Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Морфемика. Словообразование и формообразование

Морфемика и словообразование

25.05.2025
3194
0

Морфемика

Все разделы языка тесно связаны друг с другом. Без знания основ морфемики будет сложно разобраться в правилах орфографии. Множество заданий тестовой части ЕГЭ связаны с правописанием суффиксов, окончаний, безударной гласной в корне слова. Не зная, что это за морфемы и как их выявить, ученик не сможет выполнить эти задания. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам вспомнить эти основы.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Морфемика и морфема.
  • Корень слова.
  • Аффиксы.
  • Основа слова.
  • Морфемный разбор.

Цели урока

  • Знать: определения морфемики и морфемы, типы аффиксов и основ.
  • Уметь: выполнять морфемный разбор слова, различать аффиксы и их функции.


Морфемика — это раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.


Морфема — это минимальная значимая часть слова. Минимальная часть слова – звук, но звук не имеет значения. Значимыми единицами языка являются морфема, слово и предложение.


В отличие от слова морфема не употребляется в речи отдельно, не относится ни к какой части и речи и выступает в качестве «строительного материала» для слов.

Корень слова


Корень — это общая часть однокоренных (родственных) слов, являющаяся носителем лексического значения. Он выделяется путем сопоставления родственных слов. 

Например: сигнальный –сигнализация, сигналы, сигнализировать, сигналить.


В корне возможны чередования гласных и согласных, например: загар – гореть, предложение – предлагать.

Аффиксы

Словообразующие аффиксы служат для образования новых слов, например: воспитатель – воспитательница, книга – книжный

Формообразующие аффиксы образуют необходимую грамматическую форму слова, не меняя его лексического значения, например: красивый – красивых (мн. ч., р. п.).

Корень может присоединять к себе различные аффиксы: приставки, суффиксы, постфиксы, окончания. 


Приставка (префикс) — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем, например: накричать, задуматься.

 

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня и перед окончанием или другим суффиксом, например: беленький, ключиком.

 

Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова, выражает грамматическое значение слов и связывает слова в предложении. Например: прыгают – окончание -ют указывает на множественное число, третье лицо, настоящее время, изъявительное наклонение. Окончания могут иметь только изменяемые слова.

 

Постфикс — словообразовательная морфема, стоящая после окончания, например: крошится, притворяюсь. К постфиксам относятся: возвратный постфикс -ся (-сь); -то, -либо, -нибудь. Постфикс входит в основу слова.

 

Интерфиксы — это соединительные гласные в сложных словах -о-, -е-, например: паровоз, пылесос.


Основа слова


Основа — часть слова без окончания или формообразующего суффикса, например: голодный, приехал.


С точки зрения словообразования выделяются следующие виды основ:

 

  1. непроизводная (немотивированная) – основа, в которой не выделяются аффиксы, т. е. с точки зрения современных норм языка она состоит только из корня. Такие основы немотивированно обозначают предметы и явления окружающей нас действительности. Например: стол, дома;
  2. Производная (мотивированная) – основа, в которую нужно включать аффиксы, например: столовая, домик, дождливый;
  3. производящия (мотивирующая) – основа, от которой образовано слово, например: для слова столовая производящей основой является стол; для побежатьбежать.

Также основа бывает простая (содержит в составе один корень: улица, ручка) и сложная (два корня и более: газопроводбыстротечный).

Порядок морфемного разбора


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие типы аффиксов вы знаете? Чем они отличаются?
  2. Сколько морфем в слове мировоззрение?
  3. Сделайте морфемный разбор слова предвыборных.


Морфемика

Все разделы языка тесно связаны друг с другом. Без знания основ морфемики будет сложно разобраться в правилах орфографии. Множество заданий тестовой части ЕГЭ связаны с правописанием суффиксов, окончаний, безударной гласной в корне слова. Не зная, что это за морфемы и как их выявить, ученик не сможет выполнить эти задания. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам вспомнить эти основы.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Морфемика и морфема.
  • Корень слова.
  • Аффиксы.
  • Основа слова.
  • Морфемный разбор.

Цели урока

  • Знать: определения морфемики и морфемы, типы аффиксов и основ.
  • Уметь: выполнять морфемный разбор слова, различать аффиксы и их функции.


Морфемика — это раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.


Морфема — это минимальная значимая часть слова. Минимальная часть слова – звук, но звук не имеет значения. Значимыми единицами языка являются морфема, слово и предложение.


В отличие от слова морфема не употребляется в речи отдельно, не относится ни к какой части и речи и выступает в качестве «строительного материала» для слов.

Корень слова


Корень — это общая часть однокоренных (родственных) слов, являющаяся носителем лексического значения. Он выделяется путем сопоставления родственных слов. 

Например: сигнальный –сигнализация, сигналы, сигнализировать, сигналить.


В корне возможны чередования гласных и согласных, например: загар – гореть, предложение – предлагать.

Аффиксы

Словообразующие аффиксы служат для образования новых слов, например: воспитатель – воспитательница, книга – книжный

Формообразующие аффиксы образуют необходимую грамматическую форму слова, не меняя его лексического значения, например: красивый – красивых (мн. ч., р. п.).

Корень может присоединять к себе различные аффиксы: приставки, суффиксы, постфиксы, окончания. 


Приставка (префикс) — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем, например: накричать, задуматься.

 

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня и перед окончанием или другим суффиксом, например: беленький, ключиком.

 

Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова, выражает грамматическое значение слов и связывает слова в предложении. Например: прыгают – окончание -ют указывает на множественное число, третье лицо, настоящее время, изъявительное наклонение. Окончания могут иметь только изменяемые слова.

 

Постфикс — словообразовательная морфема, стоящая после окончания, например: крошится, притворяюсь. К постфиксам относятся: возвратный постфикс -ся (-сь); -то, -либо, -нибудь. Постфикс входит в основу слова.

 

Интерфиксы — это соединительные гласные в сложных словах -о-, -е-, например: паровоз, пылесос.


Основа слова


Основа — часть слова без окончания или формообразующего суффикса, например: голодный, приехал.


С точки зрения словообразования выделяются следующие виды основ:

 

  1. непроизводная (немотивированная) – основа, в которой не выделяются аффиксы, т. е. с точки зрения современных норм языка она состоит только из корня. Такие основы немотивированно обозначают предметы и явления окружающей нас действительности. Например: стол, дома;
  2. Производная (мотивированная) – основа, в которую нужно включать аффиксы, например: столовая, домик, дождливый;
  3. производящия (мотивирующая) – основа, от которой образовано слово, например: для слова столовая производящей основой является стол; для побежатьбежать.

Также основа бывает простая (содержит в составе один корень: улица, ручка) и сложная (два корня и более: газопроводбыстротечный).

Порядок морфемного разбора


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие типы аффиксов вы знаете? Чем они отличаются?
  2. Сколько морфем в слове мировоззрение?
  3. Сделайте морфемный разбор слова предвыборных.


Предыдущий урок
Слово о языке. Процессы в русском языке
Культура речи
Следующий урок
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика
  • Территориальное (географическое) разделение труда

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке