Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 7 класс
  • Литература
  • Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Система персонажей. Характеристика литературного героя. Остап и Андрий: противопоставление. Образ Тараса Бульбы

Конспект урока: Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Система персонажей. Характеристика литературного героя. Остап и Андрий: противопоставление. Образ Тараса Бульбы

Русская литература XIX века

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Система персонажей. Характеристика литературного героя.

План урока

  • Литературный тип и литературный характер
  • Система персонажей повести
  • Остап и Андрий: сравнительная характеристика
  • Образ Тараса Бульбы
  • Проблематика повести

Цели урока

  • Знать, что такое тип героя и характер, систему персонажей повести «Тарас Бульба»
  • Уметь давать портретную характеристику персонажам, проводить сопоставление персонажей

Разминка

  • Подумайте, чем отличается тип героя и характер?
  • Каких героев повести «Тарас Бульба» можно назвать главными, а каких – второстепенными?

 

В литературном произведении герои занимают важное место. Их поведение, действия, портреты могут вызывать у читателя симпатии или антипатии.


Литературный герой – образ человека в художественном тексте. Его также называют действующим лицом и персонажем.


Литературный тип отражает колорит эпохи, дух времени, охарактеризовать поколение, продемонстрировать социальные противоречия. Например, тип «лишнего человека», тип «маленького человека» и т.д.

 

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Для создания характера в литературном произведении существует целая система элементов. Писатель подробно изображает портрет героя, манеру речи, показывает душевные качества, характеризует поступки и взаимоотношения с другими людьми.

 

Система персонажей повести

 

В повести Н.В. Гоголя персонажей можно разделить на главных и второстепенных. К главным относятся Тарас Бульба и его сыновья. К второстепенным – Панночка и её служанка, жена Тараса Бульбы, казаки Запорожской Сечи.

 

Остап и Андрий: противопоставление

Рис. 1. А. Герасимов. «Тарас Бульба». Глава 1. «Прощайте и детство, и игры, и все, и все!». 1952. Рис. 1. А. Герасимов. «Тарас Бульба». Глава 1. «Прощайте и детство, и игры, и все, и все!». 1952.

Повесть начинается с приезда сыновей Тараса в отчий дом. Тарас сразу затевает драку со старшим сыном Остапом. Младший Андрий не поддается на провокацию. Образ братьев: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». 

 

Сыновья Тараса Бульбы, выпускники Киевской бурсы, также одарены недюжинной силой и отвагой, как и их отец. Но судьбы потомков богатыря Тараса Бульбы расходятся: Остап унаследовал несгибаемую волю отца, чей эпический характер формируется одним чувством — любовью к родине и ненавистью к врагу. В сердце славного витязя Андрия проникает чувство, превосходящее верность своему народу, — любовь.

 

Литературовед Л.М. Крупчанов пишет: «Старший сын Тараса Остап по характеру во многом напоминает отца. Еще совсем молодой, только что закончивший учебу, он быстро завоевывает уважение товарищей и начинает выделяться среди них своей храбростью и находчивостью. Тарас любит его, гордится им, видя в нем родную душу не только по крови, но и по общности цели. Другая натура у Андрия. Он себялюбив, тщеславен, храбрость его в бою носит показной характер. Различие в характерах братьев, намеченное в самом начале повести, затем все более углубляется и приводит в конце концов одного из них к славному, а другого – к позорному концу».

 

Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению Малороссии от польских захватчиков. 

 

Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он лишен духовной глубины, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. 

Рис. 2. М. Деригус. «Тарас Бульба». Глава 11. Казнь Остапа. 1952. Рис. 2. М. Деригус. «Тарас Бульба». Глава 11. Казнь Остапа. 1952.

«Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый».

 

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях …, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки;… Он был прямодушен с равными».

 

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

 

 Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

 

Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва»), то Андрий –воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. Он полная противоположность своего старшего брата.

 

В сражении Андрия привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: влетят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске. В этом сущность его пылкого и необузданного характера.

 

«Он кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восьмнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную; пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука».

 

Под воздействием своих чувств Андрий был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам, он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия. 

Рис. 3. А. Герасимов. «Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!». 1952. Рис. 3. А. Герасимов. «Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!». 1952.

Предательство Андрия описана Н.В. Гоголем достойно: Панночка не переманивает казака на свою сторону, она искренне его любит. Испытывая голод, она прежде всего думает не о себе, а о своих родителях. Андрий смел и прям, автор любуется его мужественным видом, манерой, одеждой. Он принимает смерть стойко, не унижаясь. Его слова, обращённые к полячке, пронизаны правотой: «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты». Его поступок нельзя оценить как заурядное предательство, поэтому Андрий равен Тарасу и Остапу.


  1. Кому из сыновей Тараса Бульбы симпатизирует автор? Почему?
  2. Сравните образы Андрия и Остапа по следующим признакам: отношения с родителями, отношение к учёбе, характер, юношеские мечты, поведение в бою, отношение к товариществу, гибель. Результаты можете оформить в виде таблицы. Можно ли сказать, что братья противопоставлены друг другу?


Образ Тараса Бульбы

Рис. 4. Е. Кибрик. Тарас. 1945. Рис. 4. Е. Кибрик. Тарас. 1945.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ — он наделен конкретными историческими чертами. Н.В. Гоголь правдиво рисует образ казака той жестокой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жизни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне. 

 

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда истоки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

 

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия … была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников…»

 

«Весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь казаков … Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

 

Образ Тараса Бульбы отличается непоколебимой духовной и физической мощью: «У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». Единство натуры и характера Тараса Бульбы определяет вера.

 

В образе Тараса Бульбы соединяются черты народного героя, предводителя народных масс, мужественного, волевого, умного, и черты простого казака. Вот что Л.М. Крупчанов пишет о Тарасе Бульбе: «Широкая, свободолюбивая, сильная натура Тараса является олицетворением этого независимого, бесшабашного, гордого духа народа. Но мирная, разгульная жизнь, веселье, пиры лишь эпизоды в жизни Тараса, прошедшей в боях и походах. Вот полковник Тарас Бульба, человек беззаветной храбрости и мужества, цель жизни которого ясна и благородна: укрепляя узы товарищества, отстоять русскую землю. Он говорит: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Рис. 5. А. Герасимов. «Тарас Бульба». Глава 12. «Прощайте, товарищи!». 1952. Рис. 5. А. Герасимов. «Тарас Бульба». Глава 12. «Прощайте, товарищи!». 1952.

До самого финала Тарас остается самим собою: и тогда, когда собственной рукою убивает сына Андрия, предавшего родину из-за любви к красавице полячке, и когда присутствует на казни старшего сына Остапа, и когда, распятый и сжигаемый на костре, помогает спастись своим товарищам».

 

«Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»


  1. Какими качествами в Тарасе Бульбе восхищается автор?
  2. Почему нельзя сказать, что Тарас Бульба не условно-богатырский образ?


Проблематика повести

 

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь поднимает множество проблем.

 

  • Проблема патриотизма. Запорожцы – пример настоящих патриотов, готовых отдать жизнь за свободу и независимость Родины. Тарас чтил традиции предков, считая себя законным защитником православия. Не любил, когда товарищи перенимали польские обычаи, называя таких казаков «холопьями» польских панов.
  • Проблема нравственного выбора. Андрий в выборе между Отчизной и семьей, с одной стороны, и любовью - с другой, выбирает второе, тем самым предав отца, братьев и Родину. Тарас Бульба также оказался перед сложным нравственным выбором, когда его сын Андрий перешел на сторону поляков.
  • Проблема товарищества. «Нет уз святее товарищества!» - все герои Сечи считают святыней её неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу, предать свою Родину. Каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей.
  • Проблема взаимоотношений отцов и детей. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия.
  • Проблема предательства. Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.
  • Проблема влияния исторических условий на личность человека. Автор в своем произведении подробно описывает эпоху (хотя в повести есть и исторические несоответствия), потому что она и является причиной формирования тяжёлого характера Тараса и казаков.

 

«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимистична: писатель считает, что сила и мощь русского народа вечны, непобедимы.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие черты характера Остапа и Андрия подчеркивает автор?
  2. Почему Бульба всегда мысленно противопоставлял Остапа и Андрия?
  3. Какой смысл имеет в повести смерть Тараса Бульбы? Как вы понимаете слова: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» (вступление). Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»
Русская литература XIX века
  • Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

    История

  • Стили и типы речи

    Русский язык

  • Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке