- Слово об А.К. Толстом
- Исторические баллады в творчестве А.К. Толстого
- Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»
- Знать биографию А.К. Толстого, особенности его творчества
- Уметь сравнивать исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин», анализировать лиро-эпические произведения
- К какому роду литературы принадлежит баллада?
- Какие баллады и каких авторов вы можете вспомнить? Какие темы они затрагивали?
Слово об А.К. Толстом

Алексей Константинович Толстой (1817–1875)
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге. Отец происходил из старинного и известного рода Толстых (Л.Н. Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук К.Г. Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись и мать увезла сына в Малороссию к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство А.К. Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
А.К. Толстой вспоминал: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
А.А. Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его И.-В. Гёте. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
Дядя всегда был советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях. Еще ребенком благодаря дяде А.К. Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет А.К. Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера, в отставку он вышел действительным статским советником.
Свои первые произведения «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» написал на французском языке. Первую книгу под названием «Упырь» опубликовал в 1841 году. Подражая дяде, писатель публиковался под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
После отставки сосредоточился на литературе и написал исторический роман «Князь Серебряный», трилогию «Смерть Иоанна Грозного», стихотворную новеллу «Средь шумного бала…».
А.К. Толстой знал несколько европейских языков, но больше всего любил немецкий.
Вместе с братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковым А.К. Толстой создал литературную маску Козьма Прутков.
Скончался Алексей Константинович Толстой 28 сентября (10 октября) 1875 года в Черниговской губернии.
Исторические баллады в творчестве Толстого

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы первой половины ХІХ века (И.В. Гёте, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета и интересом автора к истории. В своих исторических балладах А.К. Толстой часто обращался к эпохе Ивана Грозного.
В балладах, подчиняясь художественным задачам, А.К. Толстой нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин» он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Так же как Лермонтов, А.К. Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию.
- Кто помог А.К. Толстому в становлении писателем?
- Почему А.К. Толстой обращается в своих произведениях к историческим событиям?
Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»
Самой значительной из исторических баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе – эпохе Ивана Грозного.
В 1840-е годы автор, несколько лет посвятивший службе в архиве и разбору документов древности, обращается к жанру исторической баллады. Наиболее удачным из ранних творческих опытов принято считать произведение «Василий Шибанов».
Эпоха Грозного поразила А.К. Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, – отмечал писатель, – книга не раз у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования».

Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов и князь Михайло Репнин. Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: бегство А.М. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова. Алексей Константинович Толстой был поражен мужеством «раба» Шибанова и представил его в балладе как выразителя народной правды.
Сюжетно в балладе «Василий Шибанов» выделяются две части:
- первая посвящена предательству воеводы Курбского, перешедшего на сторону княжества Литовского. Момент передачи письма, адресованного Грозному, завершает этот фрагмент;
- место действия второго эпизода – Москва. В него включены сцены передачи письма и мучительной смерти гонца, отважившегося доставить дерзкое послание.
Центральной фигурой, объединяющей обе части текста, становится образ Василия Шибанова, слуги и преданного сторонника Курбского. Поэт создает портрет героя, сложенный из его поступков:
…Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдаёт воеводе коня…;
… А я передам и за муки
Письмо твоё в царские руки…
Положительный герой баллады Василий Шибанов называется у Курбского рабом. Но Иван Грозный, видя стойкость гонца Шибанова, называет его по-другому:
…Гонец, ты не раб, но товарищ и друг…
Грозный по достоинству оценил верность и смелость Шибанова. Идеальному образу смелого и верного слуги противопоставлены два отрицательных персонажа: Курбский и Иван Грозный. «Опальный воевода» Курбский – неблагодарный и малодушный вельможа – беззастенчиво пользуется благородством характера своего подчиненного. Предателем движут «желчь и злоба», и только мысль о мести обидчику-царю вызывает у него злорадную улыбку.
Иван Грозный еще более страшен и жесток.
В это же время создавалась и баллада «Князь Михайло Репнин», в которой также отражен облик мужественного, честного героя. Если Шибанов – «раб», то Репнин – аристократ, но оба они противостоят деспотизму царя и опричнине.

Князь Михаил Петрович Репнин – военный и государственный деятель, стольник, боярин и воевода при Иване Грозном. По словам князя Курбского, царь Иоанн IV Грозный однажды призвал Репнина к себе на маскированный вечер (маскарад). Репнин сказал, что «христианскому царю сие непристойно». Тогда Иван IV, надев на него маску, сказал: «Веселись, играй с нами». Но князь Михаил Репнин сорвал и растоптал маску и отказался «безумствовать и бесчинствовать». Царь велел убить его в церкви. Репнина умертвили в церкви, возле алтаря, во время чтения Евангелия, в субботу, за всенощной.
В этой балладе царь Иван Грозный показан деспотом, который не терпит возражений, а князь Михайло Репнин – истинным рыцарем, человеком, верным своим принципам. Главная мысль произведения заключается в том, что сильный духом человек всегда следует своим принципам и во всех обстоятельствах отстаивает собственное мнение.
В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!
В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 году автор напишет исторический роман об этой эпохе – «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия: трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений – власть.
У самого А.К. Толстого с властью были особые отношения. Дружба с будущим императором не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подал в отставку и с 1861 году получил долгожданную свободу. В этот период он ощутил творческий подъем:
Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!
Таблица 1. Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
«Василий Шибанов»
|
«Князь Михайло Репнин»
|
Историческая основа сюжета
|
|
Отрывок из «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина
|
Рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного»
|
Конфликт, положенный в основу сюжета
|
|
Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и казне
|
На пиру у Ивана Грозного Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина
|
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. В балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
- В чем смысл названия баллады «Василий Шибанов»?
- В чем сходство и различие Шибанова и Калашникова?
- Почему князя Репнина можно назвать древнерусским рыцарем?
Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причин, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, множество. В юные годы А.К. Толстой работал в архивах Москвы и познакомился документами исторического прошлого России.
А.К. Толстой писал: «...Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего».
Контрольные вопросы
- Что такое историческая баллада?
- Какие исторические персонажи изображены в балладах А.К. Толстого?
- Какими показаны у А.К. Толстого реальные исторические персонажи?
- Как вы думаете, как А.К. Толстой относился к личности Ивана Грозного?