Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.М.Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»

Русская литература XX века

В.М. Шукшин. Рассказы «Критики», «Чудики», «Срезал»

План урока

  • Слово о В.М. Шукшине
  • Рассказ «Критики»
  • Рассказ «Срезал»
  • Рассказ «Чудик»
  • Особенности героев шукшинских рассказов

Цели урока

  • Знать биографию В.М. Шукшина, содержание рассказов писателя, особенности героев шукшинских рассказов
  • Уметь анализировать текст художественного произведения

Разминка

В каких произведениях вы уже встречали героя, которого не принимает общество?


Слово о В.М. Шукшине

 

Рис. 1. В.М. Шукшин. Рис. 1. В.М. Шукшин.

Василий Макарович Шукшин (1929–1974)

 

Писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован и реабилитирован посмертно в 1956 году. Василий Шукшин рано потерял отца, его расстреляли в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов. Его воспитанием занималась мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышленая, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне. Она вышла замуж второй раз, тогда у детей появился отчим Писатель будет вспоминать о нём как о человеке большой доброты. Отчим В.М. Шукшина погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.

 

Детство В.М. Шукшина было трудным: в колхозе и дома он выполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Некоторое время он учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья». Он перепробовал множество профессий: был и разнорабочим, и слесарем-такелажником, и учеником маляра, и грузчиком. 

 

В конце 1940-х годов В.М. Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавая русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. В.М. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).

К началу 1960-х годов, когда В.М. Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе как о писателе. Хотя в ту пору он уже напечатал один рассказ, своим писательским дебютом он считал рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь», «Экзамен» и сборник «Сельские жители».

Рис. 2. В.М. Шукшин на съемках фильма «Калина красная». Рис. 2. В.М. Шукшин на съемках фильма «Калина красная».

В 1964–1974 годах В.М. Шукшин снимает кино: «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди». Незадолго до смерти писатель пишет сценарий и снимает фильм «Калина красная». Он принес В.М. Шукшину заслуженный успех и всенародное признание и как сценаристу, и как постановщику, и как актеру.

 

Герои, которых изображал в своих работах В.М. Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Василий Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль В.М. Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.


  1. Каким было детство В.М. Шукшина?
  2. Какое образование получил В.М. Шукшин?
  3. Можно ли сказать, что шукшинские герои похожи на писателя? Почему?


Рассказ «Критики»

 

Рис. 3. А. Воробьев. Иллюстрация к рассказу В.М. Шукшина «Критики». Рис. 3. А. Воробьев. Иллюстрация к рассказу В.М. Шукшина «Критики».

Рассказ написан в 1964 году. Сам В.М. Шукшин характеризовал произведение как рассказ-характер. Сюжет начинается с описания привычного распорядка дел деда и его внука. Их любимый досуг – смотреть фильмы и обсуждать увиденное.

 

Деду 73 года, в прошлом он занимался плотничеством. Семья относится к нему с пренебрежением. Он не спорит со взрослыми, так как не умеет. Дед с удовольствием спорит в внуком, побеждая в спорах, используя «взрослые» аргументы. Он оценивает фильмы с точки зрения правдоподобия, критикуя как отдельные сцены, так и весь сюжет.

 

Несмотря на эмоциональность деда, его неспособность принимать другую точку зрения, он отличается жалостливостью и сердечностью (плачет, когда кого-нибудь на экране убивают). Он пытается передать свою мудрость сыну и внуку, но они в этих ценностях не нуждаются.

 

Мальчик Петька – единомышленник деда, глазами которого рассказываются события. Он с удовольствием спорит с дедом, пытается ему объяснить сцены, которые тот не понял. Петька единственный жалеет деда и не хочет отдавать его в вытрезвитель.

 

Единственная серьёзная стычка деда со взрослыми происходит из-за недостоверного изображения плотника в фильме, который смотрят гостившие родственники в доме родителей Петьки.

 

В рассказе все герои является критиками, каждый из них критикует другого, но не замечает своих недостатков.

 

В.М. Шушкин мастерски изобразил быт и язык деревенских жителей. Он использует диалектные слова, отказывается от описания внешности героев, передавая их характер через диалоги, как в драме.


 

Сочувствуете ли вы деду Петьки?


Рассказ «Срезал»

Рис. 4. Иллюстрация к рассказу В.М. Шукшина «Срезал». Рис. 4. Иллюстрация к рассказу В.М. Шукшина «Срезал».

Рассказ «Срезал» написан в 1970 году. В названии указано любимое занятие главного героя Глеба Капустина.

 

В алтайскую деревню, где живёт герой, приезжают из города сын старухи Агафье Журавлёвой, его жена и их дочь-школьница. Они приезжают из Москвы на такси, что вызывает уже неприятие со стороны деревенских. Константин Иванович Журавлёв и его жена являются кандидатами наук, это интеллигентные и воспитанные люди.

 

Жители деревни, хоть и не любят Глеба Капустина, но любят наблюдать за тем, как он «срезает» приезжих. Это «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный», гордый и надменный. За его высокомерие его не любят, но любят как он «ставит на место» людей.

 

За конфликтом города и села скрывается более глубокая и философская проблема: нежелание интеллигенции и народа найти общий язык. Разобщённые знания Глеба Капустина и его желчность противопоставлены безразличию и непониманию деревенского уклада жизни Константина Журавлёва.

В рассказе В.М. Шукшин раскрывает несколько тем:

 

  • тема деревенского невежества

Жители не понимают, что Глеб Капустин не обладает должными знаниями, он просто нагромождает умные слова, заученные из газет. Но они радуются унижению человека, который достиг чего-то.

  • тема культуры и образованности

Культура и образованность приходят вместе с воспитанием, длительного обучения, поэтому Константин Журавлёв не отвечает своему обидчику тем же. Он не занимается «срезанием» других людей.


  1. Что общего у деда из рассказа «Критики» и Глеба Капустина из рассказа «Срезал»?
  2. На чьей вы стороне в споре Капустина и Журавлёва? Почему?


Рассказ «Чудик»

 

В.М. Шукшин написал рассказ «Чудик» в 1967 году. В название рассказа вынесена характеристика главного героя. Писатель отразил в рассказе свои наблюдения за характерами людей вокруг. Именно «чудиками» принято называть героев шукшинских рассказов.

Рис. 5. Иллюстрация к рассказу В.М. Шукшина «Чудик». Рис. 5. Иллюстрация к рассказу В.М. Шукшина «Чудик».

Главный герой – Чудик, как его называет жена, – отправляется в гости к брату и попадает в нелепые ситуации. Он прост и беззлобен, не приспособлен к жизни. Вред, который он наносит окружающим, ненамеренный. Чудик хочет сделать как лучше, однако лишь злит окружающих.

 

В.М. Шукшин подводит читателя к мысли о том, что ненормальные окружающие, а не Чудик. Он пытается угодить каждому встреченному человеку. На протяжении всего пути он ощущает себя лишним, задаётся вопросом: «Почему же я такой есть-то?» В рассказе мало диалогов по сравнению с другими рассказами Шукшина. Характер героя раскрывается через его поступки и через внутренний монолог. Читатель видит мир глазами Чудика, с его точки зрения оценивает слова и поступки других людей. Именно поэтому читатель воспринимает иронически замечание Чудика, что его жена и сноха «не злые, а психи».

 

В.М. Шукшин исследует проблемы отрыва от родных мест, отношения в семье и приходит к мысли, что важно принимать людей такими, какие они есть.


  1. Как относится брат Чудика к главному герою? А жена брата? Почему?
  2. Как зовут и чем занимается Чудик из одноимённого рассказа?


Особенности героев шукшинских рассказов

 

Героями В.М. Шукшина оказываются так называемые «чудики», «странные люди». Их особенность состоит в том, что они выпадают из обычной жизни. Всем своим видом и душой они противостоят казенщине, пошлости и этим выражают свой протест против ограничения свобод, прав, против застоя и оглупления. Их поведение часто вызывающее, яркое, необычное и дерзкое. «Чудики» В.М. Шукшина часто непосредственно-комичны, их «стихийный выверт» бывает нелеп и смешон. Например, один из героев захотел разрисовать цветочками коляску. Будучи странными людьми, персонажи В.М. Шукшина становятся в чем-то похожими на сумасшедших, сосредоточенных на одной мысли, но без видимых и опасных отклонений в психике. 

 

Например, главный герой произведения «Чудик» отличается простотой, бесхитростностью, неприспособленностью к жизни. Он неудобен окружению, постоянно попадает в нелепые ситуации. Чудик все делает от чистого сердца, он любит людей, он честен, искренен в своих проявлениях, однако эти качества часто мешают ему жить.

 

Герой рассказа «Срезал» – тоже деревенский «чудик», только завистливый, заносчивый и даже злой мужик. Он вызывает восхищение у прочих деревенских мужиков из-за своей способности «мастерски срезать» разного рода «важных» людей, что почиталось за подвиг. Для других он выглядит невероятно умным. Однако он задает совершенно несуразные вопросы и произносит такие же реплики, говоря о том, в чем совершенно не разбирается.

 

Дед и его внук Петька из рассказа «Критики» тоже входят в галерею чудиков. Они очень любят ходить в кино и терпеть не могут телевизор, потому что не верят тому, что по нему показывают. Дед – искренний, прямолинейный, не выбирающий «правильные» слова человек. Его ранит отношение к жизни городских людей. Человек труда, он не позволяет себя обмануть и остро реагирует на любую неправду. Один лишь Петька понимает деда, любит и жалеет его. 

 

«Чудики» В.М. Шукшина могут быть и созидателями, и разрушителями. Герои Василия Шукшина часто живут в своем мире, полном противоречий, которые рождаются из-за несоответствия реальности и мечты. Не удовлетворяясь действительной жизнью, в той реальности, которую нарисовало их воображение. Именно эта выдуманная жизнь для них настоящая.


 

Назовите характерные черты шукшинских «чудиков».


В.М. Шукшин: «Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.»


Контрольные вопросы

  1. Как высказывание В.М. Шукшина соотносятся с героями его рассказов?
  2. Почему героев рассказов В.М. Шукшина называют «чудиками»?
  3. Сравните главных героев рассказов «Критики», «Чудики», «Срезал». Что между ними общего? Чем они отличаются друг от друга?


Предыдущий урок
А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 2
Русская литература XX века
Следующий урок
Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»
Русская литература XX века
  • Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного

    Русский язык

  • Транспорт воды. Испарение

    Биология

  • Словообразование наречий

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке