Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок)

Русская литература XIX века

15.02.2025
2302
0

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок)

План урока

  • Слово о Н.А. Некрасове
  • Восстание декабристов
  • История создания поэмы «Русские женщины»
  • Особенности поэмы
  • Образ княгини Трубецкой в поэме
  • Образ княгини Волконской в поэме

Цели урока

  • Знать: историю создания поэмы «Русские женщины», особенности женских образов в поэме Н. А. Некрасова

Разминка

  • Какие события первой половины XIX века нашли отражение в литературе?
  • С какими произведениями, посвященными декабристам и их восстанию вы уже знакомы?
  • Какие произведения Н.А. Некрасова вы знаете?

Слово о Н. А. Некрасове

Рис. 1. Н.Н. Ге. Портрет Н.А. Некрасова. 1872 год

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) 

 

Н.А. Некрасов родился в 1821 году в Немирово (Подольская губерния) в многодетной семье. У него было 12 братьев и сестер. Детство его прошло в селе Грешнёве, в родовом имении отца. Его отец был небогатым помещиком и отличался крайне деспотичным характером. Мать писателя была образованной женщиной, любила читать и хорошо пела. Нежная и заботливая мать заняла важное место в творчестве Н.А. Некрасова: лучшими её качествами он наградил своих женских персонажей.

 

В 10 лет мальчика определили в Ярославскую гимназию, окончив которую, вопреки желанию отца, отправился в Петербург, чтобы поступить в университет. Такое поведение повлекло за собой немилость отца Н.А. Некрасова: тот лишил материальной поддержки своего 17-летнего сына. В университет будущий писатель так и не поступил. Чтобы не умереть с голоду, он стал писать стихи по заказу книготорговцев, давал уроки, занимался переводами. Такое упорство привело к публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки» в 1840 году.

 

Встреча и дальнейшая дружба Н.А. Некрасова с В.Г. Белинским сильно повлияли на поэта. До поздней ночи говорили они о литературе и о жизни.

 

В 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев становятся владельцами журнала «Современник», который когда-то основал А.С. Пушкин. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его работу. В период работы над «Современником» Н.А. Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

 

В 1869 году Н.А. Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

 

В начале 1875 года Н.А. Некрасов тяжело заболел. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием. Поэт скончался в возрасте 56 лет в 1878 году.

 

Н.А. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. Н.А. Некрасов восхищается силой духа, трудолюбием и великодушием простых русских людей. Любовь к родине и боль за страдания русского народа неразрывно связаны в лирике поэта.


Почему поэт большую часть своих произведений посвящает крепостным и их проблемам?


Восстание декабристов

Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года, с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. 

Риc. 2. К.И. Кольман. На Сенатской площади, 14 декабря 1825. Предположительно 1825-1826.

Декабристы хотели помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость. К вечеру того же дня правительство полностью подавило восстание. В результате мятежа погибли 1 тыс. 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.

 

В результате проведённого по делу декабристов следствия пятеро из них — П.И. Пестель, К.Ф.  Рылеев, С.И.  Муравьёв-Апостол, М.П.  Бестужев-Рюмин и П.Г.  Каховский — были приговорены к смертной казни через повешение.

 

Ранним утром 13 (25) июля 1826 года на валу кронверка Петропавловской крепости приговор был приведён в исполнение. Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.

 

В 1856 году оставшиеся в живых декабристы были помилованы.

История создания поэмы «Русские женщины»

Расцвет некрасовского поэтического таланта совпал с годами мрачного времени: запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства.

 

В те дни царем было запрещено любое упоминание декабристов, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, или племянника. И как же был неприятно удивлен царь, когда получил прошения 11 женщин – жен декабристов о позволении отправиться за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины, но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. 

 

Жены и невесты осужденных добровольно последовали за ними в Сибирь. Как жены ссыльных они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Первыми в начале 1827 года в Нерчинские рудники приехали Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева. 

 

Жены декабристов пошли на шокирующий для современников шаг. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, друзей, отказавшись от комфорта и роскоши.

 

Подвиг декабристок воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины».

 

Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23 июля 1871 года. Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Н.А. Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера, – вспоминает он, – …при этом Некрасов по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок». Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

 

Жена брата поэта, Федора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: “Пойдемте в парк, под кедр, я буду читать “Русские женщины”, я написал конец”. Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочел всю поэму. Мы слушали с затаенным дыханием и не могли удержаться от слез. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».

 

Жен декабристов было 11, но Н.А. Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили». Это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Особенности поэмы


Поэма (от греч. poiema - творение) – это лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах).

 

Основные черты поэмы:

  • наличие сюжета (как в эпосе);
  • наличие образа лирического героя (как в лирике);
  • внимание к глубоким проблемам.

 

В основе всегда лежит повествование (рассказ) о каком-либо событии.

 

Поэма имеет несколько жанровых разновидностей: героическая, историческая, сатирическая, лирическая, драматическая, дидактическая и т.д.

 

Историческая поэма – поэма, в основе сюжета которой лежат реальные исторические события.


Композиционно поэма делится на две части. Первая часть рассказывает о княгине Трубецкой, а вторая – о княгине Волконской.

 

Идея поэмы выражена Н.А. Некрасовым в словах:

 

 

Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.

 

 

Н.А. Некрасова восхищают русские женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед за своими мужьями.

 

Эта непокорность власти, сила характера и готовность отстаивать собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и самостоятельной личностью с волевым и смелым духом.

 

Главная проблемы поэмы – отношение к восстанию декабристов. Государство относилось к ним, как к преступникам, которые несут справедливое наказание. Однако жёны декабристов понимают, что те пострадали за правое дело. Сны княгини Трубецкой открывают ей истинное положение дел в России («царство нищих и рабов»).

 

Также проблемой в поэме является сравнение дворянства и народа. Высший свет отворачивается от княгинь, как только узнаёт об их решении отправится за мужьями. Государственных преступников нельзя поддерживать.

 

Героини поэмы продолжают сталкиваться с непониманием в дороге: представители дворянства отказывают им в какой-либо помощи. С жалостью к жёнам декабристов относятся простые люди, готовые отдать им последний кусок хлеба.

 

Основная часть первой части поэмы построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается убедить героиню вернуться домой. До встречи с губернатором она проводит в пути почти два месяца. Поэт сопоставляет героиню и её спутника, который так устал, что заболел и не смог продолжить путешествие.

 

Губернатор, пытаясь переубедить княгиню, приводит множество доводов: её отъезд убил графа-отца, в месте каторги «восемь месяцев зимы», там ужасная жизнь и т.д. Однако княгиня Трубецкая сохраняет моральную стойкость в этом диалоге, отвечая на всё отказом: «Но долг другой, и выше и святей, меня зовёт…».

 

Форма диалога позволяет раскрыть внутренний мир героев, передать их чувства и переживания. Осознав моральное превосходство княгини Трубецкой, губернатор обещает довезти её до места назначения за три дня, даже если за это его снимут с должности.

 

Поэма «Русские женщины» о мужественном и благородном подвиге жён первых русских революционеров-декабристов. Они, невзирая на трудности и лишения, отправились в ссылку за мужьями в Сибирь. В этих испытаниях проявились лучшие душевные качества княгинь – сила воли, умение любить, верность.


  1. В чём особенность композиции поэмы?
  2. Какая основная тема поэмы?


Образ княгини Трубецкой в поэме

Рис. 3. Л. Модюи. Портрет графини Е.И. Лаваль. 1820.

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, была обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

 

С.П. Трубецкой был на десять лет ее старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умен, образован, прошел войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Рис. 4. Н.А. Бестужев. Князь Сергей Петрович Трубецкой. 1828-1830.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание. Трубецкая – первая из жен декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, так как губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить ее вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своем решении.

 

В поэме Н.А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

 

С первых строк поэмы Н.А. Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа.

 

Княгиня прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом.

 

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

 

А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...
Ликуй…?

 

 

Княгиня Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

 

Описывая путь Трубецкой в Сибирь, автор соединяет сон и явь. Героиня в дорожном одиночестве, в сладкой дреме часто видит картины прошлого, воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним, воспоминания о путешествии с мужем в Италию. Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. Реальность поражает ее трагизмом и горечью:

 

 

Чу, слышен впереди
Печальный звон - кандальный звон!
Эй, кучер, погоди!
То ссыльных партия идет,
Больней заныла грудь,
Княгиня деньги им дает,
- Спасибо, добрый путь!
Ей долго, долго лица их
Мерещатся потом,
И не прогнать ей дум своих,
Не позабыться сном!

 

 

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

 

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу.

 

Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она изображена не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией.

 

Н.А. Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Ее решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стала встреча Трубецкой с иркутским губернатором.

 

Почти пять тысяч верст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны – княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой – иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я – царь»), умудренный житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

Рис. 5. Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается ее мужеством.

 

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жен декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

 

Н.А. Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

 

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая жена декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

Образ княгини Волконской в поэме

Рис. 6. Неизвестный художник. Живописный портрет Марии Николаевны Раевской. XIX век

Мария Николаевна Волконская – дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, с 1825 года жена декабриста С.Г. Волконского, несмотря на сопротивление родных, отправившаяся за ним в Сибирь.

 

Ее муж, князь Сергей Григорьевич Волконский – герой Отечественной войны 1812 года. Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов.

Рис.7. Д. Доу. Портрет С.Г. Волконского. Между 1823 и 1825 годами.

Они поженились в январе 1825 года. Счастье супругов было недолгим. В конце 1825 года, ожидая ребенка, Мария Николаевна жила в имении родителей. О событиях 14 декабря не знала. 2 января Мария родила сына Николая. Родные скрывали от нее судьбу мужа. Оправившись от последствий родов, взяв с собой сына, Волконская отправилась в Петербург. Чтобы добиться свидания с мужем, ей пришлось обратиться лично к императору. После оглашения приговора она приняла решение следовать за мужем. Своего первенца она была вынуждена оставить у сестры мужа.

 

Мария Волконская оставила после себя воспоминания. Записи хранились у ее сына. Когда Н.А. Некрасов попросил разрешения ознакомиться с ними, Николай Сергеевич Волконский сначала наотрез отказался, но после настойчивых просьб поэта все-таки согласился. По словам НС. Волконского, слушая их, «Николай Алексеевич по нескольку раз за вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу» – бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

 

Именно эти воспоминания легли в основу второй части поэмы «Русские женщины». В отличие от первой части, которая написана от 3 лица, вторая часть написана в форме воспоминаний, от первого лица. Это придает повествованию больше искренности, душевности и эмоциональности.

Если образ Екатерины Трубецкой уже с самого начала поэмы дан цельным, сложившимся, то во второй части поэмы Мария Николаевна Волконская показана в своем развитии. Путь Марии Николаевны в Сибирь – это путь становления ее личности. Трагические события стали толчком к ее нравственному росту. 

 

Из хрупкой барышни Мария Волконская превращается в жену-героиню, способную на полное самоотречение, готовая разделить с мужем все несчастья и лишения.

 

Пожалуй, самым трогательным эпизодом поэмы стало прощание Волконской с малюткой-сыном, которого она должна была оставить:

 

 

Последнюю ночь провела я
С ребенком. Нагнувшись над сыном моим,
Улыбку малютки родного.
Запомнить старалась…

 

 

Сложно даже представить, что пережила Мария в эти минуты. Как тяжело было расставание с сыном. Отец княгини сначала не принял ее решение, но смирился с ним. Известно, что перед смертью он, показывая на портрет дочери, воскликнул: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».

 

Образ Марии Волконской стал символом любви, верности, самопожертвования. 

 

Создание поэмы «Русские женщины» для Н.А. Некрасова стало способом выразить свое восхищение подвигом жен-декабристов.


  1. Как автор относится к своим героиням?
  2. Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? А княгиня Волконская?


Н.А. Некрасова восхищают русские женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед за своими мужьями.

 

Эта непокорность власти, сила характера и готовность отстаивать собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и самостоятельной личностью с волевым и смелым духом.

 

Н.А. Некрасов восхищался силой и стойкостью этих женщин, поэтому изменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины». Поэт подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему поэму «Русские женщины» называют исторической?
  2. Каковы тема, идея и художественные особенности поэмы «Русские женщины»? Докажите, что это поэма.
  3. Действительно ли княгиня Трубецкая совершает подвиг? Почему вы так считаете?


Предыдущий урок
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Система персонажей. Характеристика литературного героя. Остап и Андрий: противопоставление. Образ Тараса Бульбы
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.П. Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Разговорная, художественная речь и стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке