Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Устные и письменные приёмы вычислений многозначных чисел. Нахождение компонентов сложения и вычитания

Величины

09.12.2024
2808
0

Устные и письменные приёмы вычислений. Нахождение компонентов сложения и вычитания

 

Цели урока

  • повторим компоненты и свойства действий
  • вспомним «удобные способы» устных вычислений
  • научимся письменному вычитанию любых многозначных чисел
  • вспомним связь компонентов сложения и вычитания
  • будем учиться решать уравнения и проверять решение уравнений


Как называются компоненты сложения и вычитания? Какие свойства сложения вы знаете?


Вспомните!

Компоненты сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
 

Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. 

Картинка

1-е свойство 

                                     

12 + 19 = 19 + 12                             

24 + 15 + 6 = 24 + 6 + 15 


 

Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменить их суммой. 

Картинка

2 свойство

 

(70 + 26) + 4 = 70 + (26 + 4)

3 + 97 + 802 + 98 = (3 + 97) + (802 + 98)


Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.


Как выполнять вычитание и сложение с числом 0? Что получим, если уменьшаемое и вычитаемое будут одинаковыми?


а + 0 = а

а − 0 = а

а − а = 0


Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняются так же, как сложение и вычитание трёхзначных чисел.

Картинка

Сложение

  1. Пишем первое слагаемое, пишем второе слагаемое: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами и т. д.
  2. Складываем по порядку каждый разряд, начиная с разряда единиц. При переборе отдаём число соседнему разряду.

Картинка

Вычитание

  1. Пишем уменьшаемое, пишем вычитаемое: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами и т. д.
  2. Вычитаем по порядку каждый разряд, начиная с разряда единиц. При невозможности вычитания забираем 1 дес., 1 сот. и так далее у соседнего разряда. Помним, что в этом разряде стало на 1 меньше.


Как найти значение выражения 30 007 − 748?


Вычитание такого типа выполняется, как и вычитание трёхзначных чисел с нулем в уменьшаемом. Помним, что если в разряде ноль, то забираем 1 дес., а на месте нуля остаётся 9 дес. Проделывая такую операцию с каждым разрядом каждого класса, кроме единиц, будет видно, что там, где ноль, всегда остаётся 9. 

Картинка

Однако, если разряды рядом с нулем заполнены, то в этом случае ноль и в других разрядах (не только в единицах) будет означать 10.


Как решить уравнение х + 5 = 68 : 2? Как узнать слагаемое, если известна сумма и другое слагаемое? Как узнать уменьшаемое, если известны разность и вычитаемое?  Как узнать вычитаемое, если известны разность и уменьшаемое?


Уравнение — это равенство с неизвестным. Чтобы его найти, нужно знать связь компонентов и правила их нахождения.

 

Нахождение слагаемого

  1. Чтобы найти слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
  2. Иногда сумма может быть выражена арифметическим действием. 
    В этом случае сначала надо найти сумму, а затем искать неизвестное.
  3. Под чертой записывается проверка.

Картинка

 

Нахождение уменьшаемого

  1. Найти разность.
  2. Прибавить к разности вычитаемое.
  3. Под чертой записать проверку.

 

Нахождение вычитаемого

  1. Найти разность.
  2. Из уменьшаемого вычесть разность
  3. Под чертой записать проверку.

Картинка


Упражнение 1

 

Вычислите устно наиболее удобным способом.
 

3 + 92 + 97 + 908 

 

58 + 570 + 30 + 42 


Упражнение 2
 

Выполните вычисления в тетради. Решение записывайте столбиком.
 

358 734 + 31 152           200 000 − 3 648

 

230 620 − 15 467         50 600 − 23 072


Упражнение 3

 

Решите уравнения. Выполните проверку.

 

х + 87 = 94 − 6 

  

х − 75 = 250 : 10
 

124 − х = 12 ∙ 2


Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.

Картинка


Ответы

Упражнение 1

 

3 + 92 + 97 + 908 = 1 100


58 + 570 + 30 + 42 = 700

 

Упражнение 2

Картинка

 

Упражнение 3

Картинка


Предыдущий урок
Решение задач (косвенная форма)
Величины
Следующий урок
Масса. Центнер, тонна. Таблица единиц массы
Величины
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Числительные

    Английский язык

  • А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске..». Песня защитников Брестской крепости

    Литературное чтение

  • Have got has got в общих вопросах

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке