Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

 

План урока

  • «Песнь о вещем Олеге»
  • История создания исторической баллады «Песнь о вещем Олеге»
  • Проблематика баллады
  • Отношение автора к князю

Цели урока

  • Знать: особенности «Песни о вещем Олеге» и ее летописного источника
  • Уметь: определять проблематику баллады и авторское отношение к героям

Вступление

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.

 

Опираясь на текст древнерусской летописи «Повесть временных лет», Пушкин создал колоритное, яркое и самобытное произведение, в котором поднял очень серьезные проблемы. Он первым из русских классиков открыто заговорил о пророческом характере художественных произведений (в частности, поэтических), о роке, о предначертанности человеческих судеб.

 

И хотя прошло уже почти два века с момента их создания, они все так же впечатляют, вызывая сильнейшие эмоции и заставляя нас задуматься о многом.

 

«Песнь о вещем Олеге» 

 

В предыдущей главе мы с вами говорили о том, что Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

 

Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (это предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицын-градом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

 

В «Песне...» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.

 

«Песнь о вещем Олеге», написанная Пушкиным в 1822 году, – произведение сложное и многоплановое, основанное на летописном предании. В нем поэт изобразил древние нравы и обычаи.

 

История создания исторической баллады «Песнь о вещем Олеге»

 

Героями многих пушкинских стихотворных и прозаических произведений становились исторические личности: князь Олег в «Песни о вещем Олеге», Борис Годунов в одноименной трагедии, Петр I в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Мазепа в «Полтаве», Емельян Пугачев в «Капитанской дочке», Наполеон (ода «Вольность», «Наполеон на Эльбе», «Наполеон»). История, по мнению Пушкина, помогает постигать настоящее.

 

В самую глубь веков всматривался Пушкин, создавая балладу «Песнь о вещем Олеге». И ведь не о подвигах князя, как пели когда-то в былинах и как можно ожидать по названию произведения, а о его смерти пишет Пушкин.


Баллада – это повествовательная песня (то есть берет повествование от эпического рода) с драматическим действием (то есть берет действие от драматического рода). В основе баллады чаще всего – вымышленная фантастическая история, часто необъяснимая, загадочная, таинственная, необыкновенная. В балладе, как и в песне, всегда присутствует элемент напевности. Баллада сравнительно невелика по объему и проста по форме (то есть простые рифмы, ритм, размер).


В это время Пушкин знакомится с отдельными фрагментами «Львовской летописи» («летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича»), изданной в 1792 году, а также с отдельными главами «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

 

Поэта поразили летописные предания о жизни древнерусских князей. Особое впечатление произвела на него история гибели легендарного князя Олега, объединителя русских земель и бесстрашного победителя варягов. Пушкин был тронут товарищеским обращением князя к своему коню. В письмах к А. Бестужеву он выражал восхищение простотой и поэтичностью русских летописей.

 

Летописное предание вдохновило Пушкина на создание собственной версии легенды. «Песнь о вещем Олеге» окрашена личным отношением поэта к происходящему, в ней особо подчеркнута теплота, душевность Олега. Эти качества Пушкин противопоставлял сложившимся стереотипам о холодности и рациональности князя.


Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия Игоря, сына Рюрика. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».


По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

 

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

 

Проблематика баллады

 

Пушкин пропустил предание через личное восприятие, усложнил канву повествования и создал уникальную авторскую балладу, подобной которой больше нет.

 

В чем же ее проблематика баллады? Во-первых, автор явно озвучивает проблему обреченности перед роком и М. Ю. Лермонтов в «Фаталисте» (глава в романе «Герой нашего времени») и в ряде других произведений русской классической литературы. Но впервые ее так остро затронул именно Пушкин.

 

Особенно замечателен тот факт, что, согласно тексту, противостоять ударам судьбы не может даже величайший князь, совершивший столько славных военных походов. Несмотря даже на явную попытку избежать фатального предсказания, Олег все равно гибнет от своего коня:

 

                                               Князь тихо на череп коня наступил

                                               И молвил: «Спи, друг одинокий!

                                               Твой старый хозяин тебя пережил:

                                               На тризне, уже недалекой,

                                               Не ты под секирой ковыль обагришь

                                               И жаркою кровью мой прах напоишь!

 

                                               Так вот где таилась погибель моя!

                                               Мне смертию кость угрожала!»

                                               Из мертвой главы гробовая змия

                                               Шипя между тем выползала;

                                               Как черная лента, вкруг ног обвилась:

                                               И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

 

Автор поднимает и еще одну интересную проблему, нехарактерную для литературы того времени. Согласно произведению, рок угрожает всем людям, кроме самого волхва.

 

                                               Он открыто говорит князю:

                                               Волхвы не боятся могучих владык,

                                               А княжеский дар им не нужен;

                                               Правдив и свободен их вещий язык

                                               И с волей небесною дружен.

 

Любой поэт, по мнению Пушкина, является пророком. Тема богоизбранности людей искусства еще не раз прозвучит в творениях великого классика. Многие исследователи считают, что в словах кудесника слышится голос самого поэта. Олег, как ни пытается, не может противостоять судьбе. Случится все именно так, как предсказал волхв.

 

Однако сам кудесник «дружен с небесною волей». Это значит, что он может предсказывать события, не страшась за последствия. Ему не нужны никакие награды, он не боится реакции князя.

 

Пройдут года, и поэт напишет знаменитые стихи «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг…», в которых эти же идеи прозвучат еще увереннее:

 

            Веленью божию, о муза, будь послушна,

            Обиды не страшась, не требуя венца;

            Хвалу и клевету приемли равнодушно,

            И не оспоривай глупца.

(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

 

Отношение автора к князю  

 

Если в летописи мы не видим автора, читая исторические факты, то в пушкинском произведении личность создателя проступает отчетливо. Явно просматривается отношение Пушкина к главному герою.

 

Великий полководец практически не знает поражений. Он совершил множество великих военных походов, принесших славу Новгороду, а потом и Киеву.

 

Недаром в народе князь получил говорящее прозвище – Вещий. Он видит намерения противника, предсказывает его ходы и, оберегает дружину от серьезных потерь.

 

Заслуги великого князя признает даже вдохновенный кудесник:

 

                                               Запомни же ныне ты слово мое:

                                               Воителю слава – отрада;

                                               Победой прославлено имя твое;

                                               Твой щит на вратах Цареграда;

                                               И волны, и суша покорны тебе;

                                               Завидует недруг столь дивной судьбе.

 

Пушкин относится к князю Олегу, как и подобает относиться к замечательному воеводе: с подлинным уважением, с восхищением его талантами и умом. Это отличный стратег, непревзойденный тактик, и автор ничуть не умаляет военные заслуги Олега.

 

Более того, в уста волхва он вкладывает некие намеки на то, что высшие силы оберегают полководца на поле брани:

 

                                               И синего моря обманчивый вал

                                               В часы роковой непогоды,

                                               И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

                                               Щадят победителя годы…

                                               Под грозной броней ты не ведаешь ран;

                                               Незримый хранитель могущему дан.

 

Да, без сомнения, в ратных делах великому киевскому князю нет равных.

 

Кроме того, он добр и умеет обращаться с животными, что тоже подчеркивается Пушкиным:

 

                                               В молчанье, рукой опершись на седло,

                                               С коня он слезает угрюмый;

                                               И верного друга прощальной рукой

                                               И гладит, и треплет по шее крутой.

 

Вынужденный расстаться с конем, Олег искренне переживает. Эта черта, которой Пушкин наделил своего героя, в летописи отсутствует.

 

Такая деталь лишний раз подчеркивает отношение автора к герою: Олег во многом симпатичен Пушкину.

 

Однако князь отнюдь не волхв и не пророк. У него нет житейской мудрости: перед неведомой опасностью полководец отступает. Вместо того чтобы принять судьбу, он решает обхитрить рок. Изобразив сильного, уверенного воеводу, автор буквально в следующих строках показывает его растерянность.

 

Судьба не подвластна даже сильным мира сего, и «Песнь о вещем Олеге» это подтверждает.


  1. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?
  2. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризнa, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
  3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном – «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?


А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика