Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование и философия в Средние века. Средневековое искусство

История Средних веков

20.01.2025
3713
0

Средневековое искусство

 

Историческая справка

Рис. 1. Собор Парижской Богоматери, Западный фасад. Франция

В апреле 2019 г. внимание всего мира было приковано к пожару в Париже, ведь горело не просто здание, а произведение архитектурного искусства, построенного в XII–XIV вв. — собор Парижской Богоматери. Вероятно, тогда во многих странах задумались о сохранности произведений архитектуры, скульптуры, живописи (рис. 1). 

 

Все современные народы гордятся тем, что было создано их предками. Европейские народы тоже восхищаются памятниками культуры, которые создали в эпоху Средних веков. Давайте узнаем, какими произведениями архитектуры, скульптуры и живописи гордятся современные жители Европы.

План урока

  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись

Цели урока

  • знать понятия: романский стиль, готический стиль, витраж, портал, готическая роза, миниатюра
  • уметь описывать внутреннее убранство храма, сравнивать романские 
    и готические стили, объяснять предназначение скульптур, рельефов, витражей и других изображений храма

Архитектура

Рис. 2. Аббатство Мария Лаах. XI–XIII вв. Германия. Романский стиль

В период раннего средневековья германцы, занявшие территорию Западной Римской империи, многое заимствовали от культуры римлян, в том числе и особенности архитектуры. Поэтому стиль сооружений, построенных в XI–XIII вв., называют романским (рассмотрите храм на рис. 2).

 

По каким признакам можно понять, что перед нами здание, построенное в романском стиле? Такое сооружение всегда выглядит массивно, напоминая крепость или замок. Действительно, стены такого здания довольно толстые, почти гладкие с небольшими окнами, напоминающими бойницы, поскольку сооружения служили укрытием для жителей. Везде повторяется форма полукруглой арки: на входах, арках и сводах. Романские здания обладают высокими башнями, чем ещё раз напоминают замок. 

Рис. 3. Схема романского храма в разрезе

Романский храм в плане похож на крестово-купольный стиль Византии, но без купола. Вместо него — пирамида (рис. 3 и 4). 

 

Романский стиль довольно строг и величественен, что позволяет возвысить Бога и призывает к уединению и молитве.

 

С ростом городов в XI в. расширяется и городское строительство. 

Рис. 4. Собор в городе Шпайер, XI в. Германия

Католическая церковь строила новые храмы в городах. Коммуны и их органы самоуправления изыскивали средства на возведение больниц, гостиниц, торговых помещений. Как вы уже знаете, в центре города возвышалось здание ратуши и собора.

 

Постройки XII–XV вв. отличались от романских. Их стали называть готическими (от наименования одного из германских союзов — готы). Готические соборы кажутся прозрачными, воздушными и лёгкими (рассмотрите рис. 1, 5 и 6). Достигается этот эффект за счёт стрельчатых арок, широких проходов, большого количества огромных окон и каменной резьбы.

Рис. 5. Вестминстерское аббатство, XIII в. Лондон, Англия. Готический стиль

Высокие башни, крутые скаты крыш создают впечатление стремления храма ввысь.

 

Ещё одной отличительной чертой является готическая роза над центральным входом.

 

Нарядность и возвышенность готического храма создавали ощущение праздника при обращении к Богу и его могущества.

 

Строили соборы довольно долго, порой несколько столетий, например собор Парижской Богоматери заложили в XII в., а завершили строительство лишь в XIV в.


Рис. 6. Схема готического храма в разрезе

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший, преимущественно, в Западной Европе в XI–XIII вв.

 

Готический стиль — художественный стиль, пришедший на смену романскому, характерен для XIII–XVI вв.

 

Готическая роза — большое круглое окно, похожее на распустившийся цветок, расположенное над входом в собор.


Упражнение 1

 

1. Назовите признаки романского храма.

2. Назовите признаки готического храма.


Скульптура

Рис. 7. Христос Благословляющий. Амьенский собор, XIII в. Франция

В христианской культуре Западной Европы скульптура играла важную роль. Рельефные и объёмные изображения позволяли познакомить неграмотное население с содержанием Библии и других священных книг христиан. Скульптуры выполняли как внутри, так и снаружи, и посвящали их Иисусу Христу, Деве Марии, апостолам, святым, епископам, королям (рис. 7).

 

Скульптура в большей степени использовалась при украшении готических соборов, но в романских храмах она тоже присутствует, хотя и в меньшем количестве.

 

Наибольшее внимание уделяли украшению западного фасада, поскольку здесь располагался вход в храм — (портал), разделяющий и связывающий два мира: грешный и священный (рис. 8). 

Рис. 8. Фрагмент портала Кафедрального собора в Валенсии, XIII – XIV вв. Испания

Некоторые изображения были заимствованы из языческих времён: кентавры, химеры, гаргульи. 

 

Скульптура была призвана не только познакомить неграмотное население с содержанием Священного писания, но воспевать такие качества человека, как милосердие, жертвенность, материнскую любовь.


Портал — архитектурно оформленный вход в храм.


Упражнение 2

 

Какую роль выполняла скульптура в романских и готических храмах?


Живопись

Рис. 9. Библия бедняков. Витраж Кентерберийского собора. Англия

Как вам уже известно, стены византийских соборов были покрыты фресками и мозаикой. Романские храмы в этом мало отличались. Однако в готических храмах значительное место занимали окна и на стенах не хватало места для росписи. Поэтому стали использовать окна, на которых выполняли картины, узоры из цветного стекла. Их называют витражи. Они ещё больше добавляли праздничного настроения, поскольку, проникая через них, солнечный свет играл разными цветами, попадая на колонны, своды, пол (рис. 9).

 

Много можно узнать о жизни людей в Средние века из книжной миниатюры

Рис. 10. Часослов герцога Беррийского. Братья Лимбурги, XV в.

В небольших рисунках, размещённых в книгах, например в хрониках, изображали работу и отдых людей, как они одевались, обставляли жилище и др. Известны произведения, составленные только из миниатюр. Так «Большая хроника» рассказывает в картинках всю историю Франции. Миниатюры размещены в знаменитом «Календаре герцога Беррийского». Впервые в средневековой Франции в миниатюрах природа была изображена так, что ей хочется любоваться (рис. 10).

 

Сцены из повседневной жизни людей в XIV–XV вв. стали изображать не только на миниатюрах, но и на фресках.


Витражи — картины, выполненные на окне из кусков цветного стекла.

 

Миниатюра — небольшой рисунок, размещённый в книге.


Упражнение 3

 

1. Каков был эффект от использования витражей в готических храмах?

2. Какие изменения претерпела миниатюра?


Контрольные вопросы

 

1. Какую роль в средневековых храмах выполняли скульптура и живопись?

2. В чём состоят отличия романских и готических храмов?

3. Какие произведения средневекового искусства привлекли ваше внимание и вам захотелось их увидеть вживую? Почему?


Предыдущий урок
Столетняя война
История Средних веков
Следующий урок
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века
История Средних веков
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Франция при старом порядке

    История

  • Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 2

    Литература

  • Н.С. Лесков. «Старый гений»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке