Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Слово и его значение. Средства выразительности

Лексика и фразеология

03.12.2024
1747
0

Слово и его значение

Знания о слове, его лексическом значении и полисемии необходимы для вашей итоговой аттестации: в тестовой части ЕГЭ содержится сразу несколько заданий на лексическое значение слова и лексический анализ. Материалы в рамках сегодняшней темы помогут вам успешно справиться с ними.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала и в закреплении пройденного ранее!

План урока

  • Слово и его лексическое значение.
  • Многозначность и однозначность.
  • Прямое и переносное значение.

Цели урока

  • Знать: функции слова, понятие о лексическом значении, способы оформления переносного значения слова.
  • Уметь: разграничивать понятия однозначность и многозначность, определять прямое и переносное значение.


Слово — это сочетание звуков, служащее для наименования предметов, процессов, свойств. 


В нем отражено все многообразие окружающего мира: с помощью слова мы выражаем свои мысли и чувства и получаем новую информацию. Способность слова называть то или иное явление является его номинативной функцией.


Лексическое значение слова — соотнесенность слова с соответствующим понятием. 


Например, слово осиналиственное дерево, родственное тополю. Это толкование относится к внутреннему содержанию слова, а его звучание – к внешнему.

 

Помимо номинативного значения, слово может иметь дополнительные оттенки значения и эмоциональную окраску. Так, эмоциональная окраска может быть представлена с помощью суффиксов (сын – сынок, сыночек) или выражаться в самом значении слова (ненавистный, отталкивающий – выражение неприязни).

 

Слово может иметь одно значение или несколько. В первом случае принято говорить о моносемии (однозначности), во втором – о полисемии (многозначности). Большинство слов в русском языке являются многозначными.

 

Со словами и перечнем их значений можно ознакомиться в толковых словарях русского языка, например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Рассмотрим пример такой словарной статьи. Обратите внимание, значения многозначного слова связаны между собой:

Среди значений одно является основным, прямым и первичным, а остальные по отношению к нему производны, вторичны. Прямое значение в словарях обычно дается первым и первым же всплывает в сознании носителя языка.

 

Производные значения называются переносными. Они могут возникать на основе какого-либо внешнего или внутреннего сходства, например: лисичка в значении ‘пластинчатый гриб желтого цвета’ по признаку цвета опирается на значение ‘маленькая лиса’. Также переносное значение может возникнуть на основе сходства функции (ключ в значении ‘средство для разгадывания, решения чего-либо’) и смежности явлений (материал – изделие: серебро – столовое серебро, часть – целое: лицо как обозначение человека и др.).

 

В предложении всегда реализуется только одно значение слова, которое можно определить по контексту словесному окружению. Если в предложении подходит сразу несколько значений слова, то из-за искажения смысла это будет являться речевой ошибкой – немотивированным употреблением многозначных слов.


Kонтрольные вопросы:

 

  1. Можно ли сказать, что каждое слово имеет лексическое значение? Почему?
  2. Сколько значений может иметь многозначное слово в конкретном предложении? Каких слов больше в русском языке: однозначных или многозначных?
  3. В чем разница между прямым и переносным значением слова?


Предыдущий урок
Словарный состав русского языка
Лексика и фразеология
Следующий урок
Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Суффиксы причастий
Морфология
Поделиться:
  • Южная и Восточная Европа

    География

  • Природный газ

    Химия

  • Предельные углеводороды. Алканы

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке