- Церковная реформа
- Военная реформа
- Социально-экономические преобразования
- уметь характеризовать важнейшие преобразования Петра I
- знать основные даты, события, понятия и термины
- уметь давать оценку итогов социальной политики Петра I
- Какое важное событие произошло в РПЦ в XVII в.?
- Вспомните, как формировалась армия в XVII в.?
- Когда произошло окончательное закрепощение крестьян?
Церковная реформа
Внутренняя политика Петра I отличалась некоторыми существенными особенностями, проистекавшими из его социально-политических взглядов. Пётр I представлял и цель своей службы — достижение «общего блага». Что он понимал под «общим благом», можно лишь догадываться.
Возможно, под «общим благом» царь подразумевал способность каждого подданного в зависимости от сословной принадлежности беспрекословно и чётко выполнять обязанности, возложенные на него государством. Идея службы подданных государству пронизывает законодательство Петровского времени, охватившее все сферы жизни подданных: хозяйственную, семейную, духовную, нравственную и т. д.
Поэтому Пётр I не желал мириться с особым положением Церкви в государстве. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана царь не допустил выборов нового главы церкви. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, установивший контроль государства за землями и доходами монастырей.
В 1721 г. Пётр I упразднил патриаршество. Для управления церковью был учреждён Святейший синод. Синод состоял из духовных лиц, назначенных царём. Они получали казённое жалованье и должны были выполнять все царские повеления. Фактически Синод стал ещё одной коллегией, в ведении которой были «духовные дела», а его члены стали чиновниками, только одетыми не в мундир, а в рясу.
Авторитет Сената был значительнее выше авторитета Синода. Духовенство теряло право на нравственную оценку деятельности светских властей. Император объявлялся высшим судьёй в делах церкви. Это окончательно ставило церковь в подчинение светской власти. В интересах государства была предпринята попытка ограничить тайну исповеди. Теперь священник, узнавший от прихожан на исповеди о каком-либо враждебном к власти и императору деле, должен был об этом сообщить власти.
Император вовсе не был атеистом. Он пытался найти для церкви и духовенства своё место в государственной системе. Пётр говорил о том, что церковь должна воспитывать нравственность в прихожанах и почтение к власти.
Одним из главных помощников Петра в его церковной реформе стал псковский архиепископ Феофан Прокопович. В 1721 году им был составлен Духовный регламент, который обосновывал и оправдывал зависимое положение Церкви от государства (рис. 1).
1721 г. — упразднение патриаршества. Создание Священного Синода.
Вопросы
1. В чём содержание церковной реформы?
2. Каким образом изменилось положение Церкви в государстве в результате проведения церковной реформы?
Военная реформа
Война со Швецией (Северная война) способствовала реорганизации русской армии, которая стала способна вести борьбу с любым противником. Слава о русском солдате была мировой. Конечно, влияние крепостного права не давало развиваться инициативе со стороны солдат, но были в этом и плюсы: строй русских полков, спаянных землячеством и товариществом, было чрезвычайно трудно разорвать. Русский солдат славился своим мужеством: пехота не уклонялась от штыкового боя, в отличие от солдат-наёмников.
К 1725 году российская армия насчитывала 126 кавалерийских и пехотных полков. Внутренний распорядок армии регламентировал Устав воинский (рис. 2).
Будучи государственником, Пётр I хорошо понимал, сколь необходимо России иметь флот. Над его созданием он работал большую часть жизни, превратив некогда «сухопутную» Россию в морскую державу. К 1729 г. почти 50 линейных кораблей и фрегатов под Андреевским флагом рассекали воды Балтики. С такой силой вынуждены были считаться даже крупные морские державы — Англия и Голландия.
Военные реформы потребовали изменения принципов комплектования армии (рекрутская повинность), организации обучения офицерского корпуса, строительства заводов и мануфактур для обеспечения армии и флота вооружением и амуницией. Вместе с содержанием армии и флота всё это требовало огромных затрат. Статус империи дорого обходился стране.
Вопросы
1. Какими преимуществами обладала русская армия?
2. Для чего России был необходим военно-морской флот?
3. В чём была суть военной реформы?
Социально-экономические преобразования
Петру I хронически не хватало средств на войну и реформы, он вынужден был изыскивать их, вводя многочисленные новые налоги и повинности. Однако вечно множить подати было нельзя. Следовало коренным образом изменить систему налогообложения.
В 1718 г. правительство начало налоговую реформу, заменив подворное обложение, введённое при царе Фёдоре Алексеевиче, подушной податью. С 1724 г. её должны были платить все лица мужского пола, принадлежавшие к тяглому сословию. Для правильного обложения следовало определить численность населения. Сначала учёт попытались провести на основе сказок — списков, которые представляли сами помещики. Но помещики скрыли огромное число крестьян. Властям пришлось организовать собственную перепись — провести ревизию (перепроверку) данных. Так на долгие десятилетия в нашу историю вошли понятия «ревизия» и «ревизские души». Согласно новому порядку налогообложения, подушную подать должна была платить каждая попавшая в перепись «ревизская душа».
Одновременно была введена паспортная система. Эта полицейская мера ещё сильнее прикрепила крестьянина к помещику: лишённый паспорта крепостной теперь не мог уйти без разрешения землевладельца даже на заработки.
На первый взгляд подушная подать — мера чисто фискальная. Но на самом деле последствия её введения были глубже. Теперь не только крепостные крестьяне, но и ранее свободные люди оказались прикреплены к месту жительства — месту уплаты подушной подати. Среди них оказались посадские люди и однодворцы — бывшие служилые люди с южных окраин, стрельцы, пушкари и др. Ограничение свободы стало больше.
Реформы упрочили господствующее положение дворянства. Правда, произошло это достаточно своеобразно. При Петре I дворянская служба стала гораздо напряжённее и продолжительнее. У дворян появилась новая обременительная «повинность» — обязанность учиться. Кроме того, все, независимо от знатности, должны были начинать служить с самых низших чинов. Наезжая изредка в свои имения, дворяне горько вздыхали о прежних «покойных временах благочестивых царей».
В 1722 году был издан Табель о рангах, который открывал совершенно новые возможности и для дворянства. Согласно Табелю, по достижении 15-летнего возраста каждый дворянин был обязан нести военную или гражданскую службу. Служба была разделена на 14 рангов (ступеней), по которым проходила служба. Самый низший ранг — 14-й — прапорщики (военные), коллежский регистратор (гражданские). Высший ранг — 1-й — генерал-фельдмаршал (военный), канцлер (гражданский). При получении очередного ранга (класса) учитывались личные качества и заслуги: образованность, способности, талант, желание служить. Плюс такой системы в том, что в получении ранга не учитывалась знатность фамилии. Так, например, сын захудалого дворянина мог дослужиться до генерала, а представитель знатной и богатой фамилии так и остаться в нижних чинах.
Табель о рангах открывал возможность людям даже «самого подлого происхождения» перейти в дворянское сословие. Солдаты, дослужившиеся до первого офицерского чина, становились дворянами. За годы Северной войны таких оказалось около 20 % от общей численности офицерского корпуса. Основание — личная доблесть и безупречная служба в низших чинах. Потомственное дворянство мог получить и чиновник. Однако для этого ему нужно было дослужиться до 8-го класса. Так в Табеле о рангах выразилось преимущество военной службы перед статской. Так в дворянское сословие вливалась «свежая кровь», открывалась возможность энергичным и талантливым представителям других сословий изменить свой статус.
В 1714 г. Пётр I подписал Указ о единонаследии, согласно которому поместья превращались в собственность их владельцев. Однако давнишняя мечта дворян о слиянии поместья и вотчины была воплощена в жизнь по-петровски: владелец имения получил право передавать земли лишь одному из наследников. Царь последовательно защищал «государственные интересы», заботясь о том, чтобы имения не дробились, а крестьян, главных налогоплательщиков, не разоряли мелкие помещики. Дворяне же, лишённые земельных владений, должны были служить с ещё большим рвением, ведь служба становилась для них единственным источником существования.
Социальная политика Петра I способствовала консолидации дворянства, слиянию его различных чиновных и сословных групп в единое дворянское сословие. Единство обеспечивали равные для всех права и обязанности. При этом такая многочисленная категория, как служилые люди «по прибору», исчезла: бывшие стрельцы и пушкари оказавшись вне армии, вместе с семьями перешли в разряд хотя и свободных, но обременённых государевыми податями и повинностями однодворцев.
Меняется и состав правящих верхов. Если в XVI–XVII вв. царя окружала родовая аристократия, то в XVIII в. монарх стал управлять страной при помощи высшей бюрократии, которую составили и выходцы из аристократических фамилий, и даже бывшие низшие чины. Выслужившихся из низов в окружении Петра I было немало. Первый среди них — Александр Данилович Меншиков. Существует легенда, будто в юности будущий светлейший князь торговал пирогами (рис. 2 и 3).
Таким образом, благодаря петровским реформам дворянство упрочило своё господствующее положение. Правда, тяготы реформ и войн не позволили дворянам сразу ощутить эти благоприятные перемены в своём положении. Потребовалось время, чтобы правящее сословие «забыло» о понукающей руке самодержца. Но уже к середине XVIII в. дворянство в полной мере почувствовало себя «первенствующим сословием». Культ Петра станет неотъемлемым элементом дворянского самосознания.
Одновременно с консолидацией дворянства произошло сближение различных категорий крестьянства. И здесь Пётр I пошёл по пути слияния различных категорий селян в единую категорию. Упразднялось прежнее деление крестьян на вотчинных, помещичьих, монастырских, патриарших. Отныне существовали крестьяне крепостные (светских и духовных феодалов), дворцовые и государственные. Только если, упорядочивая дворянское сословие, царь в первую очередь руководствовался интересами службы, то меняя статус крестьянства — налоговыми интересами.
Царь-реформатор пошёл на уничтожение древнего института холопства. Пётр I никак не мог смириться с тем, что тысячи холопов не приносят никакой «государственной пользы», не платят налогов. И царь включил их в число «ревизских душ». Уничтожение холопства обернулось ухудшением положения крепостного крестьянства. Наиболее тяжёлые нормы «холопьего права» были перенесены помещиками на отношения с крестьянами.
Строительство флота и развитие армии были бы невозможны без экономических преобразований. За годы правления Петра I в российской экономике произошли поразительные изменения. В 1725 г. в России работала 221 мануфактура, но только 21 была построена в допетровские времена. Некоторые фабрики — кожевенные, поташные, стекольные, кирпичные, оружейные — выпускали традиционные виды продукции. Другие — парусные, шёлковые, хлопчатобумажные и т. д. — ту продукцию, которая прежде в стране не производилась.
Начав Северную войну, Россия лишилась поставок лучшего в мире шведского железа. Железоделательное и оружейное производство наладили в старых металлургических центрах: в Олонецком крае, в Туле, Кашире и Липецке. Но быстрее всего металлургия развивалась на Урале. Успехи в промышленности здесь связаны с именем и деятельностью Н. А. Демидова — одного из основателей известного рода богатейших российских предпринимателей. Получив от Петра I Верхотурские заводы, он быстро развернулся и к 1725 г. поставил на Урале ещё 4 завода. Орудия, ружья, железо Демидова шли на вооружение русской армии и флота (рис. 4).
В результате государственной политики по развитию мануфактурного производства к концу первой четверти XVIII в. Россия уже вывозила железо за рубеж. Можно говорить о создании целого «военно-промышленного комплекса»: Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы, Адмиралтейская верфь, Петербургский литейный завод, Канатный, Суконный, Шляпный, Портупейный и другие дворы и мануфактуры, сумевшие вооружить и экипировать армию и флот.
В 1719 г. была объявлена берг-привилегия. Всем без исключения жителям страны позволялось искать минералы и по согласованию с Берг-коллегией основывать заводы. Наряду с разрешением строить заводы казна стала передавать в частные руки предприятия, прежде принадлежавшие государству.
В допетровское время и в начале царствования Петра I на мануфактурах работали люди разного происхождения и общественного положения. Среди них были торговцы и ремесленники, крестьяне, отправившиеся на заработки, «вольные» люди. На вспомогательных работах использовался труд приписных крестьян (целые деревни были приписаны к заводам). В 1720-е годы ситуация изменилась. Наборы в армию уменьшили число «вольных» людей. Начался усиленный сыск беглых крестьян. Рабочих рук на заводах стало не хватать. В этих условиях в 1721 г. царь подписал указ о разрешении мануфактуристам покупать деревни с крепостными крестьянами. Позже таких заводских крестьян стали называть посессионными (см. карта 1).
Торговая и промышленная политика царя строилась в духе меркантилизма — экономического учения о том, что государство должно заботиться о положительном торговом балансе страны. Одновременно принимались меры, которые должны были защитить российского производителя. Примером таких протекционистских мер стал Таможенный тариф 1724 г.: пошлины на экспорт были снижены, а тарифы на ввоз — увеличены.
Говоря об успехах петровских реформ, стоит заметить, что они не изменили феодально-крепостническую основу российской экономики. Русская мануфактура развивалась как крепостная мануфактура. Условия для возникновения буржуазных отношений оказались хуже, чем в XVII в.
Вопросы
1. Каков был порядок прохождения службы согласно петровскому Табелю о рангах?
2. С какой целью был принят Указ о единонаследии?
3. Почему Пётр I внёс изменения в положение холопов?
4. Почему была проведена налоговая реформа? Расскажите о её результатах.
5. Какие отрасли промышленности успешно развивались при Петре I? Объясните почему.
Итоги
Реформы Петра I были направлены на коренные изменения, особенно в областях экономики, системы управления страной и мануфактурного производства. В России создаётся новая система налогообложения, укрепляется власть монарха и появляются черты капиталистической организации хозяйства. В результате можно говорить о начале процесса модернизации.
Однако, несмотря на то что реформы Петра I носили радикальный характер, они были в некоторой степени продолжением нововведений предшествующего периода. Последствия реформ были противоречивыми. Поэтому дать однозначную оценку реформам невозможно.