Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

Русская литература XX века

18.01.2025
3265
0

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»

План урока

  • Краткая биография А.П. Чехова
  • Современники об А.П. Чехове
  • История создания рассказа
  • Характеристика персонажей
  • Комическое в рассказе «Толстый и тонкий»
  • Тематика и проблематика рассказа

Цели урока

  • Знать биографию А.П. Чехова, понятия «комическое в литературе», «юмор», содержание рассказа «Толстый и тонкий»
  • Уметь анализировать текст художественного произведения, определять средства, с помощью которых создается комический эффект

Разминка

  • Что вы помните про жизнь и творчество А.П. Чехова?
  • Какие произведения писателя вам знакомы?

Слово об А.П. Чехове

Рис. 1. И.Э. Браз. Портрет А.П. Чехова. 1898.

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

 

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя и свою семью, открыв бакалейную лавку. Его дело унаследовал отец писателя, который на тот момент уже являлся купцом третьей гильдии. С детства своих детей он привлекал к работе в семейной лавке. В семье было пятеро детей: четверо братьев и дочь. Отец считал образование важным в жизни своих детей, поэтому зачастую прибегал к жестоким методам воспитания. Братья Чеховы совмещали усердную учёбу и работу в бакалейной лавке. А.П. Чехов сначала посещал греческую школу, а потом мужскую гимназию в Таганроге. Именно там он начинает пробовать себя в литературе, проявляет интерес к театру и чтению.

 

Антон Павлович Чехов вошел в литературу в молодом возрасте. Он начал писать рассказы еще во время учебы на медицинском факультете Московского университета. В это время в юмористических журналах появилось большое количество рассказов, подписанных псевдонимом Антоша Чехонте. Среди них такие шедевры юмористической прозы, как «Пересолил», «Хирургия», «Канитель», «Налим» и др.

 

Чехов очень ценил в людях чувство юмора и умение быстро улавливать шутку.

 

«Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки – пиши пропало!» – говорил А.П. Чехов. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища и имена. «Так и видишь его в это время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий всех к себе», – вспоминает современник о молодом А.П. Чехове.

 

Между тем жизнь А.П. Чехова в молодости нельзя назвать простой и беспечной. В журналах платили мало, но просили писать часто, смешно и лаконично. Денег постоянно не хватало. Однако веселый нрав, любовь к жизни и творческий потенциал побеждали все невзгоды.


  1. Когда А.П. Чехов начал писать свои первые рассказы?
  2. Что А.П. Чехов ценил в людях?


Воспоминания современников об А. П. Чехове

И.А. Бунин: «Если бы Чехов написал только два или три рассказа, подобные этим, то и тогда было бы ясно, что сверкнул и исчез замечательный ум. Выдумать и сказать хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум по всем жилушкам переливается».

 

К.И. Чуковский: «Всех изумляла тогда именно эта свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов ...» 

 

Л. Н. Толстой: «Чехов – несравненный художник. Да, да, именно: несравненный... Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное... Он брал из жизни то, что видел... и если брал что-нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних черточек. Главное же – он был всегда искренен».

История создания рассказа

Рассказ «Толстый и тонкий» создан в 1883 году и относится к раннему творчеству А.П. Чехова. Первая публикация произведения состоялась в юмористическом журнале «Осколки» 1 октября того же года.

 

Изначально сюжет был основан на анекдотическом казусе, а конфликт «толстого» и «тонкого» возникает нечаянно из-за ошибки последнего.

 

В 1886 год А.П. Чехов редактирует рассказ, внося существенные изменения. Автор удалил мотив подчинённости по службе. «Тонкий» теперь лебезил перед «толстым» безо всякой практической подоплёки, чисто по привычке и выработанному рефлексу. Благодаря внесённым изменениям рассказ стал более обобщённым и сатирически острым.

Характеристика персонажей

Рис. 2. Б.М. Калаушин. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 1954.

Произведение строится на антитезе. Повествователь противопоставляет общество «тонких» и «толстых» в самом названии рассказа. «Тонкие» – это те, кто пресмыкается перед высокими чинами. Они делят всех людей на высшие и низшие классы и с каждым из них ведут себя соответствующе. 

 

«Толстые», наоборот, привыкли жить проще, не оглядываясь на других, не придавая значения чинам и должностям. А.П. Чехов подчеркивает, что в детстве главные герои жили беззаботно и были равны друг другу. Они вместе озорничали, веселились и имели равные перспективы, однако служебная иерархия разделила их.

 

Отличается и поведение «тонкого» в начале и в конце рассказа. Так, в тот момент, когда Михаил сообщает, какой пост он занимает, тонкий уже другими глазами начинает смотреть на старого приятеля. Образ Порфирия сразу же претерпевает серьезные изменения: лицо «тонкого» меняется до неузнаваемости, и, кроме нервных смешков и заикания, ему ничего не удается выдавить из себя. Далее диалог друзей продолжаться уже не может.

 

Таким образом, автор высмеивает чинопочитание, призывает не терять собственное достоинство и не делать выводы о человеке по его должности.

 

Толстый — успешный и благополучный человек. Он радуется встрече с «тонким», интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). А.П. Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так.

 

Тонкий – раболепствующий человек. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ — тайный советник. Его должность – мелкий чиновник. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Герой не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.

Комическое в рассказе «Толстый и тонкий» 


Комическое – средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.

 

Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.

 

Кроме того, юмор – это интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

 

Ирония – иносказание, выражающее насмешку или лукавство.

 

Сарказм – язвительная насмешка, сатирическая по направленности, с предельной резкостью изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям.

 

Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.


А.П. Чехов описывает героев иногда с юмором, иногда с иронией. Действия тонкого представляются комичными. Смешна резкая перемена в поведении героя. Однако юмор А.П. Чехова призван не просто рассмешить и развлечь читателя, а высмеять подобное поведение и показать, что чинопочитание не украшает человека, а уродует его.

 

Рассказ имеет сатирическое звучание.

 

Сатира имеет благую цель: уничтожить плохое качество личности, показав людям, насколько оно нелепо.

Тематика и проблематика рассказа

В рассказе «Толстый и тонкий» А.П. Чехов поднимает проблему влияния социального статуса на отношения между людьми. Автор в карикатурном виде изображает людей, заискивающих перед высшими должностями.

 

Рассказ можно разделить на две части:

  • Случайная встреча старых друзей, которые рады видеть друг друга
  • Резкая перемена в поведении тонкого, который узнает, что толстый старше его по чину.

 

А.П. Чехов поднимает в рассказе следующие темы:

  1. Тема социального неравенства.
  2. Тема свободы личности: автор показывает, что «тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я».
  3. Тема нравственного выбора: выбор тонкого – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.
  4. Тема устройства государственной системы в России, которая часто вынуждает людей унижаться и защищаться от нападения любой ценой.

 

Тема рабства в человеческом поведении была близка А.П. Чехову. Он обращался к ней как в ранних, так и поздних произведениях. Толстому было неприятно поведение тонкого: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку». Однако избавление от рабского поведения – очень трудная работа. Неудивительно, что в заглавии рассказа писатель использует не имена героев, а прозвища. Так А.П. Чехов намекает, что рабство в человеческой природе присуще многим. 


  1. Кто является главными героями этого произведения? На основе какого приёма А.П. Чехов описывает образы главных героев?
  2. Что позволяет назвать это произведение сатирическим?


В одном из писем А.П. Чехов советует писателю А.С. Суворину, написать рассказ о том, как «человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы понимаете выражение «выдавливать из себя раба по капле»?
  2. К какому периоду творчества А.П. Чехова относится рассказ «Толстый и тонкий»?
  3. Какова авторская идея?
  4. Какие человеческие пороки высмеивает А.П. Чехов?


Предыдущий урок
Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»
Русская литература XX века
Следующий урок
В.М. Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

    История

  • Правописание окончаний

    Русский язык

  • Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Трёхсложные размеры

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке