- Слово о Н.А. Некрасове
- Восстание декабристов
- История создания поэмы «Русские женщины»
- Особенности поэмы
- Образ княгини Трубецкой в поэме
- Образ княгини Волконской в поэме
- Знать: историю создания поэмы «Русские женщины», особенности женских образов в поэме Н. А. Некрасова
- Какие события первой половины XIX века нашли отражение в литературе?
- С какими произведениями, посвященными декабристам и их восстанию вы уже знакомы?
- Какие произведения Н.А. Некрасова вы знаете?
Слово о Н. А. Некрасове

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)
Н.А. Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Детство его прошло в селе Грешнёве, в родовом имении отца. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Нежная и заботливая мать заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей.
В 10 лет мальчика определили в Ярославскую гимназию, окончив которую, вопреки желанию отца, отправился в Петербург, чтобы поступить в университет. Такое поведение повлекло за собой немилость отца Н.А. Некрасова: тот лишил материальной поддержки своего 17-летнего сына. В университет будущий писатель так и не поступил. Чтобы не умереть с голоду, он стал писать стихи по заказу книготорговцев, давал уроки, занимался переводами. Такое упорство привело к публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки» в 1840 году.
Встреча и дальнейшая дружба Н.А. Некрасова с В.Г. Белинским сильно повлияли на поэта. До поздней ночи говорили они о литературе и о жизни.
В 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев становятся владельцами журнала «Современник», который когда-то основал А.С. Пушкин. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его работу. В период работы над «Современником» Н.А. Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.
В 1869 году Н.А. Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
В начале 1875 года Н.А. Некрасов тяжело заболел. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием. Поэт скончался в возрасте 56 лет в 1878 году.
Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта.
Почему поэт большую часть своих произведений посвящает крепостным и их проблемам?
Восстание декабристов
Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года, с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I.

Декабристы хотели помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость. К вечеру того же дня правительство полностью подавило восстание. В результате мятежа погибли 1 тыс. 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.
В результате проведённого по делу декабристов следствия пятеро из них — П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский — были приговорены к смертной казни через повешение.
Ранним утром 13 (25) июля 1826 года на валу кронверка Петропавловской крепости приговор был приведён в исполнение. Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.
В 1856 году оставшиеся в живых декабристы были помилованы.
История создания поэмы «Русские женщины»
Расцвет некрасовского поэтического таланта совпал с годами мрачного времени: запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства.
В те дни царем было запрещено любое упоминание декабристов, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, или племянника. И как же был неприятно удивлен царь, когда получил прошения 11 женщин – жен декабристов о позволении отправиться за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины, но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.
Жены и невесты осужденных добровольно последовали за ними в Сибирь. Как жены ссыльных они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Первыми в начале 1827 года в Нерчинские рудники приехали Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева.
Жены декабристов пошли на шокирующий для современников шаг. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, друзей, отказавшись от комфорта и роскоши.
Подвиг декабристок воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины».
Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23 июля 1871 года. Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Н.А. Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера, – вспоминает он, – …при этом Некрасов по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок». Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.
Жена брата поэта, Федора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: “Пойдемте в парк, под кедр, я буду читать “Русские женщины”, я написал конец”. Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочел всю поэму. Мы слушали с затаенным дыханием и не могли удержаться от слез. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».
Жен декабристов было 11, но Н.А. Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили». Это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.
Особенности поэмы
Поэма (от греч. poiema - творение) – это лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах).
Основные черты поэмы:
- наличие сюжета (как в эпосе);
- наличие образа лирического героя (как в лирике);
- внимание к глубоким проблемам.
В основе всегда лежит повествование (рассказ) о каком-либо событии.
Поэма имеет несколько жанровых разновидностей: героическая, историческая, сатирическая, лирическая, драматическая, дидактическая и т.д.
Историческая поэма – поэма, в основе сюжета которой лежат реальные исторические события.
Композиционно поэма делится на две части. Первая часть рассказывает о княгине Трубецкой, а вторая – о княгине Волконской.
Идея поэмы выражена Н.А. Некрасовым в словах:
Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.
Н.А. Некрасова восхищают русские женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед за своими мужьями.
Эта непокорность власти, сила характера и готовность отстаивать собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и самостоятельной личностью с волевым и смелым духом.
Главная проблемы поэмы – отношение к восстанию декабристов. Государство относилось к ним, как к преступникам, которые несут справедливое наказание. Однако жёны декабристов понимают, что те пострадали за правое дело. Сны княгини Трубецкой открывают ей истинное положение дел в России («царство нищих и рабов»).
Также проблемой в поэме является сравнение дворянства и народа. Высший свет отворачивается от княгинь, как только узнаёт об их решении отправится за мужьями. Государственных преступников нельзя поддерживать.
Героини поэмы продолжают сталкиваться с непониманием в дороге: представители дворянства отказывают им в какой-либо помощи. С жалостью к жёнам декабристов относятся простые люди, готовые отдать им последний кусок хлеба.
Основная часть первой части поэмы построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается убедить героиню вернуться домой. До встречи с губернатором она проводит в пути почти два месяца. Поэт сопоставляет героиню и её спутника, который так устал, что заболел и не смог продолжить путешествие.
Губернатор, пытаясь переубедить княгиню, приводит множество доводов: её отъезд убил графа-отца, в месте каторги «восемь месяцев зимы», там ужасная жизнь и т.д. Однако княгиня Трубецкая сохраняет моральную стойкость в этом диалоге, отвечая на всё отказом: «Но долг другой, и выше и святей, меня зовёт…».
Форма диалога позволяет раскрыть внутренний мир героев, передать их чувства и переживания. Осознав моральное превосходство княгини Трубецкой, губернатор обещает довезти её до места назначения за три дня, даже если за это его снимут с должности.
Поэма «Русские женщины» о мужественном и благородном подвиге жён первых русских революционеров-декабристов. Они, невзирая на трудности и лишения, отправились в ссылку за мужьями в Сибирь. В этих испытаниях проявились лучшие душевные качества княгинь – сила воли, умение любить, верность.
- В чём особенность композиции поэмы?
- Какая основная тема поэмы?
Образ княгини Трубецкой в поэме

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, была обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.
С.П. Трубецкой был на десять лет ее старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умен, образован, прошел войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание. Трубецкая – первая из жен декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, так как губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить ее вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своем решении.
В поэме Н.А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.
С первых строк поэмы Н.А. Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа.
Княгиня прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом.
В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:
А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...
Ликуй…?
Княгиня Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.
Описывая путь Трубецкой в Сибирь, автор соединяет сон и явь. Героиня в дорожном одиночестве, в сладкой дреме часто видит картины прошлого, воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним, воспоминания о путешествии с мужем в Италию. Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. Реальность поражает ее трагизмом и горечью:
Чу, слышен впереди
Печальный звон - кандальный звон!
Эй, кучер, погоди!
То ссыльных партия идет,
Больней заныла грудь,
Княгиня деньги им дает,
- Спасибо, добрый путь!
Ей долго, долго лица их
Мерещатся потом,
И не прогнать ей дум своих,
Не позабыться сном!
Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.
Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу.
Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она изображена не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией.
Н.А. Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Ее решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стала встреча Трубецкой с иркутским губернатором.
Почти пять тысяч верст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны – княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой – иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я – царь»), умудренный житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается ее мужеством.
Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жен декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.
Н.А. Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.
В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая жена декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».
Образ княгини Волконской в поэме

Мария Николаевна Волконская – дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, с 1825 года жена декабриста С.Г. Волконского, несмотря на сопротивление родных, отправившаяся за ним в Сибирь.
Ее муж, князь Сергей Григорьевич Волконский – герой Отечественной войны 1812 года. Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов.

Они поженились в январе 1825 года. Счастье супругов было недолгим. В конце 1825 года, ожидая ребенка, Мария Николаевна жила в имении родителей. О событиях 14 декабря не знала. 2 января Мария родила сына Николая. Родные скрывали от нее судьбу мужа. Оправившись от последствий родов, взяв с собой сына, Волконская отправилась в Петербург. Чтобы добиться свидания с мужем, ей пришлось обратиться лично к императору. После оглашения приговора она приняла решение следовать за мужем. Своего первенца она была вынуждена оставить у сестры мужа.
Мария Волконская оставила после себя воспоминания. Записи хранились у ее сына. Когда Н.А. Некрасов попросил разрешения ознакомиться с ними, Николай Сергеевич Волконский сначала наотрез отказался, но после настойчивых просьб поэта все-таки согласился. По словам НС. Волконского, слушая их, «Николай Алексеевич по нескольку раз за вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу» – бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».
Именно эти воспоминания легли в основу второй части поэмы «Русские женщины». В отличие от первой части, которая написана от 3 лица, вторая часть написана в форме воспоминаний, от первого лица. Это придает повествованию больше искренности, душевности и эмоциональности.
Если образ Екатерины Трубецкой уже с самого начала поэмы дан цельным, сложившимся, то во второй части поэмы Мария Николаевна Волконская показана в своем развитии. Путь Марии Николаевны в Сибирь – это путь становления ее личности. Трагические события стали толчком к ее нравственному росту.
Из хрупкой барышни Мария Волконская превращается в жену-героиню, способную на полное самоотречение, готовая разделить с мужем все несчастья и лишения.
Пожалуй, самым трогательным эпизодом поэмы стало прощание Волконской с малюткой-сыном, которого она должна была оставить:
Последнюю ночь провела я
С ребенком. Нагнувшись над сыном моим,
Улыбку малютки родного.
Запомнить старалась…
Сложно даже представить, что пережила Мария в эти минуты. Как тяжело было расставание с сыном. Отец княгини сначала не принял ее решение, но смирился с ним. Известно, что перед смертью он, показывая на портрет дочери, воскликнул: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».
Образ Марии Волконской стал символом любви, верности, самопожертвования.
Создание поэмы «Русские женщины» для Н.А. Некрасова стало способом выразить свое восхищение подвигом жен-декабристов.
- Как автор относится к своим героиням?
- Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? А княгиня Волконская?
Н.А. Некрасова восхищают русские женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед за своими мужьями.
Эта непокорность власти, сила характера и готовность отстаивать собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и самостоятельной личностью с волевым и смелым духом.
Н.А. Некрасов восхищался силой и стойкостью этих женщин, поэтому изменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины». Поэт подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Контрольные вопросы
- Почему поэму «Русские женщины» называют исторической?
- Каковы тема, идея и художественные особенности поэмы «Русские женщины»? Докажите, что это поэма.
- Действительно ли княгиня Трубецкая совершает подвиг? Почему вы так считаете?