Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование и наука. Развитие общественной мысли и литературы

История России 18 века

Образование и наука

План урока

  • Образование
  • Наука

Цели урока

  • уметь объяснять развитие науки и образования в России в XVIII в.
  • знать основные понятия и даты
  • уметь оценить историческое значение российской науки, её вклад в мировую

Разминка

  • Вспомните, кто такой М. Ломоносов и чем он знаменит?
  • Что такое университет? В какой университет вы бы хотели поступить и почему это так важно?
  • Какие научные открытия были совершены в XVIII в.?

Образование

 

В характере системы образования в России второй половины XVIII столетия выделяются две особенности: расширение сети учебных заведений разного профиля и упрочение сословного принципа обучения. До 1780-х гг. системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752–1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института для благородных девиц. Здесь, по мысли инициаторов его создания, должна была воспитываться лишённая всяких пороков, гуманная, своего рода «новая порода» людей (жён, матерей, домохозяек) (рис. 1). 

Рис. 1. Вид Смольного института в Санкт-Петербурге. Художник К. Беггров Рис. 1. Вид Смольного института в Санкт-Петербурге. Художник К. Беггров

При Академии художеств, которая открылась в 1757 г., было учреждено закрытое училище для мальчиков «разного звания». Задачей училища было обучение русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, географии, истории, мифологии — тому, что нужно для поступления в саму Академию. Процессу обучения способствовала богатейшая библиотека, подаренная И. И. Шуваловым (Академии он передал и часть своей коллекции картин великих мастеров: Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веронезе и др.).

Все эти учреждения не могли удовлетворить растущий в стране спрос на образованных специалистов, без чего были невозможны дальнейшее развитие отечественной науки и культуры, рост числа промышленных и торговых предприятий, улучшение работы центрального и местного государственного аппарата. В 1786 г. Екатерина II утвердила Устав четырёхклассных народных училищ. У мальчиков и девочек были свои училища. Обучали в них чтению, письму, арифметике, истории, географии и естествознанию, причём по единым программам и учебникам. Телесные наказания были запрещены. Вера императрицы и её окружения в просвещение оказалась столь велика, что все искренно верили, что с утверждением школ исчезнет невежество, а с ним пороки, суеверия и рабство.

 

Распространённой формой образования для дворян стали пансионы, преимущественно частные. В 1776 г. открылся Благородный пансион при Московском университете. Уже в 1801 г. в 48 пансионах обучались 1 125 детей.

 

Популярен был и ещё один путь получения образования — домашнее воспитание. При всём его несовершенстве он помог заметно сократить число неграмотных дворян и увеличить число людей, приучившихся читать книги и журналы.

 

Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшей в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.


Вопросы

 

1. Где можно было получить образование во второй половине XVIII в.?

2. Можно ли образование в этот период отечественной истории назвать народным?


Наука

 

Во второй половине XVIII в. наука в России развивается под влиянием гения-энциклопедиста М. В. Ломоносова. Он был инициатором открытия в 1755 г. в Москве первого в России университета, ставшего учебным и научным центром империи. Ломоносов сделался главным «действующим лицом» и в Петербургской Академии наук, проявив себя как блестящий физик, химик, астроном, геолог, филолог и историк. Но многое из сделанного учёным было по достоинству оценено значительно позже.

 

Развитие отечественной науки тесно связано с переменами, происходившими в высшем образовании. В годы правления Екатерины II подлинными научными и учебными центрами стали, кроме Московского университета, Горное училище в Санкт-Петербурге и Академия наук, возглавляемая Е. Р. Дашковой — единственной женщиной, находившейся на государственной службе (рис. 2). В Петербургской Академии наук долгие годы работал крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер. 

Рис. 2. Е. Р. Дашкова Рис. 2. Е. Р. Дашкова

Его дело достойно продолжил С. К. Котельников, первым изложивший на русском языке начала математического анализа и написавший учебники по математике, механике и геодезии. С. Я. Румовский стал основоположником российской астрономии.

 

С середины 1760-х гг. начинается новый этап в развитии географических исследований. Особое место в них занимают академические экспедиции 1768–1774 гг. Под руководством П. С. Палласа и И. И. Лепёхина были исследованы Среднее и Нижнее Поволжье, часть Средней Азии, Южный Урал, часть побережья Каспийского моря. Позже экспедиции работали в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Прибайкалье, Крыму.

 

Большую роль в комплексном изучении различных регионов России сыграли землепроходцы и промысловые люди: П. К. Крашенинников (Камчатка), Г. И. Шелехов (Алеутские острова и Аляска). Шелеховым были заложены первые поселения в так называемой Русской Америке (Аляска, Калифорния). На основе его компании в 1799 г. была основана Российско-Американская компания, разрабатывавшая природные богатства Северной Америки. В результате трудов русских учёных и землепроходцев были составлены «Генеральная карта Российской империи» и «Атлас Российской империи», состоявший из 52 карт.

Вторая половина XVIII в. ознаменована крупными достижениями в технике. Здесь прежде всего надо упомянуть имена И. И. Ползунова и И. П. Кулибина (рис. 3). В 1766 г. Ползунов изобрёл первый в мире паровой двигатель универсального назначения. К сожалению, после смерти изобретателя двигатель был заброшен и человечеству пришлось ждать ещё два десятилетия, пока Дж. Уатт не создал свою паровую машину. 

Рис. 3. И. П. Кулибин. Рис. 3. И. П. Кулибин.

Больше повезло Кулибину, который подарил Екатерине II необычные часы: крышка их открывалась каждый час, являя взору храм Вознесения Христова, а ровно в полдень часы играли сочинённую изобретателем мелодию. В благодарность автор получил 1 000 рублей и был назначен механиком при Петербургской Академии наук с жалованьем и казённой квартирой. Работая в этой должности, он смастерил телескоп, микроскоп, разработал проект «самобеглой» коляски, сконструировал протезы для инвалидов... но ничего из этого не нашло практического применения. В 1776 г. Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву длиной 298 метров, но и этот проект «за ненадобностью» не был претворён в жизнь.

 

В «век Екатерины» общество начало интересоваться историческим прошлым страны. В 1768–1774 гг. вышли в свет четыре тома «Истории Российской с самых древнейших времён» В. Н. Татищева. В те же годы издаются летописи, публикуются государственные акты, дипломатические документы, торгово-коммерческие сведения.


Вопросы 

 

1. Какое значение имели географические исследования русских учёных и землепроходцев?

2. Как были практически использованы изобретения И. П. Кулибина и И. И. Ползунова?

3. Как развивалась наука в России в XVIII в.?


Итоги

 

Таким образом, XVIII в. стал временем создания и развития основ российской фундаментальной науки и значительного расширения системы образования.


Предыдущий урок
Российское общество во второй половине XVIII в.
История России 18 века
  • Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. Свёртывание крови. Группы крови

    Биология

  • Phrasal verbs connected with writing and reading. Фразовые глаголы, связанные с письмом и чтением

    Английский язык

  • Слуховой анализатор. Строение. Орган равновесия

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке