- Слово об А.Н. Островском
- История создания драмы «Гроза»
- Калинов и его жители
- Образ Катерины Кабановой
- Знать жизненный и творческий путь А.Н. Островского, историю создания и своеобразие пьесы «Гроза»
- Уметь анализировать драматическое произведение
- Какие произведения А.Н. Островского вы уже читали?
- В каких произведениях русской литературы поднимается тема тяжёлого положения женщины? К какому направлению можно отнести эти произведения?
Слово об А.Н. Островском
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве, в семье выходца из духовного сословия, чиновника, а позднее – стряпчего Московского коммерческого суда. Воспитание в купеческой семье повлияло на творчество будущего писателя.
А.Н. Островский обучался в московской гимназии и на юридическом факультете Московского университета (не окончил из-за увлечения театром). В 1843 году поступил на службу в канцелярию Московского совестного суда, через два года получил перевод в Московский коммерческий суд, где служил до 1851 года. Практика в юридической среде дала А.Н. Островскому материал, который лёг в основу многих будущих произведений.
Страстная любовь к театру А.Н. Островского привела к созданию по его инициативе в Москве Собрание русских драматических писателей, Артистический кружок. Пьесы драматурга создавались не для чтения, они писались для тетра.
А.Н. Островский считал театр самым демократичным и действенным видом искусства. Во второй половине XIX века основной задачей театра становится воспитательная функция. Расширяется круг грамотных людей, у драматургии расширяется аудитория. Формируется новый социальный слой – разночинская интеллигенция, которая особый интерес испытывает к театру. Новая публика порождает новый «социальный заказ» театру на социально-бытовую драматургию из русской жизни.
В творческом развитии А.Н. Островского выделяются четыре периода:
- Первый период (1847–1851) – время первых литературных опытов. А.Н. Островский начинал с повествовательной прозы, опираясь на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы». В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди – сочтемся!»), которая стала главным произведением раннего периода.
- Второй период (1852–1855) называют «москвитянинским», так как в эти годы А.Н. Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А. Григорьевым, Т.И. Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н. Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли — «почвенничества». В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».
- Третий период (1856–1860) ознаменован отказом А.Н. Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850-х годов). Драматург, чутко воспринявший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии – сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза», «самое решительное», по определению Н.А. Добролюбова, произведение А.Н. Островского.
- Четвертый период (1861–1886) – самый продолжительный период творческой деятельности А.Н. Островского. Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. За двадцать лет были созданы пьесы, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам: комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»); сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»); пьесы, которые сам Островский называл «картинами московской жизни» и «сценами из жизни захолустья»: их объединяет тема «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове); исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.); психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.); особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».
Главной заслугой деятельности А.Н. Островского является создание национального театра, который значительно отличался от традиционного театра.
Таблица 1. Сравнение традиционного театра и театра Островского
Традиционный театр
|
Театр Островский
|
Театр не имел постоянной труппы профессиональных актёров.
|
Отстаивает принцип авторского театра.
|
Организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гёте.
|
|
Вводит постоянный состав труппы.
|
|
Спектакль ориентировался на одного ведущего актёра.
|
Ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей.
|
Отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком.
|
Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком.
|
Спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ).
|
Драматург пишет произведения с расчётом на их реальную сценическую постановку.
|
Выводит на сцену купечество.
|
|
Ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушённый зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься».
|
|
Островский делает театр истинно народным, создаёт для него типично русский репертуар.
|
- В чем проявилось новаторство Островского-драматурга?
- Какое сословие драматург «вывел на сцену»?
История создания драмы «Гроза»
Драма «Гроза» является одним из самых замечательных творений А.Н. Островского. Работа над драмой началась в июле 1859 года, которую он закончил 9 октября в том же году. Первая публикация состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году.
А.Н. Островский обращается к злободневным темам своего времени. В годы работой над пьесой тема «свободы чувства», «эмансипация женщин», «семейные устои» являлись злободневными. Драматург изображает кризис патриархальных устоев жизни и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды.
Пьеса вызвала полемику в обществе. Одним из первых на произведение отреагировал Н.А. Добролюбов, выпустив статью «Луч света в тёмном царстве» в журнале «Современник» 1860 года.
Сюжет и композиция драмы «Гроза»
- Действие первое. Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза.
- Действие второе. Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом.
- Действие третье. Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви.
- Действие четвертое. Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом.
- Действие пятое. Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив.
Калинов и его жители
Место действия пьесы – город Калинов. А.Н. Островский создаёт в образе приволжского городка прообраз всей России. В неторопливой экспозиции драматург знакомит читателя с героями и создаёт образ мира, в котором они живут, где будут происходить события. Название города воспринимается как подчёркнуто русское, богатое образными фольклорными и мифологическими ассоциациями: это и песенная калинка-малинка, и сказочный Калинов мост, и чудная красота белых цветов, и горький вкус ягоды калины. Это место Н.А. Добролюбов охарактеризует как «тёмное царство».
Калиновский мир замкнут, жители не видят нового и не хотят его принимать. Своё прошлое они тоже помнят плохо. Жизнь Калинова замерла, она иссякает. Все действующие лица принадлежат миру города, в основе которого понятия патриархального мира. Единственный человек, не принадлежащий калиновскому миру, — Борис, «молодой человек, порядочно образованный», по ремарке Островского.
В центр композиции выдвинуты два героя – Катерина и Кабаниха, которые представляют два полюса калиновского мира.
- Какими средствами А.Н. Островский создает образ Калинова как замкнутого, обособленного пространства?
- Каково представление жителей о мире за пределами города?
Образ Катерины Кабановой
Катерина Кабанова – молодая и свободолюбивая героиня, жена Тихона Кабанова. Своего мужа Катерина не любит, а ещё больше страданий героине приносит то, что у них нет детей. Этот брак обрекает Катерину на бесконечные нападки и упрёки от свекрови Марфы Игнатьевны.
Катерина задумчива и мечтательна, от чего кажется окружающим странной. Она росла в любви и свободе, в детстве была активной, видела яркие сны. После замужества её жизнь стала безрадостной, а сны серыми.
О характере героини читатели узнают из её монологов. В душе Катерины произошли резкие изменения, которые тревожат её. Она пытается вернуться в состояние светлой и безмятежной юности. В её рассуждениях о полёте реализуется желание свободы. Героиня сталкивается с нравственной борьбой, когда влюбляется в «другого». Внешний конфликт – её противостояние жестокому укладу жизни, убивающему всё свободное и индивидуальное в людях. Внутренний конфликт – столкновение совести и потребности сердца.
Характер Катерины формирует семья и место, где она выросла. Ей не чуждо наслаждение природой родных мест, восхищение красотой храмов. В образе Катерины отражаются черты русского национального характера.
Образ Катерины соотнесен с образом Кабанихи. Обе героини – максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе религиозны – религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения. Только Кабаниха вся прикована к земле, её силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она – блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но и страшно подумать о давно отлетевшем духе этой формы.
Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Она неосознанно восстаёт против непонятных ей законов «темного царства». Согласие между миром Калинова и миром Катерины недостижимо. От неё отвернулись все, даже Борис не готов покинуть вместе с ней город, в котором оба они чужие. Сильный дух Катерины делает невозможным компромисс. Нравы города изменить ей не под силу, но и мириться с ними она не может, поэтому Катерина решается на отчаянный шаг.
- Почему Катерина кажется странной окружающим?
- Почему Катерина и Борис не сбежали из Калинова?
Лицемерный, патриархальный порядок Калинова, ханжески утверждаемый Кабановой несовместим с природным чувством Катерины.
Контрольные вопросы
- Кто назвал Калинов «темным царством»?
- Как можно описать быт и нравы города Калинова?
- В чем заключается двойственность конфликта пьесы для Катерины?
- Какие обряды вынуждена соблюдать Катерина?
- В чем суть конфликта между Катериной и Марфой Кабановой?