Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Российское общество во второй половине XVIII в.

История России 18 века

04.12.2024
4474
0

Российское общество во второй половине XVIII в.

План урока

  • Территории и население
  • Этнический состав империи
  • Сословия и классы

Цели урока

  • уметь раскрывать характерные, существенные черты сословий
  • знать основные понятия и термины
  • уметь составлять описание положения и образа жизни социальных групп в России

Разминка

  • Что такое сословие? Чем оно отличается от класса?
  • Вспомните, какие территории были присоединены к России во второй половине XVIII в. ?
  • Какие конфессии вы знаете?

Территории и население

К концу XVIII в. Российская империя занимала огромные пространства в Восточной Европе, Азии и Северной Америке, став самой большой страной в мире. Её территория составляла около 16 млн кв. километров. Это были не только некогда входившие в состав Древнерусского государства земли, но и Прибалтика, Причерноморье, Крым, горные районы Северного Кавказа, западная часть Казахстана, Сибирь, Заполярье, Аляска (см. карта 1).

 

Стремительное расширение границ страны было продиктовано, с одной стороны, экономическими соображениями, а с другой, нередко геополитическими. Империя стремилась обеспечить неприкосновенность своих границ, что отвечало национальным интересам страны. Особенно важно было добиться безопасности на южном направлении.

Карта 1. А. Ильина. Территориальный рост Российского государства от Ивана Грозного. 1890 год

Приобретение в годы правления Екатерины II обширных плодородных земель на юге и юго-западе европейской части России имело огромное значение для будущего страны. Именно с этого времени Россия становится одной из крупнейших житниц Европы.

 

Территориальные присоединения вызваны были также стремлением не допустить захвата приграничных территорий другими государствами. Подобные политические мотивы были свойственны всем империям XVIII в., которые спешили, оттеснив соперников, расширить сферу своего влияния.

 

Российская империя в этом преуспела, заставив ближних и дальних соседей считаться с её интересами.

 

Однако расширение территории опережало темпы её освоения. Такое положение оказывало противоречивое влияние на развитие страны. Обустройство новых регионов требовало значительных финансов для создания коммуникаций, средств обороны, условий для переселенцев и т. д.

 

А этих финансов было недостаточно. Обширная территория побуждала создавать централизованную систему городов и дорог, причём руководствуясь не столько экономической, сколько административной целесообразностью. Такая ситуация негативно отражалась на хозяйственной жизни. Огромные пространства способствовали «консервации» отсталых форм социально-экономического существования, заставляли выбирать экстенсивный путь развития хозяйства. И всё же в стремительном увеличении территории было больше положительного, чем отрицательного.

 

Радикальные преобразования жизни и войны первой четверти XVIII в. привели к значительной убыли населения. Ревизия 1719 г. зафиксировала, что в России проживало около 15,6 млн человек. Однако с окончанием реформ, особенно во второй половине столетия, наблюдается рост населения. В 1762 г. в империи насчитывалось более 23 млн человек, а в 1796 г. — уже 37,4 млн человек. Чем это можно объяснить? Во-первых, естественным приростом населения. Несмотря на характерные для того времени высокую смертность, эпидемии и военные потери, демографический рост был налицо. Во-вторых, присоединением населения регионов, только что вошедших в состав империи. Например, Белоруссия и Украина по плотности населения даже превышали многие области Центральной России.

Рис. 1 Народы Поволжья в XVIII в.

В итоге к концу XVIII столетия Россия стала самой многонаселённой страной Европы. При этом она занимала едва ли не самое последнее место по плотности населения: в 1796 г. в европейской части страны на 1 кв. километр приходилось 7,5 человека. Естественно, это обстоятельство отрицательно сказывалось на темпах хозяйственного развития.

 

Абсолютное большинство населения проживало в сельской местности. К концу XVIII в. в сёлах и деревнях проживало около 93 % населения, соответственно, в городах — около 7 %. Правда, в течение столетия доля горожан постоянно росла. Возрастала и роль города как «локомотива» экономического и культурного развития страны (рис. 1).


Вопросы 

 

1. Каковы последствия роста территории и населения России в XVIII в.?

2. Чем земли, вошедшие в состав России в XVIII в., отличались от территориальных приобретений предыдущего века?


Этнический состав империи

Превращение России в XVIII в. в многонациональную империю — это результат длительного исторического развития. Первоначально  шёл процесс «собирания ядра великорусских земель» с преобладающим русским (но не только) населением, потом — присоединения территорий, на которых проживали разные этносы. При этом формирование империи подразумевает не только добровольное или насильственное присоединение народов. В действительности за каждым актом присоединения стояла конкретная история, в которой нередко пересекались и добровольные устремления, и силовые действия. Уместно говорить о разных формах вхождения народов и территорий в состав Российского государства в XVI–XVIII вв. Здесь и завоевания (Казанское ханство, Левобережная Украина, Прибалтика), и соглашения, и договоры о присоединении, протекторате (Грузия), и приобретение территорий в результате международных договоров (разделы Польши). Существовала и такая форма, как включение территории в состав империи в ходе хозяйственной колонизации.

 

К концу XVIII в. Российская империя представляла собой уникальное государство с точки зрения этнокультурного разнообразия населения. Немецкий учёный Г. Шторх, работавший в России, писал, что население России «образуют по крайней мере 80 особых наций, которые существенно отличаются друг от друга как своим происхождением, так и языками и нравами... Такое чрезвычайное множество народов и народностей созерцать в одном государственном теле — явление вообще в высшей мере редкое, и мы напрасно стали бы искать другой подобный пример во всей мировой истории».

 

Этническое разнообразие дополнялось конфессиональным. Больше всего в Российской империи было православных христиан (включая старообрядцев), католиков, униатов и протестантов. Часть населения исповедовала ислам и буддизм (рис. 2 и 3). В Сибири и на севере европейской части России сохранялось язычество. В результате разделов Польши в империи появилось население, исповедующее иудаизм.

 

Таким образом, Россия уже в XVIII в. стала страной, в которой переплелись судьбы многих народов и народностей. На огромной территории шли трудные и противоречивые процессы сосуществования этносов, включающие ассимиляцию и взаимное проникновение культур, соперничество и отчуждение. Ситуация осложнялась тем, что в едином политическом пространстве оказались народы, стоявшие на разных уровнях развития, имевшие разные культурные коды, разное историческое прошлое и разные представления о своём будущем.

Рис. 2. Церемония Цам в Гусиноозёрском (Тамчинском) дацане. 1890-е гг. Неизвестный фотограф

В этих условиях власть была озабочена тем, чтобы не допустить разрушения империи изнутри. Главной целью правящих кругов империи оставались сохранение государственного единства, борьба с политическим сепаратизмом. В этой области был накоплен немалый опыт, уходящий корнями в далёкое Средневековье. Единство империи обеспечивалось не только военной силой и экономической мощью государства. Немало делалось для включения местных элит в российское общество. В большинстве случаев представители этих элит уравнивались в правах с русскими дворянами. Этническая принадлежность человека не была определяющей для построения карьеры. Даже не будучи православными, нерусские подданные империи могли высоко подняться по лестнице чинов. Обязательными условиями оставались преданность самодержцу и верная служба. Причём эта служба могла декларироваться именно как служба монарху, а не России.

Выстраивая национальную политику, власти избегали радикально менять уклад жизни народов присоединяемых территорий, довольствуясь исполнением возложенных на них повинностей и лояльностью к центру. Это вполне устраивало местную элиту, которая не утрачивала своего господствующего положения.

Рис. 3. Мечеть  Аль-Марджани в Казани (XVIII в.)

Особенностью Российской империи было то, что так называемая титульная нация — русские — не была господствующей. Степень эксплуатации русского народа, тяжесть возложенных на него государственных повинностей существенно превосходили давление империи на другие народы. И этот «имперский пресс» возрастал по мере расширения территории страны. Уже к концу XVIII столетия, оставаясь структурообразующим этносом, русские составляли лишь половину населения империи.


Вопросы 

 

1. Как происходило вхождение народов и территорий в состав Русского государства в XVI–XVIII вв.?

2. Что делало государство, чтобы сохранить единство многонациональной России?


Сословия и классы

Именно в XVIII в. окончательно сложился сословный строй России. Это означало иерархическую соподчинённость сословий по отношению друг к другу и всех в целом — к государству. При этом каждое сословие обрело свои специфические права и обязанности, социальные функции, закреплённые правом и обычаем и передаваемые по наследству. Каждое сословие обладало своими организациями, встроенными в систему управления. Наконец, для каждого сословия были характерны свой менталитет и своё самосознание.

 

В XVIII столетии дворянство бесповоротно утвердилось как «первенствующее сословие» — привилегированное сословие землевладельцев и государственных служащих. Будучи неподатным (не платящим подушной подати) сословием, дворяне приобрели целый ряд личных, сословных и имущественных привилегий, возвышавших их над всеми другими сословиями империи. Но, оставаясь главной опорой трона, дворянство было лишено политических прав.

 

В 1795 г. дворяне составляли 2,2 % населения России. Отличительной чертой дворянства было сознание своего особого положения в государстве, бесспорного права распоряжаться своими крепостными. Так мыслила значительная часть крепостников-помещиков. И даже так называемое просвещённое дворянство, не чуждое либеральных идей, ратовало не столько за освобождение крепостных, сколько за мудрое помещичье «попечение» и обучение «тёмного крестьянства».

 

Особое место в дворянской среде занимало чиновничество (бюрократия). Профессиональные управленцы, государственные «служащие», чиновники восходят к приказным людям XVI–XVII вв., от которых они унаследовали немало традиций (рис. 4). В XVIII столетие перешли традиции кормиться «приказной работой», включая вымогательство и взяточничество.

Рис. 4. Заседание Сената петровского времени. 
Д. Кардовский

В результате петровских реформ возникла полноценная бюрократия с прописанными должностными обязанностями, строгой иерархией чинов и чётко определённым местом в государственных органах. Пётр I включил чиновников в дворянское сословие, тем самым подняв статус государственной (статской) службы. Без бюрократии было невозможно «строительство» абсолютизма, который нуждался в управленцах, слабо связанных с сословиями и крепко — с монархом и властью. Благосостояние, жизненный успех, карьера чиновника всецело зависели от государя и начальства. В лице чиновника монарх получал беспрекословно послушного исполнителя своей воли.

 

Однако подобное положение, в свою очередь, ставило монарха в зависимость от бюрократии. Выполняя волю правителя, чиновник сам становился олицетворением власти. Как ни твердили власти века Просвещения о торжестве свободы, законности и справедливости, как ни осуждали произвол и взяточничество, одолеть эти изъяны не получалось. То была плата высшей власти верноподданнической, но нечистой на руку бюрократии за послушание.

Крестьянство было самым многочисленным сословием России. По ревизии 1795 г. оно составляло более 90 % населения. Крестьяне относились к податной, непривилегированной категории населения страны. Со времён Петра I оно облагалось подушной податью, несло рекрутскую и земскую повинности. Но самой тяжёлой для земледельца оставалась феодальная повинность, т. е. в пользу помещика. Историки подсчитали, что если государственные подати за XVIII столетие увеличились в 1,5 раза, то феодальные — в 12 раз. Феодально-крепостническая система ещё долго будет одним из главных тормозов развития страны.

 

В процессе становления сословного строя определился социальный и правовой статус «старых» и «новых» категорий населения. Жалованная грамота городам наряду с другими законодательными памятниками эпохи определила положение купечества. Оно всецело зависело от занятия (торговля) и имущественного состояния, определявшего деление купечества на гильдии. Купцы особенно были довольны освобождением от подушной подати, что позволило им подняться над «подлым» сословием. Однако и они платили налоги, но только с объявленного капитала. Жалованная грамота городам установила и такую категорию городских жителей, как мещане — мелкие торговцы, приказчики, ремесленники, рабочий люд и т. д. Все они платили подушную подать.

Рис. 5. Иоганн Готлиб Георги. Калужский купец. 1781 г. Нью-Йоркская публичная библиотека

С купечеством и зажиточным крестьянством связано появление буржуазии. В отличие от крепостников-заводчиков эти предприниматели использовали наёмный труд, причём нередко своих же односельчан. Это явление отмечено в конце столетия как свидетельство того, что слабые ростки буржуазных отношений постепенно складывались в хозяйственный уклад. При этом сохранялись и докапиталистические, достаточно отсталые формы организации труда и производства. Подобное неорганичное развитие буржуазных отношений было естественной платой за сосуществование с господствующей крепостнической системой. Экономическая слабость русского города определяла и слабость нарождающейся буржуазии, её аполитичность и зависимость от властей (рис. 5).

 

Новацией XVIII в. стало появление в России немногочисленной категории населения, основным занятием которой стал умственный труд. Зарождалась русская интеллигенция, главным образом дворянская. Ведь по окончании университета, училищ, Академии художеств выпускник поступал на государственную службу с получением классного чина и становился дворянином (если не был им по рождению). Появление интеллигенции было следствием огромных перемен, произошедших в обществе с развитием культуры и образования. Однако возникновению этой категории населения способствовали и петровская «повинность» для дворян о необходимости учиться, и Манифест о вольности дворянства, который, освободив дворян от обязательной службы, дал им время для творческих занятий, и, наконец, политика и атмосфера эпохи «просвещённого абсолютизма», когда стараниями Екатерины II поощрялось приобщение благородного сословия к образованию и интеллектуальной деятельности.

 

В конце века появляется разночинная интеллигенция. Это были выходцы из разных слоёв (дети духовенства, отставных солдат и т. д.), включая податные сословия. Хорошо зная жизнь народа, они со временем привнесут в интеллектуальную жизнь России иные настроения и взгляды.


Вопросы 

 

1. Какое положение в обществе занимало дворянство?

2. Как изменилось положение податных сословий?

3. Какие появились новые социальные группы?


Итоги

 

В царствование Екатерины II дворяне сохранили и расширили свои привилегии; было окончательно оформлено крепостничество; начала формироваться городская элита. Модернизация государства проводилась Екатериной II в рамках существовавшей феодально-крепостнической системы.


Предыдущий урок
Архитектура. Живопись и скульптура. Театр
История России 18 века
Следующий урок
Внешняя политика России в 1741—1762 гг.
История России 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Производство - основа экономики

    Обществознание

  • Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса

    Геометрия

  • Основания, их классификация и химические свойства

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке