Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.Н. Островский «Гроза». Нравы города Калинова. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством»

Русская литература XIX века

А.Н. Островский «Гроза». Нравы города Калинова. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством»

План урока

  • Слово об А.Н. Островском
  • История создания драмы «Гроза»
  • Калинов и его жители
  • Образ Катерины Кабановой

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А.Н. Островского, историю создания и своеобразие пьесы «Гроза»
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

  • Какие произведения А.Н. Островского вы уже читали?
  • В каких произведениях русской литературы поднимается тема тяжёлого положения женщины? К какому направлению можно отнести эти произведения?

 

Слово об А.Н. Островском

Рис. 1. В. Перов. А.Н. Островский. 1871. Рис. 1. В. Перов. А.Н. Островский. 1871.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве, в семье выходца из духовного сословия, чиновника, а позднее – стряпчего Московского коммерческого суда. Воспитание в купеческой семье повлияло на творчество будущего писателя.

 

А.Н. Островский обучался в московской гимназии и на юридическом факультете Московского университета (не окончил из-за увлечения театром). В 1843 году поступил на службу в канцелярию Московского совестного суда, через два года получил перевод в Московский коммерческий суд, где служил до 1851 года. Практика в юридической среде дала А.Н. Островскому материал, который лёг в основу многих будущих произведений.

 

Страстная любовь к театру А.Н. Островского привела к созданию по его инициативе в Москве Собрание русских драматических писателей, Артистический кружок. Пьесы драматурга создавались не для чтения, они писались для тетра.

Рис. 2. А.Н. Островский среди артистов. Фото 1863. Рис. 2. А.Н. Островский среди артистов. Фото 1863.

А.Н. Островский считал театр самым демократичным и действенным видом искусства. Во второй половине XIX века основной задачей театра становится воспитательная функция. Расширяется круг грамотных людей, у драматургии расширяется аудитория. Формируется новый социальный слой – разночинская интеллигенция, которая особый интерес испытывает к театру. Новая публика порождает новый «социальный заказ» театру на социально-бытовую драматургию из русской жизни.

 

В творческом развитии А.Н. Островского выделяются четыре периода:

  • Первый период (1847–1851) – время первых литературных опытов. А.Н. Островский начинал с повествовательной прозы, опираясь на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы». В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди – сочтемся!»), которая стала главным произведением раннего периода.
  • Второй период (1852–1855) называют «москвитянинским», так как в эти годы А.Н. Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А. Григорьевым, Т.И. Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н. Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли — «почвенничества». В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».
  • Третий период (1856–1860) ознаменован отказом А.Н. Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850-х годов). Драматург, чутко воспринявший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии – сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза», «самое решительное», по определению Н.А. Добролюбова, произведение А.Н. Островского.
  • Четвертый период (1861–1886) – самый продолжительный период творческой деятельности А.Н. Островского. Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. За двадцать лет были созданы пьесы, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам: комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»); сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»); пьесы, которые сам Островский называл «картинами московской жизни» и «сценами из жизни захолустья»: их объединяет тема «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове); исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.); психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.); особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».

 

Главной заслугой деятельности А.Н. Островского является создание национального театра, который значительно отличался от традиционного театра.

Таблица 1. Сравнение традиционного театра и театра Островского

Традиционный театр

Театр Островский

Театр не имел постоянной труппы профессиональных актёров.

Отстаивает принцип авторского театра.

Организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гёте.

Вводит постоянный состав труппы.

Спектакль ориентировался на одного ведущего актёра.

Ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей.

Отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком.

Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком.

Спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ).

Драматург пишет произведения с расчётом на их реальную сценическую постановку.

Выводит на сцену купечество.

Ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушённый зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься».

Островский делает театр истинно народным, создаёт для него типично русский репертуар.


  1. В чем проявилось новаторство Островского-драматурга?
  2. Какое сословие драматург «вывел на сцену»?


История создания драмы «Гроза»

 

Драма «Гроза» является одним из самых замечательных творений А.Н. Островского. Работа над драмой началась в июле 1859 года, которую он закончил 9 октября в том же году. Первая публикация состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году.

 

А.Н. Островский обращается к злободневным темам своего времени. В годы работой над пьесой тема «свободы чувства», «эмансипация женщин», «семейные устои» являлись злободневными. Драматург изображает кризис патриархальных устоев жизни и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды.

 

Пьеса вызвала полемику в обществе. Одним из первых на произведение отреагировал Н.А. Добролюбов, выпустив статью «Луч света в тёмном царстве» в журнале «Современник» 1860 года.

 

Сюжет и композиция драмы «Гроза»

  • Действие первое. Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза.
  • Действие второе. Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом.
  • Действие третье. Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви.
  • Действие четвертое. Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом.
  • Действие пятое. Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив.

 

Калинов и его жители 

Рис. 3. Б. Кустодиев. «Гроза». Рис. 3. Б. Кустодиев. «Гроза».

Место действия пьесы – город Калинов. А.Н. Островский создаёт в образе приволжского городка прообраз всей России. В неторопливой экспозиции драматург знакомит читателя с героями и создаёт образ мира, в котором они живут, где будут происходить события. Название города воспринимается как подчёркнуто русское, богатое образными фольклорными и мифологическими ассоциациями: это и песенная калинка-малинка, и сказочный Калинов мост, и чудная красота белых цветов, и горький вкус ягоды калины. Это место Н.А. Добролюбов охарактеризует как «тёмное царство».

 

Калиновский мир замкнут, жители не видят нового и не хотят его принимать. Своё прошлое они тоже помнят плохо. Жизнь Калинова замерла, она иссякает. Все действующие лица принадлежат миру города, в основе которого понятия патриархального мира. Единственный человек, не принадлежащий калиновскому миру, — Борис, «молодой человек, порядочно образованный», по ремарке Островского.

 

В центр композиции выдвинуты два героя – Катерина и Кабаниха, которые представляют два полюса калиновского мира.


  1. Какими средствами А.Н. Островский создает образ Калинова как замкнутого, обособленного пространства?
  2. Каково представление жителей о мире за пределами города?


Образ Катерины Кабановой

 

Катерина Кабанова – молодая и свободолюбивая героиня, жена Тихона Кабанова. Своего мужа Катерина не любит, а ещё больше страданий героине приносит то, что у них нет детей. Этот брак обрекает Катерину на бесконечные нападки и упрёки от свекрови Марфы Игнатьевны.

 

Катерина задумчива и мечтательна, от чего кажется окружающим странной. Она росла в любви и свободе, в детстве была активной, видела яркие сны. После замужества её жизнь стала безрадостной, а сны серыми. 

Рис. 4. С. Герасимов. Гроза. Катерина. Рис. 4. С. Герасимов. Гроза. Катерина.

О характере героини читатели узнают из её монологов. В душе Катерины произошли резкие изменения, которые тревожат её. Она пытается вернуться в состояние светлой и безмятежной юности. В её рассуждениях о полёте реализуется желание свободы. Героиня сталкивается с нравственной борьбой, когда влюбляется в «другого». Внешний конфликт – её противостояние жестокому укладу жизни, убивающему всё свободное и индивидуальное в людях. Внутренний конфликт – столкновение совести и потребности сердца.

 

Характер Катерины формирует семья и место, где она выросла. Ей не чуждо наслаждение природой родных мест, восхищение красотой храмов. В образе Катерины отражаются черты русского национального характера.

 

Образ Катерины соотнесен с образом Кабанихи. Обе героини – максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе религиозны – религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения. Только Кабаниха вся прикована к земле, её силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она – блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но и страшно подумать о давно отлетевшем духе этой формы. 

 

Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Она неосознанно восстаёт против непонятных ей законов «темного царства». Согласие между миром Калинова и миром Катерины недостижимо. От неё отвернулись все, даже Борис не готов покинуть вместе с ней город, в котором оба они чужие. Сильный дух Катерины делает невозможным компромисс. Нравы города изменить ей не под силу, но и мириться с ними она не может, поэтому Катерина решается на отчаянный шаг.


  1. Почему Катерина кажется странной окружающим?
  2. Почему Катерина и Борис не сбежали из Калинова?


Лицемерный, патриархальный порядок Калинова, ханжески утверждаемый Кабановой несовместим с природным чувством Катерины.


Контрольные вопросы

 

  1. Кто назвал Калинов «темным царством»?
  2. Как можно описать быт и нравы города Калинова?
  3. В чем заключается двойственность конфликта пьесы для Катерины?
  4. Какие обряды вынуждена соблюдать Катерина?
  5. В чем суть конфликта между Катериной и Марфой Кабановой?


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.П. Чехов. Рассказы. «Ионыч»
Русская литература XIX века
  • А.П. Чехов. Новая драма. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Действующие лица и авторское отношение к ним

    Литература

  • Мейоз

    Биология

  • Коллективизация в сельском хозяйстве

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке