Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стихи русских поэтов о родине

Русская литература XIX века

14.12.2024
2200
0

Стихи русских поэтов о родине

План урока

  • В.А. Жуковский «Приход весны»
  • А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»
  • А.К. Толстой «Благовест»
  • А.К. Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»
  • И.А. Бунин «Родина»

Цели урока

  • Знать особенности пейзажной лирики русских поэтов
  • Уметь анализировать стихотворения, посвященные природе

Разминка

  • Как в литературе и живописи называется изображение природы?
  • Какие стихи о родной природе вам знакомы?

В.А. Жуковский «Приход весны»

Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт конца XVIII – первой половины XIX веков. Ввел понятие романтизма в русскую поэзию. В.А. Жуковский был родоначальником пейзажной лирики в русской литературе. 

 

 

«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую далью…»

 

 

Так сказал о В.А. Жуковском А.С. Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. В.А. Жуковский любил русскую природу, воспел ее красоту в своих стихах; он отметил неразрывную связь состояния природы с душевными переживаниями человека.

 

Рис. 1. И.И.  Левитан. Весна. Большая вода. 1897.

«Приход весны» является вольным переводом произведения немецкого поэта Людвига Уланда. В.А. Жуковский сделал перевод в 1832 году, однако напечатаны плоды его трудов были только сорок лет спустя в журнале «Русский архив», где публиковались в конце XIX века литературные произведения и исторические зарисовки.

 

Стихотворение из шести строк условно разделяется на две части: описание природы и риторические вопросы лирического героя. Основной темой является пробуждение природы. В стихотворении для передачи изменений в природе используются не глаголы, а существительные: «зелень», «лепет», «трепет».

 

Ярко отражены эмоции лирического героя, наблюдающего за пробуждением природы. Наступление весны не просто смена времени года, это пробуждение души, ее жизнь, вдохновение.


  1. Каким стихотворным размером написан «Приход весны» В.А. Жуковского?
  2. Какие средства выразительности использует поэт при описании природы в своём стихотворении?


А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»

Стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, вероятно, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край». 

 

Поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. Герой воспевает свободу просторов родной природы. Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает ее язык.

 

Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приема поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками. Основной прием – риторические обращения к Родине, к природе. Это целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю.

А.К. Толстой «Благовест»

Рис.2. Д. Лёвин. Гармония. 2016.

Стихотворение написано А.К. Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы. В произведении поэт говорит о чувствах, которые благовест (колокольный звон) рождает в душе православного человека.

 

Стихотворение состоит из двух частей. Первая описывает храм и звон колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим. В отличие от предыдущих стихотворений это не пейзажная лирика, а философско-религиозная.

А.К. Толстой «Замолкнул гроза, шуметь гроза устала…»

Стихотворение написано в 1858 году. А.К. Толстой был сторонником «чистого искусства», т.е. он считал, что главной задачей поэта является воспевание прекрасного. Это стихотворение написано в духе этой теории.

 

В финале стихотворения А.К. Толстой косвенно упоминает о человеке. И в упоминании содержится упрек. Автор обращается к «царю природы» с просьбой не уничтожать цветы, являющиеся образцом «чистой красоты».


  1. Какие средства выразительности использует А.К. Толстой при описании природы в своих стихотворениях?
  2. Какие принципы «чистого искусства» отразились в творчестве поэта? Кто ещё из русских поэтов был сторонником «чистого искусства»?


И.А. Бунин «Родина»

Рис.3. А.И. Куинджи. Облако. 1890.

Стихотворение написано в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовые трудности и разрыв с возлюбленной. Автору тогда исполнился 21 год, он уехал из родительского дома, уже работал в газете и собирался жениться. В эту пору и вышел его дебютный сборник стихов. И.А. Бунину пришлось эмигрировать из страны в 1920 году, но в своем творчестве он старался сохранить дорогие его сердцу черты русского прошлого. 

 

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. И.А. Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности.

 

Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

 

Лирический герой – человек, который видит все недостатки родного край, но любящий его всем сердцем. Патриотизм стихотворения не пафосный. Родина сравнивается с матерью, которая ко дню свидания с сыном «последний грошик сберегла».


  1. Какие средства выразительности использует И.А. Бунин в стихотворении «Родина» и с какой целью?
  2. Определите стихотворный размер данного произведения.


Природа России привлекала поэтов разных периодов своей скромной простотой. Её пейзаж наполнен спокойствием и раздольем, степенностью и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности.


Контрольные вопросы

 

  1. Что общего вы заметили в стихах таких разных поэтов?
  2. К какому виду лирики относится большинство представленных стихотворений?
  3. Какова отношение поэтов к родной природе?
  4. Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» (вступление). Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Числовые выражения. Выражения с переменными

    Алгебра

  • Одночлен. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

    Алгебра

  • Сила реакции опоры. Вес. Динамометр

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке