Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» (вступление). Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» . Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»

План урока

  • Слово об А.С. Пушкине
  • Новаторство языка А.С. Пушкина
  • Поэма «Медный всадник»
  • Лирика А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер»
  • Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Цели урока

  • Знать биографию и творческий путь А.С. Пушкина, ключевые особенности поэмы «Медный всадник»
  • Уметь анализировать лирические стихотворения «Зимний вечер» и «Во глубине сибирских руд»

Разминка

  • Поэта называют создателем современного русского языка. Почему?
  • Кто был предшественником А.С. Пушкина в литературе?
  • Какие произведения по жанру и форме создавал знаменитый поэт?
  • Какие темы в своем творчестве он развивал?

 

Слово об А.С. Пушкине

Рис. 1. М. Шаньков. А.С. Пушкин. Рис. 1. М. Шаньков. А.С. Пушкин.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

Поэт родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Сергей Львович, его отец, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать Надежда Осиповна была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Сергей Львович увлекался литературой, его брат, Василий Львович, – известный поэт. В доме родителей часто собирались известные писатели и поэты того времени. Страсть к поэзии появилась у А.С. Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития А.С. Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны. 

 

В 1811 году будущий поэт поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, который окончил в 1817 году. В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман об эпохе Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

 

Творчество А.С. Пушкина вобрало в себя все достижения русской поэзии. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев называл себя учеником А.С. Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Л.Н. Толстой. А.С. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт» – писал Н.В. Гоголь.

 

В наши дни подтвердилось пророческое предсказание В.Г. Белинского о том, что А.С. Пушкин «будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».


Что повлияло на творчество А.С. Пушкина в детстве?


Новаторство языка А.С. Пушкина

 

До поэта язык литературы был высокопарным. Поэзия использовала одический, элегический стили.


Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою.

 

Элегия – жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.


А.С. Пушкин в своих произведениях использовал лексику разных стилей.

 

Поэт первым начал использовать в литературе просторечия (детина, маяться, преть, во весь дух, так и сяк), слова разговорного стиля.

 

Кроме того, он начал использовать букву «Ё» в поэзии: до него фраза «с душой воспламененной» произносилась через ударный звук «э».

 

А.С. Пушкин стал писать и рифмовать такие слова с ударными на «о» после мягкой согласной, то есть: воспламенённый, отрешённый, убеждённый

 

Поэма «Медный всадник»

 

А.С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. Он известен как автор исторических исследований.

 

Исторической теме посвящены

  • поэмы («Медный всадник», «Полтава»),
  • драмы («Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Сцены из рыцарских времён»),
  • многие стихотворения

Рис. 2. А. Бенуа. «Медный всадник». «За ним несется Всадник Медный на звонко-скачущем коне». 1903-1922. Рис. 2. А. Бенуа. «Медный всадник». «За ним несется Всадник Медный на звонко-скачущем коне». 1903-1922.

А.С. Пушкин как истинный художник считал необходимым воскресить минувшие века, обратиться к истории. Особый интерес А.С. Пушкин проявил к деятельности Петра I. В нем поэт видел преобразователя, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России. А.С. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

 

«Медный всадник» – поэма (или, как ее назвал А.С. Пушкин, петербургская повесть) была написана в Болдине осенью 1833 года. При жизни поэта было напечатано в журнале «Библиотека для чтения» лишь начало (с пропуском стихов, где Петербург сравнивался с Москвой) под заглавием: «Петербург. Отрывок из поэмы». 


Поэма  – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», А.С. Пушкин «Медный всадник», А.А. Ахматова «Поэма без героя» и др.


Вступление к поэме близко к жанру оды. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, полнощных), приемы ораторского искусства (повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи). Выбранный поэтом жанр вступления подчеркивает в образе Петра его мудрость и патриотизм.

 

Поэма явилась результатом размышлений А.С. Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. В выборе сюжета А.С. Пушкиным руководила мысль о трагизме положения таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель. Этот сюжет намечен в неоконченной поэме «Езерский». 

 

А.С. Пушкин не был свидетелем петербургского наводнения 7 ноября 1824 года, он находился тогда в Михайловском и узнал о трагедии из газет и писем. По просьбе поэта друзья, не упоминая его имени, передали пострадавшим от наводнения часть денег, полученных за издание его произведений. Работая над поэмой, он опирался на описания этих событий в журналах.

 

В поэме «Медный Всадник» изображена не идеальная гармония большой семьи-государства (как в «Пире Петра I»), а страшный разлад и катастрофа. Петр I, воздвигая грандиозное здание Российской империи и, в частности, новую столицу, разрушает маленький мир своего подданного: его любовь, семью, его дом. Такое здание не может быть прочным: над ним всегда будет висеть угроза разрушения, бунт стихийных сил («Божий гнев») и бунт народной стихии. А.С. Пушкин показывает, что стихия в первую очередь обрушивается на тех же «маленьких людей», забытых государством. Бунт стихии сравнивается с набегом разбойников. В этом взгляд его неожиданно соединяется с народным представлением о том, что страшные стихийные бедствия, голод и болезни постигают народ как кара за преступления царя.


«Медный всадник»  – памятник Петру I на Сенатской площади, открытый 7 августа 1782 года в царствование Екатерины II. Памятник выполнен по проекту французского скульптора Э.-М. Фальконе (1716–1791); голова Петра – по проекту его ученицы художницы М.А. Колло. Скала, служащая постаментом всаднику (Гром-камень), была найдена в 1768 году близ Лахты (к северу от города) и с огромным трудом доставлена в Петербург. По праву считающийся самым лучшим памятником Петру Великому, «Медный всадник» стал художественным и идейным центром новой столицы, символом Санкт-Петербурга.


Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

 

Во вступлении автор воссоздает образ Петра I, стоящего на берегу залива, в момент закладки Санкт-Петербурга. Правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

 

Петербург предстаёт перед читателями величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора.

Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».


  1. Какие жанры объединил А.С. Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник»?
  2. Какое новаторство языка продемонстрировал поэт во вступлении?
  3. Какое противоречие заложено в образе Петра I?


Лирика А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер»

Рис. 3. Э. Петрова. Зимний вечер. Рис. 3. Э. Петрова. Зимний вечер.

Значительным для развития творчества Пушкина является то, что поэт глубоко проникал в русскую народную жизнь и русское народное творчество. Он создал в 1825 году такие произведения, как пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый…»), балладу-сказку «Жених», стихотворение «Зимний вечер». 

 

В 1824 году А.С. Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьезную ссору с отцом, А.С. Пушкин остается в имении с няней. Спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал – обретение Дома, защищенности и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 годов («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога»), а позже и в «Бесах» (1830).

 

Элегия «Зимний вечер», написанная в 1825 году, имитирует звуковым рядом монотонность и завывание бури, а параллельно передает настроение тихого вечера, коротаемого зимним вечером в тихом кругу.

 

В тексте появляется Тьма, точнее – мгла, столкновение Света и Тьмы. За окном «ветхой лачужки» торжествует Хаос – в нем слышен и плач («то заплачет, как дитя»), и стук («к нам в окошко постучит»), и завывание («то, как зверь, она завоет»), и шорох («вдруг соломой зашумит»). Стихия в стихотворении А.С. Пушкина характеризуется звуковыми глаголами — создается ощущение постоянного движения. Поэтому очень важной становится ритмическая и звуковая организация текста.

 

Песня няни также становится символом Дома и творчества, которые защищают лирического героя от Хаоса стихии. Она построена как русская фольклорная лирика (анафора, синтаксический параллелизм) и звучит нежно и мелодично.

 

Исследователи так и не смогли дать объяснение тому, почему А.С. Пушкин написал «Зимний вечер» четырехстопным хореем, который больше подходит для народных песен и частушек, чем для элегии. Видимо, легкость хорея придавала поэту больше оптимизма, нежели использование другого стихотворного размера. Рифмовка стихотворения перекрестная.

 

В стихотворении поэт отражает свое текущее внутреннее состояние, навеянное вынужденным заточением. Кроме этого, А.С. Пушкин дает понять, как дорога ему няня, которая была для него родным человеком. Именно любовь, которая приходит на помощь в самые тяжелые моменты жизни была и остается самой животрепещущей темой.


  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?
  2. Что такое звукопись? Какие согласные звуки помогают А.С. Пушкину придать нежность и мелодичность стихотворению?


Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Рис. 4. М. Добужинский. А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов. 1924. Рис. 4. М. Добужинский. А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов. 1924.

Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение «Узник», изученное в 6 классе. Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве поэта. Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов.

 

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» написано в 1827 году в поддержку декабристов, сосланных в Сибирь. 

 

В своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен «горсткой извергов». Великий русский писатель-революционер А.И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. «Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно».

 

А.С. Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер – друзья А.С. Пушкина по лицею.

 

Вместе с посланием «И.И. Пущину» с А.Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н.М. Муравьеву, А.С. Пушкин передал декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

 

Лирический герой обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресаты, создавая обобщенный образ людей, пребывающих в ссылке. Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

 

Адресант пытается подбодрить декабристов, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут», освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой «братьев», которые были на свободе.

 

Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей, пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырех катренов, которые продолжают содержание друг друга. Написано стихотворение – четырехстопным ямбом.


  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворении? С какой целью?
  2. Определите размер стихотворения.


С. Флоринский выделили следующие особенности лирики А.С. Пушкина, которые повлияли на историю развития русской поэзии:

  • А.С. Пушкин создал русскую реалистическую лирике, с необычной широтой и правдивостью осветившую все стороны и явления современной ему действительности и психологии человека.
  • Пушкинская лирика предоставляет образцы всевозможнейших лирических жанров, тем и мотивов, что создало целую школу для современных А.С. Пушкину и последующих поэтов.
  • Лирика А.С. Пушкина является откликом на современную жизнь, одновременно с этим перерастая эпоху и не теряя своего актуального значения сегодня.


Контрольные вопросы

 

  1. Что и почему любит поэт в облике Петербурга (на примере поэмы «Медный всадник»?
  2. Каково настроение стихотворения «Зимний вечер»?
  3. Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, «стремленье дум» – высоким, а свой голос – свободным?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.К. Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
Русская литература XIX века
  • Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Рельеф Евразии и его формирование

    География

  • Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряды пресмыкающихся

    Биология

  • Гражданин России

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке