Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

 

План урока

  • Работа над трагедией
  • Особенности жанра «Бориса Годунова»
  • Историческая достоверность трагедии
  • Образы царя, народа и судьбы

Цели урока

  • Знать: особенности трагедии как жанра литературы
  • Уметь: анализировать образы героев

Вступление

А. С. Пушкин в 1825 году написал трагедию «Борис Годунов». Это не только историческая драма о Смутном времени, но и главная русская историческая драма. Пушкин смешивает языки и стили и отражает проблемы народа и власти.

 

Работа над трагедией

 

Незадолго до восстания декабристов Пушкин вновь вернулся к исторической теме. В трагедии «Борис Годунов» он показывает царя и патриарха, дворянство и народ, переносит действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена.        

 

Работа над трагедией Пушкиным была начата в декабре 1824 года. До 1 января 1825 года написаны первые четыре сцены и часть пятой, кончая 49 стихом черновой редакции. Пушкин несколько лет тщетно добивался возможности опубликовать свою трагедию, лишь в 1830 году Николай I дал разрешение печатать «Бориса Годунова» с некоторыми изменениями и сокращениями цензурного порядка. 


Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.


Первым толчком к возникновению замысла у Пушкина трагедии «Борис Годунов» явился выход в свет в марте 1824 года 10-го и 11-го томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, посвященных эпохе царствования Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. История восхождения на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия взволновала Пушкина и его современников неожиданной злободневностью. Ни для кого не было секретом, что приход к власти Александра I осуществился через санкционированное им убийство отца. Исторический сюжет о царе-детоубийце приобрел в сознании Пушкина актуальный смысл.

 

В процессе работы возник вопрос о смысле и цели человеческой истории. Предвосхищая автора «Войны и мира», Пушкин размышлял о том, какая сила управляет всем, как эта сила проявляется в действиях и поступках людей.

 

Особенности жанра «Бориса Годунова»

 

«Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов. Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – писал Пушкин.

 

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» решительно порывала с драматургической системой классицизма, обеспечивая автору невиданную ранее в драматургии творческую свободу. Действие «Бориса Годунова» охватывает период в 7 с лишним лет. События переходят из царского дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха на поля сражений, из России в Польшу. Пушкин отказывается от деления трагедии на акты, разбивая ее на двадцать три сцены, позволяющие охватить русскую жизнь со всех сторон, показать ее в самых разных проявлениях.

 

В «Борисе Годунове» можно усмотреть и прямые параллели с героями и сюжетами исторических хроник Шекспира, а также с «Макбетом» – шекспировской трагедией, наиболее близкой по своим жанровым характеристикам к хроникам. И царь Борис, приказавший убить царевича Димитрия, и Лжедмитрий, приказавший убить детей Годунова, напоминают узурпатора Глостера, приказавшего убить наследных принцев («Ричард III»), а Марина Мнишек своим властолюбием напоминает леди Макбет.

 

В «Борисе Годунове» отсутствует стоявшая в центре трагедии классицизма любовная интрига: история увлечения Самозванца Мариной Мнишек играет служебную роль. «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги», – скажет автор.

 

Долгое время считалось, что Пушкин в своей трагедии сделал народ главным героем и творческой силой истории. Однако сам Пушкин видел цель трагедии в другом: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? – спрашивал он и отвечал. –Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная». Вдумаемся в эти слова. «Человек и народ» – это весь охват действующих лиц в трагедии, а главная цель ее – судьба человека и судьба народа: общая, соединяющая всех судьба или закон судеб человеческих.

 

Историческая достоверность трагедии

 

Действие трагедии происходит на рубеже XVI–XVII веков. После шести лет правления Бориса Годунова в стране зреет Смута: появляется самозванец – беглый монах Григорий Отрепьев, который выдает себя за сына Ивана Грозного – царевича Димитрия, убитого по приказу Бориса. Самозванец при поддержке поляков идет войной на Москву. Борис умирает; бояре, убив царицу и наследника, объявляют новым царем Самозванца. Смысл пушкинской трагедии не только и не столько в переносе на сцену подлинных исторических событий, сколько в постановке на историческом материале универсальных, «вечных» вопросов – политических (допустима ли узурпация власти?), моральных (можно ли творить добро, совершив единожды зло?) и психологических (какова цена раскаяния за содеянное?)

 

Пушкин доверял Карамзину-историку. Рассказ, по замечанию литературоведа Г. О. Винокура, «Пушкин тщательно собрал из обоих томов «Истории государства Российского» все указания на клеветнические легенды в антигодуновской литературе Смутного времени, создав при их помощи потрясающую картину безвыходного одиночества и полной обреченности мудрого царя-злодея».

 

Так, роль Гаврилы значительно расширена по сравнению с материалом карамзинской «Истории»: все добавленные детали выдуманы. Игнорирует писатель и некоторые карамзинские датировки. Так, дьяк Щелкалов не мог присутствовать в Царской думе при обсуждении угроз Лжедмитрия, поскольку был отстранен Годуновым от дел еще до появления Самозванца. Также вводит в действие реальное историческое лицо – Гаврилу Пушкина, который выступает на стороне Самозванца, и вдобавок лицо вымышленное –Афанасия Пушкина, который первым, со слов своего «племянника» Гаврилы, сообщает Шуйскому о появлении Лжедмитрия. 

 

Образы царя, народа и судьбы

 

В пушкинской трагедии четыре действующие силы: народ, аристократия, царь и самозванец. Царь правит боярами, аристократы-бояре манипулируют народным мнением, народный бунт используется для взятия власти, приходит новый царь, который оказывается самозванцем.

 

Получается, что ни монарх, ни аристократия и ни народ не являются единовластными движителями истории. Кто-то или что-то периодически самовольно нарушает ее ход, поэтому невозможно ни уверенно предсказать будущее, ни полностью восстановить логику истории.

 

Замечательно, что в этих неожиданностях проявляется не слепой рок, а какая-то очень справедливая высшая Сила. Каждому воздает она по его вере и по его деяниям. Примечательна кольцевая композиция трагедии, основанная на принципе зеркального отражения. Действие открывается разговором бояр Шуйского и Воротынского об убийстве ребенка, царевича Димитрия, рвущимся к власти Борисом Годуновым. А в финальной сцене совершается убийство юного сына Бориса Годунова Феодора. Грех детоубийства, совершенный Годуновым, вызывает ответную кару, равносильную содеянному греху.

 

В устах Пимена звучит обвинение людям в их грехах и пророческое предсказание неминуемой расплаты:

 

                                                О страшное, невиданное горе!

                                                Прогневали мы Бога, согрешили:

                                                Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли…

 

Когда действие приближается к кульминации, юродивый Николка на соборной площади говорит в лицо Борису: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит». Вслед за этим приговором – внезапная смерть Бориса, ведущая действие к финалу. Пушкин показывает провиденциальный характер этого возмездия.

 

Пушкинский Борис Годунов не похож на классического «злодея». Этот «цареубийца», пришедший к власти через кровь маленького Димитрия, еще и умный правитель, заботящийся о народном благе, любящий отец, несчастный человек, которого мучит совесть за совершенное им злодеяние. Его противник – Гришка Отрепьев – честолюбив, но одновременно пылок, отважен, способен на искреннее любовное увлечение.

 

Образ Бориса Годунова автор раскрывает всесторонне и красочно. Мы видим его и как царя, и как обычного человека, семьянина. Он неоднозначная личность с множеством душевных качеств.

 

Пушкин подчеркивает, что есть в Борисе Годунове много неплохих черт. Это и его ум, и сильная воля, и умение сочувствовать близким людям. Когда его дочь овдовела, он за нее переживает.

 

Годунов хорошо понимает, что образование приносит пользу государству и поэтому отправляет молодых людей за границу учиться. Так же он доволен успехами своего сына в учебе.

 

На протяжении всего произведения мы встречаем характеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам. Например, Шуйский так говорит про Бориса Годунова в беседе с Воротынским:

 

                                                Чем кончится? Узнать не мудрено:

                                                Народ еще повоет да поплачет,

                                                Борис еще поморщится немного,

                                                Что пьяница пред чаркою вина,

                                                И наконец по милости своей

                                                Принять венец смиренно согласится;

                                                А там – а там он будет нами править

                                                По-прежнему.

 

Сложен у Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий – не знатный дворянин, а простой чернец – в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и преступление.


  Контрольные вопросы 

 

  1. К какой теме обращается Пушкин в трагедии «Борис Годунов»?
  2. Где и когда происходит действие трагедии?
  3. Каковы границы ее художественного времени и пространства?
  4. В чем сложность и противоречивость образа Бориса Годунова?


А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика