Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С.А. Есенин. Лирика

Русская литература XX века

23.04.2024
1744
0

С.А. Есенин. Лирика

План урока

  • Слово о С.А. Есенине
  • Особенности пейзажной лирики С.А. Есенина

Цели урока

  • Знать биографию С.А. Есенина, особенности его пейзажной лирики
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Какие стихотворения русских поэтов о родной природе вы уже читали?
  • Какие произведения С.А. Есенина вам знакомы?


 Слово о С.А. Есенине

Рис. 1. С.А. Есенин. Фото до 1925.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

 

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии. Родители будущего поэта имели крестьянское происхождение. Его дед хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть многие отрывки из Библии, жития святых. Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную историю», – вспоминал С.А. Есенин. С народным творчеством Сергея Есенина познакомила бабушка. Мальчик жил свободно и беспечно. «Детство прошло среди полей и степей», – писал он.

 

С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. С.А. Есенин был одарен блестящим умом. В это время он уже написал более 30 стихотворений, составил рукописный сборник «Больные думы» (1912), который пытался опубликовать в Рязани.

 

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Его творческий путь проходил под влиянием народной поэзии, стихотворений Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова и «крестьянских» поэтов (И.С. Никитина, И.З. Сурикова). Из писем С.А. Есенина 1911 —1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима — аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).

 

После окончания школы поэт отправился в Москву. Там он вскоре стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И.З. Сурикова. С этого времени С.А. Есенин постепенно обретает известность. Его воспринимают как поэта, который всем сердцем любит жизнь. Он переживает и об одинокой собаке, и о старой кошке, и о каждой птице. Ему дорога вся природа от черной земли до светящихся на небе таинственных звезд. Он знает, о чем думают и переживают деревья, цветы, птицы. Поэтому и свою жизнь поэт не отделяет от природы.

 

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные С.А. Есениным в 1910— 1915 годах. Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, — это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

 

Герой лирики С.А. Есенина молится «дымящей земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине. Поэт позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».


  1. Какие авторы повлияли на творчество С. А. Есенина?
  2. Назовите основные темы поэзии С. А. Есенина.


Особенности пейзажной лирики С. А. Есенина 


Элементы интонации

 

Ударения, выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова, называются фразовыми ударениями. Место, количество и сила ударений зависят от многих причин: от содержания мысли, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных психологических моментов.

 

Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего.


Пейзажная лирика  — это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.


Стихотворение «Я покинул родимый дом…» написано в 1918 году, когда С.А. Есенин уехал из родного села, оставив все, что дорого сердцу.

 

 

                                                   Я покинул родимый дом,

                                                   Голубую оставил Русь.

                                                   В три звезды березняк над прудом

                                                   Теплит матери старой грусть.
 

                                                   Золотою лягушкой луна

                                                   Распласталась на тихой воде.

                                                   Словно яблонный цвет, седина

                                                   У отца пролилась в бороде.
 

                                                   Я не скоро, не скоро вернусь!

                                                   Долго петь и звенеть пурге.

                                                   Стережет голубую Русь

                                                   Старый клен на одной ноге,
 

                                                   И я знаю, есть радость в нем

                                                   Тем, кто листьев целует дождь,

                                                   Оттого, что тот старый клен

                                                   Головой на меня похож.
 

(1918 г.)

 

В стихотворении поэт признается в любви к родному краю, говорит о своей тоске по родным местам: по «березняку над прудом», по «тихой воде», по «старому клену», по стареющим родителям: «Седина у отца пролилась в бороде». Сердцем лирический герой навсегда остается в «родимом доме», ведь недаром старый клен, который «стережет голубую Русь», похож на него «головой».

 

 

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

 

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...», продолжает тему любви поэта к родному краю и близким людям. Оно было написано в 1924 году.

 

                                                    Низкий дом с голубыми ставнями,

                                                    Не забыть мне тебя никогда, —

                                                    Слишком были такими недавними

                                                    Отзвучавшие в сумрак года.

 

                                                    До сегодня еще мне снится

                                                    Наше поле, луга и лес,

                                                    Принакрытые сереньким ситцем

                                                    Этих северных бедных небес.
 

                                                    Восхищаться уж я не умею

                                                    И пропасть не хотел бы в глуши,

                                                    Но, наверно, навеки имею

                                                    Нежность грустную русской души.
 

                                                    Полюбил я седых журавлей

                                                    С их курлыканьем в тощие дали,

                                                    Потому что в просторах полей

                                                    Они сытных хлебов не видали.

 

                                                    Только видели березь да цветь,

                                                    Да ракитник, кривой и безлистый,

                                                    Да разбойные слышали свисты,

                                                    От которых легко умереть.
 

                                                    Как бы я и хотел не любить,

                                                    Все равно не могу научиться,

                                                    И под этим дешевеньким ситцем

                                                    Ты мила мне, родимая выть.

 

                                                    Потому так и днями недавними

                                                    Уж не юные веют года…

                                                    Низкий дом с голубыми ставнями,

                                                    Не забыть мне тебя никогда.

 

(1924 г.)

 

Лирическое по жанру и ностальгическое по смыслу, стихотворение построено на воспоминаниях Сергея Есенина о детстве в родном селе Константиново. Тема деревенской природы и крестьянского быта много раз обыгрывалась поэтом для передачи своих самых сокровенных чувств. Однако именно в стихотворении «Низкий дом…» можно ощутить светлую печаль и всю ту нежность, которую С.А. Есенин до конца жизни питал к ярким картинам юношества в своей памяти.

Рис. 2. Дом-музей С.А. Есенина, с. Константиново.

В этом стихотворении поэт признается в том, что не готов вернуться в родные края, несмотря на любовь и ностальгию: «И пропасть не хотел бы в глуши». Но и разлюбить это место он не может: «Как бы я и хотел не любить, / Все равно не могу научиться». Это говорит о внутреннем противоречии лирического героя: с одной стороны, ему нравится образ жизни столичного поэта, с другой – он остается простым человеком с деревенской душой.

 

С темой Родины неразрывно связана пейзажная лирика С.А. Есенина. Сам поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».


  1. Какие темы поднимает С.А. Есенин в своей пейзажной лирике?
  2. Какими средствами пользуется поэт, изображая родную природу?


Поэзия С.А. Есенина необычайно лирична. Она представляет собой искренний, задушевный рассказ о любви, о радостях и горестях, о мечтах и переживаниях. Часто в стихах лирический герой обращается к самым близким людям: к матери, отцу, деду, сестрам. Он мысленно возвращается в отчий дом, воссоздавая картины родных мест. 


Контрольные вопросы 

  1. Какое настроение С.А. Есенин передает в стихотворении «Я покинул родимый дом»?
  2. В чем заключается идея стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...»?


Предыдущий урок
А.И.Куприн. «Чудесный доктор»
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

    Русский язык

  • Лист. Внешнее строение

    Биология

  • Части Мирового океана. Свойства вод океана

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке