- Слово о М.Ю. Лермонтове
- История создания «Песни про купца Калашникова…»
- Фольклорная основа поэмы
- Тема и центральные образы поэмы
- Знать биографию и творческий путь М.Ю. Лермонтова, историю создания «Песни…»
- Уметь анализировать образы героев
- Что такое «историзм»?
- Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы уже читали?
Слово о М.Ю. Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
Поэт прожил короткую жизнь, всего 27 лет, однако успел за недолгий творческий путь создать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений…
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии.
Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года.
«...Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели...» – пишет он в одном из писем. О чем же жалеть? Дело в том, что те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая, даже излишне строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет. «В юнкерской школе он был хорош со всеми товарищами, хотя его не все любили...», – вспоминает один из его одноклассников.
М.Ю. Лермонтов решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.
М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Кумиром для него был А.С. Пушкин, гибель которого потрясла Михаила Юрьевича, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ.
Поэт Д.С. Мережковский так писал про двух гениальных поэтов Золотого века: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».
В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова. Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. Искал в ней богатырский дух, яркие личности, которых так не хватало среди его современников. «Золотая молодежь» первой половины XIX века, по мнению поэта, ни к чему не стремилась. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».
- Можно ли отнести стихотворение «Бородино», которое вы изучали в 5 классе отнести к историческим произведениям? Почему?
- Какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество поэта?
История создания «Песни про купца Калашникова…»
В своём творчестве М.Ю. Лермонтов часто обращался к истории. Ещё с ранних лет у поэта появился интерес к русскому фольклорному творчеству, к истории. Дальнейшему развитию этого интереса способствовала тесная дружба с родственником поэта С.А. Раевским, который был знатоком и собирателем фольклора.
«Песня...» была написана во время пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты» – писал издатель А. А. Краевский. Так, не выходя из комнаты, М.Ю. Лермонтов переносился во времени, становился свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса совсем иной эпохи.
Написанная в 1837 году, историческая поэма открывала первый сборник поэта, изданный им при жизни. «Песня…» знаменует собой начало нового этапа в творчестве поэта, отмеченного созданием таких гениальных стихотворений, как «Бородино», «Смерть поэта» и др.
Толчком к созданию поэмы могла послужить трагическая дуэль А.С. Пушкина, защищавшего, как и герой М.Ю. Лермонтова, не только свою честь, но и честь своей жены, своей семьи. «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Ивана Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и свое благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности», – пишет И.Л. Андроников, советский писатель.
Источниками поэмы могли служить Лермонтову и фольклорные памятники-песни о Мастрюке Темрюковиче, и песни о Кострюке, зафиксированные в Сибири, в Симбирской, Московской губерниях. Фабульная основа этих песен напоминает сюжет поэмы: действие тоже завязывается на пиру Ивана Грозного; подобно тому, как бессовестный Кирибеевич является любимцем царя, Мастрюк (Кострюк) –любимчик великого самодержца, с той только разницей, что Кирибеевич – любимый опричник царя, а Мастрюк – любимый царский шурин. В песнях, как и в лермонтовской поэме, описывается кулачный бой. Вполне вероятно, что фамилию Калашников Михаил Юрьевич заимствовал из варианта песни о Мастрюке, зафиксированного Киреевским («Жили два брата, два брата калашника»).
Вполне вероятно, что сюжетная линия «Песни...» могла быть навеяна М.Ю. Лермонтову Н.М. Карамзиным. В IX томе его «Истории Государства Российского» имеется упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: её взяли, обесчестили... а ему отрубили голову».
Описанное в поэме время, XVI век, - один из самых ярких и трагических периодов России. За годы царствования Ивана Грозного страна увеличилась почти в полтора раза, но цена за это была слишком велика.
В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин подчеркивает неоднозначность фигуры Ивана Грозного, противоречия в характере царя: «…имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления»; «Хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты».
Н.М. Карамзин заключает: «…если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».
В 1565 году Иван IV приказал разделить страну на две части: опричнину и земщину.
В опричнину царь включил наиболее важные в стратегическом и экономическом отношении земли. На этих землях хозяйничало опричное войско.
Набирались опричники из молодых дворян и боярских детей, отличавшихся удалью. Они должны были беспрекословно исполнять волю государя, обо всем ему доносить, отрекшись от всего и всех.
Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя.
На все поступки опричников царь глядел сквозь пальцы, при любых разбирательствах с ними опричники почти всегда были правыми. Главой опричного террора стал Малюта Скуратов (таково прозвище Григория Лукьяновича Скуратова) – думный дворянин, приближенный Ивана IV.
Опричники – преданные воины, с помощью которых царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил массовые казни.
Н.М. Карамзин отмечает, что «сказать неучтивое слово кромешнику (опричнику) – значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных». Он упоминает о похищении жен многих знатных людей Иваном Грозным и его приближенными.
Опричники стали бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их преданность и верность, и они действительно во всем исполняли его волю: все кровавые деяния второй половины царствования Ивана Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
Фольклорная основа поэмы
Действие произведения разворачивается в XVI веке, во времена правления Ивана Грозного, знаменитого своей жестокостью. Написанное после поражения декабристов, произведение М.Ю. Лермонтова прозвучало как глубоко современное, призывавшее воспитывать в себе уважение к человеку, его чести и достоинству, формировавшее упорство и мужество в борьбе с деспотизмом.
Поэма является стилизацией русского народного эпоса. Рассказанная история об удалом купце Калашникове имеет характерное для произведений устного народного творчества, в частности, для былин, обрамление: (зачин, запев, концовка, исход, обращения к слушателям, прибаутки, которые как бы разделяют повествование на главы).
В «Песне про купца Калашникова» старина, присущая русским былинам, подвергается коренному переосмыслению. Справедливость решений, принимаемых Иваном Грозным, их незыблемость и всеобъемлющий характер подвергаются сомнению. В центре внимания повествователя оказывается реальная историческая деталь – знаменитый царский посох с железным наконечником. Былинный пир, на котором богатырь традиционно должен получить от государя задание по защите родной земли от басурманов, превращается в демонстрацию царской власти и своеволия.
Таблица 1. Фольклорные мотивы «Песни…»
Постоянные эпитеты
|
добрый молодец, сыра земля, поле чистое
|
Постоянные сравнения
|
Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поёт…
|
Отрицательный параллелизм
|
Не сияет на небе солнце красное, Не любуется им тучки синие: То за трапезой сиди во златом венце, Сиди грозный царь Иван Васильевич.
|
Гиперболы
|
Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил наконечником…
|
Олицетворения
|
Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается.
|
Просторечные обороты
|
твово, поцелуемтесь, честнова отца
|
Устаревшие деепричастия на «-учи», «-ючи»
|
играючи, распеваючи, пируючи
|
Двойные названия
|
наточить-навострить, одеть-нарядить, гудит-воет
|
Традиционные обращения
|
Государь ты наш, Иван Васильевич!; Господин ты мой, Степан Парамонович…
|
Анафоры
|
Опостыли мне лёгкие, Опостыли наряды парчовые…
|
Начало строк с «И», «Ай», «Да», «Гей»
|
Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич…, Ай, ребята, пойте – только гусли стройте»
|
Синтаксический параллелизм
|
Мои очи слёзные коршун выклюет, Мои кости сирые дождик вымоет…
|
Инверсии
|
Во семье родилась она купеческой…
|
Подхваты
|
В церкви божией перевнчана, Перевенчана с молодым купцом.
|
Магически числа
|
Трижды громкий клич прокликали…
|
- Что послужило основой для сюжета «Песни…»?
- Как с помощью текста М.Ю. Лермонтов передаёт эпоху Ивана Грозного?
Тема и центральные образы поэмы
В «Песне...» М.Ю. Лермонтов поднимает тему гордой, могучей личности, встающей на защиту своей чести и достоинства.
Поэт не случайно обращается к допетровской России. Иван Грозный стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес М.Ю. Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I, фигура которого тоже оценивается неоднозначно.
Главные герои произведения — любимый опричник царя Ивана Васильевича Кирибеевич и купец Степан Парамонович Калашников.
В произведениях устного народного творчества портреты героев вычерчены прямолинейно. В соответствии с представлениями народа о благородном герое, положительные герои, не могут быть некрасивые внешне. А отрицательные герои, являющиеся вместилищем множества пороков, чаще всего имеют и уродливую наружность или отмечены каким-либо физическим недостатком.
С этих же позиций следует рассматривать героев «Песни про купца Калашникова…»: Степана Парамоновича и Кирибеевича, которые в произведении являются антагонистами.
Антагонист — в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.
Они противопоставлены друг другу по моральным качествам. Калашников – человек глубоко верующий, порядочный и благородный. Кирибеевич, напротив, совершает поступки, противоречащие нормам морали.
Уже с первых строк «Песни…» читатель узнает о поступке Кирибеевича, характеризующем его с негативной стороны: он скрывает от царя тот факт, что предмет его воздыханий – замужняя женщина. Тем не менее внутренний мир Кирибеевича никак не отражается на его внешности. Оба персонажа - настоящие красавцы, русские богатыри. М.Ю. Лермонтов неоднократно подчеркивает их силу, стать, молодость. Таким образом, портреты героев «Песни…» только лишь с первого взгляда даны в соответствии с портретами героев народных произведений. В действительности же в «Песне…» красота – это понятие не столько эстетическое, сколько религиозное: красивый – это красивый не лицом, а душой.
Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. Его цель – потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (...) Боевые рукавицы натягивается». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому».
Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Калашников за свое честное имя борется честно. Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую.
Царь виновен в разыгравшейся трагедии, так как по его милости в полной безнаказанности оказываются опричники. В то же время обычный человек простого звания оказывается перед царем бесправен, и дело его чести оказывается делом его жизни и смерти. И все же царь проявляет милосердие: обещает позаботиться о семье казненного Калашникова.
Настоящий русский национальный характер в лучших традициях русского эпоса воплощен М.Ю. Лермонтовым в образах купца Калашникова и его жены Алены Дмитревны.
Степан Парамоныч выступает как защитник, идущий на поединок не с личным врагом, опричником Кирибеичем, а с врагом родной земли, безжалостно попирающим ее обычаи. Степан Калашников старался жить по совести и умер за правое дело, и поэтому русские люди вспоминают о нем, проходя мимо его могилы на перекрестке трех дорог:
Пройдет стар человек –перекрестится,
Пройдет молодец –приосанится,
Пройдет девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
Алена Дмитревна – достойная спутница Степана Парамоновича. Она набожна и смиренна, ходит в церковь, напрочь лишена кокетства, хотя необыкновенно хороша собой. Автор восхищается достоинством героини:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут извиваются,
С грудью белою цалуются.
Не узнать Алену Дмитревну после пережитого позора:
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны:
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.
И Алена Дмитревна, и Степан Парамонович, и его младшие братья воспринимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, честного имени Калашниковых, которое они готовы защищать, жертвуя своей жизнью.
Особую роль играет в поэме природа, которая является отражением настроения героя или предвестником грядущих событий:
- Перед приходом беды в дом Калашникова:
За Кремлем горит заря туманная;
Набегают тучки на небо, —
Гонит их метелица распеваючи;
- Перед боем с Кирибеевичем:
Над Москвой великой, златоглавою,
…Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается
- Каким изображён в «Песне» царь Иван Васильевич?
- Чем отличается купец Калашников от Кирибееича?
- Какова тема произведения?
- Какой конфликт лежит в основе сюжета?
«Песня про царя Ивана Васильевича…» и сегодня остается непревзойдённым образцом проникновения Лермонтова-поэта в тайны народной психологии и поэтики народной речи. В.Г. Белинский так отзывался о произведении: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни переносся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства… - и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
Контрольные вопросы
- Что послужило основой для создания «Песни» М.Ю. Лермонтова?
- Какие стороны характера Кирибеевича привлекают автора? Почему он называет его «лукавым рабом»?
- С какой целью М.Ю. Лермонтов выбрал былинные стиль для поэмы?
- Какие ещё фольклорные элементы поэмы есть в тексте, помимо былинного ритма?
- Какую роль играет природа в произведении?