Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Слово о языке. Процессы в русском языке

Культура речи

13.02.2025
2304
0

Процессы в русском языке

Язык постоянно развивается, но какие изменения в нем происходят и с чем это связано? Ответы на эти и другие вопросы мы найдем в рамках нашей темы, а также углубим свои знания о лексике, узнаем об экологии языка и языковой картине мира.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала и в закреплении пройденного ранее!

План урока

  • Процессы изменения языка на уровне лексики, активный и пассивный словарный запас
  • Группы лексики по степени современности и по происхождению
  • Процессы изменения языка на других уровнях языка
  • Экология языка
  • Языковая картина мира и языковая личность

Цели урока

  • Знать: на какие группы делится лексика по степени современности и по происхождению, в чем заключается суть направления экология языка, что такое языковая картина мира.
  • Уметь: определять, какие процессы происходят в русском языке и на каких уровнях языка они проявляются.


Язык постоянно развивается: какие-то слова устаревают, какие-то появляются, одна вариативная форма становится нормативной, вытесняя другую.


Эти процессы могут происходить как быстро, так и постепенно.

 

Лучше всего эти изменения видны в лексике. Например, слова, которые возвращаются из пассивного словарного запаса в активный (концерн, приватизация, монополия). Напомним, что пассивный словарный запас  – слова, понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Активный словарный запас – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет, активно использует.

Кроме того, в языке появляются заимствованные слова (фейк, боулинг, скотч) или слова, образованные на основе заимствований (маркетинг – маркетинговый, маркетолог). Иногда у таких слов есть уже существующие русские аналоги: фейс – лицо, имидж – образ, дефицит – недостаток. Частое употребление заимствований может привести к коммуникативной неудачам и снижению информативности речи.

 

Изменения в языке отражены на всех его уровнях. В словообразовании от заимствований с помощью сложения появляются сложные неологизмы: веб-камера, фуд-корт. В морфологии изменения происходят не сразу, формы слов начинают так часто употребляться, что становятся нормативными: мн. ч. род. п. граммов – грамм (счетная форма).


В синтаксисе происходят изменения, связанные с влиянием устной речи: предложения становятся короче, не содержат большого количества однородных членов.

 

Активное и часто негативное влияние разговорной речи на литературный язык привело к формированию экологии языка. Это направление в науке о языке, посвященное изучению факторов, отрицательно влияющих на состояние языка и его развитие, а также определению путей сохранения и обогащения языка. К современным проблемам русского языка можно отнести обеднение лексических и фразеологических ресурсов, жаргонизацию повседневной речи, обилие ненормативной лексики и неоправданных заимствований, снижение качества владения устной и письменной речью.

 

Под языковой картиной мира мы понимаем совокупность знаний об окружающем человека мире, запечатленных в языковой форме. Отраженные в языке представления о строении, элементах и процессах действительности. Картина мира представляет собой целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной жизни человека. Любого носителя того или иного языка можно назвать языковой личностью.

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Как процессы изменения языка отражены в синтаксисе?
  2. Назовите несколько примеров неологизмов. Как давно они вошли в язык? С какими аспектами взаимодействия с другими народами это могло быть связано?
  3. Влияет ли языковая картина мира на менталитет и почему?


Предыдущий урок
Правописание согласных
Орфография
Следующий урок
Морфемика. Словообразование и формообразование
Морфемика и словообразование
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников

    Геометрия

  • Сумма углов треугольника

    Геометрия

  • Первый признак равенства треугольников

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке