Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

 

План урока

  • Осень в Болдино
  • Художественное своеобразие повести
  • Духовно-нравственные проблемы в повести
  • Самсон Вырин – «маленький человек»

Цели урока

  • Знать: нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», жанровые особенности произведения
  • Уметь: анализировать образ «маленького человека»

Вступление

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написаны Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали «разные особы». Значима повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе XIX века.

 

Осень в Болдино

 

Осень 1830 года Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии.

 

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.

 

                                                И мысли в голове волнуются в отваге,

                                                И рифмы легкие навстречу им бегут,

                                                И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

                                                Минута – и стихи свободно потекут.

 

Пушкину пришлось прожить в селе три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина».

 

Материалом для написания «Повестей Белкина» послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…»

 

Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину.Это придавало историям единство и достоверность.

 

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. 


Консерватизм – это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.


Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

 

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы они был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».

 

Вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

 

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие его повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».

 

Каждая повесть рассказана Белкину разными лицами: барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.

 

Художественное своеобразие повести

 

«Повести Белкина» являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. В этом цикле Пушкин создал незабываемую галерею персонажей. Здесь он впервые в русской литературе поставил проблему «маленького человека».

 

Кто такой Белкин? Судя по предисловию к повестям, небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, сюжеты черпал из рассказов знакомых. 

 

Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения. Пушкин избегает распространений, лишних подробностей. Его проза – точная, краткая, «голая», как однажды выразился Л. Н.Толстой. 

 

Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. Но он всегда угадывает, как должен поступить такой-то человек в силу своего социального статуса и других причин, и угадывает безошибочно, так что мы без всяких толкований сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их душевными противоречиями.

 

Духовно-нравственные проблемы в повести 

 

Евангельское повествование о блудном сыне, введенное в текст «Станционного смотрителя» через образы немецких картинок, висящих в доме Самсона Вырина, является крайне важным для понимания пушкинского произведения. Пушкин по-своему интерпретирует вечный сюжет, показывая историю блудной дочери, на первый взгляд весьма отличную от истории блудного сына.

 

По М.О. Гершензону, четыре картинки из истории блудного сына соответствуют жизненному пути Дуни:

 

  1. Дуня уходит из дома.
  2. Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями.
  3. Героиня тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке.
  4. Возвращение блудного сына, соотносится с приездом Дуни на могилу отца.


Михаи́л О́сипович Гершензо́н (1869–1925) – российский литературовед, известный философ Серебряного века, публицист и переводчик.


Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от Дуни, потому что не верит в ее счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин также окружен людьми, которые его обманывали: доктор, Ленский. На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был еще недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

 

Самсон Вырин – «маленький человек»

 

Пушкин одним из первых выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека». «Станционный смотритель» – повесть, которая дает понять, что не существует «маленьких» людей, у каждого из них свои важные проблемы, на которые не хочет реагировать общество. Судьба «маленького человека» показана здесь как результат определенных социально-политических исторических условий, несправедливости общественных отношений.

 

Герой повести – мелкий чиновник Самсон Вырин, служивший на заброшенной почтовой станции, где проезжающие меняли лошадей: «Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель». Самсон Вырин вынужден терпеть унижения от всех проезжающих. Конечно, этот человек не был богат, однако он имел место, которое приносило ему скромный доход. Одна радость была у старика Вырина – дочь Дуня. Старик давно приспособился к условиям службы, Дуня помогает ему вести хозяйство. Ее очарование много способствовало тому, что проезжающие, стараясь расположить девушку в свою пользу, вели себя достаточно уважительно и с ее отцом.

 

Самсон Вырин мечтал о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Однако мечты не соответствуют действительности. Дочь увез с собой проезжавший ротмистр Минский, не задумываясь о последствиях своего поступка. Когда дело касается чести и достоинства дочери Самсона Вырина, он готов встать на ее защиту. Он попытался спасти Дуню. В Петербурге разыскал их квартиру и был поражен роскошью обстановки и цветущим обликом дочери. Явно смущенный ротмистр пообещал старику заботиться о Дуне и поспешил выпроводить его за дверь: «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пятидесятирублевых ассигнаций. Слезы опять навернулись на его глазах, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… Но ассигнаций уже не было».

 

Любовь, которую Самсон Вырин вложил в свою дочь, предана. Дуня покинула отца по своей воле. Она позволила Минскому выгнать Вырина из дома. Оскорбления Минского, неприкаянность одинокой жизни – все это сплетается в одно с оскорбленной любовью. Старик не верит в искренние чувства дочери. Начинается «тихий бунт» смирного человека. Переживания незначительного служащего оказываются глубокими и мучительными. Подобные чувства просто неведомы были многим светским личностям, которые видели в смотрителе лишь элемент дорожного благоустройства. Самсон после потери любимой дочери потерялся в жизни. Он забыт, унижен и погибает. Жизнь для него потеряла смысл, красочность и вкус. Старик спился и умер в тоске по дочери. Лишь после его смерти бессердечную дочь наказывают угрызения совести.

 

Судьба Самсона Вырина трагична. Но с уверенностью можно сказать, что главный герой достоин сочувствия. Он сопротивляется, пытается бороться с несправедливостью. Пушкин делает вывод о том, что перед законами совести, долга и морали равны абсолютно все люди, независимо от социального положения, статуса и любых привилегий. Автор показал всю сложность и преступность подобных представлений. Читатель с сочувствием относится к этому «маленькому человеку», живущему в горе и нужде.

 

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» послужила основой для повести «Шинель» Н. В. Гоголя. Здесь, как и в «Станционном смотрителе», перед нами обычный человек, проблемы которого не хочет воспринимать общество.


Задание

 

Заполните таблицу, используя цитаты из текста

 

Герои повести «Станционный смотритель»

Оценка Дуни

Ключевые цитаты

Вопросы для выводов

Дуня глазами

Белкина

Какой увидел Дуню

И. П. Белкин? Оцените

ее поведение

ВЫВОД

Дуня

в оценке

смотрителя

Почему для Вырина

было важно, что Дуню

«никто не осудит»?

Почему он мечтал

привести ее домой?

Прав ли он?

ВЫВОД

Дуня глазами

Минского

Как относился Минский

к Дуне? Любил ли он

Дуню?

ВЫВОД

Дуня глазами

мальчика

Ваньки

Почему мальчик назвал

Дуню «добрая барыня»,

«славная барыня»,

«прекрасная барыня»?

ВЫВОД


М.Ю. Лермонтов. «Песня про … купца Калашникова»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика