Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культура раннего Возрождения

История Средних веков

25.04.2024
3849
0

Культура раннего Возрождения

 

Разминка

  • Чему были посвящены произведения искусства средневековой Европы?
  • Достижения культуры какой цивилизации лежали в основе византийской культуры?
  • Как изменилось развитие итальянских городов после Четвёртого Крестового похода?
  • Как относился к художникам, поэтам, архитекторам правитель Флоренции Лоренцо Великолепный?

План урока

  • Что, где и когда возродилось
  • Новое учение
  • Представители раннего Возрождения
  • Особенности искусства раннего Возрождения

Цели урока

  • знать понятия: Возрождение, гуманизм, гуманисты
  • знать события и их даты: начало эпохи Возрождения
  • уметь называть представителей раннего Возрождения и их произведения, характеризовать идеи гуманизма, описывать особенности нового искусства, сравнивать культуру Возрождения с культурой средневековой Европы, объяснять название эпохи

Что, где и когда возродилось

 

После Четвёртого Крестового похода из разграбленного Константинополя выехали многие его жители и перебрались в новые центры торговли — в итальянские города. Здесь византийцы познакомили жителей Венеции, Генуи, Флоренции с трудами античных учёных, скульпторов и архитекторов. Произведения древнеримских и древнегреческих мыслителей заинтересовали образованную часть городов-республик. Они стали изучать латинский и греческий языки, откапывать античные скульптуры, изучать античные рукописи. Все эти люди были представителями разных сословий. Они знали друг друга, обменивались информацией, помогали. Занимались любимым делом они в свободное время за свой счёт. Сначала их было мало, но постепенно количество заинтересовавшихся античностью увеличивалось.

Рис. 1. Улицы Флоренции, XV в.

В античной культуре эти люди увидели то, чего не было в господствовавшей тогда христианской, и решили, что античность — это золотой век процветания науки и искусства. Приход варваров разрушил все достижения, и они были забыты на долгие годы, культура пришла в упадок. По мнению итальянских любителей античности, их деятельность должна привести к новому рождению культуры Древнего Рима и Древней Греции, то есть к Возрождению . Тем не менее нельзя сказать, что деятели Возрождения слепо копировали произведения древних авторов. Особенности христианского искусства соединились с достижениями античности и породили новую культуру — культуру Возрождения (Ренессанса). 

 

Учёные спорят о времени начала эпохи Возрождения. Мы будем придерживаться точки зрения, что оно зародилось в середине XIV в. и продолжалась до середины XVII в. Период с середины XIV — до конца XV в. принято считать ранним Возрождением.

 

Центром раннего Возрождения стала Флоренция — город-республика, где правили богатые купцы и банкиры — Медичи, покровительствовавшие художникам, архитекторам, учёным (рис. 1). 


Возрождение — период в развитии европейской культуры XIV–XVII вв., характеризующийся возросшим интересом к античности.

 

Начало эпохи Возрождения — середина XIV в.


Упражнение 1

 

1. Почему эпоха Возрождения началась в итальянских городах?

2. Почему эпоха Возрождения получила такое название?


Новое учение

Рис. 2. Франческо Петрарка. Художник Ю. ван Гент, XV в.

Фома Аквинский, Пьер Абеляр и другие мыслители Средневековья рассуждали о Боге, стремились познать его сущность. Итальянские любители античности тоже читали Библию и другие произведения христианской литературы, но они ещё изучали труды античных учёных. Последние зародили в них интерес к человеку, его переживаниям, событиям обыденной жизни, нравам и обычаям народа. Сами они говорили, что познают не божественное, а человеческое начало. По латыни «человек» — homo. Поэтому их принято называть гуманистами

 

Гуманисты, считали, что человек — это «венец творения» Бога, то есть лучшее, что он создал. Господь предоставляет выбор жизненного пути, а решение зависит от самого человека. Поэтому гуманисты видели человека хозяином своей судьбы, который уже в земной жизни может добиться счастья. 

Рис. 3. Донателло

Счастье заключается в успехах, славе, признании среди современников и потомков. Чтобы в них преуспеть, надо проявлять свои лучшие качества, работать над собой, воспитывать волю, развивать способности. Бог помогает таким людям достигнуть успеха. Возможности человека, по мнению гуманистов, безграничны — он может добиться совершенства во всём: науках, искусстве, физической силе. Такая всесторонне развитая личность была идеалом гуманистов. Поэтому они сами стремились его достичь. Будучи купцами, банкирами, ремесленниками, гуманисты изучали античные и христианские произведения, сами писали сочинения, стихи, картины. Изменилось и представление о благородстве. В Средневековье благородным считали того, у кого были знатные предки. Гуманисты говорили, что благородным является человек, воспитавший себя, образованный, обладающий высокими идеалами.


Гуманизм — учение, доказывающее ценность личности, её право на счастье, безграничные возможности человека; зародилось в XIV в.

 

Гуманисты — сторонники гуманизма.


Упражнение 2

 

1. Чем идеи гуманистов отличались от мыслей средневековых философов?

2. Какого человека гуманисты считали благородным?


Представители раннего Возрождения

Рис. 4. Джованни Боккаччо. Фрагмент фрески А. дель Кастаньо, XV в.

Первым гуманистом обычно называют флорентийского поэта Франческо Петрарку (рис. 2). Наиболее известны его сонеты, посвящённые прекрасной Лауре, в которую он был влюблён. Как и другие гуманисты, он писал о человеке, его чувствах. Прочитайте отрывок из его произведения.

 

Улыбки Вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь Вашей красотой.

Стремясь к совершенствованию сам, он желал видеть такими же современников. С этой целью Петрарка написал книгу «Жизнь знаменитых мужей» о героях Древнего Рима, с которых стоит брать пример. К советам Петрарки прислушивались не только простые люди, но и папы, и правители итальянских государств. Его книги читала вся образованная Европа.

 

Известным гуманистом являлся ученик Петрарки Джованни Боккаччо . Его лучшее произведение «Декамерон» состоит из новелл, описывающих жизнь Италии XIV в. (рис. 4).

 

К числу наиболее ранних гуманистов можно отнести Томмазо Мазаччо, Донателло, Филиппо Брунеллески (рис. 3).

 

Не только Петрарка, но и другие гуманисты имели признанный авторитет — их приглашали в университеты, назначали на высокие должности. Благодаря такому уважению гуманисты распространяли свои идеи по всей Европе.


Франческо Петрарка — гуманист, поэт раннего Возрождения, больше всего известен сонетами к возлюбленной Лауре.

 

Джованни Боккаччо — гуманист, поэт, учёный раннего Возрождения, больше всего известен произведением «Декамерон».


Упражнение 3

 

Как были приняты обществом идеи и произведения гуманистов? 


Особенности искусства Возрождения

Рис. 5. Фрески Мазаччо в соборе Санта-Мария-дель-Кармине, XV в.

Как вы понимаете, идеи гуманизма затронули не только литературу, но и искусство: живопись, архитектуру, скульптуру.

 

Гуманизм переосмыслил христианство, придав ему человеческое лицо. 

Так святые, апостолы, Иисус Христос, Дева Мария теперь изображались не как идеалы, а как настоящие люди (рис. 5).

Рис. 6. Давид. Донателло, XV в.

Художники и скульпторы раннего Возрождения создали первые портреты. Впервые в скульптуре появилось изображение обнажённого человека. Это работа Донателло «Давид» (рис. 6). Именно этот гуманист стал основателем индивидуального скульптурного портрета.

 

Искусство в эпоху раннего Возрождения обратилось к науке: художники, архитекторы, скульпторы разрабатывали пропорции, искали перспективу, изучали строение тела человека. Поэтому недаром картины гуманистов отличаются от средневековых фресок ощущением объёма. В то же время авторы отражали характер человека, его чувства.

 

Широко известны картины выдающегося художника XV в. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» и «Весна». В своих работах он воспевает красоту, женственность, изящество тела человека.

Рис. 7. Рождение Венеры. Сандро Боттичелли, XV в.

Авторы эпохи Возрождения часто обращались не к христианским, а к античным сюжетам, что мы и наблюдаем в картине Боттичелли «Рождение Венеры» (рис. 7).

 

Основоположником архитектуры Ренессанса стал Филиппо Брунеллески.

 

Ему принадлежит ряд сооружений во Флоренции. Самым знаменитым творением Брунеллески является купол Кафедрального собора Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. Брунеллески был не только архитектором, но и художником, скульптором (рис. 8).

Рис. 8. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, XV в. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески

В Италии в эпоху раннего Возрождения активно стали строить светские сооружения: университеты, госпитали, городские дворцы, загородные виллы. Эти здания создавали с учётом удобства для человека.

 

Художников и архитекторов старались пригласить знатные люди, в том числе папы, правители итальянских городов-государств, короли европейских стран. Так, например, в XV в. Великий князь Московский Иван III для возвышения Москвы пригласил несколько архитекторов из Италии.


Упражнение 3

 

На основе текста раздела и иллюстраций заполните таблицу «Искусство раннего Возрождения».

 

Деятель раннего Возрождения

Область деятельности

Известные произведения

Особенности творчества


Контрольные вопросы

 

1. Чем культура Возрождения отличается от средневековой европейской культуры?

2. Как вы думаете, может ли современный человек разделять идеи гуманистов?

3. Какие произведения искусства раннего Ренессанса привлекли ваше внимание и вам захотелось их увидеть в реальности? Почему?


Предыдущий урок
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств
История Средних веков
Следующий урок
Образование и философия в Средние века. Средневековое искусство
История Средних веков
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 2

    Литература

  • Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов

    Русский язык

  • Употребление числительных в речи. Произношение числительных. Морфологический разбор имени числительного

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке