Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

Русская литература XIX века

Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

План урока

  • Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
  • Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»
  • Стихотворение «Несжатая полоса»

Цели урока

  • Знать особенности некрасовской лирики
  • Уметь анализировать лирическое произведение

Разминка

  • С какими произведениями Н.А. Некрасова вы знакомы?
  • Какой проблеме посвящено большинство стихотворений и поэм Н.А. Некрасова?

 

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

 

Стихотворение написано осенью 1858 года. В основе сюжета реальный факт: из окна своей квартиры на Литейном проспекте поэт однажды увидел, как от дома напротив, где жил министр М.Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян.

 

Стихотворение объединяет в себе жанровые признаки элегии и сатиры.


Элегия  – лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

 

Сатира  – произведение, в котором язвительно обличаются явления действительности.


Рис. 1. А. Лебедев. «Размышления у парадного подъезда». 1865. Рис. 1. А. Лебедев. «Размышления у парадного подъезда». 1865.

Композиционно в стихотворении выделяются три части:

  • описание парадного подъезда в торжественные дни;
  • описание парадного подъезда в обычные дни и изображение русских мужиков-просителей;
  • образ знатного вельможи и обращение лирического героя к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и ко всему русскому народу.

 

Нищета и непосильный труд — главные условия жизни крестьян. От образов мужиков-просителей Н.А. Некрасов переходит к обобщённому образу стонущей Руси. Художественное пространство стихотворения расширяется. Поэта потряс вопиющий социальный контраст между жизнью, скрывающейся в доме за парадными дверями богача, всесильного вельможи, и убогой нищетой мужиков. Но главной является мысль о полном бесправии человека в российской действительности. Крестьянам не к кому обратиться, их никто не выслушает.

 

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» – образец гражданской лирики Н.А. Некрасова. Особую лирическую интонацию придает этому стихотворению сопереживание участи других людей.

 

«Где народ, там и стон...» – таков поэтический итог стихотворения. Заканчивается же оно самым важным вопросом времени – вопросом о будущем простого народа России.

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Рис. 2. А. Брюллов. Сенная площадь. Петербург. 1822. Рис. 2. А. Брюллов. Сенная площадь. Петербург. 1822.

Стихотворение предположительно написано в 1848 году, поэт зафиксировал его в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году. В центре – тема тяжелого положения крепостного крестьянства и нелёгкой миссии поэта.

 

Композиция состоит из двух строф. В первой поэт изображает сцену избиения крестьянки, а во второй определяет положение художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры. 

 

Главное в этом стихотворении является не «образ действительности», а «образ чувства». 

 

В XVIII и первой половине XIX века на Сенной площади проводились публичные наказания за воровство и мошенничество. Провинившихся прилюдно били кнутом и плетьми. 1845 года указом императора Николая I наказание кнутом было заменено плетью и розгами. 

 

Интересно, что для стихотворения Н.А. Некрасов выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что поэт в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее «избивают бичом» цензоры. Некрасовская муза – «муза мести и печали».


  1. Какие чувства вызывает это стихотворение?
  2. Почему Н.А. Некрасов сравнивает свою Музу с несчастной крестьянкой?


Стихотворение «Несжатая полоса»

 

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 году, опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 год и включено в собрание сочинений 1856 года Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». 

 

Стихотворение можно условно разделить на три части:

  • первая часть – мирный пейзаж поздней осени;
  • вторая часть – воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы;
  • третья часть – воображаемый ответ ветра.

Рис. 3. А.И. Курнаков. Русский мотив. 1950. Рис. 3. А.И. Курнаков. Русский мотив. 1950.

Роль лирического героя – подслушать разговор умирающих колосьев и ветра. Воображаемая беседа отражает сокровенные мысли лирического героя.

 

Тема стихотворения – тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

 

Основная мысль – сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.


  1. Определите стихотворный размер произведения «Несжатая полоса».
  2. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использует Н.А. Некрасов в этом стихотворении.


Поэтический голос Н.А. Некрасова всегда звучал в защиту простого народа. Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям, к власти, которая несправедливо относилась к крестьянину и его труду. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос творчества Некрасова. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. 


Контрольные вопросы

 

  1. Какова тематика лирических произведений Н.А. Некрасова?
  2. Кому он посвятил свои лирические произведения?
  3. Какое стихотворение понравилось вам? Почему?


Предыдущий урок
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок)
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»
Русская литература XIX века
  • Морфемика. Словообразование. Морфемный разбор. Словообразовательный разбор

    Русский язык

  • Строение и жизнедеятельность рыб

    Биология

  • Системы линейных уравнений с двумя переменными

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке