- Драма как род литературы
- История создания трагедии «Борис Годунов»
- Особенности жанра произведения
- Историческая достоверность трагедии
- Образы царя, народа и судьбы
- Знать особенности трагедии как жанра литературы
- Уметь анализировать образы героев
- Какие по жанру произведения писал А.С. Пушкин?
- На какие три рода делится литература?
- Какие драматические жанры вам известны?
- Как называются произведения о реальных исторических персонажах или событиях?
Драма как род литература
Драма – один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру.
Текст в драме представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления.
К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе:
- Комедия
- Трагедия
- Драма
- Фарс
- Водевиль и т. д.
Трагедия – это драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.
История создания трагедии «Борис Годунов»
Незадолго до восстания декабристов А.С. Пушкин вновь вернулся к исторической теме. В трагедии «Борис Годунов» он показывает царя и патриарха, дворянство и народ, переносит действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена.
Работа над трагедией была начата А.С. Пушкиным в декабре 1824 года. До 1 января 1825 года написаны первые четыре сцены и часть пятой, кончая 49 стихом черновой редакции. А.С. Пушкин несколько лет тщетно добивался возможности опубликовать свою трагедию, лишь в 1830 году Николай I дал разрешение печатать «Бориса Годунова» с некоторыми изменениями и сокращениями цензурного порядка.
Первым толчком к возникновению замысла у А.С. Пушкина трагедии «Борис Годунов» явился выход в свет в марте 1824 года 10-го и 11-го томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, посвященных эпохе царствования Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. История восхождения на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия взволновала А.С. Пушкина и его современников неожиданной злободневностью. Ни для кого не было секретом, что приход к власти Александра I осуществился через санкционированное им убийство отца. Исторический сюжет о царе-детоубийце приобрел в сознании А.С. Пушкина актуальный смысл.
Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора Иоанновича.
В 1587—1598 годах был фактическим правителем государства.
С 17 февраля 1598 года до смерти 13 апреля 1605 года был первым русским царем из династии Годуновых, который взошел на царство после смерти последнего из Рюриковичей, Федора Иоановича.
Борис Годунов подозревался в убийстве в Угличе царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного от седьмого брака, возможного наследника престола.
Впоследствии именем убиенного царевича Дмитрия пользовались авантюристы, хотевшие захватить власть на Руси. Так появились Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
В процессе работы возник вопрос о смысле и цели человеческой истории. Предвосхищая автора «Войны и мира», А.С. Пушкин размышлял о том, какая сила управляет всем, как эта сила проявляется в действиях и поступках людей.
- Что сподвигло А.С. Пушкина написать трагедию «Борис Годунов»?
- Какие отличительные черты у драмы как рода литературы?
Особенности жанра «Бориса Годунова»
«Борис Годунов» А.С. Пушкина – великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства – эпоха Смуты.
Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать «минувший век во всей его истине».
Изначально А.С. Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам – исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.
«Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов. Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – писал А.С. Пушкин.
Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» решительно порывала с драматургической системой классицизма, обеспечивая автору невиданную ранее в драматургии творческую свободу. Действие «Бориса Годунова» охватывает период в 7 с лишним лет. События переходят из царского дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха на поля сражений, из России в Польшу. А.С. Пушкин отказывается от деления трагедии на акты, разбивая ее на двадцать три сцены, позволяющие охватить русскую жизнь со всех сторон, показать ее в самых разных проявлениях.
В «Борисе Годунове» можно усмотреть и прямые параллели с героями и сюжетами исторических хроник Шекспира, а также с «Макбетом» – шекспировской трагедией, наиболее близкой по своим жанровым характеристикам к хроникам. И царь Борис, приказавший убить царевича Димитрия, и Лжедмитрий, приказавший убить детей Годунова, напоминают узурпатора Глостера, приказавшего убить наследных принцев («Ричард III»), а Марина Мнишек своим властолюбием напоминает леди Макбет.
В «Борисе Годунове» отсутствует стоявшая в центре трагедии классицизма любовная интрига: история увлечения Самозванца Мариной Мнишек играет служебную роль. «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги», – скажет автор.
Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Долгое время считалось, что А.С. Пушкин в своей трагедии сделал народ главным героем и творческой силой истории. Однако сам поэт видел цель трагедии в другом: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? – спрашивал он и отвечал. –Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная». «Человек и народ» – это весь охват действующих лиц в трагедии, а главная цель ее – судьба человека и судьба народа: общая, соединяющая всех судьба или закон судеб человеческих.
- В чём особенность жанра трагедии «Борис Годунов»?
- В чём состоит новаторство Пушкина-драматурга?
Образы царя, народа и судьбы
В пушкинской трагедии четыре действующие силы: народ, аристократия, царь и самозванец. Царь правит боярами, аристократы-бояре манипулируют народным мнением, народный бунт используется для взятия власти, приходит новый царь, который оказывается самозванцем.
Получается, что ни монарх, ни аристократия и ни народ не являются единовластными движителями истории. Кто-то или что-то периодически самовольно нарушает ее ход, поэтому невозможно ни уверенно предсказать будущее, ни полностью восстановить логику истории.
В этих неожиданностях проявляется не слепой рок, а справедливая высшая Сила. Каждому воздает она по его вере и по его деяниям. Примечательна кольцевая композиция трагедии, основанная на принципе зеркального отражения. Действие открывается разговором бояр Шуйского и Воротынского об убийстве ребенка, царевича Димитрия, рвущимся к власти Борисом Годуновым. А в финальной сцене совершается убийство юного сына Бориса Годунова Феодора. Грех детоубийства, совершенный Годуновым, вызывает ответную кару, равносильную содеянному греху.
В устах Пимена звучит обвинение людям в их грехах и пророческое предсказание неминуемой расплаты:
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли…
Когда действие приближается к кульминации, юродивый Николка на соборной площади говорит в лицо Борису: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит». Вслед за этим приговором – внезапная смерть Бориса, ведущая действие к финалу. А.С. Пушкин показывает провиденциальный характер этого возмездия.
Пушкинский Борис Годунов не похож на классического «злодея». Этот «цареубийца», пришедший к власти через кровь маленького Димитрия, еще и умный правитель, заботящийся о народном благе, любящий отец, несчастный человек, которого мучит совесть за совершенное им злодеяние. Его противник – Гришка Отрепьев – честолюбив, но одновременно пылок, отважен, способен на искреннее любовное увлечение.
А.С. Пушкин подчеркивает, что есть в Борисе Годунове много неплохих черт. Это и его ум, и сильная воля, и умение сочувствовать близким людям. Когда его дочь овдовела, он за нее переживает.
Сложен у А.С. Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий – не знатный дворянин, а простой чернец – в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и преступление.
Мысль о «мнении народном», о поддержке народа как об основной решающей силе в борьбе с самодержавием составляет философско-историческое содержание трагедии. Народ может жестоко расправиться со своим угнетателем. Однако по природе он гуманен и справедлив.
Благодаря «мнению народному» противники Годунова смогли его победить, но народу от этого не легче.
- Почему нельзя сказать, что тема трагедии «Борис Годунов только народ?
- Какая композиция у трагедии?
«Борис Годунов» стал первы в ряду многочисленных художественно-исторический созданий поэт, таких как «Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Капитанская дочка»… Историзм А.С. Пушкина, сформированный в трагедии «Борис Годунов», развивался в последующих произведениях.
Контрольные вопросы
- К какой теме обращается А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»?
- Где и когда происходит действие трагедии?
- В чем сложность и противоречивость образа Бориса Годунова?