- Изменения в сельском хозяйстве
- Увеличение городов в Европе
- Ремесленники
- В ремесленной мастерской
- Цехи — объединения ремесленников
- Борьба городов с сеньорами
- Подведение итогов
- знать понятия: сырьё, подмастерье, шедевр, цехи, устав, старшины, коммуна, ратуша
- уметь описывать средневековый город, работу ремесленной мастерской, характеризовать значение цехов в жизни городов, результаты борьбы городов с сеньорами, объяснять влияние изменений в сельском хозяйстве на рост городов, процесс возникновения новых городов в Европе
Мы с вами уже говорили, что в начале Средневековья городов в Европе было мало и проживало в них немного людей. В XI в. жизнь средневекового общества начала постепенно меняться. Данные изменения значительно повлияли на города, их облик, численность населения, занятия жителей. Постараемся выяснить какие изменения и как повлияли на средневековый город в X–XI вв.
Изменения в сельском хозяйстве

К XI в. увеличилось количество населения в Европе, что вело к освоению всё большего пространства континента. Крестьяне стали больше использовать железо для изготовления орудий труда и других необходимых в их жизни вещей. Необходимость в большей добыче железа способствовала возникновению шахт в Европе. Обработанный металлом плуг мог глубже пахать землю. Активнее для вспахивания поля стали применять лошадей, так как изобрели упряжь и подковы.

Усовершенствования привели к увеличению урожаев: теперь от каждого посаженного зерна собирали 4–5. Значит, нужно было больше устройств для помола муки, поэтому увеличилось количество водяных мельниц, а позже появились и ветряные (рис. 1 и 2). Рост урожайности и более быстрая обработка зерновых позволяли прокормить больше скота, например овец, что способствовало изготовлению тканей из шерсти. Сначала крестьяне сами делали все необходимые предметы быта и орудия труда, но по мере их усовершенствования требовались новые знания и навыки. Стали появляться умельцы, у которых это получалось лучше других. Так в деревне выделились ремесленники, которые обменивали свои изделия на зерно или другие продукты, не участвуя в обработке земли.
Упражнение 1
Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Как они влияли друг на друга? Составьте логическую цепочку.
Увеличение городов в Европе
Ремесленник, совершенствуя навыки, делал изделий больше, чем нуждались крестьяне его общины. Они стали уходить из деревень, желая получить свободу
и продать изготовленные вещи. Конечно, умельцы отправлялись туда, где появлялось много людей: к мостам, переправам, морским гаваням, замкам графов и герцогов, резиденциям королей, перекрёсткам дорог, большим монастырям. Сюда же приезжали купцы, чтобы продать один товар и купить другой, приходили крестьяне из соседних деревень для продажи продуктов и сбора таким образом суммы денежного оброка. Так на данном месте возникало поселение, становившееся городом.

Жители строили укрепления для защиты города от нападений: ров, вал, частокол, позже — каменную стену.
В город войти можно было, как и в рыцарский замок, по подъёмному мосту и взять
его — только штурмом, то есть он походил на крепость (по-немецки — бург). Слово «бург» можно встретить в названиях многих современных городов: Гамбург, Аугсбург, Магдебург, Бранденбург и др.

Помимо новых, с IX в. началось возрождение старых городов в Италии. Всего к концу XIII в. в Европе существовало уже несколько тысяч городов. Города были центрами ремесла и торговли, здесь появились трактиры, гостиницы, бани и т. д. Однако городское население в то время ещё продолжало заниматься сельским хозяйством: за крепостными стенами они возделывали огороды, поля, пасли скот (рис. 3).

Города средневековой Европы по численности значительно уступали современным. В большинстве городов проживало от 1 до 6 тыс. человек. Крупными считались города с 40–50 тыс. жителей, а такие как Константинополь, Париж, Лондон казались просто гигантскими, ведь они насчитывали 100–200 тыс. человек.
Улицы в городах были узкими: порой сложно было разойтись двум людям. Номеров на домах не существовало. Строили их в два – три этажа, чаще всего из дерева. Канализации не было, поэтому все нечистоты выливали прямо на улицу, где скапливалась куча мусора и грязи. В большинстве городов мостовые не делали; неудивительно, что сохранились легенды, как в огромной луже утонул всадник с конём, ведь во время дождя грязь размывало и образовывались большие скользкие лужи (рис. 4 и 5).
Упражнение 2
1. Чем занимались жители городов? Можно ли такие занятия назвать натуральным хозяйством? Почему?
2. Почему в названии многих немецких городов звучит слово «бург»?
3. Сравните современные города со средневековыми европейскими.
Городские ремесленники. В ремесленной мастерской

Ремесленник создавал изделия в небольшом помещении, расположенном в том же доме, где он жил со своей семьёй. В мастерской находились все необходимые инструменты и сырьё , сюда приходили заказчики, здесь же и продавали готовый товар. Изделия можно было продать и на рынке.
В мастерской не было машин, всё делалось вручную с помощью простых орудий. Трудился мастер не один. Обычно у него ещё работали подмастерье и ученик. Чтобы стать мастером, надо было много учиться. Сначала мальчик поступал к мастеру
в ученики и выполнял все подсобные работы. Жил он в семье мастера в течение
2–8 лет. Подмастерье уже прошёл обучение и за свой труд получал от мастера заработную плату. Чтобы стать мастером ему надо было накопить денег на свою мастерскую и сдать экзамен — изготовить шедевр .
Как вы видите, стать ремесленником было непросто, поэтому они гордились своим мастерством и старались изготавливать только качественные изделия, иначе теряли клиента. Высоко ценились оружейники, строители, кожевенники, ювелиры. Обычно сын наследовал специальность и орудия труда отца. Тем не менее инструменты и приёмы работы в ремесле менялись, хоть и медленно, но быстрее, чем в сельском хозяйстве (рис. 6).
Сырьё — материал, из которого делали товар.
Мастер — владелец мастерской.
Шедевр — лучший образец изделия.
Упражнение 3
1. Чем положение ремесленника отличалось от положения крестьянина?
2. Совпадает ли современное значение слова «шедевр» со средневековым?
Цехи — объединения ремесленников
Мастера одной специальности в городе объединялись в союзы — цехи . У каждого был свой устав . Он принимался на общем собрании цеха. К таким правилам можно отнести количество станков в мастерской, количество учеников и подмастерьев, изготовление изделий по образцу, запрет на работу в праздничные дни и ночное время, размер заработной платы подмастерья, цена изделия. За соблюдением устава следили старшины , выбираемые самими членами цеха. Нарушителя наказывали штрафом или позором.
Зачем ремесленники добровольно соглашались на такие ограничения? Так они старались избежать возможности разорения и сохранить высокое качество изделий. Кроме того, цех помогал своим членам: из общих средств выделяли сумму для семьи умершего ремесленника, а также тем, кто обеднел или заболел. Старшины следили, чтобы на рынке продавали товар только участники цеха. Цехи входили в отряды городского войска, тушили пожары, устраивали общие праздники на свадьбу мастера или крещение его детей. Обычно члены цеха жили на одной улице — так легко можно было найти того или иного башмачника или гончара. У каждого цеха имелся свой герб и знамя.
Устав — правила организации, которые обязаны соблюдать её участники.

Упражнение 4
Попробуйте определить, какому цеху принадлежал этот герб.
Цехи способствовали развитию ремесла. Совершенствуя навыки, ремесленник специализировался на каком-то одном виде изделий, например, оружейник стал изготавливать только латы. Так возникали новые ремесленные специальности. Это вело к увеличению количества цехов.
Города росли, вместе с тем увеличивалось количество мастеров: они были готовы бороться за покупателя. Чтобы ослабить соперничество, цех стал мешать подмастерьям переходить в мастера. Цехи запрещали ремесленникам использовать новые орудия труда и расширять мастерские. Таким образом цехи начали сдерживать развитие ремесленного производства.
Упражнение 5
1. Какие ограничения на деятельность ремесленников вводили цехи?
2. Выгодно ли было мастерам объединяться в цехи?
3. Докажите, что цехи сдерживали развитие производства. Можно ли опровергнуть это утверждение?
Борьба городов с сеньорами
Вы уже знаете, что в средневековой Европе вся земля принадлежала тому или иному феодалу. Значит, каждый новый город оказывался на чьей-либо территории, то есть у городов были свои сеньоры. Сначала господа помогали горожанам — давали им свободу и привилегии. Поскольку города увеличивались, становились более богатыми, феодалы требовали с них всё большие оброки, налагали судебные штрафы. Случалось, что сеньор забирал у ремесленника все изделия, которые ему понравились.

Горожане не желали терпеть такое отношение и хотели освободиться от власти сеньора. Наиболее активно в Западной Европе борьба велась в XII–XIII вв. Одним городам удавалось добиться свободы, другим нет. Освободившиеся поселения называли коммунами («общее»). Здесь горожане выбирали орган самоуправления — городской совет, возглавляемый мэром. Городской совет обладал большой властью. Он судил горожан, собирал налоги, распоряжался казной, руководил ополчением, рынком, ремёслами, следил за порядком. В органы самоуправления попадали только наиболее богатые горожане. Здание городского совета — ратуша — находилось на центральной площади города, недалеко от церкви (рис. 7).
Мэр — глава городского совета в Англии.
Упражнение 6
1. Почему города вели борьбу с сеньорами?
2. Как менялось управление в городах-коммунах?
Подведём итоги
Изменения в сельском хозяйстве способствовали росту городов в средневековой Европе. Города стали центрами торговли и ремесла. Товар ремесленники производили для продажи, а не для потребления, как это делали крестьяне. Мастера объединялись в цехи, которые, с одной стороны, способствовали стабильности и совершенствованию ремесла, а с другой — мешали развитию производства. Стремясь освободиться о власти феодала, города создавали коммуны, где ведущую роль в управлении играли богатые горожане.