- узнаем новые единицы времени — секунда, век
- составим таблицу единиц времени
- научимся решать задачи на определение времени событий
Какие единицы времени вы знаете?
Время — это величина, которая измеряется в часах, минутах и др.
Для измерения больших промежутков времени используют года, века.
В году 365 и 366 суток. Год, в котором 366 суток, называют високосным.
В таком году в феврале 29 дней, а не 28. Високосный год повторяется каждые 4 года.
В году 12 месяцев. В каждом месяце примерно 4 недели. В каждой неделе 7 суток.
Количество дней в месяце меняется. Чтобы легко вспомнить, сколько дней в месяце, можно воспользоваться своими кулаками. Сожмите ладонь в кулак и начните отсчитывать месяцы по костяшкам пальцев, начиная с мизинца. Костяшка будет обозначать месяц с 31 днём, а впадина с 30 и меньшим.
Век — это промежуток времени, равный 100 годам.
Одна из самых маленьких единиц времени это секунда.
Каково соотношение единиц времени?
Таблица единиц времени
1 век = 100 лет
1 год = 12 мес.
1 мес. = 30 (или 31) суток (в феврале 28 или 29 дней)
1 неделя = 7 сут.
1 сут. = 24 ч
1 ч = 60 мин
1 мин = 60 с
Как перевести одну единицу времени в другую? Как сравнить разные единицы времени?
Перевод единиц времени
Для перевода единиц времени надо знать таблицу единиц времени.
35 ч = … сут.
567 мин = … ч
32 ч = … мин
- Сравним сами единицы. Если надо перевести в большую единицу, то в этом случае число будет меньше первого. Если надо перевести в меньшую единицу, число будет больше первого.
- Вспомним нужные соотношения единиц времени.
1 сут. = 24 ч
1 ч = 60 мин
- Если число надо уменьшить, то его надо разделить на число в соотношении, отличное от 1. Т. е., если 1 сут. = 24 ч, нужно 35 разделить на 24, если 1 ч = 60 мин, то нужно 567 разделить на 60. Оставшиеся числа будут иметь такое же наименование, что и первое число.
35 : 24 = 1 (ост. 11) 567 : 60 = 9 (ост. 27)
35 ч. = 1 сут. 11 ч 567 мин = 9 ч 27 мин
- Если число надо увеличить, то его нужно умножить на число в соотношении, отличное от 1.
1 ч = 60 мин
Значит, число 32 надо умножить на 60.
32 ч = 1 920 мин
Сравнение единиц времени
5 ч … 21 ч
280 лет … 3 в.
- Чтобы сравнить именованные величины, нужно посмотреть на их единицы измерения. Если они одинаковые, то нужно сравнивать как обычные числа.
5 ч < 21 ч
- Если единицы измерения разные, то их нужно свести к одной, перевести.
280 лет = 2 века 80 лет
2 в. 80 лет < 3 в.
280 лет < 3 в.
Как определить время?
Для определении даты — дня, месяца, года — используют календарь. Для определения времени дня используют разнообразные часы (рис. 1).
Чтобы ориентироваться по механическим часам со стрелками, надо знать ряд правил.
- Тонкая длинная стрелка показывает секунды. Она бывает на часах не всегда. Длинная стрелка потолще — минутная. Короткая
стрелка — часовая. - Числа на циферблате соответствуют количеству часов (на белом круге, на красном фоне рисунка 2). С нуля до 12 часов часы показывают время дня, после этого показывают время ночи.
- Числа, показывающие количество минут, отсутствуют на циферблатах. Их надо запоминать. Каждому числу часа соответствует своё число минут (на зелёном фоне рисунка 2).
Как определить время окончания спектакля?
Как определить продолжительность события, если знать время его начала и конца?
У каждого события есть начало, продолжительность, конец.
Чтобы узнать начало события, надо вычесть время продолжительности из времени конца.
Решим задачу. Урок закончился в 10 часов 10 минут. Длился 45 минут. Во сколько начался этот урок?
Решение. Единицы измерения разные. Надо их свести к одной. Для этого не нужно переводить все 10 часов в минуты. Для выполнения вычислений нам понадобится забрать у 10 ч только 1 час или 60 минут. Получим: 10 ч 10 мин = 9 ч 70 мин
9 ч 70 мин − 45 мин = 9 ч 25 мин
Ответ: в 9 ч 25 мин.
Чтобы узнать конец события, надо прибавить время продолжительности и время начала.
Решим задачу. Урок начался в 10 часов 10 минут. Длился 50 минут. Во сколько закончился этот урок?
Решение. 10 ч 10 мин + 50 мин = 10 ч 60 мин = 11 ч
Ответ: в 11 ч.
Чтобы узнать продолжительность события, надо из времени конца вычесть время начала.
Решим задачу. Урок начался в 10 часов 10 минут. Закончился в 11 часов
5 минут. Сколько длился урок?
Решение. 11 ч 5 мин − 10 ч 10 мин = 10 ч 65 мин − 10 ч 10 мин = 55 мин
Ответ: 55 мин.
Упражнение 1
Покажите на часах время. Нарисуйте стрелки.
Упражнение 2
Заполните пропуски.
Упражнение 3
Запишите в тетради решение каждой задачи.
1. Экскурсия по городу началась в 9 ч утра и закончилась в 10 ч 30 мин дня. Сколько времени продолжалась экскурсия?
2. Спектакль начался в 15 ч и продолжался 2 ч 25 мин. Когда закончился этот спектакль?
Выберите лицо, которое отражает ваше настроение во время выполнения заданий.
Упражнение 1
Упражнение 2
3 ч = 180 мин
24 ч = 1 сут.
14 дней = 2 нед.
120 мин = 2 ч
Упражнение 3
1. 10 ч 30 мин – 9 ч = 1 ч 30 мин — продолжалась экскурсия.
Ответ: 1 ч 30 мин.
2. 15 ч + 2 ч 25 мин = 17 ч 25 мин — конец спектакля.
Ответ: в 17 ч 25 мин.