Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Морфемика. Словообразование и формообразование

Морфемика и словообразование

18.01.2025
2997
0

Словообразование и формообразование

Нам необходимы знания о словообразовании, поскольку этот раздел неразрывно связан с орфографией. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано. Например, именно со словообразованием связано правописание приставок при- и пре-. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам вспомнить основные способы словообразования.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Словообразование.
  • Морфологические способы словообразования.
  • Неморфологические способы словообразования.
  • Словообразовательный разбор.
  • Формообразование.

Цели урока

  • Знать: способы образования слов и форм слова; разницу между словообразованием и формообразованием.
  • Уметь: выполнять словообразовательный разбор слова, различать способы словообразования и формообразования.


Словообразование — это раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования слов от уже существующих.


Морфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования


Формообразование — образование грамматических форм слова.


Противопоставляется словообразованию, поскольку образует формы одного и того же слова, не меняя лексическое значение, например: стол – стола, говорю – говорил (в словообразовании лексическое значение слова меняется).

 

Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание, например: дышишь (2-е л., ед. ч.), дышат (3-е л., мн. ч.).

 

Также формы слов в русском языке образуются с помощью формообразующих суффиксов и приставки наи-, например: играть (инф.) – играл (прош. вр., м. р., ед. ч.), играя (дееприч. несов. в.).

 

При аналитическом способе образования формы слова грамматическое значение выражается с использованием не только морфем, но и дополнительных слов – знаменательных и служебных. Например: работать – буду работать (будущее сложное время), сделал – сделал бы (сослагательное наклонение), трудный более трудный (сложная форма сравнительной степени).


Контрольные вопросы:

 

  1. Объясните, как образуются новые слова с помощью усечения. Приведите пример.
  2. Сделайте словообразовательный разбор слова выработанный.
  3. Каким способом образовано слово наиважнейший?


Предыдущий урок
Слово о языке. Процессы в русском языке
Культура речи
Следующий урок
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика
  • Общество как сложная система

    Обществознание

  • Системы показательных уравнений и неравенств

    Алгебра

  • Природный газ

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке