Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словарный состав русского языка

Лексика и фразеология

27.07.2024
1787
0

Словарный состав русского языка

Задания на определение слов определенной лексической группы или подгруппы встречаются в рамках тестовой части экзамена по русскому языку, а знания о фразеологизмах и их границах связаны с заданиями повышенной сложности. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам успешно выявлять ту или иную группу слов или находить фразеологизмы и определять их границы в тексте.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Понятие о лексике
  • Классификация лексики
  • Понятие о фразеологии
  • Фразеологизмы и их основные свойства
  • Источники фразеологизмов
  • Понятие о лексикографии, типы словарей

Цели урока

  • Знать: определения лексики и фразеологии; на какие группы и подгруппы делится словарный состав языка; основные свойства фразеологизмов и источники их появления.
  • Уметь: определять, к какой лексической группе относится слово, находить фразеологизмы в тексте и верно определять их границы.


Лексика — совокупность слов языка; определенные пласты словарного состава языка (нейтральная лексика, книжная лексика). 


Вспомним классификацию словарного состава языка.


Фразеология — раздел науки о языке, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии; вся совокупность фразеологизмов.


Фразеологизмы — это несвободные сочетания слов, обладающие целостным лексическим значением, используемые для называния отдельных предметов, признаков, эмоций и чувств, свойств и черт характера, явлений, ситуаций и действий. Фразеологизмы русского языка могут состоять из двух и более компонентов.


Основные свойства фразеологизмов

  1. фразеологизмы всегда сложны по составу (т. е. состоят из двух или более слов), например: знать себе цену;
  2. фразеологизмы неделимы (т. е. обычно имеют значение, которое можно выразить одним словом и подчеркиваются как один член предложения), например: в рот воды набрать  молчать;
  3. фразеологизмы в большинстве случаев имеют постоянный состав 
    (т. е. в составе фразеологизма нельзя заменить слово), например: смотреть в корень нельзя заменить на смотреть в стебель;
  4. фразеологизмы отличаются воспроизводимостью (т. е. устойчивые словосочетания употребляются в готовом виде);
  5. большинство фразеологизмов обладает непроницаемой структурой (т. е. в них нельзя включать какие-либо другие слова), например: проходить красной нитью  нельзя заменить на проходить яркой красной нитью;
  6. большинство фразеологизмов имеет устойчивое грамматическое строение компонентов (т. е. слова в них закрепляются в определенной грамматической форме), например: медведь на ухо наступил нельзя заменить на медведь на уши наступил;
  7. большинство фразеологизмов имеет строго определенный порядок слов, например: с пустыми руками нельзя заменить на с руками пустыми.

Происхождение фразеологизмов

Исконно русские фразеологизмы: 1) образовались из свободных словосочетаний, например: играть главную роль; 2) образовались на основе переноса значения слов, например: прийти к общему знаменателю; 3) возникли в результате переосмысления некоторых выражений, например: по стойке смирно; 4) пришли из устного народного творчества, художественной литературы, фильмов и других источников, например: в тридевятом царстве; понедельник начинается в субботу; надо, Федя, надо.

 

Заимствованные фразеологизмы: 1) пришли из церковных старославянских книг, например: земля обетованная; 2) возникли путем дословного перевода, например: расставить точки над i; 3) пришли из античной мифологии, например: нить Ариадны.


Лексикография — теория и практика составления словарей. Различают словари энциклопедические и словари лингвистические.


В энциклопедическом словаре описывается реалия (то есть какой-либо предмет, явление, исторический факт), а в лингвистическом словаре объясняется, описывается слово, называющее эту реалию.

 

Разнообразны и многочисленны типы лингвистических словарей: толковые словари, словари синонимов, словари иностранных слов, словари правильности речи, фразеологические словари и др.


Контрольные вопросы:

 

  1. Назовите слова, которые вошли в язык меньше пяти лет назад.
  2. При синтаксическом разборе фразеологизм обычно считается одним членом предложения. Почему?
  3. Какие словари вы знаете? Можно ли пользоваться словарем на экзамене?


Предыдущий урок
Морфемика. Словообразование и формообразование
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Слово и его значение. Средства выразительности
Лексика и фразеология
Поделиться:
  • Историко-литературный процесс. Русская литература первой половины XIX века. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм

    Литература

  • А.П. Чехов. Новая драма. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Действующие лица и авторское отношение к ним

    Литература

  • Одноатомные спирты

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке