- Двойники и антиподы Раскольникова
- Раскольников и Лужин
- Раскольников и Свидригайлов
- Раскольников и Лебезятников
- Раскольников и Порфирий Петрович
- Раскольников и Разумихин
- Знать систему образов романа «Преступление и наказание»
- Уметь анализировать образы героев, сопоставлять их
Фамилия главного героя романа «Преступление и наказание» является говорящей. Многие литературоведы сходятся во мнении, что она связана с тем, что душа Раскольникова расколота на несколько частей, которые воплотились в других героях произведения.
- Как вы думаете, кто из героев романа наиболее похож на Родиона?
Двойники и антиподы Раскольникова
В «Преступлении и наказании» Раскольников – персонаж многогранный и сложный. Его состояние Ф.М. Достоевский раскрывает через внутренние монологи героя, сны, цветовую палитру окружающего его мира.
Новаторство образа Раскольникова заключается в том, что для полного раскрытия персонажа автор создает систему антиподов и двойников, в каждом из которых воплощены определенные черты характера Родиона.
О двойниках Раскольникова известный культуролог и литературовед М.М. Бахтин писал: «У Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников <...> В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою)».
Антипод – человек противоположных свойств, вкусов или убеждений.
Раскольников и Лужин
В каждом романе Ф.М. Достоевского грандиозные по масштабу философские идеи героя получают снижение на уровне житейской философии и практики его двойников, на уровне «уличной философии», философии толпы.
Петр Петрович Лужин – жених Дуни. Ему 45 лет, он имеет чин надворного советника. В начале романа он переезжает в Петербург, чтобы открыть там собственную адвокатскую контору. Лужин не имеет высшего образования, но является человеком практичным и умным. О себе он говорит, что смог выбиться из низов и стать обеспеченным человеком. Несмотря на то, что в обществе он пытается вести себя любезно, Лужин очень обидчивый и вспыльчивый человек, его легко вывести из себя.
Петр Петрович делает предложение Дуне не по любви, а из-за её бедственного положения. Мечта Лужина – это брак с красивой необеспеченной девушкой, которая всю жизнь будет благодарна ему за содержание
Петр Петрович Лужин олицетворяет современную буржуазную мораль и кризис нравственного в человеке. Он олицетворяет жизненную практику, житейскую философию столичного жителя. Не случайно он из провинции рвался в столицу, это подчеркнуто даже в имени (Петр – камень, а по Ф.М. Достоевскому Петербург – стихия камня и воды).
Раскольников сразу увидел в Лужине потенциального преступника. Преступна житейская философия Лужина: «все в жизни на личном интересе основано», возлюби прежде всех самого себя. Исполняя эти аморальные заветы, он совершает преступные акции против Дунечки и Пульхерии Александровны, против Сони. Раскольников презирает Лужина, потому что тот не знает сомнений, противоречий, угрызений совести. Это «деревянный человек», по инстинкту подлой натуры верующий в свою правоту.
У Раскольникова и Лужина много общего, что позволяет поставить этих персонажей в пару двойников. Сходства героев:
- как и у Раскольникова, у Лужина есть собственная теория – «теория о целом кафтане», которая подразумевает эгоизм, заботу человека исключительно о собственном счастье;
- Лужин умен и тщеславен;
- оба героя высокомерны.
Несмотря на схожесть характеров, есть вещи, которые в значительной мере отличают Лужина и Раскольникова. Лужин не признает никаких чувств кроме любви к себе, для него миром правят деньги. Раскольников хоть и является преступником, но все же верит, что по сути своей все совершается ради добра и общего блага.
- В каких эпизодах и сценах проявляется преступность натуры Лужина?
- Почему Лужин не способен к покаянию?
Раскольников и Свидригайлов
Аркадий Иванович Свидригайлов – знакомый сестры Родиона – Дуни. Ему около 50 лет, он дворянин и офицер в отставке. В течение нескольких лет он был шулером. Окружающие считают, что Свидригайлов относится к тем людям, которые готовы на все. Раскольников считает его странным, хитрым и подлым человеком. О самом себе герой говорит, что он грешен и низок. Свидригайлов умеет производить впечатление порядочного человека. У него много нужных «связей», из любой ситуации ему помогают выкручиваться.
Его жена – Марфа Петровна, погибла при странных обстоятельствах. Дуня уверена, что её отравил Свидригайлов, потому как Марфу Петровну он не любил и только пользовался её богатством.
Свидригайлов сам намекает Раскольникову на некую общность их жизненных позиций: «нигилизма есть два, и обе точки соприкасаются», «мы с вами одного поля ягоды». Наполеоновская часть теории Раскольникова своеобразно преломилась в жизни и судьбе Свидригайлова. Он эгоист, избирающий свой исключительный путь в жизни. Он руководствуется идеей вседозволенности, стремится к свободе и власти над другим человеком, будь то его супруга или девочки-нимфетки. Свидригайлов смеется над мессианскими идеями Раскольникова, называет его Шиллером (т.е. романтиком).
Образ Свидригайлова – образ великого грешника, и одновременно человека-универса, способного на добро и зло, но не различающего эти категории из сферы морали нравственности. Любовь-страсть Свидригайлова к Дуне – это последний и самоубийственный аккорд вечного стремления к воскресению даже души великого грешника. Последнее свидание с Дунечкой окончательно решило его судьбу. Его душевный мрак символически воссоздан в серии его снов перед самоубийством.
В романе рождается новая метафорическая типологическая оценка уровня падения, греховности человека: «человек-насекомое». Образы насекомых возникают в романе в связи с образом Свидригайлова, символически отмечая его появление в жизни Раскольникова и его уход из жизни через самоубийство. Образ мухи в момент появления Свидригайлова перед взором Раскольникова как продолжение его болезненных сновидений. В мировой культуре известны разные имена, связанные с персонификацией мирового зла: Сатана, Дьявол, Люцифер, Мефистофель, Вельзевул – Повелитель мух. В предсмертных снах Свидригайлова является безобразный, натуралистический образ – разлагающаяся говядина, на которой кишат мухи и черви. Это символизирует причастность Свидригайлова к мировому злу, к сатане.
По Свидригайлову вечность – грязный угол в предбаннике деревенской бани и паук (также насекомое), погибающий в собственных сетях.
В традициях Ф.М. Достоевского будут работать европейские писатели XX века – Кафка «Превращение» и Сартр «Мухи». Самоубийство Свидригайлова сопровождается символическими образами и деталями: гроза, потоки дождя и паническая водобоязнь Свидригайлова. Потому что вода – крещение, очищение. Самоубийство Свидригайлова стало нравственным сигналом для Раскольникова, ускорило явку с повинной.
Свидригайлов — двойник Раскольникова, в нем, как в кривом зеркале, Раскольников видит самого себя и это потрясает его сознание и душу. Их сближает:
- эгоизм;
- вера в собственную исключительность;
- имеет бесчеловечную теорию, по которой ради интереса все дозволено;
- является сильной личностью;
- имеет проблемы с законом.
Однако в отличие от Раскольникова Свидригайлову чужды угрызения совести. За свои преступления он не мучается, последствия собственных бесчеловечных поступков ему безразличны. Аркадий Иванович живет только ради наслаждений, которым сопутствует его теория. У Родиона все наоборот. Его теория – смысл его жизни.
- В чем особенность кошмарных снов Свидригайлова? Для чего они введены в роман?
- Почему появление в романе Свидригайлова передано как продолжение кошмарного сна Раскольникова?
Раскольников и Лебезятников
Андрей Семенович Лебезятников – друг и подопечный Лужина, служит чиновником в министерстве. Он небогат, является человеком небольшого ума, автор называет его «добренький Андрей Семенович».
Самого себя Лебезятников считает достаточно образованным и просвещенным. О нем хорошо отзывается Лужин. Андрею Семеновичу свойственно подражать всему «модному». Так, он, к примеру, пытается продвигать идеи общественного прогресса, но не обладает для этого достаточными ораторскими способностями и умом. Лебезятникову близки идеи нигилизма. По аналогии с Базаровым он считает любого рабочего полезнее Пушкина или Рафаэля.
По мнению Бахтина, Лебезятников это третий двойник Раскольникова. В отличие от Свидригайлова и Лужина он безобиден и в гротескной форме отражает только увлечение Родиона своей теорией. Лебезятникову нравятся модные идеологии. Как Раскольников увлечен поиском доказательств своей теории, так и Андрей Семенович заинтересован распространением идей нигилизма среди своих соседей.
Раскольников и Порфирий Петрович
Порфирий Петрович – пристав следственных дел, ему около 35 лет. Разумихин говорит о нем, что он «отличный следователь». Герой крайне проницателен. Он сразу определяет характер Родиона и личность Миколы. Раскольников в свою очередь понимает, что Порфирий Петрович – человек неглупый. О самом себе Порфирий говорит: «Кто я? Я поконченный человек, больше ничего».
Герой всегда держит свое слово, но ко многим вещам относится со скептицизмом, ему нравится притворяться.
В раскрытии дел Порфирию Петровичу помогают его умение усыпить бдительность человека, умелое совмещение приемов психологии и материализма.
В советском литературоведении возник спор между В.Я. Кирпотиным и Ю.Ф. Карякиным. Суть полемики: добро или зло для Раскольникова Порфирий Петрович?
В.Я. Кирпотин в своей монографии утверждал, что Порфирий Петрович олицетворяет тот мир, против которого бунтует Раскольников. Он заставляет Раскольникова страдать, действует как садист, как изувер. Карякин неожиданно сблизил Порфирия Петровича с Ф.М. Достоевским как выразителя почвеннических идей в романе. Именно Порфирий Петрович указывает Раскольникову на притягательность народной правды, на нравственный опыт Миколки.
В контексте романа принципиально важны три встречи Раскольникова и следователя:
- Теоретический разговор, философский спор: Раскольников увлеченно излагает свою теорию. Порфирий Петрович осторожно и иронично комментирует его идеи. Возникает впечатление, что в прошлом, в молодости Порфирий Петрович тоже увлекался такими идеями (возникает мотив двойничества).
- Психологический поединок в полицейском участке. Следователь уже торжествует победу над преступником, но неожиданно в комнате появляется Миколка, который признается в совершенном преступлении.
- Нравственно-философский итог. Порфирий Петрович приходит в гости к Раскольникову и объясняет ему его поведение. В этом эпизоде Порфирий Петрович излагает почвеннические идеи. Он говорит о «людях ума», таких, как Раскольников, которые не замечают собственной греховности и бунтуют против мира, против существующего порядка вещей. Миколка, человек из народа, противопоставлен им как носитель совести. Он знает, что каждый человек живет во грехе, вольно или невольно, и готов страданием искупить свои прегрешения. Порфирий Петрович: «Миколка ведь прав...нет счастья в комфорте, счастье страданием покупается».
В устах Порфирия Петровича символический смысл обретает образ солнца, восходящий к евангельскому первоисточнику. В Евангелии: «Христос – солнце жизни». Порфирий Петрович: «Станьте солнцем, и вас заметят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».
Для Раскольникова личность Порфирия Петровича связана, в первую очередь, с наказанием героя. Хоть оба они и умны, и зачастую в диалогах мысли персонажей являются схожими, они выступают за противоборствующие стороны.
Порфирий Петрович стоит на стороне закона. Моральные и этические нормы стоят для него превыше всего, поэтому он никогда не пойдет на преступление. Ему понятны рассуждения Раскольникова о жизни, о его теории. Порфирий Петрович видит, что Родион еще молод и попросту запутался, поэтому он хочет помочь герою. Порфирий Петрович является антиподом Раскольникова.
- Проанализируйте поведение Порфирия Петровича во время второй встречи с Раскольниковым. Как он объясняет тактику своего расследования? Чем оканчивается вторая встреча?
- Почему при третьей встрече Порфирий Петрович решается говорить начистоту и советует Раскольникову: «Вам воздух переменить надо. Страдание – тоже дело хорошее. Пострадайте»?
- Как Порфирий Петрович с самого начала психологически вычисляет убийцу?
Раскольников и Разумихин
Дмитрий Прокофьевич Разумихин – друг Раскольникова, бывший студент Петербургского университета. Как и Раскольников, он живет крайне бедно, но постоянно находит какие-нибудь способы подзаработать. Разумихин человек образованный, знает три языка. Он уверен, что в скором времени у него получится вернуться на учебу в университет.
Героя можно назвать оптимистом, он всегда в приподнятом настроении, старается веселить окружающих. Раскольников говорит о нем, что он человек очень славный, способный на сильную любовь.
Разумихин и Раскольников являются друзьями, но характеры их сильно различаются. Разумихин не привык впадать в отчаянье, он готов стойко выдерживать удары судьбы. Родион не такой человек. Он угрюм, беспокоен, не умеет принимать собственные поражения.
Автор использует Разумихина в качестве антипода, чтобы показать на его фоне мрачное и апатичное состояние главного героя. Родион не готов к постоянному труду ради заработка. Для него предпочтительнее оказывается пойти на преступление, чтобы доказать правоту собственной теории и «восстановить справедливость».
Контрольные вопросы:
- Как Ф.М. Достоевский сталкивает своего героя с людьми, разделяющими его мнение насчет толпы и сверхчеловека? Какова система двойников в романе?
- Почему Лебезятников – двойник Родиона?
- Почему призыв Лужина к личной наживе является логическим продолжением идеи Раскольникова о том, что «сильному все позволено»?
- Почему Свидригайлов заявляет Раскольникову, что они оба – «одного поля ягоды»?
- Что думает о Порфирии Петровиче Раскольников?
- Чем отличаются характеры Разумихина и Раскольникова?