Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 10 класс
  • Литература
  • А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья «Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова. Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»

Конспект урока: А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья «Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова. Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»

Русская литература XIX века

18.01.2025
3710
0

А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова. Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»

План урока

  • Смысл названия пьесы
  • Трагическое и жизнеутверждающее в драме
  • Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
  • Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»

Цели урока

  • Знать отзывы критиков о «Грозе», трагическое и жизнеутверждающее в драме, смысл названия пьесы
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

Какие образы-символы вы нашли в тексте драмы «Гроза»?

Смысл названия пьесы

А.Н. Островский в своих произведениях часто соотносит состояние природы с душевным состоянием героя. Пьеса начинается с описания спокойной и безмятежной природы, такой же предстаёт быт семьи Кабановых. Постепенные изменения природы соотносятся и с назревающим конфликтом внутри семьи Кабановых.

 

Гроза в пьесе имеет символическое значение. В гармоничный пейзаж постепенно вмешиваются силы природы: надвигаются тучи. Гроза начинает надвигаться в первом действии, когда Катерина говорит о любви. В четвёртом действии гроза предвещает гибель, и настоящая буря разражается в кульминации, когда происходит признание Катерины.

 

Гроза связана с образом Тихона, который первый из героев упоминает о ней в пьесе. Грозой он также называет брань своей матери. Гроза указывает на житейские невзгоды дома Кабановых, катастрофы, которые уничтожают семью: позор и смерть Катерины, побег Варвары, пьянство Тихона. Всё это отражает крах именитой купеческой семьи, изживание рода Кабановых.

 

Жители Калинова видят в надвигающейся грозе Божью кару, напоминание о ничтожности и греховности человека. Именно Катерина раскрывает идею о том, что верования калиновцев не пустые суеверия, это глубокие мировоззренческие основания, связанные с языческой и христианской культурой.

 

Гроза – символ освобождения от «темного царства». Во всем этом заключается главное значение реалистического символа – символа грозы. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе.

 

Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостничества, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл названия глубже. А.Н. Островский протестует против всякого оскорбления личности, против подавления свободы.

Трагическое и жизнеутверждающее в драма

Судьба Катерины, крах Кабановых и нравы Калинова – всё это трагическое в пьесе. Однако первые критики сочли, несмотря на трагический финал, что пьеса «Гроза» вызывает светлое и отрадное впечатление.

 

Гроза в русской поэзии предстаёт начало обновления мира, радостным предвкушением светлого дня (поэзия Ф.И. Тютчева и А.С. Пушкина тому пример). В «Грозе» есть самодуры и жертвы, угнетатели и угнетённые, но в ней нет ни одного ничтожного и пошлого лица. Русский человек показан у А.Н. Островского значительным во всех проявлениях, хороших или дурных.


  1. Почему Катерина боится грозы?
  2. Боятся ли грозы другие персонажи?


Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

Рис. 1. Неизвестный автор. Н.А. Добролюбов. 1857.

Ведущий критик журнала «Современник» Н.А. Добролюбов сразу заметил драму А.Н. Островского среди литературных новинок года и написал большую статью «Луч света в тёмном царстве». Статья была закончена и опубликована в 1860 году. Название многозначительное и характеризуется борьбу Катерины с устоями Калинова. 

 

Основной темой драмы Н.А. Добролюбов видит изображение «тёмного царства», то есть современной русской жизни.

 

Н.А. Добролюбов охарактеризовал пьесу как «самое решительное произведение» драматурга. Он видит в Катерине сильный и цельный характер, считая, что лучшим решением для неё будет побег с Борисом. Трагичный финал видится критику отрадным, «ведь в нём дан вызов самодурной власти.

Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»

Рис. 2. Д.И. Писарев. Между 1880 и 1886.

Статья Д.И. Писарева вышла в 1864 году в журнале «Русского слово». В ней критик использует пьесу, как повод для анализа состояния современного российского общества. Д.И. Писарев спорит с Н.А. Добролюбовым, выступая против деления персонажей на самодуров и жертв. По его мнению, никто из героев пьесы не заслуживает жалости и сочувствия, так как в тёмном царстве нет надежды на светлые явления. 

 

Д.И. Писарев считает, что «все новые характеры могут относиться или к базаровскому типу, или к разряду карликов и вечных детей», где «карлики» - люди, всегда озабоченные ничтожными проблемами, а «вечные дети» - обреченные на вечные страдания, так как подчиняются страшим в семье, государстве.

 

Главный предмет спора – оценка образа Катерины. Д.И. Писарев характеризует Катерину как малообразованную купеческую жену, находящуюся в борьбе с внутренними противоречиями. В ней нет ничего от «светлой личности», её самоубийство критик оценивает как глупость. Д.И. Писарев критикует не только героев, но и А.Н. Островского, обвиняя его в непрактичности и отсутствии оригинальности.

 

Оба критика не замыкаются на разборе литературного произведения, но считают полезным и интересным говорить о явлениях русской жизни, отраженных в нем. Н.А. Добролюбов разбирает художественные достоинства пьесы и всего предыдущего творчества Островского; для Д.И. Писарева и «Гроза», и образ Катерины Кабановой становятся поводом для изложения своего взгляда на социальное явление.


Контрольные вопросы 

 

  1. Как поэтический пейзаж просторов Волги трагически трансформируется в финале пьесы?
  2. Почему центральным символическим образом является гроза? Раскройте смысл названия пьесы. Какую роль выполняет массовая сцена ожидания грозы? Как в ней раскрываются особенности нравов жителей Калинова?
  3. Почему полусумасшедшая барыня является образом-символом?


Предыдущий урок
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Теория «чистого искусства». Пейзажная и любовная лирика
Русская литература XIX века
  • Качественные реакции органических веществ

    Химия

  • Мораль

    Обществознание

  • Поздний романтизм. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Тема родины

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке