Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Живое Средневековье. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

История Средних веков

28.03.2024
3228
0

Живое Средневековье. Образование варварских королевств. Государство франков в VI–VIII веках

 

План урока

  • Живое Средневековье:
    • Что мы будем изучать в 6-м классе?
    • Источники знаний о Средневековье
  • Образование варварских королевств
  • Государство франков в VI–VIII вв.:
    • Образование государства франков
    • Управление государством франков
    • Земледельцы и землевладельцы
    • Опасность для Королевства франков в первой половине VIII в.
    • Династия Каролингов
  • Подведение итогов

Цели урока

  • знать события и их даты: начало Средневековья, падение Западной Римской империи (476 г.), завершение Средневековья (конец XV в.), великое переселение народов (IV–VII вв.), битва при Пуатье (732 г.), образование Папской области (вторая половина VIII в.)
  • знать понятия и личности: исторические источники, хроника, Великое переселение народов, феод, феодал, зависимые крестьяне, усобица, майордом, граф; Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий
  • уметь характеризовать процесс образования варварских королевств, особенности управления франкским государством, положение зависимых крестьян, отношения между феодалами; объяснять причины падения Западной Римской империи, формирования феодальных отношений в Европе; сравнивать вещественные и письменные источники; раскрывать роль в указанных событиях соответствующих личностей; показывать на карте территории расселения германских племён, их государства, Папскую область

Живое Средневековье

Рис. 1. Лента времени

Рассмотрите ленту времени (рис. 1). Как вы видите, учёные делят всю историю человечества на четыре больших периода. В 5-м классе вы узнали, где и какие государства появились в эпоху Древнего мира (вспомните их). 

 

Что мы будем изучать в 6-м классе?

 

Тысячу лет между Древним миром и Новым временем стали называть Средними веками. Историки, как это часто бывает, не могут договориться окончательно 

о времени начала и завершения этого периода. Тем не менее большинство учёных согласны, что история Средних веков началась в середине V в., когда перестала существовать Западная Римская империя, и завершилась в конце 

XV в. Они спорят также ещё об одном вопросе: на все ли регионы нашей планеты распространяется понятие «Средние века». Несмотря на это, мы с вами рассмотрим народы всех континентов в период Средневековья, но особое внимание уделим Европе, так как именно в её восточной части возникло государство, давшее начало России.

 

Примерно 1500 лет назад Европу населяли племена германцев, славян, балтов, бриттов, не знавшие письменности, государства, верившие во множество богов. Именно эти они стали основой современных народов Европы и создали страны, которые сегодня мы видим на карте (возможно, в некоторых из них вам удалось побывать).


Упражнение 1

 

Посмотрите на современную карту Европы (см. карту 1) и найдите на ней уже известные вам страны. А какие ещё не были известны?

 

Карта 1. Современная карта Европы


Всю эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

  • раннее Средневековье ( конец V — начало XI вв.);
  • развитое Средневековье (конец XI — конец XIII вв.);
  • позднее Средневековье (XIV–XV вв.).

Различные страны проходили эти этапы по-своему.


Упражнение 2

 

1. Какой период истории человечества вам предстоит изучать в 6-м классе?

2. Сколько веков продолжалось Средневековье?

3. Какие племена населяли Европу к началу Средних веков?


Источники знаний о Средневековье

 

Эпоха Средних веков началась около 1500 лет назад и завершилась примерно 500 лет назад. Много это или мало? Если сравнивать со временем существования нашей планеты, конечно, мало. Однако давайте сравним со сроком жизни одного человека. Сколько поколений сменилось с момента завершения эпохи до нашего времени? Вероятно, ответ вызовет вопрос: откуда тогда историки (учёные) получают знания о том далёком времени?

Рис. 2. Источники

Можно выделить две группы исторических источников  по истории Средневековья (различные предметы быта, документы, произведения художественной культуры, сохранившиеся с изучаемого периода до наших дней, позволяющие получить информацию о событиях и особенностях жизни людей той поры):

 

  1. Вещественные: оружие, мебель, одежда, архитектурные сооружения, корабли и т. д.
  2. Письменные: завещания, договоры, отчёты управляющих, описания путешествий и своей жизни, хроники . Хрониками называют текст, в котором описаны события по годам.


Упражнение 3

 

Определите, к какой группе исторических источников относятся предметы, изображённые на рис. 2.


Рис. 3. Виндзорский замок в наши дни. Построен в XI в. Великобритания. Лондон

Во многих современных городах сохранились храмы, замки, дома, построенные 

в Средние века, в музеях хранятся различные предметы быта, в архивах — договоры, завещания, созданные в V–XV вв. 

Учёные знакомятся с источниками, делают на их основе выводы о жизни людей в то время. Так мы узнаём о событиях и явлениях, происходивших около тысячи лет назад (рис. 3).


Упражнение 4

 

Какие исторические источники позволяют учёным узнать о событиях и явлениях Средневековья?


Образование варварских королевств

Рис. 4. Вторжение гуннов

Среди племён, населявших Европу около 1500 лет назад, нас сейчас будут интересовать германцы, так как именно они дали начало многим современным государствам (Франции, Германии, Италии, Испании и др.). Германцы проживали 

к северу от Альпийских гор. 

В середине IV века с востока в Европу вторглись кочевые племена гуннов, спасаясь 

от которых разные европейские племена стали передвигаться со своих мест обитания. Такое перемещение, происходившее в IV–VII вв., получило название Великое переселение народов . Германцы не были исключением: они постепенно продвигались на юг, вступая в столкновения с Западной Римской империей (рис. 4 и 5).

Рис. 5. Великое переселение народов

Слабость Западной Римской империи и её столкновения с варварами (так римляне называли нецивилизованные племена, в том числе и германцев) привели к свержению императора Ромула Августула в 476 г. и захвату германцами когда-то могущественного государства. С тех пор Западная Римская империя перестала существовать, а на её территории расселились различные германские племена.


Упражнение 5

 

Рассмотрите карту 2 и назовите территории расселения германских племён в начале VI в.: вандалов, вестготов, остготов, франков, англов, саксов. Германцы создали на этих территориях свои государства.

Карта 2. Римская империя и Великое переселение народов


Упражнение 6

 

1. Почему в IV в. началось Великое переселение народов в Европе?

2. Как Великое переселение народов повлияло на Западную Римскую империю?

3. Какие германские племена расселились на территории Западной Римской империи?


Государство франков в VI–VIII вв. Его образование

 

Рис. 6. Франкские воины

Мы не будем рассматривать возникновение и развитие всех германских государств, поговорим лишь о государстве франков (найдите его на карте). Изначально франки жили на берегах р. Рейн. В конце V в. между их вождями происходила борьба за власть, в которой победу одержал хитрый и жестокий Хлодвиг из рода Меровея. Поэтому первая династия правителей франков получила название Меровинги .

 

Франки во главе с Хлодвигом сумели разгромить римлян, занять Галлию и расширить свои владения на восток от р. Рейн. Франки расселились на захваченных территориях по соседству с местным населением. Простые свободные франки заняли пустующие земли и распахали их, стали жить на них деревнями-общинами. Сам же Хлодвиг и его дружинники объявили своими земли, принадлежавшие раньше римскому императору. Знатные и богатые римляне признали власть Хлодвига. Германцы и местное население стали родниться, создавая семьи, обмениваясь опытом и обычаями, перенимая друг у друга язык.


Упражнение 7 

 

Рассмотрите рис. 6 и назовите виды оружия франков.


Рис. 7. Портрет

Упражнение 8

 

1. Как вы думаете, кто изображён на данном портрете (рис. 7)? Какому роду он принадлежал? Какие качества позволили ему победить своих соперников?

2. Какие территории заняли франки в конце V в.?

3. Как сложились отношения франков с населением занятых территорий?


Управление государством франков

 

После завоеваний Хлодвиг уничтожил всех других вождей и своих родственников и стал единственным правителем франков. Народное собрание теперь не созывалось, поскольку народ расселился на обширных территориях далеко друг от друга. Все решения стал принимать Хлодвиг, советуясь лишь со знатными людьми. 

 

Ежегодно все мужчины должны были являться на военные смотры, где узнавали 

о решениях правителя. В остальное время, если не было войны, вооружённой силой была только дружина. По итогам походов дружинники получали военную добычу, а в мирное время содержались за счёт налогов.

Рис. 8. Страница из «Салической правды»

Чтобы управлять обширными территориями, Хлодвиг отправлял в каждую область близких ему людей, которые собирали там налоги, руководили судом, командовали военными отрядами. Таких правителей называют графами .

 

Хлодвиг впервые приказал записать все ранее существовавшие судебные обычаи и новые правила. Так появился первый сборник законов франков — «Салическая правда». Если кто-то украл скот или поджёг амбар, то ему грозил огромный штраф по данным законам. Штраф грозил и за убийство, но его размер зависел от того, кого убили — дружинника или простого общинника. Появление письменных законов способствовало установлению единого порядка на всей территории государства, что укрепляло и положение правителя (рис. 8).


Упражнение 9

 

1. Как изменилась власть Хлодвига с появлением государства?

2. Чем занимались графы?

3. Зачем Хлодвиг создал «Салическую правду»?


Земледельцы и землевладельцы

 

Хлодвиг и его потомки раздавали землю дружинникам, расплачиваясь за службу. Таким образом дружинники становились землевладельцами, получали титул графа или герцога, набирали себе военный отряд. Его участникам тоже давали землю. Последние получали титул барона или виконта, также набирали себе военный отряд и раздавали своим воинам (рыцарям) землю. На доставшихся воинам землях проживали земледельцы-общинники, их редко привлекали к военной службе, но решать они могли только вопросы о жизни общины. Власть землевладельца над местным населением была довольно весомой. 

Рис. 9. Деревня древних германцев. Реконструкция

Потомки Хлодвига постоянно воевали между собой за власть и землю. Земледельцы, которым тяжело жилось у одного землевладельца, могли обратиться за помощью к другому, но за защиту они отдавали свой надел новому хозяину и попадали 

в зависимость. Теперь земледелец продолжал жить и работать на своём наделе, но должен был отдать часть урожая землевладельцу и возделывать поле господина.

 

Постепенно положение земледельцев сближалось с положением римских колонов (вспомните, кто такие колоны), они сливались в одну группу населения — зависимых крестьян . Это группа людей, занимающихся сельским хозяйством на земле, принадлежащей воинам, обрабатывающих как выделенный им надел, так и участок владельца земли (рис. 9).


Упражнение 10

 

1. Каким образом появлялись владельцы земли среди франков?

2. Чем отличалось положение зависимого крестьянина от положения свободного земледельца-общинника?


Опасность для Королевства франков в первой половине VIII в.

 

В начале VIII в. в Галлию вторглись арабы, завоевавшие к тому времени Северную Африку, часть народов Востока и Пиренейский полуостров (современные Испания и Португалия). Ситуация для франков осложнялась постоянными усобицами (войнами между представителями одной правящей династии) потомков Хлодвига и их неспособностью управлять государством. Поскольку последние Меровинги были часто людьми безвольными, большую роль стали играть майордомы (управляющие королевским домом). Майордом Карл Мартелл («Молот») в 732 г. у города Пуатье нанёс поражение арабам и тем самым остановил их продвижение в Европу.

 

Как он сумел это сделать? Дело в том, что незадолго до битвы он провёл военную реформу: создал конное войско, а конным воинам жаловал землю вместе с живущими на ней крестьянами. Эту землю стали передавать по наследству. Такие земельные владения принято называть феодами , а самих владельцев — феодалами . Крупные феодалы (графы и герцоги) могли владеть сотнями деревень, а мелкие (рыцари) — лишь одной, а иногда всего несколькими крестьянами.


Упражнение 11

 

1. Какую роль сыграл Карл Мартелл в истории франков и всей Европы?

2. В чём заключалась военная реформа Карла Мартелла?


Как вы уже знаете, последние Меровинги не управляли государством, этим занимались майордомы. Сын Карла Мартелла Пипин Короткий (прозвище получил за маленький рост) обратился к папе римскому с вопросом о том, кто должен быть королём: тот, кто реально правит, или тот, кто носит звание короля. Папа римский решил в пользу Пипина Короткого, за что тот помог главе христианской церкви. Дело в том, что к Риму подошли войска лангобардов (одно из германских племён). Папа римский обратился за помощью к Пипину Короткому, который дважды совершал походы против них. Таким образом под власть папы римского был передан не только город Рим, но и прилегающая к нему область, а также город Равенна. В Европе появилось новое государство — Папская область. Пипин Короткий был провозглашён королём. Он являлся представителем новой династии — Каролингов.


Упражнение 12

 

Как связаны два события: приход к власти в Королевстве франков новой династии Каролингов и создание нового государства — Папской области?


Подведём итоги

 

Итак, в 6-м классе вам предстоит познакомиться с особенностями народов мира эпохи Средневековья, уделив особое внимание европейским странам. 

 

Важную роль в создании европейских государств сыграли германские племена. 

Вы познакомились с государством франков периода династии Меровингов и Каролингов. В раннее Средневековье оформились две новые группы людей: феодалы и зависимые крестьяне. 


Предыдущий урок
Столетняя война
История Средних веков
Следующий урок
Польша и Чехия в XIV-XV вв. Завоевание турками-османами Балканского полуострова
История Средних веков
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Текст. Структура сочинения

    Русский язык

  • Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская боярская республика

    История

  • Имя числительное. Морфологические признаки имен числительных. Правописание имен числительных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке