Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Христианская церковь в ранее средневековье. Возникновение и распад империи Карла Великого

История Средних веков

Христианская церковь в раннее Средневековье

 

План урока

  • Хлодвиг и христианская церковь
  • Монастыри:
    • Обитатели монастырей
    • Устройство монастыря
    • Занятия монахов
  • Контрольные вопросы

Цели урока

  • Знать события и их даты: принятие христианства франками (конец V в.)
  • Знать понятия и личности: христиане, язычники, церковь, папа римский, епископ, аббат, монах, монастырь, обет, духовенство, прихожане, миряне, келья, пергамен; Хлодвиг
  • Уметь характеризовать организацию христианской церкви, жизнь монахов, устройство монастыря; объяснять причины союза королевской власти 
    и христианской церкви; сравнивать положение чёрного и белого духовенства


Упражнение 1

 

Рассмотрите иллюстрации и подписи к ним. Вам известно, какому Богу поклоняются посетители данных храмов? (см. рис. 1)

Рис. 1. Собор Парижской Богоматери. Южный фасад. Париж (Франция) и Собор Святого Петра в Риме (Ватикан) Рис. 1. Собор Парижской Богоматери. Южный фасад. Париж (Франция) и Собор Святого Петра в Риме (Ватикан)


Да, они верят в Иисуса Христа. В большинстве современных европейских стран, 

в том числе и тех, которые в Средневековье были созданы германцами, преобладают христиане , то есть люди, почитающие Христа. Однако давайте вспомним верования древних германцев. Они были язычниками — поклонялись богам и духам, олицетворяющим силы природы, например Тору 
(богу грома и молнии), Водану (богу неба, войны, культуры).

 

Тем не менее германцы и другие жители Европы стали христианами. Как же 
и когда это случилось? Какие изменения произошли в жизни германцев 

с принятием христианства? Рассмотрим эти вопросы на примере франков.

 

Хлодвиг и христианская церковь

 

Слово «церковь» имеет несколько значений. Нам нужны два из них. 

1. Церковь — это место, где верующие совершают свои обряды, собираются вместе. Синоним слову «храм».

2. Церковь — это организация, объединяющая верующих одной религии, имеющая своих руководителей.

Рис. 2. Папа Римский Геласий I Рис. 2. Папа Римский Геласий I

Вы, вероятно, уже обратили внимание, что Пипин Короткий для разрешения спора между майордомами и Меровингами обратился за помощью к Папе Римскому — главе христианской церкви (рис. 2). Значит, в середине VIII века для франков слово папы имело большое значение. Когда же франки перестали быть язычниками и стали христианами

 

Случилось это при Хлодвиге (конец V в.). Сначала христианство принял король и его дружина, а потом и все франки. Зачем Хлодвигу это понадобилось? Хлодвиг, видимо, понимал, что вера в единого Бога объединяет людей, церковь укрепляет авторитет правителя, влияет на верующих. Хлодвиг выделил ей земли, дарил ценные вещи, а руководители христианской церкви помогали ему создавать указы, убеждали население в том, что действия короля угодны Богу. 

Рис. 3. Организация католической церкви Рис. 3. Организация католической церкви

В храмах стали вести богослужения, посвящённые Христу. Везде это происходило не на германском языке, а на латинском; распространилась и латинская письменность. Как вы уже знаете, христианство со временем было принято и другими государствами Западной Европы. Главой всей христианской церкви являлся Папа Римский. Для управления церковью в отдельном государстве он назначал епископов (рассмотрите схему на рис. 3 и скажите, кто подчинялся епископам). Аббаты руководили монастырями, священники вели богослужения и наставляли верующих. Верующие одного населённого пункта обычно посещали один храм, их стали называть прихожане, а все вместе они составляли церковный приход (рис. 3).

С принятием христианства всё население разделилось на две большие группы: духовенство (группа людей, посвятивших свою жизнь служению Богу) и мирян (группа людей, которые продолжали жить обычными делами 
и заботами). К духовенству относятся: папа римский, епископы, аббаты, простые монахи, священники, а к мирянам — все остальные верующие. Духовенство делят на белое (священники) и чёрное (монахи).


Упражнение 2

 

1. Когда франки приняли христианство?

2. Зачем Хлодвиг принял новую веру?

3. Заполни пропуски в схеме (схема 1).

Схема 1. Население Западной Европы Схема 1. Население Западной Европы


Монастыри. Обитатели монастырей

Рис. 4. Монах. Современная фотография Рис. 4. Монах. Современная фотография

Среди христиан были те, кто хотел всю свою жизнь посвятить служению Богу. 

Они уходили из деревень или городов и поселялись в одиночестве в лесу, на островке реки или моря. Здесь они строили себе небольшое жилище, могли использовать пещеру. Таких людей называют монахами (одинокими). Со временем монахи объединялись в общины (рис. 4). Такое объединение называют монастырём . В монастыре селились представители только одного пола, поэтому были созданы мужские и женские. В Королевстве франков было образовано около 250 монастырей (рис. 5).

Рис. 5. Аббатство Сенанк. XII век. Франция. Современная фотография Рис. 5. Аббатство Сенанк. XII век. Франция. Современная фотография

Уходя от мирской жизни, монахи отказывались от имущества, давали обет (обещание) жить в бедности, не увлекаться пищей и вином, никогда не создавать семью, соблюдать молитвы, трудиться. Руководителем монастыря являлся аббат, его слово не оспаривалось.


Упражнение 3

 

Кто и зачем становился монахом?


Устройство монастыря

 

Рис. 6. Аббатство Сенанк. XII век. Франция. Современная фотография Рис. 6. Аббатство Сенанк. XII век. Франция. Современная фотография

Вокруг монастыря строили высокие стены, отделяющие монахов от мирской суеты. 

В центре располагалась церковь и трапезная (столовая), недалеко от них находились кельи (комнаты монахов, в которых они жили по одному). Внутри монастыря также имелся амбар, конюшня, птичник, мастерские, огород, сад. В них трудились сами монахи, но со временем появилась и прислуга из числа людей, живущих на землях монастыря (за стенами). 

При монастырях строили приюты для странников и оставшихся без дома, больницы, школы, библиотеки. Рядом с монастырём, а порой и на его территории, размещали кладбище (рис. 6).

Постепенно монастыри становились богатыми землевладельцами, поскольку верующие завещали им свои земли. Они это делали, так как надеялись, что монахи своими молитвами избавят людей от войн, болезней, неурожаев, спасут душу умершего. Со временем во владениях монастырей были целые деревни, население которых обеспечивало монахов.


Упражнение 4

 

Что вы могли бы увидеть на территории монастыря, если бы оказались там?


Занятия монахов

 

Основным занятием монахов были, конечно, ежедневные молитвы. Тем не менее 

у них имелось и множество других дел. Необходимо было поддерживать хозяйство: разводить птиц, выращивать овощи или лекарственные травы. Кому-то надо заботиться об обездоленных, накормить и обогреть их. Кроме того, монахи знали грамоту, умели не только читать, но и писать на латинском языке.

Рис. 7. В средневековом скриптории Рис. 7. В средневековом скриптории

Поэтому в монастырях создавали скриптории (мастерские по переписке рукописей) и библиотеки (хранилище книг). Печатать книги научились только в XV в., поэтому в Средние века монахи переписывали их, чаще всего религиозные тексты. Порой они воспроизводили рукописи римских писателей, философов, если они не противоречили христианскому учению (рис. 7).

 

В Средневековье книгу изготавливали из пергамена (обработанная кожа молодых телят, козлят или ягнят). Листы пергамена одинаковых размеров складывали и переплетали. Писали птичьими перьями с двух сторон. Обычно над одной книгой трудились несколько человек: один переписывал текст, другой украшал заглавные буквы, третий рисовал миниатюры, орнамент.

Рис. 8. Средневековая книга Рис. 8. Средневековая книга

Книги стоили очень дорого, поскольку на них уходило много кожи, времени и драгоценностей. Переплёт часто украшали драгоценными металлами и камнями. Знатные люди дарили друг другу книги в самых торжественных случаях, например при рождении наследника. 

Порой книги прикрепляли цепями к стенам храма, чтобы их не украли (рис. 8).

 

При монастырях, а потом при храмах, создавали школы. Обучение велось на латинском языке (на нём когда-то говорили римляне, 

а в Средние века — образованные люди по всей Европе). Сначала ученик должен был научиться читать и писать на латыни (грамматика), красиво говорить (риторика) и логично рассуждать (диалектика). Только освоив первую ступень он приступал к изучению арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Справившиеся с «семью свободными искусствами» (посчитайте содержание наук первой и второй ступеней), могли приступить к изучению богословия.


Упражнение 5

 

1. Расскажите о занятиях средневековых монахов.

2. Чему учили в средневековой школе?


Контрольные вопросы

 

1. Почему короли и христианская церковь помогали друг другу?

2. Какую роль играло чёрное духовенство в жизни средневекового общества?

3. Что нового появилось в жизни франков с принятием христианства?


Предыдущий урок
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке
История Средних веков
Следующий урок
Польша и Чехия в XIV-XV вв. Завоевание турками-османами Балканского полуострова
История Средних веков
  • Употребление числительных в речи. Произношение числительных. Морфологический разбор имени числительного

    Русский язык

  • Многообразие побегов

    Биология

  • А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке