Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование и философия в Средние века. Средневековое искусство

История Средних веков

Образование и философия в Средние века

 

Разминка

  • Что понимают под Каролингским Возрождением?
  • Какие науки активно развивались в Византии и Арабском халифате?
  • Чему учили в средневековой европейской школе?
  • Что такое медресе?

План урока

  • Изменение представлений о мире у европейцев
  • Первые университеты
  • Схоластика
  • Средневековые европейские философы

Цели урока

  • знать события и их даты: появление первого европейского университета
  • знать понятия: схоластика, корпорация, университет, факультет, декан, ректор, рационализм, мистика
  • уметь называть первые университеты Европы, характеризовать роль Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона 
    в развитии философской мысли, объяснять особенности корпоративного устройства университетов, значение схоластики для развития науки

Изменение представлений о мире у европейцев

Рис. 1. Земля по представлениям средневековых европейцев Рис. 1. Земля по представлениям средневековых европейцев

Люди в эпоху раннего Средневековья, особенно в Европе, мало что знали о мире. Дальше своего села, полей и лесов они обычно не уходили. Путешественники в деревнях появлялись редко, ведь это было дело опасное и трудное.

 

Люди считали, что Земля имеет форму плоского диска, где суша омывается океаном. Все представления были связаны с христианством. Центром мира жители Европы считали город Иерусалим, так как там находится Гроб Иисуса Христа. На Востоке находится     гора — это райский сад, из которого вытекают крупные реки: Нил, Ганг, Тигр, Евфрат. Путешественники рассказывали, что на другом конце земли жили люди с собачьими головами (рис. 1).

Современное понимание времени в Европе отсутствовало. Сутки делились на день и ночь. Ночью христиане спят, а свои страшные дела совершаю демоны, привидения, колдуны, ведьмы. Поэтому ночью монахи усиленно молились, ведя таким образом борьбу с силами зла. Единого счёта времени во всех странах не было: у одних народов год начинался от Рождества Христова, у других — с Пасхи, у третьих — от сбора урожая. Понятие «час» не соответствовало современному. Время часто мерили сгоревшей свечой.

Рис. 2. Миниатюра по рассказам Марко Поло, XIII в. Рис. 2. Миниатюра по рассказам Марко Поло, XIII в.

Ситуация стала меняться, когда активизировалась торговля, увеличилось количество городов, возникали новые ремёсла. 

В XIV в. появились первые механические часы, позволявшие определять час так же, как это делаем мы сейчас. Большое влияние на представления европейцев оказали Крестовые походы. Рыцари тогда смогли увидеть разнообразие мира, познакомиться с достижениями стран Востока.

 

Интересную книгу о своих путешествиях написал итальянский купец Марко Поло . Он путешествовал более двадцати лет и, вернувшись, описал то, что видел в Китае и других странах Востока (рис. 2).

Тогда же было переведено множество книг греческих и арабских учёных на латинский язык. Большинство произведений переводили в Испании и Сицилии. Благодаря книгам, путешествиям, торговле стали меняться представления средневековых европейцев о мире.


Марко Поло — венецианский купец, путешественник, живший в XIII в. и описавший увиденное в «Книге Марко Поло».


Упражнение 1

 

Как менялись представления средневекового европейца о мире? Что на это повлияло?


Первые университеты

 

В средневековом обществе люди с близким видом деятельности старались объединяться для оказания помощи друг другу. Вы уже знаете, что ремесленники объединялись в цехи, купцы — в гильдии, крестьяне — в общины, рыцари — в ордены, монахи — в монастыри и ордены, горожане — в коммуны. Такие объединения называют корпорациями . Не были исключением люди, занимавшиеся интеллектуальной деятельностью. Они стали объединяться 

в университеты (рис. 3). Первый университет появился в Италии в конце XI – начале XII в. В городе Болонья объединились студенты (ученики) для поиска профессоров (преподавателей). Позже университеты появились и в других государствах Европы: в Англии, Франции, Чехии, Польше. Так они объединяли студентов и профессоров. В университете студенты объединялись в землячества (по странам), а преподаватели –— в факультеты (по предметам). Во главе факультета стоял декан , выбранный преподавателями. Все вместе — студенты и профессора — выбирали ректора (глава университета). 

Рис. 3. Европейский средневековый университет Рис. 3. Европейский средневековый университет

Чаще всего в университетах было три факультета: богословский (здесь учились дольше всего), юридический (изучали законы) и медицинский. 

 

Преподавание велось на латинском языке, поэтому имелся подготовительный факультет. Занятия обычно организовывались в форме лекции (чтение): преподаватель читал выдержки из книг и комментировал непонятные или спорные места, студенты слушали и записывали.

 

Кроме лекций проводились диспуты (словесные поединки).

 

Для диспута заранее ставился спорный вопрос, противники доказывали свою точку зрения, опираясь на Библию или труды «отцов церкви». Участники и их сторонники внимательно слушали, чтобы обнаружить в рассуждениях соперника противоречия своим словам или содержанию книг. 

 

Учились в университете довольно долго: около 5–7 лет на младших факультетах и ещё 10–15 лет — на старших.

 

Университеты способствовали общему подъёму культуры в Европе, развитию науки.


Корпорация — группа людей с общим занятием и определёнными правилами.

 

Университет — первоначально корпорация студентов и преподавателей, то есть людей интеллектуального труда.

 

Факультет — объединение преподавателей одной специальности в университете.

 

Декан  — глава факультета.

 

Ректор — глава университета.

 

Лекция — форма проведения занятий, предполагающая чтение выдержек из книг преподавателем.

 

Диспут — словесный поединок, спор.


Первый университет в Европе — Болонский университет появился на рубеже XI–XII вв.


Упражнение 2

 

1. Почему учёные считают средневековое общество корпоративным? Подтвердите фактами.

2. Расскажите об устройстве средневекового университета, используя приведённые выше термины.


Схоластика

 

Католическая церковь утверждала, что Бога нельзя понять разумом, в него надо просто верить. Однако появление университетов, знакомство с сочинениями античных учёных толкали средневековых мыслителей на рассуждения о Боге. 

Они считали, что логика поможет понять сущность Бога, предназначение человека в этом мире. Для получения ответа на поставленные вопросы нужно рассуждать, логически доказывать или опровергать выводы. 

 

Как видите, это очень похоже на диспут. Так, в университетах сложилось религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога с помощью логических рассуждений. Учение получило название схоластика .


Схоластика  — религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога с помощью логических рассуждений.


Упражнение 3

 

Как вы думаете, схоластика способствовала или мешала развитию науки? Ответ объясните.


Средневековые европейские философы

Рис. 4. Пьер Абеляр Рис. 4. Пьер Абеляр

Наверное, вы догадываетесь, что самое большое разногласие среди мыслителей Средневековья было по вопросу способа познания Бога. Схоласты считали, что сущность Бога надо обязательно понять с помощью разума, а их противники утверждали, что разум и вера несовместимы, поэтому для принятия Бога в него нужно лишь искренне верить.

 

Одним из самых известных схоластов XI–XII вв. был Пьер Абеляр , сын рыцаря. Он отказался от наследства и предпочёл изучать философию и логику. Его основная идея заключалась в словах «понимаю, чтобы верить». Единственной безусловной истиной он считал только Библию, а слова авторитетов церкви подвергал критике (рис. 4). 

Рис. 5. Святой Фома Аквинский Рис. 5. Святой Фома Аквинский

В схоластику сделал большой вклад монах-доминиканец XIII в. Фома Аквинский . В книге «Сумма богословия» он собрал все знания, накопленные к этому времени о Боге и мире, сложив их в стройную общую картину (рис. 5).

 

Дальше всех схоластов в своих мыслях пошёл профессор Оксфордского 

и Парижского университетов Роджер Бэкон . По его мнению, для доказательства истины мало не только авторитета, но и разума. Нужны ещё наблюдения и опыт для подтверждения мыслей и знаний. Сам он проводил опыты с различными веществами, занимаясь алхимией.

 

Основным противником Пьера Абеляра выступал Бернар Клервоский (создатель ордена тамплиеров). Он говорил, что вера должна идти от сердца, а не от разума. Рассуждения ведут к гордыне, которая является грехом, и заблуждению. 

Человеку не дано постичь Бога, так как Бог выше его. Так в Европе сложились два направления философии: рационализм (на основе разума) и мистика (на основе веры в сверхъестественное).


Рационализм — направление философской мысли, отстаивающей важность разума в познании.

 

Мистика — направление философской мысли, признающее наличие сверхъестественных сил.


Упражнение 4

 

Заполните схему «Философы Средневековья».


Контрольные вопросы

 

1. Какие изменения произошли в европейском образовании в XII–XV вв.?

2. Какую роль сыграли университеты в развитии науки?

3. Как менялись представления средневекового европейца?


Предыдущий урок
Столетняя война
История Средних веков
Следующий урок
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Британия и Ирландия в раннее Средневековье
История Средних веков
  • Выделение. Обмен веществ

    Биология

  • Наречие как часть речи

    Русский язык

  • Гомер. «Одиссея»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке