Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Лирика

Русская литература XIX века

13.12.2024
2163
0

М.Ю.Лермонтов. Лирика

План урока

  • Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Особенности лирического героя
  • Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Стихотворение «Молитва»
  • Стихотворение «Ангел»

Цели урока

  • Знать особенности пейзажной и философской лирикой М.Ю. Лермонтов
  • Уметь анализировать стихотворения разных творческих периодов

Разминка

  • Какие лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?
  • Какие биографические факты повлияли на мировоззрение поэта?

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Лирика М.Ю. Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения поэта: стихотворение «Парус» (1831), драма в стихах «Маскарад» (1835), поэмы «Боярин Орша» (1835-1836) и «Мцыри» (1839), роман «Герой нашего времени» (1838-1840), которые считаются шедеврами литературы.

 

Две ссылки на Кавказ вдохновили поэта на написание замечательных произведений о красоте природы и жизни кавказского народа: «Казачья колыбельная песня», «Дума» (оба стихотворения -1838), «Дары Терека» (1840), «Утес» (1841) и многие другие.

 

Основные темы и мотивы лирики:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
  • положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
  • философские размышления о смысле жизни, о месте человека в мире («Три пальмы»)

Особенности лирического героя

В некоторых лермонтовских стихотворениях нет лирического героя, но есть авторское настроение. В них может описываться другой человек, событие или пейзаж, однако за этим слышится автор: его интонация, вопросы и восклицания. Поэт уподобляется художнику, который невидим зрителю, но умело создает у него впечатление о своей картине.

 

Философ В.С. Соловьев писал: «Лермонтов, когда и о другом говорит, то чувствуется, что его мысль и из бесконечной дали стремится вернуться к себе, в глубине занята собою, обращается на себя».

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Рис. 1. В. Серов. Осень. Домотканово. 1892.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в заключении в 1837 году. Поэт был взят под стражу за стихотворение «Смерть поэта». Именно в заключении поэт прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не во всём доступным свободным миров природы. 

 

Тема стихотворения – связь природы и духовного мира человека.

 

Идея произведения: без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. Мир природы – это путь к гармонии, к духовному становлению, к единению с Богом.

 

Поэт создает панораму, полную цвета, запахов и звуков. Здесь и поле желтеющих хлебов, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»). Все это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, дает надежду. Поэт уверен, что Бог есть («в небесах я вижу Бога...»), он не оставляет в трудную минуту.

 

Справедливы слова В.Г. Белинского о том, что в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «говорит одно чувство (и это чувство любви, восхищения!). Чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения...»


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…».
  2. Какие изобразительно-выразительные средства поэт использует для создания осеннего пейзажа?


Стихотворение «Молитва»

Рис. 2. М.А. Щербатова. Литография Шертля с оригинала Дафингера.

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес», – так отозвалась о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е.А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, М.Ю. Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. 

 

Стихотворение «Молитва» относится к позднему периоду творчества. В 1839 году М.Ю. Лермонтов ухаживал за княгиней Марией Алексеевной Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы.

 

Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. М.Ю. Лермонтов прислушался к ее совету, создав удивительный по красоте образец христианской лирики.

 

Стихотворение относится к философской лирике. Тема – сила молитвы в жизни человека.

 

Центральная идея произведения в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается, становится легче жить.

 

Настроение лирического героя меняется. «Живые слова» помогают обрести душевный покой «в минуту жизни трудную».

Стихотворение «Молитва» относится к религиозно-философской лирике. Эту традицию позже продолжили А.А. Блок и С.А. Есенин.

 

Яркие эпитеты, тонкие метафоры, олицетворения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

 

Написанное простым, но глубоким языком стихотворение стало народным произведением. Чувства лирического героя понятны и близки каждому. Неслучайно почти на протяжении двух веков романс М.И. Глинки на стихотворение «Молитва» пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Молитва».
  2. Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры и олицетворения. Можно ли назвать найденные эпитеты яркими, а метафоры – тонкими? Почему?


Стихотворение «Ангел»

Рис. 3. Неизвестный художник. Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта. 1810-е.

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества М.Ю. Лермонтова. Оно написано, когда поэту было 16 лет (1831 год). По одной из версий, М.Ю. Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны Лермонтовой, которая умерла, когда будущему поэту было три года.

 

Её светлый образ М.Ю. Лермонтов хранил в своей памяти всю жизнь. 

 

Стихотворение относится к философской лирике. Оно проникнуто покоем и гармонией. «Младая душа» в руках ангела направляется к «миру печали и слез». Душа чиста, гармонична, она еще хранит в себе «звуки небес», возвышающие ее.

 

В последующем творчестве М.Ю. Лермонтова открывается печальное будущее «младой души»: столкнувшись со «скучными песнями земли», она сближается с демонической тьмой, ее настигает одиночество. Полет ангела с душой рождающегося ребенка сопровождается чудной песней, в которой звучат рассказы о блаженстве и любви, Боге и Его святых. Но чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слезы людей. 

 

Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу. В одном слышатся «печали и слезы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».

 

Человеческая душа, посылаемая в мир, – жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Ангел».
  2. Композиция стихотворения построена на противопоставлении песни ангела и песен земли. Как называется такой приём?


Философская лирика М.Ю. Лермонтова посвящена вопросам о смысле жизни, судьбе и предназначении человека, противоборстве добра и зла в мире и в человеке. В.Г. Белинский писал о поэте: «Сколько эстетического чутья в этом человеке…он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник».


Контрольные вопросы

 

  1. Какие чувства вызывают стихи М.Ю. Лермонтова?
  2. Как понять слова А.А. Ахматовой о поэте: «Слово слушается его, как змея заклинателя»?
  3. Какой смысл придает стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…» то, что оно состоит из одного сложного предложения?
  4. О какой живительной связи человека и Бога говорит поэт в стихотворении «Молитва»?
  5. В чем символический смысл песни ангела в стихотворении «Ангел»?


Предыдущий урок
Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»
Великая Отечественная война
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Оценка количественных параметров текстовых документов

    Информатика

  • М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова»

    Литература

  • Измерение углов

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке