Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Лирика

Русская литература XIX века

29.03.2024
1473
0

М.Ю.Лермонтов. Лирика

План урока

  • Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Особенности лирического героя
  • Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Стихотворение «Молитва»
  • Стихотворение «Ангел»

Цели урока

  • Знать особенности пейзажной и философской лирикой М.Ю. Лермонтов
  • Уметь анализировать стихотворения разных творческих периодов

Разминка

  • Какие лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?
  • Какие биографические факты повлияли на мировоззрение поэта?

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Лирика М.Ю. Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения поэта: стихотворение «Парус» (1831), драма в стихах «Маскарад» (1835), поэмы «Боярин Орша» (1835-1836) и «Мцыри» (1839), роман «Герой нашего времени» (1838-1840), которые считаются шедеврами литературы.

 

Две ссылки на Кавказ вдохновили поэта на написание замечательных произведений о красоте природы и жизни кавказского народа: «Казачья колыбельная песня», «Дума» (оба стихотворения -1838), «Дары Терека» (1840), «Утес» (1841) и многие другие.

 

Основные темы и мотивы лирики:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
  • положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
  • философские размышления о смысле жизни, о месте человека в мире («Три пальмы»)

Особенности лирического героя

В некоторых лермонтовских стихотворениях нет лирического героя, но есть авторское настроение. В них может описываться другой человек, событие или пейзаж, однако за этим слышится автор: его интонация, вопросы и восклицания. Поэт уподобляется художнику, который невидим зрителю, но умело создает у него впечатление о своей картине.

 

Философ В.С. Соловьев писал: «Лермонтов, когда и о другом говорит, то чувствуется, что его мысль и из бесконечной дали стремится вернуться к себе, в глубине занята собою, обращается на себя».

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Рис. 1. В. Серов. Осень. Домотканово. 1892.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в заключении в 1837 году. Поэт был взят под стражу за стихотворение «Смерть поэта». Именно в заключении поэт прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не во всём доступным свободным миров природы. 

 

Тема стихотворения – связь природы и духовного мира человека.

 

Идея произведения: без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. Мир природы – это путь к гармонии, к духовному становлению, к единению с Богом.

 

Поэт создает панораму, полную цвета, запахов и звуков. Здесь и поле желтеющих хлебов, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»). Все это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, дает надежду. Поэт уверен, что Бог есть («в небесах я вижу Бога...»), он не оставляет в трудную минуту.

 

Справедливы слова В.Г. Белинского о том, что в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «говорит одно чувство (и это чувство любви, восхищения!). Чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения...»


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…».
  2. Какие изобразительно-выразительные средства поэт использует для создания осеннего пейзажа?


Стихотворение «Молитва»

Рис. 2. М.А. Щербатова. Литография Шертля с оригинала Дафингера.

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес», – так отозвалась о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е.А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, М.Ю. Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. 

 

Стихотворение «Молитва» относится к позднему периоду творчества. В 1839 году М.Ю. Лермонтов ухаживал за княгиней Марией Алексеевной Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы.

 

Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. М.Ю. Лермонтов прислушался к ее совету, создав удивительный по красоте образец христианской лирики.

 

Стихотворение относится к философской лирике. Тема – сила молитвы в жизни человека.

 

Центральная идея произведения в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается, становится легче жить.

 

Настроение лирического героя меняется. «Живые слова» помогают обрести душевный покой «в минуту жизни трудную».

Стихотворение «Молитва» относится к религиозно-философской лирике. Эту традицию позже продолжили А.А. Блок и С.А. Есенин.

 

Яркие эпитеты, тонкие метафоры, олицетворения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

 

Написанное простым, но глубоким языком стихотворение стало народным произведением. Чувства лирического героя понятны и близки каждому. Неслучайно почти на протяжении двух веков романс М.И. Глинки на стихотворение «Молитва» пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Молитва».
  2. Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры и олицетворения. Можно ли назвать найденные эпитеты яркими, а метафоры – тонкими? Почему?


Стихотворение «Ангел»

Рис. 3. Неизвестный художник. Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта. 1810-е.

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества М.Ю. Лермонтова. Оно написано, когда поэту было 16 лет (1831 год). По одной из версий, М.Ю. Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны Лермонтовой, которая умерла, когда будущему поэту было три года.

 

Её светлый образ М.Ю. Лермонтов хранил в своей памяти всю жизнь. 

 

Стихотворение относится к философской лирике. Оно проникнуто покоем и гармонией. «Младая душа» в руках ангела направляется к «миру печали и слез». Душа чиста, гармонична, она еще хранит в себе «звуки небес», возвышающие ее.

 

В последующем творчестве М.Ю. Лермонтова открывается печальное будущее «младой души»: столкнувшись со «скучными песнями земли», она сближается с демонической тьмой, ее настигает одиночество. Полет ангела с душой рождающегося ребенка сопровождается чудной песней, в которой звучат рассказы о блаженстве и любви, Боге и Его святых. Но чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слезы людей. 

 

Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу. В одном слышатся «печали и слезы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».

 

Человеческая душа, посылаемая в мир, – жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.


  1. Определите стихотворный размер и способ рифмовки в стихотворении «Ангел».
  2. Композиция стихотворения построена на противопоставлении песни ангела и песен земли. Как называется такой приём?


Философская лирика М.Ю. Лермонтова посвящена вопросам о смысле жизни, судьбе и предназначении человека, противоборстве добра и зла в мире и в человеке. В.Г. Белинский писал о поэте: «Сколько эстетического чутья в этом человеке…он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник».


Контрольные вопросы

 

  1. Какие чувства вызывают стихи М.Ю. Лермонтова?
  2. Как понять слова А.А. Ахматовой о поэте: «Слово слушается его, как змея заклинателя»?
  3. Какой смысл придает стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…» то, что оно состоит из одного сложного предложения?
  4. О какой живительной связи человека и Бога говорит поэт в стихотворении «Молитва»?
  5. В чем символический смысл песни ангела в стихотворении «Ангел»?


Предыдущий урок
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Информационные процессы. Хранение и передача информации

    Информатика

  • Культура России XVII в.

    История

  • Многообразие моллюсков. Их роль в природе и жизни человека

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке