Нам необходимы знания о словообразовании, поскольку этот раздел неразрывно связан с орфографией. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано. Например, именно со словообразованием связано правописание приставок при- и пре-. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам вспомнить основные способы словообразования.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Словообразование.
- Морфологические способы словообразования.
- Неморфологические способы словообразования.
- Словообразовательный разбор.
- Формообразование.
- Знать: способы образования слов и форм слова; разницу между словообразованием и формообразованием.
- Уметь: выполнять словообразовательный разбор слова, различать способы словообразования и формообразования.
Словообразование — это раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования слов от уже существующих.
Морфологические способы словообразования
Неморфологические способы словообразования
Формообразование — образование грамматических форм слова.
Противопоставляется словообразованию, поскольку образует формы одного и того же слова, не меняя лексическое значение, например: стол – стола, говорю – говорил (в словообразовании лексическое значение слова меняется).
Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание, например: дышишь (2-е л., ед. ч.), дышат (3-е л., мн. ч.).
Также формы слов в русском языке образуются с помощью формообразующих суффиксов и приставки наи-, например: играть (инф.) – играл (прош. вр., м. р., ед. ч.), играя (дееприч. несов. в.).
При аналитическом способе образования формы слова грамматическое значение выражается с использованием не только морфем, но и дополнительных слов – знаменательных и служебных. Например: работать – буду работать (будущее сложное время), сделал – сделал бы (сослагательное наклонение), трудный – более трудный (сложная форма сравнительной степени).
Контрольные вопросы:
- Объясните, как образуются новые слова с помощью усечения. Приведите пример.
- Сделайте словообразовательный разбор слова выработанный.
- Каким способом образовано слово наиважнейший?