- Личность царя-реформатора
- Светский облик культуры
- Изменения в быте
- Петровский «парадиз»
- Преображённая Россия
- уметь характеризовать особенности реформ Петра I в области культуры
- знать основные понятия и термины: цифирные школы, Кунсткамера, ассамблеи, модернизация
- уметь выявлять и объяснять особенности петровской модернизации и её последствия
Историк XIX в. Михаил Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой нынче день? — 18 сентября 1840 г. Пётр велел считать годы от Рождества Христова, Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завёл он, шерсть настрижена с овец, которых он развёл. Попадается на глаза книга — Пётр Великий ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать её — этот язык при Петре сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты — Пётр Великий начал их издание. Вам нужно купить разные вещи — все они, от шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом. Одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом, от соленых сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведённого, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдём в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. <…> Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться, не можем оборотиться ни в одну из сторон без того, чтобы не встретился с нами Пётр: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, всё он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!»
Ни об одном позднейшем правителе России нельзя сказать ничего подобного. Даже теперь, в XXI в., мы не можем опровергнуть Погодина. Мы до сих пор находим начала, истоки, причины, уводящие нас к Петру — истинному демиургу, основателю русского культурного существования.
Личность царя-реформатора
Многие явления культуры были именно инициированы Петром, они были привнесены в русскую жизнь по его воле, по его инициативе.
Необыкновенная личность, он сломал привычные представления о монархе. Уже современники поражались, глядя на Петра: внешне и внутренне он казался выходцем из какого-то другого мира, непривычного для традиционной России. Кому-то он казался вообще Антихристом, кому-то — нерусским, подменённым, иностранцем. Даже внешний вид его говорил о незаурядности. До сих пор ходят легенды, что Петр I был гигантского роста и с маленькой головой. Да, отчасти это верно. Современники единогласно отмечали высокий рост Петра. Насколько надёжным источником является сохранившаяся в Домике Петра отметка, из которой следует, что его рост превышал два метра, большой вопрос. С другой стороны, сохранившаяся — и, несомненно, принадлежавшая ему — одежда не поражает воображение своими размерами. Впрочем, если даже по нашим меркам Пётр был человеком среднего роста — 170 с лишним сантиметров, — то на фоне современников он всё равно казался очень высоким: люди того времени были значительно ниже нас. А вот данных о том, что у него была аномально маленькая голова, нет.
Также он был необычайно сильным: когда Пётр дружески похлопывал кого-то по плечу, то «обласканный» подданный обыкновенно морщился от боли. Порывистый, вечно спешащий (чуть ли не полжизни проведено было в дороге), Пётр не мог и часа оставаться без дела. «Я и царь, да у меня на руках мозоли, — говаривал Пётр, овладевший 14 ремёслами, — а всё оттого: показать вам пример и... видеть мне достойных помощников и слуг». Пётр гордился своими трудовыми мозолями (в буквальном смысле слова): любил и умел работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремёсел — от строительства кораблей до ковки металла, — сажал деревья в саду и так далее. В свободное время он любил работать на токарном станке: это хобби было весьма популярно в то время в Европе. Когда он был в Петербурге, то посещения с инспекцией строек и верфей были для него обычным делом. Во время таких визитов он мог взяться за тачку или лопату.
Пётр I был настоящим лидером. Главные черты его личности — целеустремлённость и сила воли, главная цель — процветание Отечества. «За моё Отечество и люди живота своего не жалели, и я не жалею», — говорил царь, и это не было лицемерием.
Человек государственный, Пётр I умел определять наиболее важные задачи и находить пути их решения. Нередко при этом современникам казалось, что он пытается достигнуть невозможного. Но Пётр расширил понятие возможного своей решительностью, цельностью натуры и твёрдой волей и заставил народ поверить в собственные силы.
На протяжении всей жизни Петру I приходилось преодолевать множество препятствий. Он никогда не боялся быть новатором во всём — начиная с политики и заканчивая бытом крестьянина. Пётр презирал показную роскошь. Во время его пребывания во Франции хозяева находились в полном недоумении: царь буквально убегал из парадных покоев, предпочитая скромные «служебные помещения» (рис. 1).
Пётр I был и разрушителем, и созидателем. Царь задал «параметры» поведения всем своим последователям — горячую любовь к Отечеству и образцовую службу Отечеству. К сожалению, мало кто из последующих правителей выполнял заветы Петра.
Опережая время, царь одновременно оставался человеком своей эпохи. Он мало считался с интересами личности, был жесток и деспотичен. Стране пришлось дорого заплатить за реформы. Эта плата — не только огромные материальные затраты и колоссальный труд, но и море народных слёз и страданий, тысячи преждевременно угасших жизней. «Осатанелый зверь», — это сказано о Петре I великим русским писателем Л. Н. Толстым.
Обстоятельства формирования личности Петра I, его мировоззрения и характера наложили своеобразный отпечаток на реформы. Пережитые в детстве потрясения: страх матери за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах царевича его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр — всё это толкало его на полный разрыв с прошлым, которое даже не отторгалось — безжалостно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований сильно отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.
Тяга Софьи и боярина В. В. Голицына к западноевропейской культуре, преимущественно в её польском варианте, побудила Петра I обратить внимание на культуру протестантских стран. На то были многие причины, но несомненная одна: в своём неприятии сестры он нередко руководствовался принципом во всём быть против. Впрочем, рационализм монарха позволил ему быстро преодолеть эту «детскую болезнь». И в дальнейшем он всегда считал главным полезность, вне зависимости от того, чей опыт заимствовался и переносился на русскую почву. В итоге его система реформирования русской жизни была радикальнее и масштабнее, нежели у его предшественников.
Пётр I вёл далеко не самый здоровый образ жизни. Чего стоили буйные застолья «Всешутейшего и всепьянейшего собора», далёкие от праздничных собраний благочестивых людей. И всё это он сочетал с напряжёнными государственными трудами. Пётр просыпался в пять часов утра и весь день пребывал в делах. Его жизнь — постоянные разъезды. Ни один из его предшественников не побывал в стольких городах собственного Отечества, в стольких сражениях и странах. Иногда Пётр и его спутники попадали в такие штормы, что готовы были принять последнее причастие. Были и «купания» в ледяной воде, и весенняя распутица, заставлявшая Петра вместе со всеми вытаскивать из грязи застрявший царский возок. Неудивительно, что у Петра рано возникли проблемы со здоровьем. Однако чувство долга заставляло его преодолевать недомогание и, недолечившись, вновь приниматься за дела. «Болезнь упряма, — признавался он, — но о пользе государства забочусь неустанно, пока силы есть».
Российский император постоянно спешил, словно хотел опередить время, сделать невозможным для России движение вспять, в прошлое. Опасения, что подобное может случиться, преследовали его. Пётр I не видел того, кому мог бы передать своё дело, и это стало его личной трагедией.
В январе 1725 г. царь заболел. Болезнь обострилась и причиняла страшные мучения. 28 января, так и не придя в сознание, Пётр I скончался, оставив после себя великую империю (рис. 3).
Вопросы
1. Чем Пётр I отличался от других монархов?
2. Что в Петре I указывало на то, что он оставался «человеком своей эпохи»?
3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?
Светский облик культуры
В истории петровских реформ особое место занимают преобразования в сфере культуры и быта. Они напрямую касались человека петровского времени, меняя его сознание и систему ценностей. Понятно, что изменения подобного масштаба были связаны со сменой модели культурного развития. Религиозное мировоззрение утратило своё господствующее положение, уступив место светскому началу. Просвещение и культура обрели преимущественно светский характер. Образцом для подражания стало не древнее благочестие, а культурный уклад стран Западной Европы с преобладанием рационализма и практицизма.
За короткое время были сделаны огромные шаги в области просвещения и образования. Возникла государственная светская школа: начальные цифирные школы и специальные учебные заведения для подготовки моряков, артиллеристов, лекарей и т. д. В 1699 г. приняла первых учеников Навигацкая школа (Школа математических и навигацких наук, располагавшаяся в здании московской Сухаревой башни), со временем превратившаяся в Морскую академию, открылись Медицинское, Артиллерийское, Инженерное училища (рис. 4).
В новых учебных заведениях получали образование по преимуществу дворянские сыновья. Учение стало «повинностью» для служилого сословия. Однако реформы открыли дорогу к знаниям и наиболее талантливым выходцам из других слоёв общества. Одним из них был выпускник Навигацкой школы А. К. Нартов — учёный, механик и скульптор, личный токарь Петра I.
С конца XVII в. получила распространение практика посылать молодёжь на учёбу за границу. Первоначально дворян отправляли в Европу за практическими знаниями, столь нужными в артиллерии и на флоте, а позднее стали посылать обучаться и «изящным искусствам».
Светской школе понадобились и светские учебники. Особенно удачной оказалась «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, по которой в XVIII столетии училось не одно поколение россиян.
М. В. Ломоносов назвал этот учебник своими «вратами учёности».
При Петре I активно заработал печатный станок. Ведущие позиции стала занимать не религиозная, а светская книга. Но изменилось не только содержание книг, а и шрифт, которым набирали текст. Пётр провёл реформу алфавита и самолично правил начертание букв. В 1710 г. был утверждён гражданский шрифт — более простого рисунка, более близкого к европейским шрифтам. Формально новая азбука должна была облегчить обучение письму. Однако последствия реформы алфавита были глубже. Теперь старый алфавит «обслуживал» церковнославянский язык, на котором писались церковные книги. Новый алфавит был предназначен для всех остальных сфер жизни и деятельности (рис. 5).
В январе 1703 г. началось издание первой российской печатной газеты «Ведомости» («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах»).
Практицизм Петра I предопределил его интерес к тем отраслям научных знаний, которые давали немедленную отдачу. Царь высоко ставил искусство ремесла и постоянно приглашал из-за границы специалистов, с тем чтобы они открывали в России своё дело и обучали русских людей различным ремёслам.
Но Пётр I осознавал и ценность и необходимость «отвлечённых» знаний, без которых невозможно развитие науки. В феврале 1724 г. он подписал указ о создании в Санкт-Петербурге Академии наук и деятельно хлопотал о приглашении в неё европейских учёных. С целью собирания и исследования редкостей, рождённых природой и руками человека, в 1714 г. был открыт первый музей в России — Кунсткамера (рис. 6 и 7).
В правление Петра I изменилась роль художественной культуры в духовной жизни общества. Церковное искусство «потеснилось», дав место искусству светскому. В изобразительном искусстве на первый план вышла портретная и батальная живопись. Отечественные мастера быстро осваивали европейскую живописную технику. Выдающимся художником-портретистом, создавшим галерею образов своих современников, стал И. Н. Никитин. В создании гравюр прославились такие мастера, как А. Ф. Зубов и И. А. Ростовцев. Претерпел изменения и язык архитектуры. Возводились общественные здания, дворцы. Архитектура Петровской эпохи наиболее полно представлена в исторических районах Санкт-Петербурга.
Культура петровского времени во многом оставалась переходной. С обретением светского характера русская культура стала ближе к европейской, не утратив, однако, своей самобытности.
Вопросы
1. Как при Петре I развивалось образование в России?
2. Почему в то время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?
3. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?
Изменения в быте
Пётр I резко изменил образ жизни дворянства. Новшества касались не только службы. Государство стало регламентировать частную жизнь высшего сословия, домашний уклад дворян. Устанавливались новые формы общения. В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. Новшеством в русской жизни стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры: там веселились, беседовали, пировали и танцевали. При этом среди приглашённых были не только дворяне, но и богатые купцы, представители духовенства, даже мастеровые и моряки. Важно, что на ассамблеи допускались и женщины-дворянки; их затворничество в теремах ушло в прошлое. Позднее дворянство, превратив ассамблеи в балы, исключило присутствие на них людей «неблагородных» (рис. 8).
Европеизация быта, придание ему светского характера затронули лишь незначительную часть общества. Основная часть населения продолжала жить как и прежде, руководствуясь традиционными представлениями. Даже дворяне ещё долго «донашивали» русскую одежду, причудливо совмещая «старое» с «новым» (рис. 9).
Постепенно в сознании дворянства упрочились представления о личной чести, о достойном, благородном поведении. Но в обществе наметился культурный раскол. Каким бы ни было допетровское дворянство, оно было близким и понятным народу. Почти тот же фасон одежды — хотя и из лучшей материи, та же «изба» — только просторнее и богаче. Безбородый, одетый в немецкое платье, постепенно забывающий родной язык и свои корни, «новый» дворянин становился малопонятным народу. Традиционное общество видело в нём чужака. Так социальное размежевание дополнялось культурно-бытовым. Но новации слабо затронули традиционную культуру и повседневную жизнь.
Вопросы
1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?
2. Какие изменения произошли в быте дворян? Что такое ассамблеи?
3. Какую опасность таили в себе изменения в быте, произошедшие в эпоху Петра I?
Петровский «парадиз»
В своих письмах Пётр I называл Санкт-Петербург «парадизом» — райским местом, раем. К строительству города приступили почти сразу же, как русские утвердились в устье Невы. Начали с возведения Петропавловской крепости, вокруг которой должен был вырасти «город святого Петра» — Санкт-Петербург. Имя Петра, святого покровителя царя, было выбрано не случайно. По-гречески оно значит «камень»: каменный Петербург должен был «заменить» деревянную Москву и стать символом новой, преображённой России (рис. 10).
Строительство города со временем стало повинностью чуть ли не для всех подданных государства. Спешно осушали болота, забивали сваи под фундаменты домов, возводили насыпи и рыли каналы. Пётр I желал видеть город непохожим на не любимую им Москву. Очень скоро всех обязали возводить дома из камня и кирпича. Камня, впрочем, в окрестностях не хватало, и тогда был введён невиданный прежде налог: каждая въезжающая в город повозка должна была привезти вместе с товаром 3 камня, каждое судно — до 30 больших камней. Строительство велось не хаотично, а по плану, начертанному французским архитектором Ж.-Б. Леблоном: прямые улицы и проспекты, мощёные тротуары, величественные здания и даже фонари. Архитектор Доменико Трезини разработал типовые проекты домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей.
Каналы разрезали город на множество рукотворных островов: по замыслу Петра I, на Балтике вырастал новый Амстердам, по которому передвигались не только в каретах и пешком, но и на лодках. Уже при Петре появились здания, во многом определившие облик новой столицы: Петропавловский собор, Летний дворец Петра и Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство. Скроенный на западный образец, Санкт-Петербург должен был развенчать укоренившиеся на Западе представления о варварстве московитов и принести России славу просвещённой страны.
После победы под Полтавой, когда в войне со Швецией наметился решительный перелом, Пётр обязал придворных строить в Санкт-Петербурге для себя дворцы и переезжать из Москвы. Это вызвало немалый ропот, но с быстрым на расправу царём мало кто осмеливался спорить. Много было сделано для того, чтобы привлечь в город на Неве именитое отечественное и иностранное купечество. Царь не скупился на льготы и низкие пошлины. И хотя жизнь в Петербурге была дорогой и трудной, город быстро превращался в центр политической и экономической жизни страны. С 1712 г. он официально стал именоваться «царствующим градом», т. е. столицей.
Вопросы
1. Какие трудности ожидали строителей Санкт-Петербурга? Как эти трудности преодолевались?
2. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России?
3. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?
Преображённая Россия
Уже к концу жизни Петра I стало видно, насколько разительно отличался новый уклад русской жизни от старого. Внешне жизнь верхушки общества явно изменилась. Но за видимыми переменами стояли перемены внутренние. Создавая флот и регулярную армию, новую административную систему и сильное государство, перенимая европейские достижения, Пётр модернизировал страну. Пройдёт немного времени, и реформированное государство докажет свою жизнеспособность, а деятельность Петра получит общественное одобрение. Дворянство же поспешит забыть о цене реформ, поскольку плодами преобразований прежде всего воспользуется именно это сословие.
Нельзя забывать и об ограниченности Петровских реформ. Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе. Общество, даже в лице его элиты, было лишено гражданских прав, а достоинство человека при всех (по сравнению со Средневековьем) переменах определялось сословной принадлежностью и чином. Величие страны соседствовало с бесправием, а под общественным благом подразумевалось не благо подданных, человека, а благо государства.
Реформы Петра I способствовали сближению России со странами Запада. Однако глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.
Вопросы
1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?
2. В чём состоит противоречивость результатов Петровских реформ?
3. В чём проявилась ограниченность Петровских реформ?
Итоги
Правление Петра I стало переломной вехой в отечественной истории. В результате Петровских реформ Россия, частично преодолев отставание от передовых стран Европы, вступила в Новое время. Историки справедливо говорят о модернизации и обновлении всех сфер жизни страны, обретении ею статуса европейской державы.
В результате реформ в России окончательно оформилась абсолютная монархия с передовыми для своего времени структурами и институтами власти; существенно изменилась сословная (социальная) структура общества. Вскоре она получит юридическое оформление, отвечающее новым имперским требованиям. Кардинальные мировоззренческие и ценностные сдвиги изменят культурный код: возникнет светская культура со своими жанрами, принципиально отличная от культуры эпохи Средневековья, сформируются условия для развития светского образования и науки. Россия станет неотъемлемой частью мировой культуры. Процессы европеизации приведут к изменению всего уклада жизни правящего сословия.
Но, говоря о «петровском скачке» из Средневековья в Новое время, нельзя не отметить ограниченный характер модернизации, целью которой стало обновление феодально-крепостнического строя. В результате многие основы традиционного общества, включая крепостное право, сохранятся, замедляя темпы развития страны.