Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке

История Средних веков

Средневековая деревня и её обитатели

 

План урока

  • Кому принадлежала земля?
  • Отношения феодала и крестьян
  • Жизнь крестьян
  • Их труд
  • Натуральное хозяйство
  • Подведение итогов

Цели урока

  • знать понятия: вотчина, надел, повинности, барщина, оброк, община, чересполосица, натуральное хозяйство
  • уметь называть науки, развитые в Арабском халифате и их достижения, характеризовать развитие образования, устройство мечети, объяснять особенности арабской литературы и изобразительного искусства, сравнивать арабскую культуру с византийской

Рис. 1. Средневековая английская деревня. Современный рисунок Рис. 1. Средневековая английская деревня. Современный рисунок

В современном мире большая часть населения проживает в городах, а не в сельской местности. В средневековой Европе всё было наоборот. Городов было мало, да и проживало в них немного людей. Население Европы располагалось преимущественно в небольших деревнях по 10–15, реже 20–30 дворов (рис. 1). Кто же проживал в сельской местности? Конечно, у вас уже есть ответ: это крестьяне. Однако в селе проживали и феодалы со своими семьями. Феодал нуждался в оружии, лошадях, одежде, пище и многом другом для своей семьи и несения службы сеньору.  Откуда феодал всё это получал?

Кому принадлежала земля?

Рис. 2. Феодальная вотчина Рис. 2. Феодальная вотчина

Земля в средневековом мире была самой большой ценностью. Вы уже знаете, что король за службу давал землю герцогам и графам, те, в свою очередь, собирая своё войско, выделяли феод баронам или виконтам, которые становились сеньорами для рыцарей. Все они являлись феодалами, как и церковь, также получавшая землю от короля, или монастыри, владевшие ей по завещанию. Так, вся земля в государстве принадлежала тому или иному феодалу. Поскольку феодалы передавали землю по наследству (от отца к сыну), то принято такой феод называть вотчиной . В её центре находился господский двор, окружённый стеной, или замок. Здесь жил сам феодал, его семья, управляющий, размещались хозяйственные постройки: амбар, конюшня, птичник и другие (рис. 2).

На территории вотчины проживали крестьяне, которых феодал не выгонял, а давал им землю для использования на определённых условиях. Часть пашни феодал оставлял себе. Таким образом, вся обрабатываемая земля делилась на две части: господскую и крестьянскую. Урожай, собранный с господской земли, отправлялся в амбар феодала, а с крестьянской — кормились семьи крестьян.

 

Леса, реки, луга принадлежали феодалу, но часть их он тоже выделял крестьянам.


Упражнение 1

 

1. Как вы понимаете фразу «Нет земли без сеньора!»?

2. Каким образом делилась земля в вотчине?


Отношения феодала и крестьян

 

Так как феодал позволял крестьянам пользоваться землёй, крестьяне зависели от него и должны были нести повинности (принудительные обязанности). Основными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк .


Упражнение 2 

 

Рассмотрите расположенную ниже схему (рис. 3) и определите, в чём заключалась барщина, а в чём — оброк?

Рис. 3. Повинности крестьян Рис. 3. Повинности крестьян


Барщина предполагала выполнение крестьянами работ на господском поле: вспахать его, посеять, собрать урожай, обмолотить. Помимо работы в поле нужно было косить и собирать сено для скота, ремонтировать и строить дороги, мосты, замок и хозяйственные постройки.


Оброк — это часть результатов труда крестьянина на своём наделе, которую надо было отдать феодалу.


Рис. 4. Сев. Средневековая миниатюра Рис. 4. Сев. Средневековая миниатюра

Такими результатами труда были зерно, овощи, фрукты, скотина, молоко, яйца, мясо, мёд, шерсть. Иногда нужно было заплатить оброк деньгами (рис. 4).

 

Власть феодала над крестьянами была очень большой. Господа имели право судить тех, кто проживал на их земле, назначать им штраф или другое наказание. 

Рис. 5. Ручные жернова для помола зерна Рис. 5. Ручные жернова для помола зерна

Такой властью феодал обладал над всеми крестьянами, в том числе 

и поземельно зависимыми. Ещё сложнее было положение лично зависимых крестьян: они не могли уйти из деревни без разрешения господина, даже если хотели уединиться в монастыре, передать свой участок земли другому крестьянину или сыну.

 

Чтобы получить дополнительные поборы с крестьян, феодалы старались установить определённые запреты, например, на изготовление муки дома с помощью ручных жерновов. Вместо этого крестьяне должны были нести зерно на господскую мельницу и платить за её использование (рис. 5).


Упражнение 3

 

1. Определите виды повинностей, изображённые на иллюстрациях.

 

2. Заполните схему «Зависимые крестьяне».


Жизнь крестьян. Жилище

Рис. 6. Жилище средневековых крестьян Рис. 6. Жилище средневековых крестьян

Как мы уже сказали, крестьяне жили в деревнях. Дом строили из жердей, обмазанных глиной, или камня. Крышу делали из соломы, камыша или дёрна. Очаг находился посреди дома, дым выходил через отверстие в крыше или дверь. Позже научились класть печи с дымоходом. Окна делали узкими, чтобы зимой тепло не выходило. Стёкол на окнах не было, ночью их закрывали деревянными ставнями (рис. 6).

Рис. 7. Внутри крестьянского дома Рис. 7. Внутри крестьянского дома

Внутри дома помимо очага стоял деревянный стол, вдоль стен располагались скамьи, которые ночью могли использовали в качестве спального места, положив на них тюфяки, набитые сеном. Имелись также сундуки, в которых хранили одежду и другие вещи, передаваемые по наследству (рис. 7).

 

Помимо дома во дворе находились хозяйственные постройки: амбар, овин, хлев. Рядом был приусадебный участок, где выращивали капусту, свёклу, морковь, яблоки, груши, сливы, виноград.

 

Пашня, где выращивали зерновые культуры и покосы, находилась за пределами деревни.

Община

 

Все крестьяне одной деревни, а порой нескольких соседних деревень, объединялись в общину . Совместно общинники решали хозяйственные вопросы. Они делили крестьянскую пашню на участки между главами семейств. Такие участки принято называть крестьянским наделом . Одному крестьянину надел нарезали в разных местах, чтобы соблюсти справедливое распределение земли. Такое явление, когда с одного своего участка попасть на другой можно только через наделы других общинников, называют чересполосицей . Община решала, когда начинать сев, когда собирать урожай, какие культуры и где посадить. Дело в том, что после жатвы пашня использовалась под пастбище, куда выгоняли свой скот все общинники. Кроме пашни в распоряжении общины имелись луга, леса и реки. Однако феодал в любой момент по своему желанию мог сократить общинные земли.

 

Община помогала попавшим в сложную ситуацию общинникам, например вдовам и сиротам, беднякам, когда те не могли заплатить налог королю. Совместно члены общины проводили праздники, посещали церковь, следили за порядком, выступали против несправедливых требований феодала.


Упражнение 4

 

1. Расскажите о жилище средневекового крестьянина от первого лица.

2. Зачем крестьяне объединялись в общину?


Труд крестьян

Рис. 8. Жатва Рис. 8. Жатва

Крестьянский труд — дело непростое. Жители деревни высоко ценили трудолюбие, поскольку оно давало им возможность жить.

 

По весне общинники пахали свои наделы и господскую пашню с помощью плуга 

и бороны, засевали зерновыми культурами — рожью, ячменём. Когда урожай созревал приступали к жатве — срезали колосья серпами. Затем снопы раскладывали и молотили деревянными цепами, чтобы выбить зерно. Потом провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Только затем приступали к помолу — изготовлению муки. Орудия труда принадлежали самим крестьянам, доставались они им от отцов и дедов (рис. 8).

Урожай был обычно небольшим: на одно посеянное зерно получали только три. Часть от собранного со своего надела отдавали в качестве оброка феодалу, десятую часть — церкви, третью часть — оставляли на семена. Оставшееся шло на пропитание семьи. Совсем плохо становилось, если подводила погода, которая очень сильно влияла на урожай. Это порой приводило к голоду, уносившему жизни людей.

 

Ухаживали крестьяне и за скотом, преимущественно мелким: овцами, козами, свиньями. Крупного скота (коровы, лошади) было мало, так как его сложно прокормить в зимнее время. Разводили птицу: кур, уток, гусей.

 

Все предметы быта крестьяне делали сами: мужчины строили жилище, изготавливали мебель, посуду; женщины пряли, ткали, шили, обрабатывали кожу, готовили пищу, пекли хлеб.


Упражнение 5

 

1. Распределите занятия крестьян по временам года.

2. Почему крестьяне ценили трудолюбие?


Натуральное хозяйство

Рис. 9. Пастух. Средневековая миниатюра Рис. 9. Пастух. Средневековая миниатюра

Всё, что необходимо было для жизни феодала и его семьи, производилось в его вотчине. Крестьяне выращивали продукты питания, производили изделия ремесла, в том числе вооружение, ухаживали за лошадьми. Покупать приходилось очень мало: некоторые виды оружия, предметы роскоши, соль и железо. Чтобы иметь деньги для оплаты товара феодал продавал часть запасов или брал оброк деньгами. Однако продать было довольно сложно, поскольку в округе производили одно и тоже. Деньги у феодалов водились редко, а у крестьян их почти не было.

Такое хозяйство, в котором всё производится для собственного потребления, а не для продажи, называют натуральным . Натуральное хозяйство не способствует складыванию хозяйственных связей между соседями, а ведёт к замкнутости каждой вотчины. Поэтому натуральное хозяйство стало одной из причин феодальной раздробленности (рис. 9).


Упражнение 6

 

1. Какое хозяйство называют натуральным?

2. Почему в Средневековье мало использовались деньги?


Контрольные вопросы

 

1. Почему феодал обладал властью над крестьянами? В чём она проявлялась?

2. Как вы думаете, жизнь крестьян в Средневековье была лёгкой или тяжёлой? Подтвердите ответ фактами.

3. Как связаны вотчина и феодальная раздробленность?


Предыдущий урок
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII-XV вв.
История Средних веков
Следующий урок
Культура раннего Возрождения
История Средних веков
  • Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного

    Русский язык

  • Атмосферное давление

    География

  • Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке