- Осень в Болдино
- Художественное своеобразие повести
- Духовно-нравственные проблемы в повести
- Самсон Вырин – «маленький человек»
- Знать: нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», жанровые особенности произведения
- Уметь: анализировать образ «маленького человека»
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написаны Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали «разные особы». Значима повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе XIX века.
Осень в Болдино
Осень 1830 года Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии.
Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Пушкину пришлось прожить в селе три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина».
Материалом для написания «Повестей Белкина» послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…»
Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину.Это придавало историям единство и достоверность.
Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.
Консерватизм – это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы они был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».
Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие его повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».
Каждая повесть рассказана Белкину разными лицами: барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.
Художественное своеобразие повести
«Повести Белкина» являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. В этом цикле Пушкин создал незабываемую галерею персонажей. Здесь он впервые в русской литературе поставил проблему «маленького человека».
Кто такой Белкин? Судя по предисловию к повестям, небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, сюжеты черпал из рассказов знакомых.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения. Пушкин избегает распространений, лишних подробностей. Его проза – точная, краткая, «голая», как однажды выразился Л. Н.Толстой.
Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. Но он всегда угадывает, как должен поступить такой-то человек в силу своего социального статуса и других причин, и угадывает безошибочно, так что мы без всяких толкований сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их душевными противоречиями.
Духовно-нравственные проблемы в повести
Евангельское повествование о блудном сыне, введенное в текст «Станционного смотрителя» через образы немецких картинок, висящих в доме Самсона Вырина, является крайне важным для понимания пушкинского произведения. Пушкин по-своему интерпретирует вечный сюжет, показывая историю блудной дочери, на первый взгляд весьма отличную от истории блудного сына.
По М.О. Гершензону, четыре картинки из истории блудного сына соответствуют жизненному пути Дуни:
- Дуня уходит из дома.
- Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями.
- Героиня тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке.
- Возвращение блудного сына, соотносится с приездом Дуни на могилу отца.
Михаи́л О́сипович Гершензо́н (1869–1925) – российский литературовед, известный философ Серебряного века, публицист и переводчик.
Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от Дуни, потому что не верит в ее счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин также окружен людьми, которые его обманывали: доктор, Ленский. На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был еще недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
Самсон Вырин – «маленький человек»

Пушкин одним из первых выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека». «Станционный смотритель» – повесть, которая дает понять, что не существует «маленьких» людей, у каждого из них свои важные проблемы, на которые не хочет реагировать общество. Судьба «маленького человека» показана здесь как результат определенных социально-политических исторических условий, несправедливости общественных отношений.
Герой повести – мелкий чиновник Самсон Вырин, служивший на заброшенной почтовой станции, где проезжающие меняли лошадей: «Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель». Самсон Вырин вынужден терпеть унижения от всех проезжающих. Конечно, этот человек не был богат, однако он имел место, которое приносило ему скромный доход. Одна радость была у старика Вырина – дочь Дуня. Старик давно приспособился к условиям службы, Дуня помогает ему вести хозяйство. Ее очарование много способствовало тому, что проезжающие, стараясь расположить девушку в свою пользу, вели себя достаточно уважительно и с ее отцом.
Самсон Вырин мечтал о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Однако мечты не соответствуют действительности. Дочь увез с собой проезжавший ротмистр Минский, не задумываясь о последствиях своего поступка. Когда дело касается чести и достоинства дочери Самсона Вырина, он готов встать на ее защиту. Он попытался спасти Дуню. В Петербурге разыскал их квартиру и был поражен роскошью обстановки и цветущим обликом дочери. Явно смущенный ротмистр пообещал старику заботиться о Дуне и поспешил выпроводить его за дверь: «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пятидесятирублевых ассигнаций. Слезы опять навернулись на его глазах, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… Но ассигнаций уже не было».
Любовь, которую Самсон Вырин вложил в свою дочь, предана. Дуня покинула отца по своей воле. Она позволила Минскому выгнать Вырина из дома. Оскорбления Минского, неприкаянность одинокой жизни – все это сплетается в одно с оскорбленной любовью. Старик не верит в искренние чувства дочери. Начинается «тихий бунт» смирного человека. Переживания незначительного служащего оказываются глубокими и мучительными. Подобные чувства просто неведомы были многим светским личностям, которые видели в смотрителе лишь элемент дорожного благоустройства. Самсон после потери любимой дочери потерялся в жизни. Он забыт, унижен и погибает. Жизнь для него потеряла смысл, красочность и вкус. Старик спился и умер в тоске по дочери. Лишь после его смерти бессердечную дочь наказывают угрызения совести.
Судьба Самсона Вырина трагична. Но с уверенностью можно сказать, что главный герой достоин сочувствия. Он сопротивляется, пытается бороться с несправедливостью. Пушкин делает вывод о том, что перед законами совести, долга и морали равны абсолютно все люди, независимо от социального положения, статуса и любых привилегий. Автор показал всю сложность и преступность подобных представлений. Читатель с сочувствием относится к этому «маленькому человеку», живущему в горе и нужде.
Повесть Пушкина «Станционный смотритель» послужила основой для повести «Шинель» Н. В. Гоголя. Здесь, как и в «Станционном смотрителе», перед нами обычный человек, проблемы которого не хочет воспринимать общество.
Задание
Заполните таблицу, используя цитаты из текста
Герои повести «Станционный смотритель»
|
||
Оценка Дуни
|
Ключевые цитаты
|
Вопросы для выводов
|
Дуня глазами Белкина
|
|
Какой увидел Дуню И. П. Белкин? Оцените ее поведение
|
ВЫВОД
|
||
Дуня в оценке смотрителя
|
|
Почему для Вырина было важно, что Дуню «никто не осудит»? Почему он мечтал привести ее домой? Прав ли он?
|
ВЫВОД
|
||
Дуня глазами Минского
|
|
Как относился Минский к Дуне? Любил ли он Дуню?
|
ВЫВОД
|
||
Дуня глазами мальчика Ваньки
|
|
Почему мальчик назвал Дуню «добрая барыня», «славная барыня», «прекрасная барыня»?
|
ВЫВОД
|