Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века

История Средних веков

25.04.2024
3263
0

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

 

План урока

  • Изменения в сельском хозяйстве
  • Увеличение городов в Европе
  • Ремесленники
    • В ремесленной мастерской
    • Цехи — объединения ремесленников
  • Борьба городов с сеньорами
  • Подведение итогов

Цели урока

  • знать понятия: сырьё, подмастерье, шедевр, цехи, устав, старшины, коммуна, ратуша
  • уметь описывать средневековый город, работу ремесленной мастерской, характеризовать значение цехов в жизни городов, результаты борьбы городов с сеньорами, объяснять влияние изменений в сельском хозяйстве на рост городов, процесс возникновения новых городов в Европе

Мы с вами уже говорили, что в начале Средневековья городов в Европе было мало и проживало в них немного людей. В XI в. жизнь средневекового общества начала постепенно меняться. Данные изменения значительно повлияли на города, их облик, численность населения, занятия жителей. Постараемся выяснить какие изменения и как повлияли на средневековый город в X–XI вв.

 

Изменения в сельском хозяйстве

Рис. 1. Водяная мельница

К XI в. увеличилось количество населения в Европе, что вело к освоению всё большего пространства континента. Крестьяне стали больше использовать железо для изготовления орудий труда и других необходимых в их жизни вещей. Необходимость в большей добыче железа способствовала возникновению шахт в Европе. Обработанный металлом плуг мог глубже пахать землю. Активнее для вспахивания поля стали применять лошадей, так как изобрели упряжь и подковы. 

Рис. 2. Ветряная мельница

Усовершенствования привели к увеличению урожаев: теперь от каждого посаженного зерна собирали 4–5. Значит, нужно было больше устройств для помола муки, поэтому увеличилось количество водяных мельниц, а позже появились и ветряные (рис. 1 и 2). Рост урожайности и более быстрая обработка зерновых позволяли прокормить больше скота, например овец, что способствовало изготовлению тканей из шерсти. Сначала крестьяне сами делали все необходимые предметы быта и орудия труда, но по мере их усовершенствования требовались новые знания и навыки. Стали появляться умельцы, у которых это получалось лучше других. Так в деревне выделились ремесленники, которые обменивали свои изделия на зерно или другие продукты, не участвуя в обработке земли.


Упражнение 1

 

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Как они влияли друг на друга? Составьте логическую цепочку.


Увеличение городов в Европе

 

Ремесленник, совершенствуя навыки, делал изделий больше, чем нуждались крестьяне его общины. Они стали уходить из деревень, желая получить свободу 

и продать изготовленные вещи. Конечно, умельцы отправлялись туда, где появлялось много людей: к мостам, переправам, морским гаваням, замкам графов и герцогов, резиденциям королей, перекрёсткам дорог, большим монастырям. Сюда же приезжали купцы, чтобы продать один товар и купить другой, приходили крестьяне из соседних деревень для продажи продуктов и сбора таким образом суммы денежного оброка. Так на данном месте возникало поселение, становившееся городом.

Рис. 3. Город Авила. Испания

Жители строили укрепления для защиты города от нападений: ров, вал, частокол, позже — каменную стену. 

В город войти можно было, как и в рыцарский замок, по подъёмному мосту и взять 

его — только штурмом, то есть он походил на крепость (по-немецки — бург). Слово «бург» можно встретить в названиях многих современных городов: Гамбург, Аугсбург, Магдебург, Бранденбург и др.

Рис. 4. В средневековом городе

Помимо новых, с IX в. началось возрождение старых городов в Италии. Всего к концу XIII в. в Европе существовало уже несколько тысяч городов. Города были центрами ремесла и торговли, здесь появились трактиры, гостиницы, бани и т. д. Однако городское население в то время ещё продолжало заниматься сельским хозяйством: за крепостными стенами они возделывали огороды, поля, пасли скот (рис. 3).

Рис. 5. На улицах средневекового города

Города средневековой Европы по численности значительно уступали современным. В большинстве городов проживало от 1 до 6 тыс. человек. Крупными считались города с 40–50 тыс. жителей, а такие как Константинополь, Париж, Лондон казались просто гигантскими, ведь они насчитывали 100–200 тыс. человек. 

 

Улицы в городах были узкими: порой сложно было разойтись двум людям. Номеров на домах не существовало. Строили их в два – три этажа, чаще всего из дерева. Канализации не было, поэтому все нечистоты выливали прямо на улицу, где скапливалась куча мусора и грязи. В большинстве городов мостовые не делали; неудивительно, что сохранились легенды, как в огромной луже утонул всадник с конём, ведь во время дождя грязь размывало и образовывались большие скользкие лужи (рис. 4 и 5).


Упражнение 2

 

1. Чем занимались жители городов? Можно ли такие занятия назвать натуральным хозяйством? Почему?

2. Почему в названии многих немецких городов звучит слово «бург»?

3. Сравните современные города со средневековыми европейскими.


Городские ремесленники. В ремесленной мастерской

Рис. 6. Мастер и подмастерье за изготовлением рыцарских лат

Ремесленник создавал изделия в небольшом помещении, расположенном в том же доме, где он жил со своей семьёй. В мастерской находились все необходимые инструменты и сырьё , сюда приходили заказчики, здесь же и продавали готовый товар. Изделия можно было продать и на рынке. 

 

В мастерской не было машин, всё делалось вручную с помощью простых орудий. Трудился мастер не один. Обычно у него ещё работали подмастерье и ученик. Чтобы стать мастером, надо было много учиться. Сначала мальчик поступал к мастеру 

в ученики и выполнял все подсобные работы. Жил он в семье мастера в течение 

2–8 лет. Подмастерье уже прошёл обучение и за свой труд получал от мастера заработную плату. Чтобы стать мастером ему надо было накопить денег на свою мастерскую и сдать экзамен — изготовить шедевр .

Как вы видите, стать ремесленником было непросто, поэтому они гордились своим мастерством и старались изготавливать только качественные изделия, иначе теряли клиента. Высоко ценились оружейники, строители, кожевенники, ювелиры. Обычно сын наследовал специальность и орудия труда отца. Тем не менее инструменты и приёмы работы в ремесле менялись, хоть и медленно, но быстрее, чем в сельском хозяйстве (рис. 6).


Сырьё — материал, из которого делали товар.

 

Мастер — владелец мастерской.

 

Шедевр — лучший образец изделия. 


Упражнение 3

 

1. Чем положение ремесленника отличалось от положения крестьянина?

2. Совпадает ли современное значение слова «шедевр» со средневековым?


Цехи — объединения ремесленников

 

Мастера одной специальности в городе объединялись в союзы — цехи . У каждого был свой устав . Он принимался на общем собрании цеха. К таким правилам можно отнести количество станков в мастерской, количество учеников и подмастерьев, изготовление изделий по образцу, запрет на работу в праздничные дни и ночное время, размер заработной платы подмастерья, цена изделия. За соблюдением устава следили старшины , выбираемые самими членами цеха. Нарушителя наказывали штрафом или позором.

 

Зачем ремесленники добровольно соглашались на такие ограничения? Так они старались избежать возможности разорения и сохранить высокое качество изделий. Кроме того, цех помогал своим членам: из общих средств выделяли сумму для семьи умершего ремесленника, а также тем, кто обеднел или заболел. Старшины следили, чтобы на рынке продавали товар только участники цеха. Цехи входили в отряды городского войска, тушили пожары, устраивали общие праздники на свадьбу мастера или крещение его детей. Обычно члены цеха жили на одной улице — так легко можно было найти того или иного башмачника или гончара. У каждого цеха имелся свой герб и знамя.


Устав — правила организации, которые обязаны соблюдать её участники.


Упражнение 4 

 

Попробуйте определить, какому цеху принадлежал этот герб.


Цехи способствовали развитию ремесла. Совершенствуя навыки, ремесленник специализировался на каком-то одном виде изделий, например, оружейник стал изготавливать только латы. Так возникали новые ремесленные специальности. Это вело к увеличению количества цехов.

 

Города росли, вместе с тем увеличивалось количество мастеров: они были готовы бороться за покупателя. Чтобы ослабить соперничество, цех стал мешать подмастерьям переходить в мастера. Цехи запрещали ремесленникам использовать новые орудия труда и расширять мастерские. Таким образом цехи начали сдерживать развитие ремесленного производства.


Упражнение 5

 

1. Какие ограничения на деятельность ремесленников вводили цехи?

2. Выгодно ли было мастерам объединяться в цехи?

3. Докажите, что цехи сдерживали развитие производства. Можно ли опровергнуть это утверждение?


Борьба городов с сеньорами

 

Вы уже знаете, что в средневековой Европе вся земля принадлежала тому или иному феодалу. Значит, каждый новый город оказывался на чьей-либо территории, то есть у городов были свои сеньоры. Сначала господа помогали горожанам — давали им свободу и привилегии. Поскольку города увеличивались, становились более богатыми, феодалы требовали с них всё большие оброки, налагали судебные штрафы. Случалось, что сеньор забирал у ремесленника все изделия, которые ему понравились.

Рис. 7. Ратуша и рыночная площадь города Бреслау. Художник Бреслау Линда, XIX в.

Горожане не желали терпеть такое отношение и хотели освободиться от власти сеньора. Наиболее активно в Западной Европе борьба велась в XII–XIII вв. Одним городам удавалось добиться свободы, другим нет. Освободившиеся поселения называли коммунами («общее»). Здесь горожане выбирали орган самоуправления — городской совет, возглавляемый мэром. Городской совет обладал большой властью. Он судил горожан, собирал налоги, распоряжался казной, руководил ополчением, рынком, ремёслами, следил за порядком. В органы самоуправления попадали только наиболее богатые горожане. Здание городского совета — ратуша — находилось на центральной площади города, недалеко от церкви (рис. 7).


Мэр — глава городского совета в Англии.


Упражнение 6

 

1. Почему города вели борьбу с сеньорами?

2. Как менялось управление в городах-коммунах?


Подведём итоги

 

Изменения в сельском хозяйстве способствовали росту городов в средневековой Европе. Города стали центрами торговли и ремесла. Товар ремесленники производили для продажи, а не для потребления, как это делали крестьяне. Мастера объединялись в цехи, которые, с одной стороны, способствовали стабильности и совершенствованию ремесла, а с другой — мешали развитию производства. Стремясь освободиться о власти феодала, города создавали коммуны, где ведущую роль в управлении играли богатые горожане.


Предыдущий урок
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы
История Средних веков
Следующий урок
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств
История Средних веков
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Выделение. Обмен веществ

    Биология

  • Орфоэпия. Произношение имен существительных

    Русский язык

  • Правописание буквы Ь на конце наречий

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке