Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.А. Фет. Лирика

Русская литература XIX века

А. А. Фет. Лирика

 

План урока

  • Жизнь и творчество Фета
  • «Я пришел к тебе с приветом»
  • Особенности поэтики Фета
  • «Это утро, радость эта»

Цели урока

  • Знать: биографию А. А. Фета, своеобразие его лирики
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

Какие стихотворения на тему природы вы знаете?

Вступление

«...Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место... принадлежит Фету...», – так сказал о Фете, тончайшем лирике, создавшем неповторимые стихи о красоте в природе, любви, искусстве, В. С. Соловьев.

 

Жизнь и творчество Фета

 

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

 

Родился будущий поэт в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

 

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая заниматься литературой. Окончил университет в 1844 году.

Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

 

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году вышел его второй сборник, в 1856 – третий.

 

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобрел землю и посвятил себя ведению хозяйства.

 

Новые произведения Фета составили циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Фет строго разграничивал прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

 

Н. А. Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

                                                 

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в его доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в Орловской губернии.

 

«Я пришел к тебе с приветом»

 

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.


  1. Каким настроением, какими чувствами проникнуто стихотворение?
  2. Чего достигает поэт, используя прием анафоры?


Анафора  (греч. αναφορα – возвращение, единоначалие) – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие – наши песни, Наше золото – звенящие голоса».


Афанасий Фет был романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

 

Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки, неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное то, как он сумел передать свое чувство.

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта. Он не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.


Основные сведения о стихотворении

 

История создания . Написано стихотворение в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале «Отечественные записки».

 

Тема : любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и описанием впечатления от красоты утра.

 

Композиция : стихотворение делится на две части (первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме).

 

Жанр : лирическое стихотворение.

 

Стихотворный размер : четырехстопный хорей. 

 

Эпитеты : «горячий свет», «весенняя жажда».

 

Метафоры : «лес полон весенней жаждой», «душа служить готова», «весельем веет», «песня зреет».

 

Олицетворения : «солнце встало», «солнце затрепетало», «лес проснулся».

 

Сравнение : «с той же страстью, как вчера».


 

Особенности поэтики Фета

 

Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам общества, за тяготение к темам «чистого искусства». 


«Чистое искусство» (или «искусство для искусства») – направление в русской литературе и критике 50–60-х ХIХ в., которое характеризуется стремлением к независимости искусства от политики и общественных требований, обращением к темам природы, красоты, любви.


Фет вспоминал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». В творчестве он твердо придерживался этого убеждения и с воинствующим эстетизмом отстаивал свою истину.


Пейзажная лирика – это словесное искусство, в котором поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.


Некоторые исследователи творчества Фета говорят о медитативной направленности его лирики.


Медитативная лирика – жанрово-тематическая разновидность, родственная философской лирике. Стихотворения, относящиеся к медитативной лирике, строятся на созерцании, через которое поэт стремится постичь сокровенные тайны бытия.


Изображение природы – одно из главных направлений лирики Фета. Удивляет то, как метафорично изображена она. Природа настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Здесь все живет. Природа для человека – это всегда тайна. И чувства людей тоже загадочны. 

 

Фет писал: «Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не могу». И он был прав. Гениальный лирик, тончайший мастер стихотворного пейзажа, глубокий мыслитель, каким был Фет, любим и читаем и в наши дни. 

 

«Это утро, радость эта»

 

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.


  1. В чем вы видите необычность стихотворения Фета?
  2. Какие мысли и чувства оно рождает?


Стихотворение «Это утро, радость эта» относится к позднему периоду творчества Фета. Поэт написал его в 1881 году, когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной. С Марией Лазич Фет расстался еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

 

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночи. 

 

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». 

 

В тексте нет ни одного глагола, он соткан исключительно из прилагательных и существительных. Однако динамика стихотворения очень высокая: лирический герой будто торопится охватить все детали дня. 

 

Лирический герой открыл душу объятиям весны и показал, какое счастье он обрел. Он стремится разбудить в читателях чувство прекрасного.


Основные сведения о стихотворении

 

История создания . Произведение было написано в 1881 года (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

 

Тема : весеннее пробуждение природы.

 

Композиция : стихотворение состоит из одного предложения, внутри которого перечисление увиденного лирическим героем.

 

Жанр : лирическое стихотворение.

 

Стихотворный размер : четырехстопный хорей, рифмовка парная и кольцевая.

 

Метафоры : «мощь и дня, и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».


Контрольные вопросы:
 

  1. В чем заключаются особенности фетовского поэтического видения природы?
  2. Какими художественными средствами пользуется поэт, создавая свой неповторимый мир?


А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика