господствовавшее в стране крепостное право. А вот о нём-то в «Наказе» говорится очень мало.
Причина этого заключалась в том, что Екатерина II показала черновой вариант документа вельможам из своего ближайшего окружения с разрешением вычёркивать всё, что им не понравится. В результате в «Наказе» остались «нестыковки»: опасения по поводу массового и быстрого освобождения крепостных соседствуют с пожеланиями ограничения рабства. Важнейший вопрос о размере крестьянских повинностей представлен в форме пожелания, чтобы помещики не слишком обременяли крестьян работой и оброком.
Провозглашённые в «Наказе» идеи, свойственные философии Просвещения, были, бесспорно, новы для России и сами по себе возражений не вызывали. Но пока что они являлись лишь демонстрацией намерений, которые, как показали дальнейшие события, оказались утопическими для России того времени. Впрочем, императрица не раз говорила, что законы должны соответствовать «состоянию народа». Но вряд ли она без опыта работы Уложенной комиссии могла бы понять, насколько состояние русского общества не соответствовало теориям европейских мыслителей.
Для депутатов же рассуждения об устроении нового общества, о законопослушных гражданах, о том, что есть «вольность» или «равенство всех перед законом», оказались совершенно непонятными, а потому бессмысленными. Их занимали проблемы абсолютно приземлённые, не выходившие за рамки жизни их уезда или губернии. Дворяне требовали сохранения их монополии на владение крепостными и увеличения своих привилегий. Купцы надеялись заполучить собственных крепостных для работы на мануфактурах и заводах, а также отстаивали свою монополию на занятие торговлей. Государственные крестьяне жаловались на тяжесть государственных повинностей, а также на захват помещиками и фабрикантами их земель и тоже настаивали на необходимости разрешить им приобретать крепостных.
Не было согласия и внутри «первенствующего сословия», особенно между дворянством центральных губерний и национальных окраин. Все хотели или уравняться в правах, или отстоять полученные ранее привилегии. Кроме того, аристократы выступали за отмену тех положений Табеля о рангах, которые давали возможность выслужить дворянство представителям других сословий. Раздавались голоса и о необходимости учреждения майоратов (т. е. неделимых имений).
Наибольший гнев дворянства вызывали робкие призывы депутатов от дворян ограничить произвол помещиков, следуя в этом за царским «Наказом». Слова одного из депутатов-дворян о том, что крестьяне являются основой благополучия государства, а потому их надо беречь, потонули в хоре возмущённых голосов помещиков. Более того, ряд депутатов потребовали разрешения самолично применять к крестьянам смертную казнь.
1767 г. — созыв Уложенной комиссии.
Вопросы
1. Какие вопросы депутаты Уложенной комиссии считали наиболее важными?
2. Какой по составу была Уложенная комиссия? Можно ли утверждать, что в Комиссии были представлены интересы всех слоёв общества?
3. В чём необычность «Наказа» для России?
Роспуск Уложенной комиссии
Разногласия практически парализовали работу Уложенной комиссии, и власть начала искать приличный повод для её роспуска. Повод нашёлся в конце 1768 г., когда началась русско-турецкая война и вроде бы стало не до законотворческой деятельности. Правда, отдельные комиссии продолжали работать до 1774 г., и их материалы очень пригодились при проведении реформ 1770–1780-х гг. Подлинной причиной роспуска Уложенной комиссии стало разочарование Екатерины II в результатах работы депутатов: основные принципы её «Наказа» остались ими просто непонятыми.
И всё же деятельность Комиссии дала ряд любопытных результатов. Во-первых, верховная власть лучше узнала нужды и степень развития российского общества. Наказы избирателей дали богатейший материал для будущих преобразований. Во-вторых, под влиянием идей французских просветителей Комиссия впервые подняла насущные вопросы российской жизни. Не будем забывать о том, что «Наказ» императрицы был издан тиражом в 5 000 экземпляров и должен был читаться во всех правительственных учреждениях. В-третьих, созыв Уложенной комиссии укреплял власть императрицы, поскольку депутаты своим авторитетом упрочили положение Екатерины II. В-четвёртых, Комиссия, не являясь ни парламентом, ни иным законодательным собранием, стала первым опытом создания верховной властью представительного учреждения в истории России.
Каково же было отношение Екатерины II к главнейшему вопросу жизни страны — к проблеме крепостного права? Разделяя идеи просветителей о равенстве людей, прагматичная Екатерина Алексеевна понимала и экономическую невыгодность крепостного права, и его безнравственность. Однако она считала, что крестьян и общество в целом сначала надо просветить настолько, чтобы они осознали необходимость отмены этого варварского установления. Поступать же вопреки общественному мнению императрица не хотела и не могла: она прекрасно знала, как легко в России совершаются дворцовые перевороты.
К тому же, признавая крестьян «такими же людьми, как мы», Екатерина II весьма упрощённо понимала их мировосприятие. Она не считала их способными разумно распорядиться собственной судьбой и уподобляла то ли детям, то ли слепым, нуждающимся в поводыре. Именно поэтому в 1783 г. она ввела крепостное право на всей территории подвластной Петербургу Украины.
Иными словами, осознав, что российское общество в целом не готово к восприятию идей просветителей, императрица была разочарована, но не обескуражена. Ей предстояло ещё многое сделать на благо России, но прежде империю ожидало тяжёлое испытание.
Вопросы
1. Каковы причины роспуска Уложенной комиссии?
2. Каковы результаты деятельности Уложенной комиссии?
3. Каким было отношение Екатерины II к Уложенной комиссии?
Итоги
Подготовка к работе Уложенной комиссии и сама работа её, ничем не закончившаяся, оказали Екатерине II большую услугу: дали пищу для работы императрице, которая с тех пор профессионально занялась законодательством. Оценивая то, что было сделано ею за многие годы, можно без особого преувеличения утверждать, что Екатерина II, десятилетиями работая над законодательством, в некотором смысле заменила собой целую Уложенную комиссию.
- Уложенная комиссия
- Роспуск Уложенной комиссии
- уметь объяснять причины и цели созыва Уложенной комиссии
- знать значение и определение основных понятий и терминов
- уметь формулировать причины роспуска комиссии и итоги её работы
- Когда был создан, к моменту начала правления Екатерины II, последний основной законодательный сборник?
- Каковы основные идеи просвещённого абсолютизма?
- Что такое представительный орган власти?
Уложенная комиссия
Уложенная комиссия начала свою работу 30 июля 1767 года в Успенском соборе Московского кремля. Она создавалась для разработки нового свода законов империи и донесения до власти нужд сословий и недостатков управления на местах. Комиссия состояла из 571 депутата от разных сословий, кроме духовенства и крепостных. Интересы крепостных крестьян представляли их помещики.
Дворяне и купцы составляли 65 % всех депутатов, что сказалось на работе Уложенной комиссии. Все депутаты пожизненно освобождались от смертной казни, пыток, телесных наказаний, конфискации имущества. Они получали дополнительное жалование. Перед началом заседаний члены Комиссии преподнесли Екатерине II титул Великой, Премудрой Матери Отечества, но она приняла лишь титул Мать Отечества.
Депутатам был зачитан «Наказ», составленный императрицей как программа действий Уложенной комиссии. Это был настолько необычный для России документ, что на нём необходимо остановиться особо. Он базировался на идеях европейских просветителей, но не являлся пересказом чужих мыслей. Екатерина Алексеевна попыталась творчески переработать идеи просветителей и приспособить их к российским условиям.
«Наказ» отстаивал единственно возможную, по её мнению, для огромной России форму правления — абсолютную монархию. Именно монарх создаёт идеальную систему законов, которая способствует установлению «общего благоденствия» подданных. Подобное утверждение вело к дальнейшей централизации управления страной, что являлось отступлением от идей просветителей, но учитывало традиции России. Автор «Наказа» требовал обязательного исполнения законов от всех и каждого, при этом протестовал против пыток, вводил понятие «презумпция невиновности», требовал не устрашения людей, а воспитания законопослушных граждан.
Одной из важнейших задач, поставленных «Наказом» перед депутатами, стало создание законов о сословиях. Больше всего места здесь отведено третьему сословию, к которому, по мнению императрицы, должны принадлежать все, кто не является дворянином или крестьянином и занимается торговлей, ремёслами, науками, «художествами» и т. д. Однако появлению третьего сословия мешало господствовавшее в стране крепостное право. А вот о нём-то в «Наказе» говорится очень мало.
Причина этого заключалась в том, что Екатерина II показала черновой вариант документа вельможам из своего ближайшего окружения с разрешением вычёркивать всё, что им не понравится. В результате в «Наказе» остались «нестыковки»: опасения по поводу массового и быстрого освобождения крепостных соседствуют с пожеланиями ограничения рабства. Важнейший вопрос о размере крестьянских повинностей представлен в форме пожелания, чтобы помещики не слишком обременяли крестьян работой и оброком.
Провозглашённые в «Наказе» идеи, свойственные философии Просвещения, были, бесспорно, новы для России и сами по себе возражений не вызывали. Но пока что они являлись лишь демонстрацией намерений, которые, как показали дальнейшие события, оказались утопическими для России того времени. Впрочем, императрица не раз говорила, что законы должны соответствовать «состоянию народа». Но вряд ли она без опыта работы Уложенной комиссии могла бы понять, насколько состояние русского общества не соответствовало теориям европейских мыслителей.
Для депутатов же рассуждения об устроении нового общества, о законопослушных гражданах, о том, что есть «вольность» или «равенство всех перед законом», оказались совершенно непонятными, а потому бессмысленными. Их занимали проблемы абсолютно приземлённые, не выходившие за рамки жизни их уезда или губернии. Дворяне требовали сохранения их монополии на владение крепостными и увеличения своих привилегий. Купцы надеялись заполучить собственных крепостных для работы на мануфактурах и заводах, а также отстаивали свою монополию на занятие торговлей. Государственные крестьяне жаловались на тяжесть государственных повинностей, а также на захват помещиками и фабрикантами их земель и тоже настаивали на необходимости разрешить им приобретать крепостных.
Не было согласия и внутри «первенствующего сословия», особенно между дворянством центральных губерний и национальных окраин. Все хотели или уравняться в правах, или отстоять полученные ранее привилегии. Кроме того, аристократы выступали за отмену тех положений Табеля о рангах, которые давали возможность выслужить дворянство представителям других сословий. Раздавались голоса и о необходимости учреждения майоратов (т. е. неделимых имений).
Наибольший гнев дворянства вызывали робкие призывы депутатов от дворян ограничить произвол помещиков, следуя в этом за царским «Наказом». Слова одного из депутатов-дворян о том, что крестьяне являются основой благополучия государства, а потому их надо беречь, потонули в хоре возмущённых голосов помещиков. Более того, ряд депутатов потребовали разрешения самолично применять к крестьянам смертную казнь.
1767 г. — созыв Уложенной комиссии.
Вопросы
1. Какие вопросы депутаты Уложенной комиссии считали наиболее важными?
2. Какой по составу была Уложенная комиссия? Можно ли утверждать, что в Комиссии были представлены интересы всех слоёв общества?
3. В чём необычность «Наказа» для России?
Роспуск Уложенной комиссии
Разногласия практически парализовали работу Уложенной комиссии, и власть начала искать приличный повод для её роспуска. Повод нашёлся в конце 1768 г., когда началась русско-турецкая война и вроде бы стало не до законотворческой деятельности. Правда, отдельные комиссии продолжали работать до 1774 г., и их материалы очень пригодились при проведении реформ 1770–1780-х гг. Подлинной причиной роспуска Уложенной комиссии стало разочарование Екатерины II в результатах работы депутатов: основные принципы её «Наказа» остались ими просто непонятыми.
И всё же деятельность Комиссии дала ряд любопытных результатов. Во-первых, верховная власть лучше узнала нужды и степень развития российского общества. Наказы избирателей дали богатейший материал для будущих преобразований. Во-вторых, под влиянием идей французских просветителей Комиссия впервые подняла насущные вопросы российской жизни. Не будем забывать о том, что «Наказ» императрицы был издан тиражом в 5 000 экземпляров и должен был читаться во всех правительственных учреждениях. В-третьих, созыв Уложенной комиссии укреплял власть императрицы, поскольку депутаты своим авторитетом упрочили положение Екатерины II. В-четвёртых, Комиссия, не являясь ни парламентом, ни иным законодательным собранием, стала первым опытом создания верховной властью представительного учреждения в истории России.
Каково же было отношение Екатерины II к главнейшему вопросу жизни страны — к проблеме крепостного права? Разделяя идеи просветителей о равенстве людей, прагматичная Екатерина Алексеевна понимала и экономическую невыгодность крепостного права, и его безнравственность. Однако она считала, что крестьян и общество в целом сначала надо просветить настолько, чтобы они осознали необходимость отмены этого варварского установления. Поступать же вопреки общественному мнению императрица не хотела и не могла: она прекрасно знала, как легко в России совершаются дворцовые перевороты.
К тому же, признавая крестьян «такими же людьми, как мы», Екатерина II весьма упрощённо понимала их мировосприятие. Она не считала их способными разумно распорядиться собственной судьбой и уподобляла то ли детям, то ли слепым, нуждающимся в поводыре. Именно поэтому в 1783 г. она ввела крепостное право на всей территории подвластной Петербургу Украины.
Иными словами, осознав, что российское общество в целом не готово к восприятию идей просветителей, императрица была разочарована, но не обескуражена. Ей предстояло ещё многое сделать на благо России, но прежде империю ожидало тяжёлое испытание.
Вопросы
1. Каковы причины роспуска Уложенной комиссии?
2. Каковы результаты деятельности Уложенной комиссии?
3. Каким было отношение Екатерины II к Уложенной комиссии?
Итоги
Подготовка к работе Уложенной комиссии и сама работа её, ничем не закончившаяся, оказали Екатерине II большую услугу: дали пищу для работы императрице, которая с тех пор профессионально занялась законодательством. Оценивая то, что было сделано ею за многие годы, можно без особого преувеличения утверждать, что Екатерина II, десятилетиями работая над законодательством, в некотором смысле заменила собой целую Уложенную комиссию.