Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Польша и Чехия в XIV-XV вв. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

История Средних веков

Польша и Чехия в XIV–XV вв.

 

Разминка

  • Сколько ветвей славян вам известно? Какие?
  • К какой ветви славян относятся поляки и чехи?
  • В составе какого государства находилась Чехия в XIV в.?
  • Какую религию и от кого приняли Польша и Чехия?

План урока

  • Объединение Польши
  • Борьба с Тевтонским орденом
  • Расцвет Чехии
  • Гуситское движение и его значение

Цели урока

  • знать события и их даты: Кревская уния, Грюнвальдская битва, гуситские войны
  • знать понятия: Тевтонский орден, сейм, уния, гуситы, табориты
  • уметь характеризовать правление Казимира III в Польше, Карла IV в Чехии, роль Яна Гуса и Яна Жижки в гуситских войнах, объяснять причины гуситских войн и их поражения, значение гуситских войн и Грюнвальдской битвы, показывать на карте Польшу и Чехию в XIV–XV вв.

Объединение Польши

Рис. 1. Польский рыцарь, XIII в. Рис. 1. Польский рыцарь, XIII в.

В XII–XIV вв. Польша находилась в состоянии феодальной раздробленности. В XIV–XV вв. росли города, продолжалось развитие ремёсел. Страна славилась своими ткачами и сукноделами. Большие успехи характерны для внешней торговли, поскольку через Польшу проходил торговый путь, связывавший Восточную и Западную Европу. Постепенно расширялась и внутренняя торговля, важную роль в которой играли ярмарки.

 

Тем не менее, основу хозяйственной жизни составляло земледелие, которым занимались зависимые крестьяне.

 

С XIII в. польские короли вели борьбу с князьями. Монархи могли опереться на мелкое рыцарство, крестьян, духовенство (рис. 1).  

Рис. 2. Казимир III Великий Рис. 2. Казимир III Великий

Города не всегда были готовы поддержать короля, так как для них более важную роль играла внешняя торговля, а не внутренняя. Правитель же, в первую очередь, мог способствовать развитию внутренней торговли. Процесс объединения ускорился из-за внешней угрозы, нависшей со стороны  Тевтонского ордена и княжества Бранденбургского.

 

Наибольших успехов в создании единого Польского государства удалось достичь в XIV в. Казимиру III Великому (1333–1370 гг.) (рис. 2). Для объединения польских земель и укрепления королевской власти он упорядочил законы, действовавшие на всей территории страны, ввёл единую монету, покровительствовал ремеслу и торговле. Казимир III впервые созвал сейм — орган сословного представительства в Польше. Таким образом Польша, как и Англия, Франция, Испания, стала сословно-представительной монархией. Казимиру III также удалось присоединить к Польше земли Галицкой Руси.


Тевтонский орден — немецкий рыцарско-монашеский орден, основанный в конце XII в., воевавший в XIII–XV вв. в Восточной Европе против язычников и православных.

 

Сейм — орган сословного представительства в Польше и Чехии.


Казимир III Великий — Польский король XIV в., объединивший Польшу.


Упражнение 1

 

1. Какие группы населения поддерживали короля в объединении Польши?

2. Какое обстоятельство ускоряло процесс её объединения?

3. Что делает Польшу похожей на государства Западной Европы того же времени?


Борьба с Тевтонским орденом

Карта 1. Польша и Чехия в XIV–XV вв. Карта 1. Польша и Чехия в XIV–XV вв.

Рис. 3. Рыцарь Тевтонского ордена Рис. 3. Рыцарь Тевтонского ордена

В первой половине XIII в. в землях к северу от Польши, где проживали пруссы, появились рыцари Тевтонского ордена (найдите его на карте 1; см. рис. 3), стремившиеся распространить христианство среди язычников Прибалтики. В начале XIV в. отношения Польши и ордена осложнились. Поскольку орден представлял угрозу и для Литовского княжества, между Польшей и Литвой был заключён союз.

 

До этого момента Польша и Литва воевали между собой из-за западных земель Руси. 

Рис. 4. Грюнвальдская битва, 1410 г. Художник Я. Матейко. XIX в. Рис. 4. Грюнвальдская битва, 1410 г. Художник Я. Матейко. XIX в.

В 1384 г. королевой Польши была объявлена Ядвига. В 1385 г. подписали унию в городе Крево, по которой Литовский князь Ягайло женился на Ядвиге и стал королём Польши, оставаясь князем Литвы. Ягайло должен был выполнить несколько условий, одно из которых — это принятие и распространение в Литве католической веры. Родственник Ягайло князь Витовт выступил против. В итоге Ягайло признал Витовта князем Великого княжества Литовского, а тот признал верховную власть польского короля. Такое соглашение позволило объединить усилия против Тевтонского ордена, который в начале XV в. собрал огромные войска, состоящие из рыцарей разных европейских стран. 

Летом 1410 г. у селения Грюнвальд (Найдите на карте 1; см.рис.4) произошло сражение между войсками Тевтонского ордена с одной стороны и союзной армией Польши и Литвы с другой. В состав литовского войска входили русские полки. Войска крестоносцев были полностью разгромлены, погибло всё высшее командование, включая самого магистра (руководителя) ордена. Так тевтонцам был нанесён непоправимый удар, они лишились армии. Угроза завоевания для Польских и Литовских земель была ликвидирована.


Уния  союз государств.


1385 г.  — Кревская уния Польши и Литвы.

 

1410 г.  — Грюнвальдская битва.


Ягайло  — князь Великого княжества Литовского, заключивший Кревскую унию и ставший королём Польши.


Упражнение 2

 

1. С какой целью была заключена Кревская уния?

2. Какое значение имеет Грюнвальдская битва?


Расцвет Чехии

Рис. 5. Богемское стекло Рис. 5. Богемское стекло

XIV в. принято считать временем расцвета Чехии (Богемии), которая тогда стала сильнейшим государством в составе Священной Римской империи. Именно король Чехии Карл I стал императором под именем Карла IV. Столицу перенесли в Прагу (найдите город на карте 1).

 

Ремесло и торговля развивались бурными темпами. 

Рис. 6. Карлов мост. XIV в. Прага. Чехия Рис. 6. Карлов мост. XIV в. Прага. Чехия

В Чехии добывали железо, серебро, чешские ремесленники славились производством посуды из стекла. Здесь пересекалось множество торговых путей (рис. 5). 

В Праге построили знаменитый Карлов мост и заложили собор Святого Вита, открыли университет (рис. 6).

 

Новая столица империи привлекала многих немцев. Они стали занимать все руководящие должности в Чехии. 

 

Католическая церковь владела третьей частью чешских земель, ей принадлежали не только деревни, но и города. Церковь, как и в других государствах, требовала бесконечных поборов.

 

Господство немцев и множество выплат в пользу католической церкви вызывали недовольство чешского населения.


Упражнение 3

 

1. Какие факты говорят о расцвете Чехии в XIV в.?

2. Что вызывало недовольство чехов в XIV в.?


Гуситское движение и его значение

 

В начале XV в. профессор пражского университета Ян Гус выступал с речами, обличавшими католическое духовенство. Они привлекали народ своей искренностью, ведь Ян Гус возмущался индульгенциями, торговлей церковными должностями, нежеланием священников и монахов жить в бедности, как того требует вера. Профессор призывал изменить церковь: отобрать её земли и другие богатства, отменить плату за обряды, проводить богослужения на чешском языке. Он также предлагал передать управление чешской церковью королю. Католическая церковь запретила выступления Яну Гусу, но он продолжал. Тогда папа вызвал его на Церковный собор в город Констанц. Ян Гус понимал опасность, но считал, что обязан защитить свои взгляды. Поэтому он поехал в Констанц, где был брошен в тюрьму, а затем предстал перед инквизицией. Его признали еретиком и требовали отречения от взглядов. Несмотря на уговоры сторонников, Ян Гус, призывавший людей говорить правду, не отказался от истины. В 1415 г. он был сожжён на костре (рис. 7).

Рис. 7. Ян Гус на Констанцском соборе. Художник В. Брожик, XIX в. Рис. 7. Ян Гус на Констанцском соборе. Художник В. Брожик, XIX в.

Казнь Яна Гуса вызвала всеобщее возмущение чешского народа. Сторонники идей профессора продолжили его дело — выступали перед людьми. Появилось множество последователей, их стали называть гуситами .

 

В 1419 г. горожане Праги ворвались в ратушу и выбросили из окна немецких чиновников. С этого события восстания прокатились по многим городам и сёлам Чехии. Восставшие выгоняли немецких богачей, священников, захватывали церковные и монастырские земли.

Рис. 8. Укреплённый лагерь таборитов Рис. 8. Укреплённый лагерь таборитов

Гуситы требовали:

  • отменить особые права церкви;
  • отобрать у неё земли;
  • ввести богослужение на чешском языке;
  • упростить обряды.

Среди гуситов существовала группа, собиравшаяся на горе Табор (крестьяне, небогатые горожане, бедные рыцари). Они требовали изменить не только церковь, но и отменить повинности, налоги, уравнять положение людей. Некоторые из них настаивали на том, чтобы земля стала общей и не принадлежала отдельным лицам. Данную часть гуситов называют таборитами , всех остальных — умеренными (рис. 8).

В 1420 г. в Чехию вторглась армия крестоносцев, которые окружили Прагу, но потерпели поражение. После этого папа римский организовал ещё четыре неудачных похода против гуситов.

Рис. 9. Оружие гуситов Рис. 9. Оружие гуситов

Почему гуситам удавалось одержать победу над опытными крестоносцами? 

В лагерь гуситов входили все группы чешского общества: рыцари, крестьяне, купцы, ремесленники. Они знали сильные стороны крестоносцев и придумали как 

с ними бороться. Так на вооружении у них имелись палки с железными крюками, чтобы с их помощью сбрасывать рыцарей с коней (рис. 9). Ещё у них были цепи, которыми били скинутого с лошади рыцаря. Для противостояния атакам крестоносцев табориты составляли крестьянские повозки в круг, соединяя их цепями (рис. 8). Такая стена служила также защитой для раненых и запасов продовольствия.

Рис. 10. Ян Жижка. Прага, Чехия Рис. 10. Ян Жижка. Прага, Чехия

Не стоит думать, что у гуситов не было умелых полководцев. Ярким примером опытного воина может служить Ян Жижка, участвовавший в Грюнвальдской битве. Даже когда потерял оба глаза, он продолжал успешно командовать войсками гуситов. В войске чехов была строгая дисциплина, стойкость, желание защищать свои интересы (рис. 10).

 

Тем не менее гуситское движение разбили. Почему? Война длилась уже 15 лет, страна была разорена, папа решил пойти на уступки, например разрешил вести проповеди на чешском языке. 

 

Эти уступки устроили умеренных, которые напали на таборитов в 1434 г. у города Липаны и разгромили их. Так раскол движения привёл к его прекращению.

 

Что же дало чехам гуситское движение? Некоторые земли, отобранные у церкви 

в годы войн, так и не вернулись к ней обратно, крестьяне перестали платить десятину, службу можно было проводить на чешском языке. За годы гуситского движения в Чехии, как и в других странах, возросла роль сословно-представительного органа — сейма.


Гуситы — последователи Яна Гуса, участники движения в Чехии в XV в.

 

Табориты — часть гуситов, выступавшая не только за изменения в церкви, но и за равенство людей.


1419–1434 гг. — гуситские войны в Чехии.


Ян Гус  — профессор пражского университета, обличавший в начале XV в. недостатки католического духовенства.

 

Ян Жижка  — талантливый гуситский полководец.


Упражнение 4

 

1. Почему католическая церковь выступила против Яна Гуса?

2. Чем отличались требования умеренных гуситов и таборитов?

3. Почему крестоносцы не могли одержать победу над гуситами?

4. Какие последствия имело гуситское движение для Чехии?


Контрольные вопросы

 

1. Что общего можно увидеть в развитии Польши и Чехии в XIV в.?

2. Как связаны история Польши и Литвы?

3. В чём состоят причины и значение гуситского движения в Чехии?

4. Покажите Польшу и Чехию в XV в. на карте (рис. 3)


Предыдущий урок
Образование и философия в Средние века. Средневековое искусство
История Средних веков
Следующий урок
Столетняя война
История Средних веков
  • Решение уравнений

    Математика

  • Раздражимость и движение

    Биология

  • Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке