Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». Стихотворения в прозе

Русская литература XIX века

И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». Стихотворения в прозе

План урока

  • Слово об И.С. Тургеневе
  • Цикл «Записки охотника» и портреты народной жизни
  • Рассказ «Бирюк»
  • Система персонажей рассказа
  • История создания стихотворений в прозе
  • Сравнительный анализ стихотворений «Слово» И.А. Бунина и «Русский язык» И.С. Тургенева
  • Стихотворение «Русский язык»
  • Стихотворение «Два богача»

Цели урока

  • Знать особенности цикла «Записки охотника», конфликт в рассказе «Бирюк», особенности «Стихотворений в прозе»
  • Уметь анализировать конфликт в рассказе, анализировать лирические миниатюры

Разминка

  • Какие произведения И.С. Тургенева вы знаете?
  • Какие рассказы из сборника «Записки охотника» вы читали?
  • О ком рассказывается в цикле «Записки охотника»?

 

Слово об И.С. Тургеневе

Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева. 1879. Рис. 1. И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева. 1879.

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) 

 

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье старинного дворянского рода, Орловской губернии. По отцу И.С. Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XV века, по матери – к роду Лутовиновых, восходящему к XVII веку. 

 

Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. 

 

Детство И.С. Тургенева прошло в родовом имении. Все управление усадьбой Спасское было в руках матери. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Рис. 2. Музей И С Тургенева в Орле. Рис. 2. Музей И С Тургенева в Орле.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу И.С. Тургенева и нашли отражение в его рассказах. «Моя биография, – сказал он однажды, – в моих произведениях». Считается, что отчасти любовь к русской словесности И.С. Тургеневу привил крепостной человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. 

 

С ним юный И.С. Тургенев очень сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни. Юного барина очень впечатляли эти рассказы, особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность перед хозяевами. 

 

В 1827 году семья переехала в Москву, чтобы дети подготовились к поступлению в учебные заведения. И.С. Тургенев поступил в Московский государственный университет на словесное отделение. Затем перевёлся в Петербургский университет на филологическое отделение философского факультета, так как родители переехали в Петербург. В это время И.С. Тургенев начинает писать. 

 

В 1838 году в журнале «Современник» были опубликованы его стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» об античной статуе. После знакомства с критиком Виссарионом Белинским Тургенев начинает активно писать стихи и рассказы на социальные темы.

Рис. 3. Э. Лами. И.С. Тургенев. 1844. Рис. 3. Э. Лами. И.С. Тургенев. 1844.

С 1847 года по приглашению Н.А. Некрасова в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех; и он начал работу над остальными рассказами про охоту.

 

Работа в «Современнике» принесла И.С. Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, А.А. Фет и другие известные писатели. 

 

После смерти Н.В. Гоголя И.С. Тургенев написал некролог, за который был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве. Во время ссылки И.С. Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). 

 

После смерти Николая I в печати появляются наиболее известные произведения И.С. Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). К другим известным произведениям писателя можно отнести романы «Дым» (1867) и «Новь» (1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.

 

И.С. Тургенев умер 2 августа (3 сентября) 1883 в Буживале, близ Парижа, после долгой болезни; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. 

 

Охотничьи странствия помогали И.С. Тургеневу изучать народную жизнь и народную душу. Мужики, с которыми он встречался в своих походах по лесам, откровенно рассказывали о своей жизни. Он был для них не помещиком, а охотником – «своим братом». 

 

Раз в Калужской губернии И.С. Тургенев встретил мужика, поразившего его особым, «государственным» складом ума. Он жил посреди леса: на расчищенной поляне стоял его добротно сложенный дом, и сам хозяин был «кряжист, сед и плотен». Мужик этот, прозванный в народе Хорем, был крайне любопытен и, узнав о пребывании Тургенева за границей, много расспрашивал его о порядках в «немецких землях». И не просто выслушивал, а здраво рассуждал, был свободен и смел в общении.

 

Писателя впечатлила эта встреча: русский крестьянин, с его природным умом и богатым внутренним миром, угнетен и бесправен. Вот как отзывался И.С. Тургенев о крепостном праве: «Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться…». 


  1. За что был сослан И.С. Тургенев в родное имение?
  2. Где учился И.С. Тургенев?
  3. Как относился писатель к крепостному праву?


Цикл «Записки охотника» и портреты народной жизни

Рис. 4. П. Соколов. «Записки охотника». 1. «Хорь и Калиныч». 1890-е. Рис. 4. П. Соколов. «Записки охотника». 1. «Хорь и Калиныч». 1890-е.

После написания первого рассказа «Хорь и Калиныч» в 1847 году, работа над циклом продолжилась за границей. В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой. Всего в сборник «Записки охотника» вошло 25 небольших произведений.

 

Российская цензура наложила запрет на повторное издание «Записок охотника». Это произошло, потому что И.С. Тургенев опоэтизировал крепостных крестьян и рассказал, «что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно… наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее». 

 

М.Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «Записки охотника» положили начало «целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».

 

И.А. Гончаров увидел на страницах книги «истинного трубадура, странствующего с ружьём и лирой по сёлам, по полям».

Рассказ «Бирюк»

Рис. 5. Б. Дехтерев. «Записки охотника». 12. «Бирюк». Рис. 5. Б. Дехтерев. «Записки охотника». 12. «Бирюк».

«Бирюк» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Произведение было написано в 1847 году и годом позднее опубликован в журнале «Современник».

 

В рассказе «Бирюк» речь идет о двух подневольных людях. У одного «из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза», у другого – «нависшие желтые брови, беспокойные глаза». Резкий контраст в описании двух крепостных создает впечатление внутренней свободы одного и порабощенности другого, хотя в социальном положении они равны. 

 

Бирюк находится на службе. Его служебный долг – не допустить порубки леса. Он честно несет свою службу, наказывает крестьян за несоблюдение прав чужой собственности. Тем самым Бирюк нарушает закон человечности: невольно обрекает на нравственные унижения и еще большую нищету крепостных.

 

Жанр этого произведения обозначен как рассказ. Основная проблема, поднятая в рассказе — тяжелая крестьянская доля. И.С. Тургенев отчетливо видел, какой тяжелой и часто Рис. 5. Б. Дехтерев. «Записки охотника». 12. «Бирюк». невыносимой оказывалась жизнь крестьян. Еще одна проблема – конфликт долга и человечности. 


Конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке 


Сцена борьбы (сначала физической, потом моральной) не только выявляет взгляды, чувства, стремления героев, но и углубляет их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, но в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу. И.С. Тургенев, создавая образ мужика, запечатлел черты обнищавшего крестьянина, изможденного полуголодным существованием. 

 

Система персонажей рассказа 

 

Один из бывших крепостных И.С. Тургенева вспоминал, что почти все лица «Записок охотника» имели реальных прототипов, часто даже с теми же именами. По его словам, был у них лесник Бирюк, которого убили в лесу свои же крестьяне. Именно его характер писатель положил в основу одноименного рассказа. 

 

Бирюком в Орловской губернии называли одинокого и угрюмого человека. Он предстает могучим хозяином и защитником леса: его фигура «словно выросла из земли» перед заблудившимся во время грозы охотником. Бирюк способен услышать, как рубят лес в далеком овраге, в то время как его собеседник слышит только шум дождя.

 

В его маленькой и пустой избе нет почти ничего, кроме печи, лавки, ружья, горы тряпья и висящей посередине детской люльки. Главным для Бирюка становится честное выполнение своего долга. Он способен чувствовать горе других людей.

 

Пойманный бирюком вор – мужик, который пытался рубить лес. Крестьянин оправдывается, что пошел на это «с голодухи», рассказывает про «пищащих деток» и свою непростую жизнь. Он загнан в непосильные условия существования. Он называет поймавшего его лесника «душегубцем» и «кровопийцей». Крестьянин-вор вызывает в рассказчике жалость и сочувствие. Главным для крестьянина является выживание. 

 

«Бирюк» является одним из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян против крепостного права. Поэтому гнев доведенного до отчаяния крестьянина обращен не на помещика, на которого он работает, а на его слугу-крепостного, охраняющего имущество хозяина. 


  1. Какую роль играет описание грозы в рассказе «Бирюк»?
  2. Кто из героев рассказа занимает более высокую нравственную позицию? Почему?


История создания стихотворений в прозе

Рис. 6. Ю. Анохин. И.С. Тургенев за работой над романом «Рудин». Рис. 6. Ю. Анохин. И.С. Тургенев за работой над романом «Рудин».

Сборник «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 году. Это своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. В цикл вошли 83 стихотворения, написанных в период с 1877 год по 1882 году. 

 

Первоначально автор рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил И.С. Тургенева напечатать эти стихотворения в первоначальном виде. 

 

При первом издании этих стихотворений автор написал следующее предисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». 

 

Все вместе стихотворения представляют многоликий мир человеческих чувств: любовь, горе, восхищение, сострадание. Лирический герой в стихотворениях обнаруживается в эпитетах, обращениях, восклицаниях, прямых оценках. Именно лирический герой подводит читателя к главной мысли всей книги: как ни печальна жизнь под угрозой смерти, она все же прекрасна, ею надо дорожить. Надо жить правильно, руководствуясь своей совестью. 

Сравнительный анализ стихотворений «Слово» И.А. Бунина и «Русский язык» И.С. Тургенева

 

Слово

 

Молчат гробницы, мумии и кости,
– Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

 

 

Русский язык

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о
судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и
опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние
при виде всего, что совершается дома? Но нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

 

Авторы затронули проблему сохранения языка. Для них слово, речь, язык – великий дар. 

 

Таблица 1. Сравнение стихотворений И.А. Бунина «Слово» и И.С. Тургенева «Русский язык»

Признаки жанра

Стихотворение

Стихотворение в прозе

Рифма 

+

-

Стихотворный размер

+

-

Способ размещения на листе

Строфы (все строки – красные)

Членение на мелкие абзацы, подобные строфам.

Объем

Небольшой

Небольшой

Выражение мысли

Краткость

Краткость

Наличие сюжета

Сюжет отсутствует

Бессюжетная композиция или сюжет подчинен выражению одной мысли, одного переживания.

Наличие лирического героя 

Лирический герой («Я») есть 

Лирический герой («Я») есть 

Задача слова 

Передать мысли, чувства, переживания 

Передать мысли, чувства, переживания 


Лирическая миниатюра – это произведение искусства малой формы, в котором чувства, переживания господствуют над рассудочным началом. Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка. Но, используя ёмкость образов, сравнений, эпитетов, автор несколькими фразами создаёт целую человеческую судьбу. 

 

В России впервые этот жанр был представлен в Тургеневских «Стихотворениях в прозе». 


Характерные черты «Стихотворений в прозе»:

  • небольшой объём;
  • лиризм;
  • обычно бессюжетная композиция;
  • членение на мелкие абзацы;
  • форма исповеди
  • музыкальность
  • наличие лирического героя;
  • философские раздумья над основными вопросами бытия.

 

Выбор такой формы объясняется желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошлом, мимолетные впечатления, размышления о будущем. В этих «эскизах» на самые разнообразные темы – философские, социальные, психологические – И.С. Тургенев размышляет о законах Вселенной, о природе, о любви, о смерти, о Родине, о красоте, о дружбе, о человеке и, конечно, о себе.


Чем отличается стихотворение в прозе от стихотворения?


Стихотворение «Русский язык» 

 

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» было написано в 1882 году и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 год.

 

Основная мысль этого стихотворения – вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит. Вера в великое будущее русского народа. 

 

Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя — это живое родное существо, друг, в котором нуждаются. 

 

Стихотворение «Два богача» 

 

Стихотворение в прозе «Два богача» создано в июле 1878 года, опубликовано в 1882 году. 

 

Стихотворение в прозе «Два богача» рассказывает о том, как превозносят богача Ротшильда. Автор соглашается с тем, что известного на весь мир человека стоит похвалить. Но никто в этом мире никогда не узнает о другом благородстве, благородстве бедного человека, обездоленного, для которого каждый грош – шанс выжить. 

 

В стихотворении раскрывается тема любви –любви к обездоленным людям. 


  1. Какие эпитеты использует И.С. Тургенев, характеризуя русский язык в стихотворении в прозе «Русский язык»?
  2. В каких словах заключена основная идея стихотворения в прозе «Два богача»? Согласны ли вы с автором?


Главные герои «Записок охотника» – простые люди, русские крестьяне. Они изображены как личности, имеющие свою судьбу и уникальный характер. И.С. Тургенев выступил новатором: его крестьяне – живая душа нации. Достоверность описаний достигается за счет образа главного героя – охотника, который ведет записки. 

 

И.С. Тургенев стал основоположником жанра лирической миниатюры. «Стихотворения в прозе» – своеобразный жизненный итог писателя, результат его размышлений о жизни». «Стихотворения» стали последними произведениями писателя.


Контрольные вопросы 

 

  1. Какие проблемы поднимал И.С. Тургенев в своих рассказах из «Записок охотника»?
  2. Кто такой Бирюк?
  3. На чьей стороне симпатии автора?
  4. Какую роль, по-вашему, сыграл рассказ «Бирюк» в деле отмены крепостного права?
  5. Какие противопоставления являются композиционной основой стихотворения в прозе «Русский язык»?


Предыдущий урок
Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»
Русская литература XIX века
  • Многообразие насекомых. Значение насекомых

    Биология

  • Сравнение отрезков и углов

    Геометрия

  • Измерение углов

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке