Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Русская литература XIX века

28.01.2025
1970
0

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

План урока

  • Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине
  • Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цели урока

  • Знать биографию и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина, особенности сатиры в его произведениях, содержание и проблематику «Повести о том…»
  • Уметь выявлять особенности народной и авторской сказки, определять черты сатиры в произведении

Разминка

  • Чем отличается юмор от сатиры?
  • Какие сатирические произведения вам известны?
  • Что такое литературная сказка?
  • С какими произведениями М.Е. Салтыкова-Щедрина вы уже знакомы?

Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине

Рис. 1. И. Крамской. М.Е. Салтыков-Щедрин. 1879.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)

 

Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин – псевдоним с 1856 года) родился 15 января 1826 года в семье, происходившей из старинной дворянской семьи в селе Спас-Угол в Тверской губернии. Мать будущего писателя происходила из купеческого сословия, отличалась тяжёлым и деспотичным характером.

 

Первоначальное образование получал дома, в десять лет поступил в Московский дворянский институт, а спустя два года переведён, как один из лучших учеников, в Царскосельский лицей. 

 

С 1844 года М.Е. Салтыков поступает на службу в канцелярию. Здесь он получил возможность изучить устройство государственной службы изнутри. В этот же период Михаил Евграфович знакомиться с В.Г. Белинским, под влиянием которого начинает разделять идеи утопического социализма.

 

Под влиянием «натуральной школы» формируется Салтыков-писатель, поэтому первые произведения отличает обличительный характер. За это в 1848 году М.Е. Салтыкова приговаривают к ссылке в Вятку, где он пробудет до 1855 года.

 

Вернувшись после ссылки, М.Е. Салтыков-Щедрин поступает на службу в Санкт-Петербурге. С 1858 года он был вице-губернатором в Рязани, затем в Твери, возглавлял казенные палаты в Пензе, Твери, Рязани. Часто на службе писатель заступается за крестьян, простых людей.

 

В 1863-1866 годах М.Е. Салтыков-Щедрин работает редактором журнала «Современник». В этот период формируется демократических пафос и сатирическая направленность его произведений. Выйдя в отставку с 1868 года, Михаил Евграфович полностью посвящает себя литературе. В это время созданы: «История одного города» (1869), «Господа Головлевы» (1880).

 

После закрытия «Современника» М.Е. Салтыков-Щедрин работает в «Отечественных записках (до закрытия журнала в 1884 году). После 1884 года писатель продолжает создавать и публиковать свои сказки.

 

Несмотря на критическое настроение произведений, неизменной осталась вера М.Е. Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России, – писал он. – Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России».

 

Михаил Еврафович умер 28 апреля (10 мая) 1889 году в Петербурге. Писателя похоронили на Волковском кладбище, рядом с могилой И.С. Тургенева (как завещал М.Е. Салтыков-Щедрин).


  1. За что М.Е. Салтыкова-Щедрина отправили в ссылку?
  2. Почему М.Е. Салтыков-Щедрин критиковал государственное устройство?


Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина отличаются сатирическим характером.


Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде.

 

Сатира – острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.


Эта особенность не исключает, а предполагает у сатирика многообразные оттенки и переходы смеха от горькой шутки и грустного юмора до иронии и гневного обличения.

 

Литературный критик В.Г. Белинский, рассуждая о творчестве писателя, называл его юмор «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным». Эта характеристика глубоко раскрывает сущность сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. О воздействии его произведений на слушателей рассуждал в своих записях И.С. Тургенева: «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».

 

М.Е. Салтыков-Щедрин писал сказки с 1869 по 1886 год, но из-за цензуры часть из них была опубликована только после его смерти. Жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За рубежом» включены законченные сказки. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики М.Е. Салтыкова-Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу и соответствует публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика. 

 

Сказки Михаила Евграфовича близки народным. Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»), присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано — сделано»). Приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет. два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владении глупого помещика». Народной традиции М.Е. Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

 

Писатель создал новый жанр – политическую сказку. Фантастика народной сказки органически сочетается у М.Е. Салтыкова-Щедрина с реалистическим изображением действительности. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. В сказках сатирика запечатлена полная картина перемен, происходивших в русском обществе в 1860-1880-е годы.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

 

С одной стороны, М.Е. Салтыков-Щедрин пародирует мотив обретения героем чудесного помощника, характерный для народных волшебных сказок. Щедринский «мужичина» наделен таким же сверхъестественным даром, что и какой-нибудь Серый Волк или Баба-яга. Но в отличие от героя фольклорных сказок, которому помощник чем-то обязан (например, волк – жизнью), у мужика нет ни малейших оснований быть признательным генералам.


  1. Почему М.Е. Салтыков-Щедрин создаёт сказки похожими на народные?
  2. Какой жанр сказки создал писатель?


Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Рис. 2. Н. Муратов. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. 1949.

Произведение было написано и опубликовано в 1869 году – после отмены крепостного права. В «Повести…» писатель с язвительным остроумием изображает абсурдную ситуацию, основанную на фантастическом приеме, но правдиво отражающую нелепую и вопиющую реальность. 

 

Писатель «противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов сметливости и дельности народа» (Б.Я. Бухштаб). Сказка построена на приёме антитезы: генералы и мужик противоположны статусом, умениями, представлениями о мире.

 

Тему народа и власти М.Е. Салтыков-Щедрин оформил в виде сказки. Произведение начинается со сказочного зачина («Жили да были два генерала…»), изобилует фантастическим элементами (генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне сварил суп), заканчивается «счастливым» финалом (генералы возвращаются в Петербург на лодке, которую построил мужик).

 

В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание. Автор развивает идею о паразитирующей власти, пока народ-кормилец бедствует и остаётся ни с чем. Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не прекратит добровольно подчиняться подобным генералам. На момент создания сказки, как считал М.Е. Салтыков-Щедрин, сознание народа не готово к свободе, а значит они продолжат делать сами себе привязь, как мужик из произведения.

 

Фантастические элементы сказки позволяют Михаилу Евграфовичу показать убогость обстановки Российской империи через несколько лет после отмены крепостного права. Отрицательные образы не только два генерала, неспособные позаботиться о себе, а живущие только за счет труда другого, но и сам мужик. Он смекалист и трудолюбив, сообразителен, но считает грубое отношение к себе и мизерную оплату своего труда справедливой наградой.


  1. Почему обеспеченное житье генералов кончилось самым неожиданным образом?
  2. Как генералы в конце отблагодарили мужика?


«Я вырос на лоне крепостного права...» – вспоминал М.Е. Салтыков-Щедрин. Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнаженном виде прошли перед наблюдательными глазами будущего писателя. Это послужило основой творческой неповторимости М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фантастика народной сказки органически соединяется с реалистическим изображением действительности второй половины XIX века.


Контрольные вопросы

 

  1. Найдите в тексте сказки «Повесть о том…» примеры использования иронии, сатиры, обороты народных сказок. Какова их роль в тексте произведения?
  2. Какие впечатления остались у вас после прочтения сказки?


Предыдущий урок
Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок)
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Эмоции. Темперамент и характер

    Биология

  • А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «О войне». «О награде». «Гармонь». «От автора»

    Литература

  • Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке