- Слово о Л.Н. Толстом
- Особенности творчества Л.Н. Толстого
- Повесть «Детство»
- Знать биографию Л.Н. Толстого, особенности творчества, содержание повести «Детство»
- Уметь определять идейное содержание повести «Детство» Л.Н. Толстого
- Вспомните, кто из писателей обращался в своем творчестве к теме детства.
- Что такое автобиография?
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?
Слово о Л.Н. Толстом
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (Тульская губерния) в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Л.Н. Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провел детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.
Мать будущего писателя, княгиня Мария Николаевна Волконская, умерла, когда Льву не было и 2 лет. Отец, граф Николай Ильич Толстой, умер 1837 году. Дети, оставшиеся сиротами, были отправлены на попечение тёток Татьяны Александровны Ергольской и Александры Ильиничны Остен-Сакен. Когда Остен-Сакен умерла в 1841 году, дети были отправлены под опекунство Пелагии Ильиничны Юшковой, ещё одной тётки из Казани.
На духовное формирование будущего писателя влияние оказала Мария Николаевна, мать, точнее воображаемый её образ. Лев Толстой не помнил своей матери, она умерла, когда он был слишком мал. Духовный ее облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе.
Лев Николаевич получил качественное домашнее образование и в 1844 году был зачислен студентом в Императорский Казанский университет на факультет восточной словесности. Через год был отчислен из-за плохой успеваемости, перевелся на юридический факультет, где проучится два года и бросит обучение.
В наследство от отца Л.Н. Толстой получил имение Ясная Поляна. «Без своей Ясной Поляны, — писал Лев Николаевич, — я трудно могу себе представить Россию и своё отношение к ней». Ясная Поляна была его колыбелью. Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близких, здесь он видел, как живёт народ, здесь познакомился с народными песнями, сказками, легендами, былинами.
Будущий писатель увлекался азартными играми и обзавёлся многими долгами. Чтобы поправить свое финансовое положение, он отправляется на службу в армию, уезжает на Кавказ.
За оборону Севастополя Л.Н. Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.» Во время службы появляются первые литературные опыты писателя. Впечатления от увиденного на Кавказе легли в основу сборника «Севастопольские рассказы». Первым произведением Л.Н. Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство».
В 1862 году Л.Н. Толстой женится на Софье Берс и селится с ней в Ясной Поляне. Он увлекается сельским хозяйством, открывает школу для крестьянских детей. Писатель четырежды становился номинантом на Нобелевскую премию по литературе.
7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой умер на станции Агапово Рязанской губернии в домике начальника станции.
- Какое образование получил писатель?
- Из какого рода происходил Л.Н. Толстой?
Особенности творчества Л.Н. Толстого
В главном герое повести «Детства», Николеньке Иртеньеве, много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.
Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», куда входит повесть «Детство», является литературной автобиографией.
Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.
Для автобиографии характерно ретроспективное, с высоты прожитых лет, стремление осмыслить свою жизнь как целое. Пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу. В отличие от мемуаров, автор сосредоточен на истории своей личности, а не на окружающем мире.
Лев Толстой в трилогии проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека.
Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя. Такой приём в литературе называется «психологизм».
Психологизм – психологическое изображение характеров в художественном произведении.
Имеет несколько форм:
- внутренний монолог;
- сновидения;
- портрет;
- внешние проявления внутренней жизни: мимика, жестикуляция, особенности речи;
- изображение чувства через поступок;
- прямое называние эмоции;
- вещное окружение;
- пейзаж.
Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Л.Н. Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, плохом правописании, невоздержанности, необдуманности. Он был живым человеком со своими недостатками.
- В каких произведениях, уже изученных вами, можно обнаружить примеры психологизма?
- Почему «Детство» можно назвать литературной автобиографией?
Повесть «Детство»
В 1852 году Л.Н. Толстой публикует свою первую автобиографическую повесть «Детство». Главной целью трилогии становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды.
В повести используются два принципа изображения психологии героев:
- аналитический (анализ течения чувств и мыслей персонажей);
- динамический (раскрытие внутреннего мира людей при помощи их действий и поступков).
Диалектика души (развитие души), присущая творчеству Л.Н. Толстого, наиболее часто реализуется через внутренний монолог.
Героям Л.Н. Толстого свойственна множественность мотивов, подчас весьма противоречивых. Так Карл Иванович со слезами просит оставить его при детях, не требуя жалования, и в то же время протягивает счёт, в котором указаны мельчайшие расходы и долги семейства Иртеньевых бедному гувернёру. «Прочтя эту записку, в которой Карл Иваныч требует, чтобы ему заплатили все деньги, издержанные им на подарки, и даже заплатили бы за обещанный подарок, всякий подумает, что Карл Иваныч больше ничего, как бесчувственный и корыстолюбивый себялюбец, — и всякий ошибется». Настоящим мотивом Карла Иваныча было желание показать, что он любит детей и употребляет свои доходы для их же развлечения.
В повести подробно и поочередно рассматриваются взаимоотношения Николеньки Иртеньева с взрослыми членами семьи и прислугой: отцом, матерью, гувернером, ключницей. Главным для писателя являются не события, связанные с этими людьми, а описания состояний, чувств, движений души.
В главе «Maman» писатель воспроизводит воспоминания о матери, которые узнал от других. «…Все, что я знаю о ней, все прекрасно», – вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Л.Н. Толстой не мог без слез умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской».
Воспоминания Николеньки тоже проникнуты любовью, обожанием к образу матери. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, «нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.
Отец героя описан в главе «Что за человек был мой отец?». Петр Александрович Иртеньев, отец Николеньки, человек сурового нрава, серьезный и строгий. В то же время к детям он относится с большой любовью и прикладывает все усилия, чтобы они получили достойное воспитание и образование.
Внешность отца описана очень подробно. Также подробно описаны манеры и повадки отца: «…на людей нынешнего века он смотрел очень презрительно…». Сын замечает в отце как положительные, так и отрицательные черты.
В обществе отца Николеньки считают очень порядочным и благородным человеком, добрым и очень хорошим мужем. Он просто умеет нравиться людям, независимо от их положения в обществе.
Однако отец – очень самоуверенный человек, ему присущ характер «любезности и разгула». Самые любимые на свете вещи отца Николеньки – это карты и женщины.
Мальчику отец кажется человеком загадочным, но бесспорно красивым. На время происходящих в повести событий вся семья Иртеньевых проживает в деревне. В одно утро отец сообщает своим сыновьям, что они поедут с ним в Москву жить у бабушки дома.
Николенька наблюдает за взрослыми и изучает их поведение. Он остро чувствует настроение Карла Ивановича в главе «Классы» по сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы обозначить то место, до которого дочитали. Николенька не может отвечать урок из-за переживаний, он думает о предстоящей разлуке с домашними и из-за волнения плачет и портит слезами тетрадь по чистописанию. Карл Иванович сердится, ставит Николеньку на колени, угрожает линейкой и требует просьбы о прощении. Мальчик чувствует, что Карл Иванович сам осознает свою несправедливость. А вызвана она тем, что с ним самим, как считает Карл Иванович, тоже несправедливо поступают.
С большим стыдом повзрослевший герой вспоминает, как рассердился на няню из-за того, что она отшлепала его мокрой скатертью, которую он случайно облил квасом. Особенно обидным это стало потому, что мальчик был в хорошем настроении и не ожидал от Натальи Савишны такого поступка. Он расплакался от обиды и злости и стал строить планы отмщения «дерзкой Наталье». Но уже через несколько минут няня возвращается и просит прощения у мальчика: «Она вынула из-под платка конверт, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
Л.Н. Толстой не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. Воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.
Л.Н. Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»
- Что беспокоит Л.Н. Толстого, когда он думает о детстве?
- Что больше запомнилось рассказчику из детства – события или чувства?
- Почему мальчика волнуют взаимоотношения взрослых?
Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела колоссальный успех. Тема детства, «диалектика души» ребенка увлекла читателей. А другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», М. Горький «Детство», А.К. Толстой «Детство Никиты».
Контрольные вопросы
- Каковы главные художественные особенности повести «Детство»?
- Дает ли автор оценку поступкам взрослых?
- Всегда ли автобиография придерживается реальных событий в жизни автора?