Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века

История Средних веков

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

 

План урока

  • Изменения в сельском хозяйстве
  • Увеличение городов в Европе
  • Ремесленники
    • В ремесленной мастерской
    • Цехи — объединения ремесленников
  • Борьба городов с сеньорами
  • Подведение итогов

Цели урока

  • знать понятия: сырьё, подмастерье, шедевр, цехи, устав, старшины, коммуна, ратуша
  • уметь описывать средневековый город, работу ремесленной мастерской, характеризовать значение цехов в жизни городов, результаты борьбы городов с сеньорами, объяснять влияние изменений в сельском хозяйстве на рост городов, процесс возникновения новых городов в Европе

Мы с вами уже говорили, что в начале Средневековья городов в Европе было мало и проживало в них немного людей. В XI в. жизнь средневекового общества начала постепенно меняться. Данные изменения значительно повлияли на города, их облик, численность населения, занятия жителей. Постараемся выяснить какие изменения и как повлияли на средневековый город в X–XI вв.

 

Изменения в сельском хозяйстве

Рис. 1. Водяная мельница Рис. 1. Водяная мельница

К XI в. увеличилось количество населения в Европе, что вело к освоению всё большего пространства континента. Крестьяне стали больше использовать железо для изготовления орудий труда и других необходимых в их жизни вещей. Необходимость в большей добыче железа способствовала возникновению шахт в Европе. Обработанный металлом плуг мог глубже пахать землю. Активнее для вспахивания поля стали применять лошадей, так как изобрели упряжь и подковы. 

Рис. 2. Ветряная мельница Рис. 2. Ветряная мельница

Усовершенствования привели к увеличению урожаев: теперь от каждого посаженного зерна собирали 4–5. Значит, нужно было больше устройств для помола муки, поэтому увеличилось количество водяных мельниц, а позже появились и ветряные (рис. 1 и 2). Рост урожайности и более быстрая обработка зерновых позволяли прокормить больше скота, например овец, что способствовало изготовлению тканей из шерсти. Сначала крестьяне сами делали все необходимые предметы быта и орудия труда, но по мере их усовершенствования требовались новые знания и навыки. Стали появляться умельцы, у которых это получалось лучше других. Так в деревне выделились ремесленники, которые обменивали свои изделия на зерно или другие продукты, не участвуя в обработке земли.


Упражнение 1

 

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Как они влияли друг на друга? Составьте логическую цепочку.


Увеличение городов в Европе

 

Ремесленник, совершенствуя навыки, делал изделий больше, чем нуждались крестьяне его общины. Они стали уходить из деревень, желая получить свободу 

и продать изготовленные вещи. Конечно, умельцы отправлялись туда, где появлялось много людей: к мостам, переправам, морским гаваням, замкам графов и герцогов, резиденциям королей, перекрёсткам дорог, большим монастырям. Сюда же приезжали купцы, чтобы продать один товар и купить другой, приходили крестьяне из соседних деревень для продажи продуктов и сбора таким образом суммы денежного оброка. Так на данном месте возникало поселение, становившееся городом.

Рис. 3. Город Авила. Испания Рис. 3. Город Авила. Испания

Жители строили укрепления для защиты города от нападений: ров, вал, частокол, позже — каменную стену. 

В город войти можно было, как и в рыцарский замок, по подъёмному мосту и взять 

его — только штурмом, то есть он походил на крепость (по-немецки — бург). Слово «бург» можно встретить в названиях многих современных городов: Гамбург, Аугсбург, Магдебург, Бранденбург и др.

Рис. 4. В средневековом городе Рис. 4. В средневековом городе

Помимо новых, с IX в. началось возрождение старых городов в Италии. Всего к концу XIII в. в Европе существовало уже несколько тысяч городов. Города были центрами ремесла и торговли, здесь появились трактиры, гостиницы, бани и т. д. Однако городское население в то время ещё продолжало заниматься сельским хозяйством: за крепостными стенами они возделывали огороды, поля, пасли скот (рис. 3).

Рис. 5. На улицах средневекового города Рис. 5. На улицах средневекового города

Города средневековой Европы по численности значительно уступали современным. В большинстве городов проживало от 1 до 6 тыс. человек. Крупными считались города с 40–50 тыс. жителей, а такие как Константинополь, Париж, Лондон казались просто гигантскими, ведь они насчитывали 100–200 тыс. человек. 

 

Улицы в городах были узкими: порой сложно было разойтись двум людям. Номеров на домах не существовало. Строили их в два – три этажа, чаще всего из дерева. Канализации не было, поэтому все нечистоты выливали прямо на улицу, где скапливалась куча мусора и грязи. В большинстве городов мостовые не делали; неудивительно, что сохранились легенды, как в огромной луже утонул всадник с конём, ведь во время дождя грязь размывало и образовывались большие скользкие лужи (рис. 4 и 5).


Упражнение 2

 

1. Чем занимались жители городов? Можно ли такие занятия назвать натуральным хозяйством? Почему?

2. Почему в названии многих немецких городов звучит слово «бург»?

3. Сравните современные города со средневековыми европейскими.


Городские ремесленники. В ремесленной мастерской

Рис. 6. Мастер и подмастерье за изготовлением рыцарских лат Рис. 6. Мастер и подмастерье за изготовлением рыцарских лат

Ремесленник создавал изделия в небольшом помещении, расположенном в том же доме, где он жил со своей семьёй. В мастерской находились все необходимые инструменты и сырьё , сюда приходили заказчики, здесь же и продавали готовый товар. Изделия можно было продать и на рынке. 

 

В мастерской не было машин, всё делалось вручную с помощью простых орудий. Трудился мастер не один. Обычно у него ещё работали подмастерье и ученик. Чтобы стать мастером, надо было много учиться. Сначала мальчик поступал к мастеру 

в ученики и выполнял все подсобные работы. Жил он в семье мастера в течение 

2–8 лет. Подмастерье уже прошёл обучение и за свой труд получал от мастера заработную плату. Чтобы стать мастером ему надо было накопить денег на свою мастерскую и сдать экзамен — изготовить шедевр .

Как вы видите, стать ремесленником было непросто, поэтому они гордились своим мастерством и старались изготавливать только качественные изделия, иначе теряли клиента. Высоко ценились оружейники, строители, кожевенники, ювелиры. Обычно сын наследовал специальность и орудия труда отца. Тем не менее инструменты и приёмы работы в ремесле менялись, хоть и медленно, но быстрее, чем в сельском хозяйстве (рис. 6).


Сырьё — материал, из которого делали товар.

 

Мастер — владелец мастерской.

 

Шедевр — лучший образец изделия. 


Упражнение 3

 

1. Чем положение ремесленника отличалось от положения крестьянина?

2. Совпадает ли современное значение слова «шедевр» со средневековым?


Цехи — объединения ремесленников

 

Мастера одной специальности в городе объединялись в союзы — цехи . У каждого был свой устав . Он принимался на общем собрании цеха. К таким правилам можно отнести количество станков в мастерской, количество учеников и подмастерьев, изготовление изделий по образцу, запрет на работу в праздничные дни и ночное время, размер заработной платы подмастерья, цена изделия. За соблюдением устава следили старшины , выбираемые самими членами цеха. Нарушителя наказывали штрафом или позором.

 

Зачем ремесленники добровольно соглашались на такие ограничения? Так они старались избежать возможности разорения и сохранить высокое качество изделий. Кроме того, цех помогал своим членам: из общих средств выделяли сумму для семьи умершего ремесленника, а также тем, кто обеднел или заболел. Старшины следили, чтобы на рынке продавали товар только участники цеха. Цехи входили в отряды городского войска, тушили пожары, устраивали общие праздники на свадьбу мастера или крещение его детей. Обычно члены цеха жили на одной улице — так легко можно было найти того или иного башмачника или гончара. У каждого цеха имелся свой герб и знамя.


Устав — правила организации, которые обязаны соблюдать её участники.


Упражнение 4 

 

Попробуйте определить, какому цеху принадлежал этот герб.


Цехи способствовали развитию ремесла. Совершенствуя навыки, ремесленник специализировался на каком-то одном виде изделий, например, оружейник стал изготавливать только латы. Так возникали новые ремесленные специальности. Это вело к увеличению количества цехов.

 

Города росли, вместе с тем увеличивалось количество мастеров: они были готовы бороться за покупателя. Чтобы ослабить соперничество, цех стал мешать подмастерьям переходить в мастера. Цехи запрещали ремесленникам использовать новые орудия труда и расширять мастерские. Таким образом цехи начали сдерживать развитие ремесленного производства.


Упражнение 5

 

1. Какие ограничения на деятельность ремесленников вводили цехи?

2. Выгодно ли было мастерам объединяться в цехи?

3. Докажите, что цехи сдерживали развитие производства. Можно ли опровергнуть это утверждение?


Борьба городов с сеньорами

 

Вы уже знаете, что в средневековой Европе вся земля принадлежала тому или иному феодалу. Значит, каждый новый город оказывался на чьей-либо территории, то есть у городов были свои сеньоры. Сначала господа помогали горожанам — давали им свободу и привилегии. Поскольку города увеличивались, становились более богатыми, феодалы требовали с них всё большие оброки, налагали судебные штрафы. Случалось, что сеньор забирал у ремесленника все изделия, которые ему понравились.

Рис. 7. Ратуша и рыночная площадь города Бреслау. Художник Бреслау Линда, XIX в. Рис. 7. Ратуша и рыночная площадь города Бреслау. Художник Бреслау Линда, XIX в.

Горожане не желали терпеть такое отношение и хотели освободиться от власти сеньора. Наиболее активно в Западной Европе борьба велась в XII–XIII вв. Одним городам удавалось добиться свободы, другим нет. Освободившиеся поселения называли коммунами («общее»). Здесь горожане выбирали орган самоуправления — городской совет, возглавляемый мэром. Городской совет обладал большой властью. Он судил горожан, собирал налоги, распоряжался казной, руководил ополчением, рынком, ремёслами, следил за порядком. В органы самоуправления попадали только наиболее богатые горожане. Здание городского совета — ратуша — находилось на центральной площади города, недалеко от церкви (рис. 7).


Мэр — глава городского совета в Англии.


Упражнение 6

 

1. Почему города вели борьбу с сеньорами?

2. Как менялось управление в городах-коммунах?


Подведём итоги

 

Изменения в сельском хозяйстве способствовали росту городов в средневековой Европе. Города стали центрами торговли и ремесла. Товар ремесленники производили для продажи, а не для потребления, как это делали крестьяне. Мастера объединялись в цехи, которые, с одной стороны, способствовали стабильности и совершенствованию ремесла, а с другой — мешали развитию производства. Стремясь освободиться о власти феодала, города создавали коммуны, где ведущую роль в управлении играли богатые горожане.


Предыдущий урок
Создание Монгольской империи. Походы Батыя
История Древней Руси
Следующий урок
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата
История Средних веков
  • Слова категории состояния

    Русский язык

  • Влияние океана и рельефа суши на климат

    География

  • Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке