Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников: двойники и антиподы

Русская литература XIX века

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников: двойники и антиподы

План урока

  • Двойники и антиподы Раскольникова
  • Раскольников и Лужин
  • Раскольников и Свидригайлов
  • Раскольников и Лебезятников
  • Раскольников и Порфирий Петрович
  • Раскольников и Разумихин

Цели урока

  • Знать систему образов романа «Преступление и наказание»
  • Уметь анализировать образы героев, сопоставлять их

Разминка

Фамилия главного героя романа «Преступление и наказание» является говорящей. Многие литературоведы сходятся во мнении, что она связана с тем, что душа Раскольникова расколота на несколько частей, которые воплотились в других героях произведения.

  • Как вы думаете, кто из героев романа наиболее похож на Родиона?

 

Двойники и антиподы Раскольникова

 

В «Преступлении и наказании» Раскольников – персонаж многогранный и сложный. Его состояние Ф.М. Достоевский раскрывает через внутренние монологи героя, сны, цветовую палитру окружающего его мира.

 

Новаторство образа Раскольникова заключается в том, что для полного раскрытия персонажа автор создает систему антиподов и двойников, в каждом из которых воплощены определенные черты характера Родиона.

 

О двойниках Раскольникова известный культуролог и литературовед М.М. Бахтин писал: «У Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников <...>   В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою)».


Антипод – человек противоположных свойств, вкусов или убеждений.


Раскольников и Лужин

Рис. 1. Д. Шмаринов. Лужин. Рис. 1. Д. Шмаринов. Лужин.

В каждом романе Ф.М. Достоевского грандиозные по масштабу философские идеи героя получают снижение на уровне житейской философии и практики его двойников, на уровне «уличной философии», философии толпы.

 

Петр Петрович Лужин – жених Дуни. Ему 45 лет, он имеет чин надворного советника. В начале романа он переезжает в Петербург, чтобы открыть там собственную адвокатскую контору. Лужин не имеет высшего образования, но является человеком практичным и умным. О себе он говорит, что смог выбиться из низов и стать обеспеченным человеком. Несмотря на то, что в обществе он пытается вести себя любезно, Лужин очень обидчивый и вспыльчивый человек, его легко вывести из себя.

 

Петр Петрович делает предложение Дуне не по любви, а из-за её бедственного положения. Мечта Лужина – это брак с красивой необеспеченной девушкой, которая всю жизнь будет благодарна ему за содержание

 

Петр Петрович Лужин олицетворяет современную буржуазную мораль и кризис нравственного в человеке. Он олицетворяет жизненную практику, житейскую философию столичного жителя. Не случайно он из провинции рвался в столицу, это подчеркнуто даже в имени (Петр – камень, а по Ф.М. Достоевскому Петербург – стихия камня и воды).

 

Раскольников сразу увидел в Лужине потенциального преступника. Преступна житейская философия Лужина: «все в жизни на личном интересе основано», возлюби прежде всех самого себя. Исполняя эти аморальные заветы, он совершает преступные акции против Дунечки и Пульхерии Александровны, против Сони. Раскольников презирает Лужина, потому что тот не знает сомнений, противоречий, угрызений совести. Это «деревянный человек», по инстинкту подлой натуры верующий в свою правоту.

У Раскольникова и Лужина много общего, что позволяет поставить этих персонажей в пару двойников. Сходства героев:

  • как и у Раскольникова, у Лужина есть собственная теория – «теория о целом кафтане», которая подразумевает эгоизм, заботу человека исключительно о собственном счастье;
  • Лужин умен и тщеславен;
  • оба героя высокомерны.

 

Несмотря на схожесть характеров, есть вещи, которые в значительной мере отличают Лужина и Раскольникова. Лужин не признает никаких чувств кроме любви к себе, для него миром правят деньги. Раскольников хоть и является преступником, но все же верит, что по сути своей все совершается ради добра и общего блага.


  1. В каких эпизодах и сценах проявляется преступность натуры Лужина?
  2. Почему Лужин не способен к покаянию?


Раскольников и Свидригайлов

Рис. 2. Д. Шмаринов. Свидригайлов. Рис. 2. Д. Шмаринов. Свидригайлов.

Аркадий Иванович Свидригайлов – знакомый сестры Родиона – Дуни. Ему около 50 лет, он дворянин и офицер в отставке. В течение нескольких лет он был шулером. Окружающие считают, что Свидригайлов относится к тем людям, которые готовы на все. Раскольников считает его странным, хитрым и подлым человеком. О самом себе герой говорит, что он грешен и низок. Свидригайлов умеет производить впечатление порядочного человека. У него много нужных «связей», из любой ситуации ему помогают выкручиваться. 

 

Его жена – Марфа Петровна, погибла при странных обстоятельствах. Дуня уверена, что её отравил Свидригайлов, потому как Марфу Петровну он не любил и только пользовался её богатством.

 

Свидригайлов сам намекает Раскольникову на некую общность их жизненных позиций: «нигилизма есть два, и обе точки соприкасаются», «мы с вами одного поля ягоды». Наполеоновская часть теории Раскольникова своеобразно преломилась в жизни и судьбе Свидригайлова. Он эгоист, избирающий свой исключительный путь в жизни. Он руководствуется идеей вседозволенности, стремится к свободе и власти над другим человеком, будь то его супруга или девочки-нимфетки. Свидригайлов смеется над мессианскими идеями Раскольникова, называет его Шиллером (т.е. романтиком). 

 

Образ Свидригайлова – образ великого грешника, и одновременно человека-универса, способного на добро и зло, но не различающего эти категории из сферы морали нравственности. Любовь-страсть Свидригайлова к Дуне – это последний и самоубийственный аккорд вечного стремления к воскресению даже души великого грешника. Последнее свидание с Дунечкой окончательно решило его судьбу. Его душевный мрак символически воссоздан в серии его снов перед самоубийством.

 

В романе рождается новая метафорическая типологическая оценка уровня падения, греховности человека: «человек-насекомое». Образы насекомых возникают в романе в связи с образом Свидригайлова, символически отмечая его появление в жизни Раскольникова и его уход из жизни через самоубийство. Образ мухи в момент появления Свидригайлова перед взором Раскольникова как продолжение его болезненных сновидений. В мировой культуре известны разные имена, связанные с персонификацией мирового зла: Сатана, Дьявол, Люцифер, Мефистофель, Вельзевул – Повелитель мух. В предсмертных снах Свидригайлова является безобразный, натуралистический образ – разлагающаяся говядина, на которой кишат мухи и черви. Это символизирует причастность Свидригайлова к мировому злу, к сатане.

 

По Свидригайлову вечность – грязный угол в предбаннике деревенской бани и паук (также насекомое), погибающий в собственных сетях. 

 

В традициях Ф.М. Достоевского будут работать европейские писатели XX века – Кафка «Превращение» и Сартр «Мухи». Самоубийство Свидригайлова сопровождается символическими образами и деталями: гроза, потоки дождя и паническая водобоязнь Свидригайлова. Потому что вода – крещение, очищение. Самоубийство Свидригайлова стало нравственным сигналом для Раскольникова, ускорило явку с повинной.

Свидригайлов — двойник Раскольникова, в нем, как в кривом зеркале, Раскольников видит самого себя и это потрясает его сознание и душу. Их сближает:

  • эгоизм;
  • вера в собственную исключительность;
  • имеет бесчеловечную теорию, по которой ради интереса все дозволено;
  • является сильной личностью;
  • имеет проблемы с законом.

 

Однако в отличие от Раскольникова Свидригайлову чужды угрызения совести. За свои преступления он не мучается, последствия собственных бесчеловечных поступков ему безразличны. Аркадий Иванович живет только ради наслаждений, которым сопутствует его теория. У Родиона все наоборот. Его теория – смысл его жизни.


  1. В чем особенность кошмарных снов Свидригайлова? Для чего они введены в роман?
  2. Почему появление в романе Свидригайлова передано как продолжение кошмарного сна Раскольникова?


Раскольников и Лебезятников

 

Андрей Семенович Лебезятников – друг и подопечный Лужина, служит чиновником в министерстве. Он небогат, является человеком небольшого ума, автор называет его «добренький Андрей Семенович».

 

Самого себя Лебезятников считает достаточно образованным и просвещенным. О нем хорошо отзывается Лужин. Андрею Семеновичу свойственно подражать всему «модному». Так, он, к примеру, пытается продвигать идеи общественного прогресса, но не обладает для этого достаточными ораторскими способностями и умом. Лебезятникову близки идеи нигилизма. По аналогии с Базаровым он считает любого рабочего полезнее Пушкина или Рафаэля.

 

По мнению Бахтина, Лебезятников это третий двойник Раскольникова. В отличие от Свидригайлова и Лужина он безобиден и в гротескной форме отражает только увлечение Родиона своей теорией. Лебезятникову нравятся модные идеологии. Как Раскольников увлечен поиском доказательств своей теории, так и Андрей Семенович заинтересован распространением идей нигилизма среди своих соседей.

 

Раскольников и Порфирий Петрович

 

Порфирий Петрович – пристав следственных дел, ему около 35 лет. Разумихин говорит о нем, что он «отличный следователь». Герой крайне проницателен. Он сразу определяет характер Родиона и личность Миколы. Раскольников в свою очередь понимает, что Порфирий Петрович – человек неглупый. О самом себе Порфирий говорит: «Кто я? Я поконченный человек, больше ничего».

Рис. 3. Д. Шмаринов. Порфирий Петрович. 1955. Рис. 3. Д. Шмаринов. Порфирий Петрович. 1955.

Герой всегда держит свое слово, но ко многим вещам относится со скептицизмом, ему нравится притворяться.

 

В раскрытии дел Порфирию Петровичу помогают его умение усыпить бдительность человека, умелое совмещение приемов психологии и материализма.

 

В советском литературоведении возник спор между В.Я. Кирпотиным и Ю.Ф. Карякиным. Суть полемики: добро или зло для Раскольникова Порфирий Петрович? 

 

В.Я. Кирпотин в своей монографии утверждал, что Порфирий Петрович олицетворяет тот мир, против которого бунтует Раскольников. Он заставляет Раскольникова страдать, действует как садист, как изувер. Карякин неожиданно сблизил Порфирия Петровича с Ф.М. Достоевским как выразителя почвеннических идей в романе. Именно Порфирий Петрович указывает Раскольникову на притягательность народной правды, на нравственный опыт Миколки.

В контексте романа принципиально важны три встречи Раскольникова и следователя:

  •  Теоретический разговор, философский спор: Раскольников увлеченно излагает свою теорию. Порфирий Петрович осторожно и иронично комментирует его идеи. Возникает впечатление, что в прошлом, в молодости Порфирий Петрович тоже увлекался такими идеями (возникает мотив двойничества).
  • Психологический поединок в полицейском участке. Следователь уже торжествует победу над преступником, но неожиданно в комнате появляется Миколка, который признается в совершенном преступлении.
  • Нравственно-философский итог. Порфирий Петрович приходит в гости к Раскольникову и объясняет ему его поведение. В этом эпизоде Порфирий Петрович излагает почвеннические идеи. Он говорит о «людях ума», таких, как Раскольников, которые не замечают собственной греховности и бунтуют против мира, против существующего порядка вещей. Миколка, человек из народа, противопоставлен им как носитель совести. Он знает, что каждый человек живет во грехе, вольно или невольно, и готов страданием искупить свои прегрешения. Порфирий Петрович: «Миколка ведь прав...нет счастья в комфорте, счастье страданием покупается».

 

В устах Порфирия Петровича символический смысл обретает образ солнца, восходящий к евангельскому первоисточнику. В Евангелии: «Христос – солнце жизни». Порфирий Петрович: «Станьте солнцем, и вас заметят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

 

Для Раскольникова личность Порфирия Петровича связана, в первую очередь, с наказанием героя. Хоть оба они и умны, и зачастую в диалогах мысли персонажей являются схожими, они выступают за противоборствующие стороны.

 

Порфирий Петрович стоит на стороне закона. Моральные и этические нормы стоят для него превыше всего, поэтому он никогда не пойдет на преступление. Ему понятны рассуждения Раскольникова о жизни, о его теории. Порфирий Петрович видит, что Родион еще молод и попросту запутался, поэтому он хочет помочь герою. Порфирий Петрович является антиподом Раскольникова.


  1. Проанализируйте поведение Порфирия Петровича во время второй встречи с Раскольниковым. Как он объясняет тактику своего расследования? Чем оканчивается вторая встреча?
  2. Почему при третьей встрече Порфирий Петрович решается говорить начистоту и советует Раскольникову: «Вам воздух переменить надо. Страдание – тоже дело хорошее. Пострадайте»?
  3. Как Порфирий Петрович с самого начала психологически вычисляет убийцу?


Раскольников и Разумихин

Рис. 4. И. Глазунов. Разумихин и Дуня. Рис. 4. И. Глазунов. Разумихин и Дуня.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин – друг Раскольникова, бывший студент Петербургского университета. Как и Раскольников, он живет крайне бедно, но постоянно находит какие-нибудь способы подзаработать. Разумихин человек образованный, знает три языка. Он уверен, что в скором времени у него получится вернуться на учебу в университет.

 

Героя можно назвать оптимистом, он всегда в приподнятом настроении, старается веселить окружающих. Раскольников говорит о нем, что он человек очень славный, способный на сильную любовь.

 

Разумихин и Раскольников являются друзьями, но характеры их сильно различаются. Разумихин не привык впадать в отчаянье, он готов стойко выдерживать удары судьбы. Родион не такой человек. Он угрюм, беспокоен, не умеет принимать собственные поражения.

 

Автор использует Разумихина в качестве антипода, чтобы показать на его фоне мрачное и апатичное состояние главного героя. Родион не готов к постоянному труду ради заработка. Для него предпочтительнее оказывается пойти на преступление, чтобы доказать правоту собственной теории и «восстановить справедливость».


Контрольные вопросы:

 

  1. Как Ф.М. Достоевский сталкивает своего героя с людьми, разделяющими его мнение насчет толпы и сверхчеловека? Какова система двойников в романе?
  2. Почему Лебезятников – двойник Родиона?
  3. Почему призыв Лужина к личной наживе является логическим продолжением идеи Раскольникова о том, что «сильному все позволено»?
  4. Почему Свидригайлов заявляет Раскольникову, что они оба – «одного поля ягоды»?
  5. Что думает о Порфирии Петровиче Раскольников?
  6. Чем отличаются характеры Разумихина и Раскольникова?


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Путь духовных исканий Андрея Болконского
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья «Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова. Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
Русская литература XIX века
  • Art, music, theatre. Искусство, музыка, театр

    Английский язык

  • Молекулярная физика и термодинамика. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Характер движения и взаимодействия молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах. Масса молекул. Количество вещества

    Физика

  • А.С. Пушкин. Периоды жизни и творчества. Основные темы лирики. Тема свободы.

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке