Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.А. Фет. Лирика

Русская литература XIX века

А.А. Фет. Лирика

План урока

  • Слово об А.А. Фете
  • Особенности поэтики А.А. Фета
  • Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»
  • Стихотворение «Как беден наш язык!..»

Цели урока

  • Знать: биографию А.А. Фета, своеобразие его лирики
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Какие стихотворения на тему природы вы знаете?
  • Какие стихотворения А.А. Фета вы уже изучали?

 

Слово об А.А. Фете

Рис. 1. А.А. Фет. Фотография ателье Тулинова. 1861-1863. Рис. 1. А.А. Фет. Фотография ателье Тулинова. 1861-1863.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

 

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда, Орловской губернии. Его отец Афанасий Неофитович Шенши́н венчался по православному обычаю с разведенной немкой Шарлоттой Фёт только в 1822 году. 

 

В 1834 году духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия Афанасьевича законным сыном Шеншина и определила ему в отцы первого мужа Шарлотты — Иоганна Фёта. Вместе с исключением из рода Шеншиных Афанасий лишился потомственного дворянства.

 

В 1837 году А.А. Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая заниматься литературой. Окончил университет в 1844 году.

 

Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия А.А. Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения А.А. Фета постоянно печатаются в журналах.

 

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, А.А. Фет пошел служить унтер-офицером в те времена вместе с чином офицер получал и дворянское звание). Затем в 1853 году в жизни А.А. Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество поэта даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году вышел его второй сборник, в 1856 – третий.

 

В 1858 году А.А. Фет выходит в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра, так и не вернув себе дворянского звания

 

В 1857 году поэт женится на немолодой и некрасивой, но богатой Марии Петровне Боткиной. На ее приданое он в 1860 году покупает поместье в Мценском уезде. А.А. Фет отказывается от литературной деятельности, занимается хозяйственными делами.

 

Новые произведения А.А. Фета составили циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич строго разграничивал прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

 

В 1873 сбылась мечта А.А. Фета – получена дворянская грамота и возвращена фамилия отца. Правда, до конца жизни и подписывается своей немецкой фамилией.

 

Н.А. Некрасов писал об А.А. Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

 

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в его доме на Плющихе. Он скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в Орловской губернии.

Особенности поэтики А.А. Фета

 

Современники упрекали А.А. Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам общества, за тяготение к темам «чистого искусства».


«Чистое искусство» (или «искусство для искусства») – направление в русской литературе и критике 50–60-х годов ХIХ века, которое характеризуется стремлением к независимости искусства от политики и общественных требований, обращением к темам природы, красоты, любви.


Рис. 2. Н. Рачков. А.А. Фет. 1880-е. Рис. 2. Н. Рачков. А.А. Фет. 1880-е.

Основные темы лирики А.А. Фета – природа, любовь, искусство. Поэт замечает неуловимые переходные состояния природы и человека: как художник-пейзажист он «рисует» словами, находя новые оттенки и звуки. 

 

А.А. Фет вспоминал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». В творчестве он твердо придерживался этого убеждения и с воинствующим эстетизмом отстаивал свою истину. Некоторые исследователи творчества Афанасия Афанасьевича говорят о медитативной направленности его лирики.


Пейзажная лирика – это словесное искусство, в котором поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.

 

Медитативная лирика – жанрово-тематическая разновидность, родственная философской лирике. Стихотворения, относящиеся к медитативной лирике, строятся на созерцании, через которое поэт стремится постичь сокровенные тайны бытия.


Изображение природы – одно из главных направлений лирики А.А. Фета. Удивляет то, как метафорично изображена она. Природа настолько очеловечена, что часто встречаются следующие образы: «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Здесь все живет. Природа для человека – это всегда тайна. И чувства людей тоже загадочны.


  1. С какой целью А.А. Фет поступил на военную службу?
  2. За что осуждали критики творчество поэта?
  3. Как вы можете охарактеризовать лирику А.А, Фета?


Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»

Рис. 3. Р. Берг. Летний вечер. 1899-1900. Рис. 3. Р. Берг. Летний вечер. 1899-1900.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – Марии Лазич. 

 

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

 

Это стихотворение написано без единого глагола. Прием получил название «безглагольность Фета». Поэт смог выразить движение природы, ее звуки, дрожь сердца и действие людей, не использовав ни одного глагола. При этом воображению читателя предстает динамическая, полная движения картина.


  1. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства.
  2. Как в данном стихотворении отразилась теория «чистого искусства»?


Стихотворение «Как беден наш язык!..»

 

В 1887 году А.А. Фет пишет стихотворение «Как беден наш язык!..», в котором приоткрывает завесу тайны над процессом создания художественных произведений.

 

Поэт осознает, что уже не может также, как и раньше, с легкостью обращаться со словами, создавая с их помощью удивительно яркие и волнующие образы. Он отмечает, что не в состоянии «передать того ни другу, ни врагу, что буйствует в груди прозрачною волною».

 

Это настолько печалит поэта, что каждую написанную фразу он считает «ложью роковою», но при этом не знает, как унять «томленье вечное сердец». В данном случае речь идет о самом процессе создания стихов, стимулом к которому является вдохновение.


  1. В чем вы видите необычность стихотворения А.А. Фета?
  2. Какие мысли и чувства оно рождает?


«...Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место... принадлежит Фету...», – так сказал о А.А. Фете, тончайшем лирике, создавшем неповторимые стихи о красоте в природе, любви, искусстве, В.С. Соловьев.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем заключаются особенности фетовского поэтического видения природы?
  2. Что такое «безглагольность» А.А. Фета?
  3. Каковы принципы «чистого искусства»?


Предыдущий урок
А.П. Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник»
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. Лирика
Русская литература XIX века
  • Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации. Закон Гука

    Физика

  • Дух предпринимательства преобразует экономику

    История

  • Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке