Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 2

Русская литература XX века

17.01.2025
1754
0

А.С. Грин. «Алые паруса». Часть 2

План урока

  • Образ Ассоль
  • Образ Грэя
  • Общее в героях

Цели урока

  • Знать портретные характеристики главных героев повести-феерии «Алые паруса»
  • Уметь проводить сравнительный анализ персонажей, находить общее в их характеристиках

Разминка

  • Что такое «феерия»?
  • Как у А.С. Грина родилась идея написания произведения «Алые паруса»?


Образ Ассоль

Маленькая Ассоль, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу.

 

Мать девочки умерла, когда той было 5 месяцев. В это время отец героини был на службе в море, поэтому за девочкой присматривала добрая соседка. Прибыв в Каперну, Лонгрен увольняется и начинает зарабатывать на жизнь ремеслом. Он посвящает свою жизнь воспитанию и образованию девочки.

 

Однажды в лесу ее встречает странный человек по имени Эгль, который рассказывает ей сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу.

Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду — и чудо нашло ее. Главное в характере: «ожидание прекрасного, блаженной судьбы», умение любить.

 

Её имя не значит ничего, но оно необычно, оттого и чудесно: «Так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины». Возможно, имя восходит к испанскому «al sol» – «к солнцу».

 

На момент встречи с Грэем Ассоль примерно 17-20 лет. Она с детства привычна к одиночеству. Ассоль милая девушка, воспринимающая окружающий мир как тайну.

 

Красота Ассоль не классическая, но она проявляется уже в возрасте 10 лет, даже бедное платье не способно скрыть это. Увидев её, Грэй был поражён: «…свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвернутых руках утомившаяся Ассоль. Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку».

 

Ассоль любит природу: «...Ассоль чувствовала себя, как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья. Она шла, шепча то мысленно, то словами: «Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы мои! Я иду, братцы, спешу, пустите меня. Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю». Её общительность и открытость не погасли в ней, несмотря на злобу и жестокость других детей, а затем и взрослых. Не сумев найти друзей среди ровесников, Ассоль направила всю нежность и привязанность на отца.

 

Ассоль очень трогательный и нежный образ в русской литературе. В образе героини А.С. Грин воссоздавал черты любимой жены – Нины. Именно ей он посвятил произведение


  1. Какое значение имени главной героини повести?
  2. Найдите в тексте, как называют Ассоль автор, Лонгрен, Эгль, Грэй, жители деревни?


Образ Грэя

Артур Грэй – молодой капитан корабля «Секрет», которому на момент встречи с Ассоль около 24 лет. Герой происходит из обеспеченной и знатной семьи. Отец его занимал важный государственный пост.

 

Детство маленького Артура прошло в замке. Мальчик рос любознательным, особенным и причудливым ребёнком. Несмотря на непослушание и избалованность, в нём проявляется жалость к служащим замка. Так он, узнав, что служанка Бетси и конюх Джим не могут быть вместе, разбивает копилку и отдаёт свои сбережения девушке. Маленький Артур портит картину с изображением Христа, так как ему невыносимо смотреть на гвозди, торчащие из его рук.

 

Душа Грэя живая, не испорченная богатством и роскошью. Он развивает эту живость чтением книг и яркими мечтами о странствиях по миру. Ему присуща невероятное упорство и целеустремлённость: подростком Артур Грэй сбегает из дома, чтобы поступить юнгой на корабль. Несмотря на то, что мальчик не приучен был к тяжёлому труду, он меняется внешне и внутренне, добиваясь того, что становится капитаном собственного корабля: «…он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром…», «..изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки…».

 

Уже будучи капитаном, Грэй остаётся верным своему причудливому характеру, отказываясь перевозить то, что кажется ему безжизненным: «Но он охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шелк, ценные породы деревьев: черное, сандал, пальму. Все это отвечало аристократизму его воображения, создавая живописную атмосферу...» Он романтик, воплотивший мечту в жизнь, определив свою судьбу самостоятельно. Поэтому Грэй способен исполнить мечту Ассоль.

 

Он был так же одинок, как Ассоль. Так же способен видеть прекрасное в окружающем мире, оставаясь верным своим идеалам. Он сохраняет живость души, интерес ко всему необычному, доброту и открытость. Поэтому Грэя так заинтересовала Ассоль, он видит в ней родную душу.

 

Грэй – человек действия, порывистый юноша, отчего начинает узнавать про таинственную незнакомку, встреченную в лесу. С той же настойчивостью, с которой он решил стать капитаном, Грэй тщательно выбирает материал для алых парусов. Осуществление мечты Ассоль – возможность для Грэя осчастливить другого, в чём герой видит истинную награду.


  1. В каких эпизодах повести проявляется жалость и сострадание Артура Грэя?
  2. Встречается ли со своими родителями Грэй, будучи уже капитаном? Если да, то как проходит эта встреча?


Общее в героях

Ассоль и Грэй имеют много схожего. Оба они были одиноки в детстве: Ассоль стала изгоем для общества из-за мести отца и мечты об алых парусах, а Грэй был лишён общения со сверстниками, так как воспитывался и обучался дома, а детей прислуги отце Грэя удалил из замка, боясь, что они окажут дурное влияние на сына.

 

Оба героя получили домашнее образование и многое почерпнули из книг. Литература позволила им ненадолго отправляться в мир мечтаний. Для Ассоль книги – возможность отвлечься от жестокой реальности, для Грэя – способность укрепиться в желании связать свою судьбу с морем.

 

Их считают странными. Артур Грэй с детства отличается необычным поведением, таким же «странным» для окружающих он остаётся в статусе капитана. Однако это не мешает команде любить и уважать его. Ассоль кажется другим странной, как и её отец. Жители деревни неспособны принять то, что не понимают, потому злы и жестоки к героям.

 

Несмотря на трудности, оба главных героя сохраняют веру в лучшее, открытость души и доброту сердца. Они способны видеть прекрасное во всём. Они не отказываются от своих моральных ценностей, остаются верными своей мечте. Ни Ассоль, ни Грэя не пугает неприятие общества из-за того, что они выбирают собственный жизненный путь. Оба они способны к сочувствию и состраданию.

 

Это герои-романтики, в которых сохраняется вера в чудо. А.С. Грин показывает читателям, что социальное происхождение, материальное положение, пол, место жительства не влияют на веру в мечту. Именно вера помогла героям несмотря на все трудности найти друг друга и сохранить чистоту души.


 

Какие ещё черты указывают на общее/разное в героях?


«Алые паруса» – это трепетное, искреннее произведение о любви, о вере в прекрасное. Это произведение, утверждающее силу человеческого духа, просвеченное насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что добрый человек способен своими же руками совершать чудеса.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему Ассоль и Грэй нашли друг друга?
  2. Чему учит произведение «Алые паруса»?


Предыдущий урок
Из литературы народов России
Литература народов России
Следующий урок
А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 1
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Влияние океана и рельефа суши на климат

    География

  • Слово как единица языка. Стилистическая окраска слова. Группы лексики

    Русский язык

  • Умножение дробей. Нахождение дроби от числа

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке