Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке

История Средних веков

08.12.2024
5343
0

В рыцарском замке

 

План урока

  • Замок феодала
  • Воспитание мальчиков в семье феодалов
  • Доспехи и оружие
  • Кодекс рыцаря
  • Развлечения рыцарей
  • Подведение итогов

Цели урока

  • знать понятия: замок, донжон, паж, меч, палица, кольчуга, латы, забрало, герб, девиз, турнир
  • уметь называть ценности рыцарства, характеризовать воспитание рыцаря, описывать устройство рыцарского замка, снаряжение рыцаря, объяснять влияние военного дела на образ жизни рыцаря

Рис. 1. Замок Кройценштайн. Австрия, XII в.

Конечно, вам уже много раз доводилось видеть средневековые замки на иллюстрациях, в различных мультфильмах или кинофильмах. Вероятно кто-то из вас думал: «Как здорово было бы там жить!» (рис. 1).

 

Действительно, здорово побывать внутри замка и увидеть как он устроен. Удобно ли там жить? Зачем ему все эти стены и башни? Кто в нём жил? Чем занимался?

Замок феодала

 

Чтобы понять устройство замка, надо знать причину их строительства. Первые замки в Европе появились в VIII в., скорее всего, для защиты от норманнов и венгров. Во второй половине IX в. началась феодальная раздробленность, когда феодалы вели междоусобные войны. Поэтому каждый землевладелец старался возвести себе крепость для защиты от врагов. Там же он жил со своей семьёй.

Рис. 2. Замок феодала. Современный рисунок

Замки обычно строили из камня, возводили высокую защитную стену с зубчатыми башнями для удобства обороны. Феодал размещал своё жилище на возвышенности (холм, скала) или на острове. Вокруг крепостной стены выкапывали широкий и глубокий ров. Через ров перекидывали подъёмный мост, который чаще был поднят и служил воротами в замок. Приближение врага всегда могла заметить стоящая на башнях стража, которая в случае нападения трубила сигнал тревоги (рис. 2).

Рис. 3. Штурм средневекового замка. Современный рисунок

Как вы понимаете, взять замок было непросто. Сначала надо преодолеть ров, затем забраться с помощью штурмовых верёвочных или деревянных лестниц на стену или пробить укреплённые ворота тараном. При этом сверху обороняющие бросали камни, брёвна, стреляли из лука, лили кипяток и горячую смолу. После удачного штурма крепости, нападающие часто сталкивались ещё с одной 

стеной, выше предыдущей. Если всё-таки врагу удавалось взять и её, то феодал 

с семьёй и слугами мог долго держать осаду в донжоне (рис. 3, 4, 5).


Донжон — самая высокая и хорошо укреплённая башня с запасами оружия и продовольствия.


Рис. 4. Донжон замка Бург Линн. Германия, XII в.

В подвале хранили запасы продуктов, там же находился колодец. Входная дверь была только одна, сделана из железа и расположена высоко над землёй. На каждый этаж вёл люк, закрытый каменной плитой. На случай захвата противником верхних этажей, в стене имелась винтовая лестница, ведущая под землю, а далее — 

в лес или к реке.

Рис. 5. Убранство комнат во дворце замка

Жилая часть замка тоже строилась из камня и включала в себя множество комнат. Полы комнат обычно были земляными, реже — каменными. В помещении было сыро и холодно. Для утепления пол застилали соломой, а по стенам развешивали ковры. Мебель делали из дерева, без изысков (рис. 5).


Рис. 6. Внутреннее устройство донжона

Упражнение 1

 

1. Какую роль выполнял замок? Как это влияло на его устройство?

 

2. Чем вас привлекает и чем отталкивает средневековый замок?


Воспитание мальчиков в семье феодалов

Рис. 7. Алоф де Виньякур и его паж. Художник М. Караваджо, XVII в.

Каждый феодал за исключением короля, обязан был нести службу своему сеньору, в первую очередь военную. Поэтому всю жизнь, начиная с детского возраста, он учился вести сражение. Ещё до семи лет мальчика садили на коня и начинали обучать верховой езде, метанию копья, фехтованию, борьбе, приёмам боя. Затем приглашали учителей, которые обучали его пению, танцам, поведению в обществе, иногда — чтению, письму и счёту.

 

Часто если мальчик был сыном простого рыцаря, в возрасте семи лет он отправлялся служить пажом в замок знатного феодала (например, барона или графа). Паж выполнял любые поручения сеньора, был его личным слугой. В 15 лет молодой человек становился оруженосцем рыцаря. В мирное время он ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал гостей, помогал одеться на турнир (рис. 7). 

Во время похода оруженосец вёз доспехи рыцаря, в бою находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Прослужив несколько лет оруженосцем, отличившись в сражении, молодой человек посвящался в рыцари.

Рис. 8. Посвящение в рыцари. Акколада. Художник Эдмунд Лэйтон

В Средневековье существовал обязательный ритуал, который необходимо было пройти будущему рыцарю: накануне он принимал ванну, надевал чистую одежду, всю ночь молился. Наутро становился на одно колено перед самым знатным гостем, который опоясывал его мечом и ударял по спине или плечу мечом плашмя (символ последнего в жизни удара, на который рыцарь не ответил), затем на него надевали шпоры. Завершался обряд демонстрацией ловкости и меткости рыцаря: он запрыгивал на коня, не касаясь стремени и пронзал копьём «чучело» (рис. 8).


Упражнение 2

 

1. Каким образом воспитание мальчика позволяло стать ему рыцарем (воином)?

2. Как вы думаете, зачем проводилась церемония посвящения в рыцари?


Доспехи и оружие рыцаря

Рис. 9. Английский меч, XII в.

Военное дело было главным занятием феодалов. Всех воинов средневековой Европы принято называть рыцарями, независимо от места на феодальной лестнице. Главным оружием рыцаря являлся меч, которым он очень дорожил. Некоторым мечам даже давали имена (рис. 9 и 10). 

Рис. 10. Эфес меча эпохи Меровингов

Также у воина имелось копьё и палица. Рыцарь обладал и снаряжением для защиты: кольчугой, позже — латами, шлемом и щитом. На шлеме размещалось забрало (подвижная металлическая пластина), которое можно было опустить во время боя, оставив лишь прорезь для глаз. Лошади рыцарей тоже были защищены доспехами. Конечно, один рыцарь не мог переносить всё снаряжение, поэтому его сопровождал оруженосец (рис. 11–12).


Палица — тяжёлая дубина с утолщённым концом.

 

Кольчуга — длинная рубаха из железных колец.

 

Латы — доспехи из металлических пластин.

 

Забрало — подвижная металлическая пластина.

Рис. 11. Палица и рыцарский шлем с поднятым забралом


Рис. 12. Рыцарь, XI в.

Упражнение 3

 

Почему рыцаря должен был сопровождать оруженосец?


Кодекс рыцаря

Рис. 13. Герб рода Медичи, Италия. Девиз: Festina lente
(Поспешай медленно)

В письменном виде эти правила не существовали, но их обязан был придерживаться каждый, желающий называться рыцарем. Самым главным законом являлась верность сеньору. Изменивший ему позорил не только себя, но и весь свой род. Кодекс рыцарской чести предписывал совершать подвиги, защищать честь дам, слабых и обиженных, быть вежливым и учтивым. В рыцаре ценились щедрость, смелость, благородство, справедливость.

 

Знатные рыцари гордились своими предками, помнили о древности рода. У каждого рыцаря имелся свой герб и девиз (рис. 13).

Существовали и правила хорошего тона для дам. Например, им рекомендовалось, находясь за столом, меньше смеяться, говорить немного, но и не молчать, следить за опрятностью рук и лица, не брать больших кусков.

 

Стоит отметить, что указанные правила рыцарской чести действовали лишь между феодалами и не распространялись на крестьян. Себя они считали людьми благородными в отличие от крестьян, поэтому часто были с ними жестоки 

и заносчивы.


Кодекс — это собрание законов.

 

Герб — отличительный знак рода.

 

Девиз — краткое изречение, говорящее о ценностях рода, объясняющее символы герба.


Упражнение 4

 

Кого сейчас называют рыцарем? Соответствуют ли качества современного рыцаря правилам кодекса рыцарской чести? Ответ подтвердите.


Развлечения рыцарей

 

Вся жизнь рыцаря была подчинена военному искусству, даже развлечения должны были готовить его к сражениям. Любимыми занятиями являлись охота и турниры. Сталкиваясь с диким животным, например кабаном, во время охоты предстояло проявить те же качества, что и в бою.

 

Турниры устраивали знатные феодалы (короли, герцоги, графы). Участвовали в них рыцари, которые одевались в боевые доспехи и по знаку судьи мчались на конях навстречу друг другу. Перед ними стояла задача — с помощью копья выбить противника из седла. Победитель получал коня и доспехи побеждённого. 

На турнире присутствовали знатные господа и дамы, а также приходили простые крестьяне. После турнира обычно был пир.


Турниры — состязания в силе и ловкости.


Упражнение 5

 

Почему самыми популярными развлечениями рыцарей были охота 

и турниры?


Контрольные вопросы 

 

1. Почему замки рыцарей выглядят как крепости?

2. Как воспитание и развлечения рыцарей связаны с их основным занятием?


Рис. 14. Замок Эльц. Германия, XII в.


Предыдущий урок
Страны Востока в Средние века
История Средних веков
Следующий урок
Христианская церковь в ранее средневековье. Возникновение и распад империи Карла Великого
История Средних веков
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Типы речи. Описание состояния окружающей среды

    Русский язык

  • Словообразование глаголов

    Русский язык

  • Человек - часть биосферы

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке