Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Путь духовных исканий Пьера Безухова. Образ Наташи Ростовой

Русская литература XIX века

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Путь духовных исканий Пьера Безухова. Образ Наташи Ростовой

План урока

  • Путь духовных исканий Пьера Безухова
  • Масонство
  • Бородинская битва и плен
  • Обретение семейного счастья
  • Образ Наташи Ростовой

Цели урока

  • Знать историю жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой, своеобразие образов героев
  • Уметь анализировать образ героя

Разминка

Как вы думаете, почему соединение Пьера и Наташи оказалось возможным только после пережитых страданий?

 

Путь духовных исканий Пьера Безухова

Рис. 1. Д. Шмаринов. Пьер Безухов. 1953. Рис. 1. Д. Шмаринов. Пьер Безухов. 1953.

Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Л.Н. Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Л.Н. Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье. 

 

Петр Кириллович Безухов – незаконнорожденный сын одного из богатейших вельмож. В начале романа ему 20 лет. Пьер – мягкий, добродушный и искренний человек. Окружающие говорят о нем, что у него «золотое сердце». Несмотря на то, что у него нет постоянных занятий, Пьер образованный человек. Он любит читать, является членом Английского клуба.

 

Граф Безухов щедрый человек, но он не умеет распоряжаться деньгами. Пьер ведомый человек, ему кажется более правильным прислушаться к совету другого человека, а не к себе самому. Значительное влияние на характер Пьера оказал плен, в который он попал во время Отечественной войны: «Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям».

 

Пьер входи в роман уже с первых страниц, и сразу же видна непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры – все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер – большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

 

Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», – говорит ему князь Андрей.

 

Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н.К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

 

В светском обществе Пьер выделяется из всех не только крупной нескладной фигурой, но и своей задушевной улыбкой. Сам того не желая, он с первых стра­ниц противостоит свету своим живым умом и непосред­ственностью. Светская жизнь в салоне Шерер отталкивает своей ненатуральностью, но настоящая жизнь тех же самых людей ещё отвратительнее — в ней царят жадность, корысть, злоба. Пьер остаётся непричастен всеобщей комедии. Его наив­ный взгляд открывает читателю фальшь происходящего, хотя сам ге­рой постоянно убеждает себя, что всё так и должно быть, что всё идёт правильно.

 

В начале романа герой ещё не сформировал свои убеждения, так что он ещё не в состоянии отличать добро от зла, он не понимает, что часто влияние светского круга заглушает в нём инстинкт истины и добра.

 

Однако образ жизни Пьера здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» – это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему... приложить».


  1. Почему Пьер противопоставлен петербургскому обществу?
  2. Как меняет жизнь Пьера получение многомиллионного наследства? Почему он женился на Элен?


Масонство

Рис.2. И. Караш. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Рис.2. И. Караш. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Следующий этап нравственных исканий Пьера – это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его – «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением. 

 

Однако Л.Н. Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно – это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки.

 

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

 

Несостоятельность масонского учения обнажается Л.Н. Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

 

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

 

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи – ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

 

Здесь в романе возникает мотив разочарованного героя, «лишнего человека», мотив Обломова. Однако у Л.Н. Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у А.С. Пушкина или И.А. Гончарова. Человек у Л.Н. Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев», выявляя в их душах все лучшее и подлинное, пробуждая к жизни богатый внутренний потенциал. Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто... способен откликнуться на ее величие...».


  1. Находит ли Пьер истину в масонстве? Почему ему близки идеи ложи? Как это связано с его стремлением «жить для других»?
  2. В чем смысл новой жизненной позиции Пьера, которую он излагает князю Андрею в Богучарове?
  3. Почему Пьер разочарован в масонстве? В чем заключаются его новые попытки обрести смысл жизни?


Бородинская битва и плен

 

1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Рис. 3. А. Николаев. Пьер спасает девочку в горящей Москве. 1981. Рис. 3. А. Николаев. Пьер спасает девочку в горящей Москве. 1981.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. 

 

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться – вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Л.Н. Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

 

Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Л.Н. Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», – пишет В. Ермилов.

 

Для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями».

 

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева – благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». С.Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны – идея «круга противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого».

Рис. 4. В. Серов. Пьер в Москве. Рис. 4. В. Серов. Пьер в Москве.

Однако Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через «каратаевскую закругленность»«Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» – но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы – Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы. 

 

Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии». Думается, это было необходимо Пьеру в данный период, в нем говорил инстинкт самосохранения, причем не столько физического, сколько инстинкт самосохранения духовного. Жизнь порой сама подсказывает «выход», а благодарное подсознание принимает его, помогая человеку выжить в невозможной для него ситуации.

 

Французский плен и стал для Пьера такой «невозможной ситуацией». В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось»«В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, – сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству. Именно поэтому он проникается философией Платона Каратаева.

 

Однако потом герой отходит от нее. И причина этого – в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, мира, чувство соборности – положительные черты «каратаевщины». Оборотная же сторона ее – это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру. Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, ...ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

 

Как замечает С.Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера – это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни. Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.


  1. С какой целью Пьер отправляется в действующую армию? Какое значение для него имела встреча с князем Андреем накануне Бородинского сражения? Как Л.Н. Толстой описывает сближение Пьера с народом и его понимание всей грандиозности происходящих событий в батарее Раевского?
  2. Почему Пьер принимает решение остаться в захваченной Москве? В чем состоит его новая идея самопожертвования?
  3. В чем смысл развернутой метафоры, передающей внутреннее состояние Пьера в плену: «В его душе как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»?
  4. Какое значение для Пьера имела встреча в плену с Платоном Каратаевым?
  5. Раскройте смысл мистического сна Пьера об огромном водяном шаре. Что символизирует шар?


Обретение семейного счастья 

 

Духовные искания Пьера оказали значительное влияние на его характер. В начале романа он встречает нас молодым добродушным героем, верящим в величие Наполеона. В войне 1812 Безухов увлекается идеей убить своего бывшего кумира. Пережив плен и познакомившись там с Платоном Каратаевым, Пьер многому научился. Он стал человеком более умиротворенным, понимающим и счастливым.

 

Вернувшись в Москву, граф не узнает Наташу Ростову, пережившую потерю близких людей. Но именно вместе с ней он создает счастливую семью и подходит к итогу своих духовных исканий.

 

Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Читатель видит его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

 

Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н. Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его – это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.

 

Образ Наташи Ростовой

Рис. 5. В. Серов. Наташа у дядюшки. Рис. 5. В. Серов. Наташа у дядюшки.

«Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал Наташу Ростову князь Андрей. «Волшебницей» казалась она Денисову. «Она обворожительна», –  говорил о ней Пьер. 

 

Наталья Ильинична Ростова – младшая дочь состоятельного графа. При первом знакомстве с читателем любимая героиня Л.Н. Толстого предстает открытой и энергичной девочкой. Отец называет её «порохом», Наташа постоянно веселится и не сидит на месте.

 

Наташа хорошо разбирается в людях, её можно назвать очень чутким и сострадательным человеком. Именно благодаря ей Ростовы оставляют вещи в имении, чтобы помочь раненным после Бородинского сражения.

 

Наташа появляется в романе тринадцатилетней девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая... с... сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...». В произведении прослеживается ее взросление.

 

Юная Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном. Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе народное искусство, русские народные обычаи, нравы простых людей. Девушка с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который «пел так, как поет народ». Всей душой она отдается русской пляске, обнаруживая, неожиданно для всех, чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке.

 

Главное, что привлекает в Наташе, – это ее дар любви к людям, ее человечность. Из всего семейства Ростовых она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Внутреннему настрою Наташи соответствует ее речь: эмоциональная, интонационно богатая, часто дополняемая мимикой и жестами. Л.Н. Толстой замечает, что Наташа «не могла постигнуть возможность выразить в письме правдиво хоть одну тысячную того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом». Одаренность и обаяние Наташи так велики, что за ними не чувствуются ее недостатки.

 

Пьер Безухов сказал однажды: «Она не удостаивает быть умной». Такие его слова могут быть объяснены лишь отсутствием у Наташи широких умственных интересов, глубокого образования. Однако жизненные суждения ее о людях, идущие от сердца, проницательны и разумны. Используя слова Л.Н. Толстого из письма к А.А. Фету, можно сказать, что она была наделена «умом сердца». Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством. Так, она поняла духовную красоту княжны Марьи и полюбила ее, несмотря на различие их натур. В преуспевающем Борисе Друбецком героиня разглядела тщеславного карьериста, а в Берге – его фальшивый патриотизм.

 

Наташа способна на сильное и глубокое чувство. В 1812 году, перед нашествием французов, она добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Душевная чистота этой девушки покоряет людей. Только материнское чутье графини говорило, «что чего-то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива».

Рис. 6. Д. Шмаринов. Наташа в Отрадном. 1953. Рис. 6. Д. Шмаринов. Наташа в Отрадном. 1953.

Тревожные предчувствия матери подтвердились. Любовь была единственным смыслом жизни ее дочери, единственным ее интересом. Проявление любви к ней, с чьей бы стороны они ни исходило – от Бориса, Денисова, Болконского, Пьера или Анатоля – волновало Наташу и вызывало в ней ответный отклик. В своем страстном стремлении к любви она не выдерживает года разлуки с Андреем Болконским, трудностей во взаимоотношениях с его отцом, старым князем. Встретившись в отсутствие князя Андрея с Анатолем Курагиным, Наташа поверила в его любовь, увлеклась им и написала княжне Марье, что не может быть женой ее брата.

 

Разрыв с Андреем Болконским, его ранение, а затем смерть вызвали в героине тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния. Она предалась отчаянию, скорби, тяжело заболела, ей казалось, что «жизнь ее кончена».

Рис. 7. Д. Шмаринов. Наташа после болезни. Рис. 7. Д. Шмаринов. Наташа после болезни.

Внутреннее состояние Наташи Толстой раскрывает в описании ее внешнего облика: «..В черном шерстяном платье, с небрежно связанною пучком косой, худая и бледная Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери»«Упорным неподвижным взглядом» смотрела она в недавнее прошлое и «переживала теперь все то, что она чувствовала тогда». Наташа бесконечно повторяла в уме последние свои разговоры с князем Андреем – теперь она иначе отвечала на его вопросы, говорила ему нежные слова, которых не успела сказать. И мысль о том, что «никогда, никогда уже нельзя поправить» сказанного раньше, – эта мысль приводила Наташу в отчаяние. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, - вернули Наташу к жизни: «...Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

 

Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге романа она – жена Пьера, мать четверых детей. Наташа уже утратила свое девичье очарование: «Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному... Одна мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью…».

 

Натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для нее смысл жизни, она всю себя отдает интересам семьи. Толстому в условиях зарождающейся эмансипации были дороги в женщине, прежде всего, чувства жены и матери. Поэтому образ любимой героини Толстого – Наташи Ростовой – выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.


1. Почему Наташа изображена в романе, начиная с детских лет? Как изображена атмосфера в доме Ростовых?

2. Почему Толстой говорил о Наташе: «Сущность ее жизни – любовь»?

3. Какие черты характера героини раскрываются в следующих сценах:

  • ночь в Отрадном и разговор с Соней о звездах и небе;
  • сцена первого бала и танец с князем Андреем;
  • русская пляска Наташи во время пребывания в гостях у дядюшки;
  • сцена святочных гаданий?

 

4. Чем объясняется увлечение Наташи Анатолем Курагиным?

5. Чем объясняется особенное поведение Наташи во время войны 1812 года (эпизод с подводами для раненых, забота о раненом князе Андрее)? Как через страдание она приходит к вере?


Контрольные вопросы

 

  1. Какое событие оказало значительное влияние на характер Пьера?
  2. Каков итог духовных исканий графа Безухова?
  3. Какие черты составляют основу характера Наташи Ростовой?


Предыдущий урок
Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека».
Русская литература XIX века
Следующий урок
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Путь духовных исканий Андрея Болконского
Русская литература XIX века
  • Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова. Наказание Раскольникова

    Литература

  • Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах

    Геометрия

  • Мейоз

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке