- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
- Художественное своеобразие повести «Станционный смотритель»
- Духовно-нравственные проблемы повести
- Самсон Вырин – «маленький человек»
- Знать художественное своеобразие цикла повестей, нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», жанровые особенности произведения
- Уметь анализировать образ «маленького человека»
- Какие прозаические произведения А.С. Пушкина вы знаете?
- Какие повести относятся к циклу «Повести Белкина»?
- Что такое псевдоним?
- Какие жанры эпоса вы знаете?
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.
А.С. Пушкину пришлось прожить в селе три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина».
Материалом для написания «Повестей Белкина» послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла А.С. Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…»
Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало историям единство и достоверность.
Известна точная дата написания каждого из произведений цикла:
- «Гробовщик» — 9 сентября;
- «Станционный смотритель» — 14 сентября;
- «Барышня-крестьянка» — 20 сентября;
- «Выстрел» — 14 октября;
- «Метель» — 20 октября.
«Повести Белкина» предваряются предисловием «От издателя». В предисловии А.С. Пушкин дает пояснения – о самом Белкине, источнике повестей и обстоятельствах их написания.
Предисловие представляет собой письмо от соседа ныне покойного Ивана Петровича Белкина к издателю, к которому попали эти повести, и которые он собирается издать, и для этого собирает информацию об авторе.
Предисловие было написано предположительно во второй половине октября — в начале ноября 1830 года.
Согласно предисловию, Иван Петрович Белкин не сам придумал повести, а услышал их от разных людей. Добавил от себя лишь имена и названия населенных пунктов. Таким образом, повести рассказали:
- «Станционный смотритель» рассказан был титулярным советником А.Г.Н.
- «Выстрел» подполковником И.Л.П.
- «Гробовщик» приказчиком Б.В.
- «Метель» и «Барышня-крестьянка» девицею К.И.Т.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам А.С. Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Один из исследователей А.С. Пушкина так определил своеобразие его повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».
В роли издателя выступает сам А.С. Пушкин, судя по подписи издателя: «А.П.».
«Повести» впервые были напечатаны в 1831 году. В момент выхода сборника из печати А.С. Пушкин действительно считался лишь издателем, а не автором повестей. Сами повести были встречены литературными критиками прохладно.
Таким образом, А.С. Пушкин создал многоступенчатую мистификацию. Он не просто выпустил цикл своих повестей под чужим именем. Он выдумал образ другого автора.
И этот выдуманный автор, в свою очередь, не сам придумал произведения, а услышал их от других людей, просто литературно обработав.
- В чём выражается новаторство А.С. Пушкина в цикле «Повестей Белкина»?
- В чём уникальность «Повестей Белкина»?
Художественное своеобразие повести «Станционный смотритель»
Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями: вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение.
В произведении раскрываются разные темы:
- тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле);
- тема поиска счастья;
- тема отцов и детей;
- тема «маленького человека» - очень значимая тема для А.С. Пушкина и его последователей, русских реалистов.
Евангельское повествование о блудном сыне, введенное в текст «Станционного смотрителя» через образы немецких картинок, висящих в доме Самсона Вырина, является крайне важным для понимания пушкинского произведения. А.С. Пушкин по-своему интерпретирует вечный сюжет, показывая историю блудной дочери, на первый взгляд весьма отличную от истории блудного сына.
По М.О. Гершензону, четыре картинки из истории блудного сына соответствуют жизненному пути Дуни:
- Дуня уходит из дома.
- Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями.
- Героиня тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке.
- Возвращение блудного сына, соотносится с приездом Дуни на могилу отца.
Михаи́л О́сипович Гершензо́н (1869–1925) – российский литературовед, известный философ Серебряного века, публицист и переводчик.
Эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от Дуни, потому что не верит в ее счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин также окружен людьми, которые его обманывали: доктор, Ленский.
На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был еще недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной.
И последняя картинка рассказывает о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
Исследователи отмечали полемичность повести «Станционный смотритель». Дуня покидает отчий дом, но сложно винить её в этом. Мир смотрителя ограничен его социальным положением, профессией и домашним очагом. Несмотря на доброту и бесхитростность Самсона Вырина, он даже мысли не допускает о том, что дочь может желать другой жизни. Он не верит Минскому, потому что не может поверить в то, что Дуня счастлива где-то вне родительского дома.

Ещё больше рамки культурно-литературной традиции раздвигает Минский. Его имя и сюжетная линия напоминают читателю о сентиментальной повести. Однако его характер многогранен, что характерно для реализма.
Минский понимает, что Дуне нравится столичная жизнь, в отличие от Самсона Вырина. Он даёт слово смотрителю, что его дочь будет счастлива и держит его.
Образ Дуни – образ юной девушки, обладающей от природы живым умом. Кокетливость её происходит из уверенности в своём очаровании, которое вселили ей любовь отца и восхищение окружающих. Она обладает сильной натурой: не испугалась неизвестности и смогла преодолеть двусмысленность своего положения. Дуню можно назвать реалистичной героиней.
Таким образом, идейный смысл сюжета повести во многом противоположен смыслу библейской притчи. Счастье Дуни, в отличие от блудного сына, не ограничено пространством дома. По этой причине повесть полемична по отношению к притче.
- Черты каких литературных направлений отразил А.С. Пушкин в образах героев повести?
- Зачем автор вводит в повесть историю о блудном сыне?
Самсон Вырин – «маленький человек»
А.С. Пушкин одним из первых выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека». «Станционный смотритель» – повесть, которая дает понять, что не существует «маленьких» людей, у каждого из них свои важные проблемы, на которые не хочет реагировать общество. Судьба «маленького человека» показана здесь как результат определенных социально-политических исторических условий, несправедливости общественных отношений.
Признаки «маленького человека»:
- Низкое социальное положение;
- Отсутствие каких-либо выдающихся способностей;
- Приземленные цели, «маленькие» мечты;
- Уязвимое положение, зависимость от обстоятельств;
- Неспособность изменить обстоятельства;
- Попранное человеческое достоинство;
- Стремление восстановить справедливость, «маленький бунт»;
- Трагическая судьба;
- Автор чаще всего относится к герою сочувственно.
Герой повести – мелкий чиновник Самсон Вырин, служивший на заброшенной почтовой станции, где проезжающие меняли лошадей: «Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель».
Самсон Вырин вынужден терпеть унижения от всех проезжающих. Конечно, этот человек не был богат, однако он имел место, которое приносило ему скромный доход.
У него на груди висит три медали на лентах. Это говорит о том, что Вырин имеет славное боевое прошлое – он получил медали за отвагу во время военных походов.
Он добродушный и спокойный человек, заботливый отец.
У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски.
Любовь, которую Самсон Вырин вложил в свою дочь, предана. Дуня покинула отца по своей воле. Она позволила Минскому выгнать Вырина из дома. Оскорбления Минского, неприкаянность одинокой жизни – все это сплетается в одно с оскорбленной любовью. Старик не верит в искренние чувства дочери.
Начинается «тихий бунт» смирного человека. Переживания незначительного служащего оказываются глубокими и мучительными. Подобные чувства просто неведомы были многим светским личностям, которые видели в смотрителе лишь элемент дорожного благоустройства. Самсон после потери любимой дочери потерялся в жизни. Он забыт, унижен. Жизнь для него потеряла смысл, красочность и вкус. Старик спился и умер в тоске по дочери.
Судьба Самсона Вырина трагична. Но с уверенностью можно сказать, что главный герой достоин сочувствия. Он сопротивляется, пытается бороться с несправедливостью.
А.С. Пушкин делает вывод о том, что перед законами совести, долга и морали равны абсолютно все люди, независимо от социального положения, статуса и любых привилегий. Автор показал всю сложность и преступность подобных представлений. Читатель с сочувствием относится к этому «маленькому человеку», живущему в горе и нужде.
- Какими чертами «маленького человека» обладает Самсон Вырин?
- Найдите в тексте описание Самсона Вырина. Каким настроением проникнута характеристика героя?
Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» послужила основой для повести «Шинель» Н.В. Гоголя. В ней, как и в «Станционном смотрителе», перед читателями обычный человек, проблемы которого не хочет воспринимать общество.
Контрольные вопросы
- К какому литературному типу героев относится Самсон Вырин?
- Какие повести входят в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
- Какие темы поднимает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»?
- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
- Художественное своеобразие повести «Станционный смотритель»
- Духовно-нравственные проблемы повести
- Самсон Вырин – «маленький человек»
- Знать художественное своеобразие цикла повестей, нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», жанровые особенности произведения
- Уметь анализировать образ «маленького человека»
- Какие прозаические произведения А.С. Пушкина вы знаете?
- Какие повести относятся к циклу «Повести Белкина»?
- Что такое псевдоним?
- Какие жанры эпоса вы знаете?
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.
А.С. Пушкину пришлось прожить в селе три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина».
Материалом для написания «Повестей Белкина» послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла А.С. Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…»
Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало историям единство и достоверность.
Известна точная дата написания каждого из произведений цикла:
- «Гробовщик» — 9 сентября;
- «Станционный смотритель» — 14 сентября;
- «Барышня-крестьянка» — 20 сентября;
- «Выстрел» — 14 октября;
- «Метель» — 20 октября.
«Повести Белкина» предваряются предисловием «От издателя». В предисловии А.С. Пушкин дает пояснения – о самом Белкине, источнике повестей и обстоятельствах их написания.
Предисловие представляет собой письмо от соседа ныне покойного Ивана Петровича Белкина к издателю, к которому попали эти повести, и которые он собирается издать, и для этого собирает информацию об авторе.
Предисловие было написано предположительно во второй половине октября — в начале ноября 1830 года.
Согласно предисловию, Иван Петрович Белкин не сам придумал повести, а услышал их от разных людей. Добавил от себя лишь имена и названия населенных пунктов. Таким образом, повести рассказали:
- «Станционный смотритель» рассказан был титулярным советником А.Г.Н.
- «Выстрел» подполковником И.Л.П.
- «Гробовщик» приказчиком Б.В.
- «Метель» и «Барышня-крестьянка» девицею К.И.Т.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам А.С. Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Один из исследователей А.С. Пушкина так определил своеобразие его повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».
В роли издателя выступает сам А.С. Пушкин, судя по подписи издателя: «А.П.».
«Повести» впервые были напечатаны в 1831 году. В момент выхода сборника из печати А.С. Пушкин действительно считался лишь издателем, а не автором повестей. Сами повести были встречены литературными критиками прохладно.
Таким образом, А.С. Пушкин создал многоступенчатую мистификацию. Он не просто выпустил цикл своих повестей под чужим именем. Он выдумал образ другого автора.
И этот выдуманный автор, в свою очередь, не сам придумал произведения, а услышал их от других людей, просто литературно обработав.
- В чём выражается новаторство А.С. Пушкина в цикле «Повестей Белкина»?
- В чём уникальность «Повестей Белкина»?
Художественное своеобразие повести «Станционный смотритель»
Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями: вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение.
В произведении раскрываются разные темы:
- тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле);
- тема поиска счастья;
- тема отцов и детей;
- тема «маленького человека» - очень значимая тема для А.С. Пушкина и его последователей, русских реалистов.
Евангельское повествование о блудном сыне, введенное в текст «Станционного смотрителя» через образы немецких картинок, висящих в доме Самсона Вырина, является крайне важным для понимания пушкинского произведения. А.С. Пушкин по-своему интерпретирует вечный сюжет, показывая историю блудной дочери, на первый взгляд весьма отличную от истории блудного сына.
По М.О. Гершензону, четыре картинки из истории блудного сына соответствуют жизненному пути Дуни:
- Дуня уходит из дома.
- Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями.
- Героиня тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке.
- Возвращение блудного сына, соотносится с приездом Дуни на могилу отца.
Михаи́л О́сипович Гершензо́н (1869–1925) – российский литературовед, известный философ Серебряного века, публицист и переводчик.
Эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от Дуни, потому что не верит в ее счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин также окружен людьми, которые его обманывали: доктор, Ленский.
На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был еще недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной.
И последняя картинка рассказывает о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
Исследователи отмечали полемичность повести «Станционный смотритель». Дуня покидает отчий дом, но сложно винить её в этом. Мир смотрителя ограничен его социальным положением, профессией и домашним очагом. Несмотря на доброту и бесхитростность Самсона Вырина, он даже мысли не допускает о том, что дочь может желать другой жизни. Он не верит Минскому, потому что не может поверить в то, что Дуня счастлива где-то вне родительского дома.

Ещё больше рамки культурно-литературной традиции раздвигает Минский. Его имя и сюжетная линия напоминают читателю о сентиментальной повести. Однако его характер многогранен, что характерно для реализма.
Минский понимает, что Дуне нравится столичная жизнь, в отличие от Самсона Вырина. Он даёт слово смотрителю, что его дочь будет счастлива и держит его.
Образ Дуни – образ юной девушки, обладающей от природы живым умом. Кокетливость её происходит из уверенности в своём очаровании, которое вселили ей любовь отца и восхищение окружающих. Она обладает сильной натурой: не испугалась неизвестности и смогла преодолеть двусмысленность своего положения. Дуню можно назвать реалистичной героиней.
Таким образом, идейный смысл сюжета повести во многом противоположен смыслу библейской притчи. Счастье Дуни, в отличие от блудного сына, не ограничено пространством дома. По этой причине повесть полемична по отношению к притче.
- Черты каких литературных направлений отразил А.С. Пушкин в образах героев повести?
- Зачем автор вводит в повесть историю о блудном сыне?
Самсон Вырин – «маленький человек»
А.С. Пушкин одним из первых выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека». «Станционный смотритель» – повесть, которая дает понять, что не существует «маленьких» людей, у каждого из них свои важные проблемы, на которые не хочет реагировать общество. Судьба «маленького человека» показана здесь как результат определенных социально-политических исторических условий, несправедливости общественных отношений.
Признаки «маленького человека»:
- Низкое социальное положение;
- Отсутствие каких-либо выдающихся способностей;
- Приземленные цели, «маленькие» мечты;
- Уязвимое положение, зависимость от обстоятельств;
- Неспособность изменить обстоятельства;
- Попранное человеческое достоинство;
- Стремление восстановить справедливость, «маленький бунт»;
- Трагическая судьба;
- Автор чаще всего относится к герою сочувственно.
Герой повести – мелкий чиновник Самсон Вырин, служивший на заброшенной почтовой станции, где проезжающие меняли лошадей: «Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель».
Самсон Вырин вынужден терпеть унижения от всех проезжающих. Конечно, этот человек не был богат, однако он имел место, которое приносило ему скромный доход.
У него на груди висит три медали на лентах. Это говорит о том, что Вырин имеет славное боевое прошлое – он получил медали за отвагу во время военных походов.
Он добродушный и спокойный человек, заботливый отец.
У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски.
Любовь, которую Самсон Вырин вложил в свою дочь, предана. Дуня покинула отца по своей воле. Она позволила Минскому выгнать Вырина из дома. Оскорбления Минского, неприкаянность одинокой жизни – все это сплетается в одно с оскорбленной любовью. Старик не верит в искренние чувства дочери.
Начинается «тихий бунт» смирного человека. Переживания незначительного служащего оказываются глубокими и мучительными. Подобные чувства просто неведомы были многим светским личностям, которые видели в смотрителе лишь элемент дорожного благоустройства. Самсон после потери любимой дочери потерялся в жизни. Он забыт, унижен. Жизнь для него потеряла смысл, красочность и вкус. Старик спился и умер в тоске по дочери.
Судьба Самсона Вырина трагична. Но с уверенностью можно сказать, что главный герой достоин сочувствия. Он сопротивляется, пытается бороться с несправедливостью.
А.С. Пушкин делает вывод о том, что перед законами совести, долга и морали равны абсолютно все люди, независимо от социального положения, статуса и любых привилегий. Автор показал всю сложность и преступность подобных представлений. Читатель с сочувствием относится к этому «маленькому человеку», живущему в горе и нужде.
- Какими чертами «маленького человека» обладает Самсон Вырин?
- Найдите в тексте описание Самсона Вырина. Каким настроением проникнута характеристика героя?
Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» послужила основой для повести «Шинель» Н.В. Гоголя. В ней, как и в «Станционном смотрителе», перед читателями обычный человек, проблемы которого не хочет воспринимать общество.
Контрольные вопросы
- К какому литературному типу героев относится Самсон Вырин?
- Какие повести входят в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
- Какие темы поднимает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»?