Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Фонетика. Графика. Орфоэпия

Фонетика

20.11.2024
2343
0

Орфоэпия

Ошибки в произнесении слов, отклонения от орфоэпических норм отвлекают собеседника, заставляя концентрировать свое внимание на неверном произношении, а не на смысле произносимого. Все это усложняет понимание и общение. Речь на выступлениях, к примеру, обязана быть правильной, ведь только тогда оратору удастся донести смысл своих слов до аудитории. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам проверить свои знания норм произнесения слов.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Орфоэпия и орфоэпические нормы.
  • Основные правила произношения гласных звуков.
  • Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков.
  • Ударение.

Цели урока

  • Знать: определение орфоэпии; как произносятся гласные, согласные и сочетания звуков в русском языке; характеристики ударения в русском языке.
  • Уметь: корректно ставить ударение.


Орфоэпия — раздел языкознания, изучающий функционирование норм литературного произношения и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические нормы.


Основные правила произношения гласных звуков

То, как произносятся гласные звуки, зависит от ударения. В ударной позиции мы отчетливо их слышим: со´лнце, ми´лый. В безударном положении гласные могут подвергаться редукции – изменению звуковых характеристик, например: молоко – м[ъ]л[а]ко.

Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков

То, как произносятся согласные звуки, зависит от позиции в слове: они отчетливо слышны перед гласными, сонорными согласными, а также перед в, [j’] и после Ь, Ъ. Например: бор, крыло, творить, обезьяна. В других случаях происходят следующие закономерности:

 

  1. парные звонкие согласные в конце слова и перед глухим согласным произносятся глухо. Например: ножка [ношкъ], визг [в'иск];
  2. парные глухие согласные перед звонкими озвончаются. Например: сдунуть [здунут’];
  3. некоторые парные по твердости-мягкости согласные могут звучать мягко перед мягкими согласными. Чаще всего это бывает внутри корня или на стыке корня и суффикса: а) [з], [н], [с] перед [д’], [т’], [з’], [с’], [л’], [н’] (здесь [з’д’эс’], винтик [в’ин’т’ьк]; 
    б) [н] перед [ч’], [щ’] (кончик [кон’ч’ьк], банщик [бан’щ’ьк]);
  4. в окончаниях -ого, -его на месте двух последних букв звучит [въ], например: желтого [жолтавъ];
  5. зж и сж на стыке морфем или служебного и знаменательного слова произносятся как [ж]: сжатый [ж]атый; без жизни – бе[ж]изни;
  6. Сочетания зж и жж в корне могут произноситься и твердо, и мягко: дрожжи – дро[ж’]и или дро[ж;
  7. зч и сч на стыке морфем произносятся как [щ’], например: погрузчик – погру[щ’]ик, счет – с[щ’]ет;
  8. сочетание тся, ться произносятся с длинным звуком [ц], например: укрыться [укрьцъ];
  9. сочетания тск, дск, тств, дств произносятся как [цск], [цств], например: братский [брацск’иj’], детство [д’эцствъ];
  10. буква ч в сочетании чн в некоторых случаях произносится как [ш], например: ч[ш]то, ч[ш]тобы, конеч[ш.]но, скуч[ш]но;
  11. сочетание стн произносится как [сн], здн – как [зн]([з’н’]), например: грустный [грусныj’] поздний [поз’н’ьj’];
  12. в ряде случаев удвоенная согласная дает длинный звук, например: ванна [ванъ].

Ударение


Ударение — это выделение в слове слога большей силой голоса, повышением тона или длительностью произнесения. 


В русском языке ударение называется динамическим или силовым, это значит, что ударные гласные мы произносим отчетливо и с напряжением.

 

В русском языке ударение разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги. Оно подвижное – в разных формах одного слова и в однокоренных словах оно может стоять на разных слогах, например: слова´рь, сло´во.

 

Ударение помогает различать омонимы и разные грамматические формы одного слова: а´тлас (карта) – атла´с (ткань), дома´ (им. п., мн. ч.) – до´ма (р. п., ед. ч).


Контрольные вопросы:

 

  1. Как связаны орфоэпия и фонетика?
  2. Запишите транскрипцию слов местный, средства, готовиться.
  3. Как вы думаете, стоит ли поправлять человека, совершившего орфоэпическую ошибку? Почему?


Предыдущий урок
Морфемика. Словообразование и формообразование
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Лексика. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы
Лексика и фразеология
Поделиться:
  • А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Основа конфликта пьесы. Проблематика произведения. Символы в пьесе «Вишнёвый сад»

    Литература

  • Право в системе социальных норм

    Обществознание

  • Культурное пространство советского общества в 1920-30- е годы. Культура русского зарубежья

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке