Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Русская литература XIX века

10.05.2025
2432
0

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

План урока

  • Драма как род литературы
  • История создания трагедии «Борис Годунов»
  • Особенности жанра произведения
  • Историческая достоверность трагедии
  • Образы царя, народа и судьбы

Цели урока

  • Знать особенности трагедии как жанра литературы
  • Уметь анализировать образы героев

Разминка

  • Какие по жанру произведения писал А.С. Пушкин?
  • На какие три рода делится литература?
  • Какие драматические жанры вам известны?
  • Как называются произведения о реальных исторических персонажах или событиях?

Драма как род литература


Драма – один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

 

Текст в драме представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления.


К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе:

  • Комедия
  • Трагедия
  • Драма
  • Фарс
  • Водевиль и т. д.


Трагедия – это драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.


История создания трагедии «Борис Годунов»

Рис. 1. Б. Зворыкин. «Борис Годунов». 1927. Рис. 1. Б. Зворыкин. «Борис Годунов». 1927.

Незадолго до восстания декабристов А.С. Пушкин вновь вернулся к исторической теме. В трагедии «Борис Годунов» он показывает царя и патриарха, дворянство и народ, переносит действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена.

 

Работа над трагедией была начата А.С. Пушкиным в декабре 1824 года. До 1 января 1825 года написаны первые четыре сцены и часть пятой, кончая 49 стихом черновой редакции. А.С. Пушкин несколько лет тщетно добивался возможности опубликовать свою трагедию, лишь в 1830 году Николай I дал разрешение печатать «Бориса Годунова» с некоторыми изменениями и сокращениями цензурного порядка.

 

Первым толчком к возникновению замысла у А.С. Пушкина трагедии «Борис Годунов» явился выход в свет в марте 1824 года 10-го и 11-го томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, посвященных эпохе царствования Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. История восхождения на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия взволновала А.С. Пушкина и его современников неожиданной злободневностью. Ни для кого не было секретом, что приход к власти Александра I осуществился через санкционированное им убийство отца. Исторический сюжет о царе-детоубийце приобрел в сознании А.С. Пушкина актуальный смысл.


Рис. 2. Неизвестный художник. Борис Годунов, русский царь. XVII век. Рис. 2. Неизвестный художник. Борис Годунов, русский царь. XVII век.

Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора Иоанновича.

В 1587—1598 годах был фактическим правителем государства.

 

С 17 февраля 1598 года до смерти 13 апреля 1605 года был первым русским царем из династии Годуновых, который взошел на царство после смерти последнего из Рюриковичей, Федора Иоановича.

 

Борис Годунов подозревался в убийстве в Угличе царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного от седьмого брака, возможного наследника престола. 

 

Впоследствии именем убиенного царевича Дмитрия пользовались авантюристы, хотевшие захватить власть на Руси. Так появились Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.


Рис. 3. М. Нестеров. Дмитрий-царевич убиенный. 1899. Рис. 3. М. Нестеров. Дмитрий-царевич убиенный. 1899.

В процессе работы возник вопрос о смысле и цели человеческой истории. Предвосхищая автора «Войны и мира», А.С. Пушкин размышлял о том, какая сила управляет всем, как эта сила проявляется в действиях и поступках людей.


  1. Что сподвигло А.С. Пушкина написать трагедию «Борис Годунов»?
  2. Какие отличительные черты у драмы как рода литературы?


Особенности жанра «Бориса Годунова»

«Борис Годунов» А.С. Пушкина – великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства – эпоха Смуты.

 

Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать «минувший век во всей его истине».

 

Изначально А.С. Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам – исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

Рис. 4. К. Маковский. Агенты Лжедимитрия I убивают сына Бориса Годунова — Федора. Рис. 4. К. Маковский. Агенты Лжедимитрия I убивают сына Бориса Годунова — Федора.

«Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов. Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – писал А.С. Пушкин. 

 

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» решительно порывала с драматургической системой классицизма, обеспечивая автору невиданную ранее в драматургии творческую свободу. Действие «Бориса Годунова» охватывает период в 7 с лишним лет. События переходят из царского дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха на поля сражений, из России в Польшу. А.С. Пушкин отказывается от деления трагедии на акты, разбивая ее на двадцать три сцены, позволяющие охватить русскую жизнь со всех сторон, показать ее в самых разных проявлениях.

В «Борисе Годунове» можно усмотреть и прямые параллели с героями и сюжетами исторических хроник Шекспира, а также с «Макбетом» – шекспировской трагедией, наиболее близкой по своим жанровым характеристикам к хроникам. И царь Борис, приказавший убить царевича Димитрия, и Лжедмитрий, приказавший убить детей Годунова, напоминают узурпатора Глостера, приказавшего убить наследных принцев («Ричард III»), а Марина Мнишек своим властолюбием напоминает леди Макбет.

 

В «Борисе Годунове» отсутствует стоявшая в центре трагедии классицизма любовная интрига: история увлечения Самозванца Мариной Мнишек играет служебную роль. «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги», – скажет автор.

 

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Долгое время считалось, что А.С. Пушкин в своей трагедии сделал народ главным героем и творческой силой истории. Однако сам поэт видел цель трагедии в другом: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? – спрашивал он и отвечал. –Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная». «Человек и народ» – это весь охват действующих лиц в трагедии, а главная цель ее – судьба человека и судьба народа: общая, соединяющая всех судьба или закон судеб человеческих.


  1. В чём особенность жанра трагедии «Борис Годунов»?
  2. В чём состоит новаторство Пушкина-драматурга?


Образы царя, народа и судьбы

В пушкинской трагедии четыре действующие силы: народ, аристократия, царь и самозванец. Царь правит боярами, аристократы-бояре манипулируют народным мнением, народный бунт используется для взятия власти, приходит новый царь, который оказывается самозванцем.

 

Получается, что ни монарх, ни аристократия и ни народ не являются единовластными движителями истории. Кто-то или что-то периодически самовольно нарушает ее ход, поэтому невозможно ни уверенно предсказать будущее, ни полностью восстановить логику истории.

 

В этих неожиданностях проявляется не слепой рок, а справедливая высшая Сила. Каждому воздает она по его вере и по его деяниям. Примечательна кольцевая композиция трагедии, основанная на принципе зеркального отражения. Действие открывается разговором бояр Шуйского и Воротынского об убийстве ребенка, царевича Димитрия, рвущимся к власти Борисом Годуновым. А в финальной сцене совершается убийство юного сына Бориса Годунова Феодора. Грех детоубийства, совершенный Годуновым, вызывает ответную кару, равносильную содеянному греху.

 

В устах Пимена звучит обвинение людям в их грехах и пророческое предсказание неминуемой расплаты:

 

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли…

 

 

Когда действие приближается к кульминации, юродивый Николка на соборной площади говорит в лицо Борису: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит». Вслед за этим приговором – внезапная смерть Бориса, ведущая действие к финалу. А.С. Пушкин показывает провиденциальный характер этого возмездия.

 

Пушкинский Борис Годунов не похож на классического «злодея». Этот «цареубийца», пришедший к власти через кровь маленького Димитрия, еще и умный правитель, заботящийся о народном благе, любящий отец, несчастный человек, которого мучит совесть за совершенное им злодеяние. Его противник – Гришка Отрепьев – честолюбив, но одновременно пылок, отважен, способен на искреннее любовное увлечение.

 

А.С. Пушкин подчеркивает, что есть в Борисе Годунове много неплохих черт. Это и его ум, и сильная воля, и умение сочувствовать близким людям. Когда его дочь овдовела, он за нее переживает.

 

Сложен у А.С. Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий – не знатный дворянин, а простой чернец – в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и преступление.

 

Мысль о «мнении народном», о поддержке народа как об основной решающей силе в борьбе с самодержавием составляет философско-историческое содержание трагедии. Народ может жестоко расправиться со своим угнетателем. Однако по природе он гуманен и справедлив.

 

Благодаря «мнению народному» противники Годунова смогли его победить, но народу от этого не легче.


  1. Почему нельзя сказать, что тема трагедии «Борис Годунов только народ?
  2. Какая композиция у трагедии?


«Борис Годунов» стал первы в ряду многочисленных художественно-исторический созданий поэт, таких как «Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Капитанская дочка»… Историзм А.С. Пушкина, сформированный в трагедии «Борис Годунов», развивался в последующих произведениях.


Контрольные вопросы

 

  1. К какой теме обращается А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»?
  2. Где и когда происходит действие трагедии?
  3. В чем сложность и противоречивость образа Бориса Годунова?


А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

План урока

  • Драма как род литературы
  • История создания трагедии «Борис Годунов»
  • Особенности жанра произведения
  • Историческая достоверность трагедии
  • Образы царя, народа и судьбы

Цели урока

  • Знать особенности трагедии как жанра литературы
  • Уметь анализировать образы героев

Разминка

  • Какие по жанру произведения писал А.С. Пушкин?
  • На какие три рода делится литература?
  • Какие драматические жанры вам известны?
  • Как называются произведения о реальных исторических персонажах или событиях?

Драма как род литература


Драма – один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

 

Текст в драме представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления.


К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе:

  • Комедия
  • Трагедия
  • Драма
  • Фарс
  • Водевиль и т. д.


Трагедия – это драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.


История создания трагедии «Борис Годунов»

Рис. 1. Б. Зворыкин. «Борис Годунов». 1927. Рис. 1. Б. Зворыкин. «Борис Годунов». 1927.

Незадолго до восстания декабристов А.С. Пушкин вновь вернулся к исторической теме. В трагедии «Борис Годунов» он показывает царя и патриарха, дворянство и народ, переносит действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена.

 

Работа над трагедией была начата А.С. Пушкиным в декабре 1824 года. До 1 января 1825 года написаны первые четыре сцены и часть пятой, кончая 49 стихом черновой редакции. А.С. Пушкин несколько лет тщетно добивался возможности опубликовать свою трагедию, лишь в 1830 году Николай I дал разрешение печатать «Бориса Годунова» с некоторыми изменениями и сокращениями цензурного порядка.

 

Первым толчком к возникновению замысла у А.С. Пушкина трагедии «Борис Годунов» явился выход в свет в марте 1824 года 10-го и 11-го томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, посвященных эпохе царствования Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. История восхождения на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия взволновала А.С. Пушкина и его современников неожиданной злободневностью. Ни для кого не было секретом, что приход к власти Александра I осуществился через санкционированное им убийство отца. Исторический сюжет о царе-детоубийце приобрел в сознании А.С. Пушкина актуальный смысл.


Рис. 2. Неизвестный художник. Борис Годунов, русский царь. XVII век. Рис. 2. Неизвестный художник. Борис Годунов, русский царь. XVII век.

Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора Иоанновича.

В 1587—1598 годах был фактическим правителем государства.

 

С 17 февраля 1598 года до смерти 13 апреля 1605 года был первым русским царем из династии Годуновых, который взошел на царство после смерти последнего из Рюриковичей, Федора Иоановича.

 

Борис Годунов подозревался в убийстве в Угличе царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного от седьмого брака, возможного наследника престола. 

 

Впоследствии именем убиенного царевича Дмитрия пользовались авантюристы, хотевшие захватить власть на Руси. Так появились Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.


Рис. 3. М. Нестеров. Дмитрий-царевич убиенный. 1899. Рис. 3. М. Нестеров. Дмитрий-царевич убиенный. 1899.

В процессе работы возник вопрос о смысле и цели человеческой истории. Предвосхищая автора «Войны и мира», А.С. Пушкин размышлял о том, какая сила управляет всем, как эта сила проявляется в действиях и поступках людей.


  1. Что сподвигло А.С. Пушкина написать трагедию «Борис Годунов»?
  2. Какие отличительные черты у драмы как рода литературы?


Особенности жанра «Бориса Годунова»

«Борис Годунов» А.С. Пушкина – великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства – эпоха Смуты.

 

Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать «минувший век во всей его истине».

 

Изначально А.С. Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам – исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

Рис. 4. К. Маковский. Агенты Лжедимитрия I убивают сына Бориса Годунова — Федора. Рис. 4. К. Маковский. Агенты Лжедимитрия I убивают сына Бориса Годунова — Федора.

«Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов. Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – писал А.С. Пушкин. 

 

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» решительно порывала с драматургической системой классицизма, обеспечивая автору невиданную ранее в драматургии творческую свободу. Действие «Бориса Годунова» охватывает период в 7 с лишним лет. События переходят из царского дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха на поля сражений, из России в Польшу. А.С. Пушкин отказывается от деления трагедии на акты, разбивая ее на двадцать три сцены, позволяющие охватить русскую жизнь со всех сторон, показать ее в самых разных проявлениях.

В «Борисе Годунове» можно усмотреть и прямые параллели с героями и сюжетами исторических хроник Шекспира, а также с «Макбетом» – шекспировской трагедией, наиболее близкой по своим жанровым характеристикам к хроникам. И царь Борис, приказавший убить царевича Димитрия, и Лжедмитрий, приказавший убить детей Годунова, напоминают узурпатора Глостера, приказавшего убить наследных принцев («Ричард III»), а Марина Мнишек своим властолюбием напоминает леди Макбет.

 

В «Борисе Годунове» отсутствует стоявшая в центре трагедии классицизма любовная интрига: история увлечения Самозванца Мариной Мнишек играет служебную роль. «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги», – скажет автор.

 

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Долгое время считалось, что А.С. Пушкин в своей трагедии сделал народ главным героем и творческой силой истории. Однако сам поэт видел цель трагедии в другом: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? – спрашивал он и отвечал. –Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная». «Человек и народ» – это весь охват действующих лиц в трагедии, а главная цель ее – судьба человека и судьба народа: общая, соединяющая всех судьба или закон судеб человеческих.


  1. В чём особенность жанра трагедии «Борис Годунов»?
  2. В чём состоит новаторство Пушкина-драматурга?


Образы царя, народа и судьбы

В пушкинской трагедии четыре действующие силы: народ, аристократия, царь и самозванец. Царь правит боярами, аристократы-бояре манипулируют народным мнением, народный бунт используется для взятия власти, приходит новый царь, который оказывается самозванцем.

 

Получается, что ни монарх, ни аристократия и ни народ не являются единовластными движителями истории. Кто-то или что-то периодически самовольно нарушает ее ход, поэтому невозможно ни уверенно предсказать будущее, ни полностью восстановить логику истории.

 

В этих неожиданностях проявляется не слепой рок, а справедливая высшая Сила. Каждому воздает она по его вере и по его деяниям. Примечательна кольцевая композиция трагедии, основанная на принципе зеркального отражения. Действие открывается разговором бояр Шуйского и Воротынского об убийстве ребенка, царевича Димитрия, рвущимся к власти Борисом Годуновым. А в финальной сцене совершается убийство юного сына Бориса Годунова Феодора. Грех детоубийства, совершенный Годуновым, вызывает ответную кару, равносильную содеянному греху.

 

В устах Пимена звучит обвинение людям в их грехах и пророческое предсказание неминуемой расплаты:

 

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли…

 

 

Когда действие приближается к кульминации, юродивый Николка на соборной площади говорит в лицо Борису: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит». Вслед за этим приговором – внезапная смерть Бориса, ведущая действие к финалу. А.С. Пушкин показывает провиденциальный характер этого возмездия.

 

Пушкинский Борис Годунов не похож на классического «злодея». Этот «цареубийца», пришедший к власти через кровь маленького Димитрия, еще и умный правитель, заботящийся о народном благе, любящий отец, несчастный человек, которого мучит совесть за совершенное им злодеяние. Его противник – Гришка Отрепьев – честолюбив, но одновременно пылок, отважен, способен на искреннее любовное увлечение.

 

А.С. Пушкин подчеркивает, что есть в Борисе Годунове много неплохих черт. Это и его ум, и сильная воля, и умение сочувствовать близким людям. Когда его дочь овдовела, он за нее переживает.

 

Сложен у А.С. Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир. Григорий – не знатный дворянин, а простой чернец – в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и преступление.

 

Мысль о «мнении народном», о поддержке народа как об основной решающей силе в борьбе с самодержавием составляет философско-историческое содержание трагедии. Народ может жестоко расправиться со своим угнетателем. Однако по природе он гуманен и справедлив.

 

Благодаря «мнению народному» противники Годунова смогли его победить, но народу от этого не легче.


  1. Почему нельзя сказать, что тема трагедии «Борис Годунов только народ?
  2. Какая композиция у трагедии?


«Борис Годунов» стал первы в ряду многочисленных художественно-исторический созданий поэт, таких как «Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Капитанская дочка»… Историзм А.С. Пушкина, сформированный в трагедии «Борис Годунов», развивался в последующих произведениях.


Контрольные вопросы

 

  1. К какой теме обращается А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»?
  2. Где и когда происходит действие трагедии?
  3. В чем сложность и противоречивость образа Бориса Годунова?


Предыдущий урок
Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»
Великая Отечественная война
Следующий урок
Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке