Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Страны Востока в Средние века

История Средних веков

Страны Востока в Средние века

 

Вступление

Рис. 1. Великий Будда Камакура. Япония Рис. 1. Великий Будда Камакура. Япония

К странам Востока эпохи Средневековья относят государства Ближнего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. 

На Ближнем Востоке, в Северной Африке и Средней Азии с VII в. господствовали арабы и созданные на основе Арабского халифата мусульманские государства. О них мы уже говорили.

 

Как вы знаете из истории Древнего мира, в Юго-Восточной Азии ещё в древности возникли два развитых государства: Индия и Китай. Как и Восточная Римская империя (Византия), они продолжили существование и в Средние века. 

На Дальнем Востоке в Средневековье появилось ещё одна новая страна — Япония.  Давайте выясним, как сложилась судьба этих народов в V–XV вв. (рис. 1).

План урока

  • Китай в раннее Средневековье
  • Китай под властью монголов
  • Культура средневекового Китая
  • Индия в VI–XIV вв.
  • Культура средневековой Индии
  • Появление и развитие Японии
  • Культура средневековой Японии

Цели урока

  • знать понятия: пагода, касты, раджа, самураи, бусидо, сёгун, синтоизм
  • знать события и их даты: образование Монгольского государства, монгольское нашествие на Китай, восстание красных повязок в Китае, период Делийского султаната, нашествие войск Тимура в Индию, завоевание власти в Японии сёгуном
  • уметь называть достижения народов Востока в Средние века, характеризовать управление и хозяйственную жизнь Китая, Индии 
    и Японии в Средние века, сравнивать уровень развития народов Востока 
    с европейскими и мусульманскими государствами

Китай в раннее Средневековье

Рис. 2. Император династии Суй Рис. 2. Император династии Суй

Китай в III в. распался на три государства, которые делились на более мелкие, вели бесконечные войны вплоть до VI в. Тогда Китай удалось объединить династии Суй , сумевшей прекратить междоусобицы. К власти пришёл император, опиравшийся при управлении государством на армию и чиновников, как и раньше называвшийся Сыном Неба. Он ввёл общие налоги и денежную единицу. Такие действия привели к оживлению торговли, росту городов и населения (рис. 2). 

Для ускорения доставки товаров и укрепления контроля за областями началось строительство Великого канала, связавшего реки Хуанхэ и Янцзы (найдите его на карте 1). 

Рис. 3. Китайские крестьяне выращивают рис Рис. 3. Китайские крестьяне выращивают рис

Династия Суй недолго управляла Китаем, поскольку в VII в. был совершён переворот одним из князей, основавшим династию Тан . Эпоха Тан продолжалась в Китае до начала Х в. В этот период было завершено строительство Великого канала и продолжилось возведение Великой Китайской стены. Чтобы получить поддержку основной массы населения, император выдал крестьянам землю, за которую они платили налоги и выполняли барщину в пользу государства (рис. 3). Как и в Европе, император раздавал землю за службу военным и чиновникам. В VII–VIII вв. в Китае строились новые города, развивались ремёсла. Ремесленники стали объединяться по профессиям и селиться отдельными улицами. В стране оформились ярмарки, самая крупная из которых была в Янчжоу. Династии Тан удалось на время захватить контроль над Великим шёлковым путём, утерянным позже во время нашествия арабов. В X в. в Китае произошли восстания, и династия Тан была свержена. В 960 г. утвердилась династия Сун . Ей пришлось вести борьбу с соседями и восстаниями.


Упражнение 1

 

1. Какие династии правили Китаем в раннее Средневековье?

2. В чём состоят сходства и развития Китая и европейских государств в ранее Средневековье? Чем они отличаются?


Китай под властью монголов

 

В XIII в. Китай столкнулся с серьёзной угрозой. К северу от него проживали монгольские племена (найдите на карте 1). Они были кочевниками: разводили овец и лошадей, перемещаясь с одного пастбища на другое. 

В 1206 г. все монгольские племена были объединены под властью Чингисхана . Спустя пять лет войска монголов вторглись в Китай (рассмотрите карту 1), в котором снова шли междоусобные войны, поэтому Поднебесная стала лёгкой добычей. Завоеватели заимствовали многие достижения древней цивилизации: орудия для осады крепостей, письменность, религию, некоторые виды ремёсел и искусства, деньги, знания по медицине. Столицей Монгольской империи стал город Пекин. Монгольская династия носила название Юань. В 1368 г. против монголов вспыхнуло восстание (найдите на карте 1 территорию, охваченную восстанием). Поскольку восставшие повязывали на голову красную ленту, то событие вошло в историю как восстание красных повязок. Китай таким образом вернул независимость (рис. 4).


Рис. 4. Восстание красных повязок. 1368 г. Рис. 4. Восстание красных повязок. 1368 г.

1206 г. — образование Монгольского государства.

 

1211 г. — вторжение монголов в Китай.

 

1368 г.  — восстание красных повязок, изгнание монголов.


Чингисхан — правитель, объединивший монголов.


Упражнение 2

 

1. Почему Китай потерпел поражение от монголов в 1211 г.?

2. Что получили монголы, захватив Китай?

3. Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке (от самого раннего к самому позднему): 

        а) восстание Красных повязок;

        б) Жакерия;

        в) гуситское движение;

        г) восстание Уота Тайлера.

Назовите страны, в которых произошли указанные события.


Культура Средневекового Китая

 

Китай в Средние века опережал европейские государства не только по уровню развития хозяйства, но и по достижениям культуры. Это, конечно, неудивительно, ведь между Хуанхэ и Янцзы уже давно сложилась богатая древняя цивилизация.

Рис. 5. Китайская каллиграфия. Династия Сун Рис. 5. Китайская каллиграфия. Династия Сун

Недаром Марко Поло восхищался увиденным в Китае, поскольку ничего из этого Европа ещё не знала. 

 

Ещё в древности в Китае был изобретён компас, а в Средневековье китайские моряки стали его использовать в мореплавании. Позже через арабов компас появился в Европе. Также в древности в Поднебесной появился порох для фейерверков, в XIII веке его стали использовать для оружия. Здесь были созданы первые пушки в XIV в.

 

В VIII в. китайцы научились печатать текст (в Европе Гуттенберг изобрёл книгопечатание только в XV в.) (рис. 5).

 

Ещё одним завидным для европейцев изобретением славился Китай, при этом скрывая секрет его изготовления. Речь идёт о фарфоре, которым китайцы гордились и старались делать его качественно.

Рис. 6. Пагода Тяньнин, VII в. Чанчжоу, Китай Рис. 6. Пагода Тяньнин, VII в. Чанчжоу, Китай

Китайские врачи прекрасно знали лечебные свойства различных растений и широко применяли их. Помимо этого, они умели делать точечный массаж, иглоукалывание, прививки от оспы (европейцы вакцину создали только в XVIII в.) 

 

Образование играло очень важную роль в стране. Нельзя было стать чиновником, не сдав сложные экзамены, для чего требовалось пройти обучение в городской школе.

 

В эпоху династии Тан литература достигла расцвета. Одним из самых распространённых жанров была новелла.

 

Ещё в древности из Индии в Китай проникли идеи буддизма, распространившегося в раннее Средневековье по всей стране. Буддийские храмы в виде многоэтажных башен называют пагодами . Пагоды как бы повторяют горный ландшафт Китая. Края крыш каждого этажа загнуты вверх, что сближает их с деревьями (рис. 6).

Рис. 7. Цветущая ветка персика и голубь. Художник Хуэй-цзун, XII в. Рис. 7. Цветущая ветка персика и голубь. Художник Хуэй-цзун, XII в.

Необычна китайская живопись. Художники писали картины на шёлковых или бумажных свитках. Чаще всего они изображали природу, которой наслаждались и восхищались. Одним из любимых жанров был хуаняо («цветы и птицы»). Почётное место в картине отводилось искусно написанным иероглифам. Занятие живописью высоко ценилось в Китае, ей увлекались даже императоры, например император династии Сун Хуэй-цзун (рис. 7).

 

Таким образом, мы видим, что китайская культура продолжала процветать. Она оказывала значительное влияние на соседние народы Кореи, Вьетнама, Японии.


Пагода — буддийский храм в виде многоэтажного здания и выступающими крышами каждого этажа.


Упражнение 3

 

1. Докажите, что в Средневековье уровень развития китайской культуры был выше европейской. 

2. Какие области китайской культуры вам понравились больше всего? Чем они привлекли вас?


Индия в VI–XIV вв.

Карта 1. Индия и Китай в Средние века Карта 1. Индия и Китай в Средние века

В конце VI в. прекратила своё существование держава Гуптов, объединявшая Индию. С этого момента на территории полуострова Индостан имелось множество самостоятельных враждующих княжеств, во главе которого стоял князь —                   ( раджа ), — обладавший сильной армией. Особенностью индийских войск было наличие в них боевых слонов. Иногда отдельным раджам удавалось объединить несколько государств, но ненадолго. Обычно после смерти князя такое государство снова разваливалось.

 

Земля в Индии принадлежала государству, которое за уплату налога и работу по строительству дорог выдавало её крестьянам. Феодалов, как в Европе, не было, но раджи назначали чиновников, собирающих налоги с определённой территории. 

 

Вы знаете, что с древности индийское общество делилось на касты . У каждой касты было своё занятие, права и место в обществе. В эпоху Средних веков деление на касты в Индии сохранялось (как и в наше время). 

Рис. 8. Монеты Делийского султаната, XIII в. Рис. 8. Монеты Делийского султаната, XIII в.

Начиная с VII в. Индия подвергалась набегам мусульманских государств. Постепенно мусульмане захватили северную часть Индии и в начале XIII в. создали здесь своё государство со столицей в городе Дели — Делийский султанат (рис. 8). Данное государство к XIV в. объединило почти всю Индию. Вскоре военачальники, поставленные султаном во главе разных областей, начали воевать между собой и перестали подчиняться султану. Такое ослабление Делийского султаната способствовало разграблению Индии среднеазиатским правителем Тимуром (Тамерланом)  в 1398 г. После этого нашествия Индия не могла оправиться долгое время.


Каста — большая группа людей со своими правами и обязанностями, занятиями, передающимися по наследству и определяющими место этой группы в обществе.

 

Раджа — индийский князь, правитель государства.

 

Делийский султанат  — мусульманское государство, существовавшее на территории Индии в XIII–XIV вв.

 

1398 г.  — нашествие войск Тимура (Тамерлана) в Индию, распад Делийского султаната.


Упражнение 4

 

На сколько периодов вы можете разделить историю средневековой Индии? Какие это периоды?


Культура средневековой Индии

Рис. 9. Индуистский храм Кайласанатха, VII в. Пещеры Эллора, Индия Рис. 9. Индуистский храм Кайласанатха, VII в. Пещеры Эллора, Индия

Европейские мореплаватели искали путь в Индию, купцы были готовы отдавать огромные суммы за индийские товары, пользовавшиеся популярностью. Путешественники слагали легенды о богатствах Индии. Чем же Индия так восхищала?

 

Во-первых, это были товары, производившиеся индийскими крестьянами и ремесленниками: рис, пряности, арбузы, дыни, шёлк, тончайшие хлопковые ткани, изделия из драгоценных камней, слоновой кости, сосуды из золота и серебра. Эти и другие товары скупали арабские купцы и везли их в Европу.

Рис. 10. Индуистский храм Ранганатхи, XI–XIV вв. Шрирангам. Индия Рис. 10. Индуистский храм Ранганатхи, XI–XIV вв. Шрирангам. Индия

Во-вторых, это научные знания. Индийские врачи умели делать сложные операции, применяли обезболивание. Индийские цифры распространили в Европе арабы, их и применяет сейчас весь мир. Индийские математики уже в Средние века умели вычислять площадь фигур и производить действия с дробями.

 

В-третьих, это великолепное искусство — архитектура и живопись. Удивительной красотой славятся храмы, высеченные в скалах (рис. 9).

 

В VI–VIII вв. индуистские храмы стали строить в виде башен, стены которых украшены рельефами и резьбой (рис. 10). Помимо индуистских храмов, в Индии возводили и буддийские сооружения, и мусульманские мечети. Стены храмов расписывали фресками. Индийская живопись с XIII в. оказалась под воздействием мусульманской культуры — книги стали украшать миниатюрами.


Упражнение 5

 

Чем Индия привлекала европейцев в Средние века?


Появление и развитие Японии

Карта 2. Япония в Средние века Карта 2. Япония в Средние века

Япония — страна, расположенная на островах крупного архипелага в Тихом океане. Среди них наиболее крупными являются Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю (найдите их на карте 2). Большую часть островов покрывали горы и леса. Здесь большое количество вулканов, крупнейший из которых Фудзияма. Страна часто подвергалась землетрясениям и тайфунам.

 

Природные условия повлияли на хозяйственную и культурную жизнь населения, выработали особые качества личности. Японцы были хорошими мореплавателями и рыбаками, выращивали рис, сою, овощи, высоко ценили трудолюбие и терпение.

 

Первое государство, по мнению ряда учёных, на островах появилось в III в. До VI в. история Японии спорна, поскольку не было письменности и не осталось никаких источников. Первое государство называлось Ямато. В VIII в. столицей государства стал город Нара. Во главе государства стоял тэнно (император), считавшийся потомком богини солнца. Крестьяне, проживавшие на земле императора, получали земельные наделы, за что платили налог. Эти наделы они могли передавать по наследству.

Рис. 11. Самураи. Японская гравюра Рис. 11. Самураи. Японская гравюра

Со временем (к X–XII вв.) в Ямато складываются феодальные владения. Феодалов в Японии называли буси. Позже европейцы их станут называть самураями (рис. 11). Как и у европейских рыцарей, у самураев сложился свой кодекс чести — бусидо («Путь воина»). Теперь крестьяне жили и работали на землях самураев. Окрепнув, японская знать перестала подчиняться императору и в конце XII в. один из родов объявил правителем страны своего военачальника — сёгуна . В Японии начался период сёгуната (правления сёгунов), продолжавшийся до середины XIX в. Все государственные вопросы решал сёгун, а император являлся символом власти.

 

Как и над Китаем, над Японией в XIII в. нависла угроза со стороны монголов, создавших мощный флот. Японцы сумели сохранить независимость, разбив врага.


Самурай — японский воин, феодал.

 

Бусидо — собрание правил самураев.

 

Сёгун — военный вождь феодального объединения.

 

Захват власти сёгунами — конец XII в.


Упражнение 6

 

1. Как повлияла природа на занятия и характер японцев?

2. Как изменилась власть императора в конце XII в.?


Культура средневековой Японии

Рис. 12. Театр Кабуки. Японская гравюра Рис. 12. Театр Кабуки. Японская гравюра

Большое влияние на культуру Японии оказал Китай. Именно отсюда пришёл буддизм. Наиболее образованными людьми являлись буддийские монахи. Тем не менее, уже в VIII в. стали открывать школы для детей знати. До IX в. официальным письменным языком Нарской монархии являлся китайский. Однако в IX в. была создана японская письменность на основе китайских иероглифов. Японская письменность проще китайской, поскольку в ней каждый иероглиф означает не понятие, а букву или слог.

 

Помимо буддизма сохранилась в Японии и своя древняя религия — синтоизм . Священной горой считался вулкан Фудзи.

 

В Средние века на островах развитие получили такие виды искусства, как театр, поэзия, живопись. Особый интерес вызывает японский театр. В нём могли играть только мужчины. Во время представления обязательно использовались музыка, песни, танцы. Любопытно, что актёры часто сами придумывали по ходу представления свои слова и движения, но сюжет был написан (рис. 12).


Синтоизм — древнее верование японцев в различные силы природы и души умерших.


Упражнение 7

 

В чём проявилось влияние китайской культуры на японскую?


Контрольные вопросы

 

Заполните таблицу «Страны Востока в Средние века»

 

Страна

Названия государств или династий периода Средневековья

Занятия населения

Религии

Достижения культуры


Предыдущий урок
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы
История Средних веков
Следующий урок
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата
История Средних веков
  • Выделение. Обмен веществ

    Биология

  • Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

    Литература

  • Ледники и многолетняя мерзлота

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке