Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Чехов. Рассказы. «Ионыч»

Русская литература XIX века

А.П. Чехов. Рассказы. «Ионыч»

План урока

  • Слово об А.П. Чехове
  • Художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова
  • «Ионыч»

Цели урока

  • Знать особенности художественного метода А.П. Чехова, содержание и своеобразие рассказа «Ионыч»
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

Какие произведения А.П. Чехова вы уже изучали?

 

Слово об А.П. Чехове

Рис. 1. А.П. Чехов. Фото 1898. Рис. 1. А.П. Чехов. Фото 1898.

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

 

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, окончил таганрогскую классическую гимназию. В 1879 году вместе с семьей переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. 

 

Литературный дебют А.П. Чехова состоялся в 1880 году. Первые произведения – пародийные «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.» – были опубликованы в юмористическом журнале «Стрекоза». В 1880-е годы начинающий писатель активно сотрудничал с юмористическими изданиями («Стрекоза», «Будильник», «Осколки»), печатаясь под псевдонимами Брат моего брата, Человек без селезенки, Антоша Чехонте и др.

После окончания университета А.П. Чехов работал земским врачом в Воскресенске и Звенигороде. Первая книга его рассказов «Сказки Мельпомены» вышла в свет в 1884 году. За ней последовали сборники «Пестрые рассказы», «Невинные речи», «В сумерках» (отмечен половинной Пушкинской премией Академии наук), «Рассказы» и «Хмурые люди». Во второй половине 1880-х годов творческий диапазон А.П. Чехова расширился: были написаны пьесы «Иванов» и «Леший», а также повести «Степь» и «Скучная история».

 

В 1890 году А.П. Чехов совершил поездку на Сахалин, где находилась знаменитая каторжная тюрьма. Результатом этого путешествия в место «невыносимых страданий» стала книга очерков «Остров Сахалин».

 

В 1892 году писатель поселился в имении Мелихово в Серпуховском уезде под Москвой. В первой половине 1890-х годов из-под его пера выходят новые, совсем не смешные рассказы «Палата № 6», «Попрыгунья», «Студент», «Учитель словесности». В середине 1890-х годов были написаны пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».

 

В 1898 году А.П. Чехов продал Мелихово и переехал в Ялту. Там написаны рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре» и «Ионыч», а в 1900 году – «Дом с мезонином» и «В овраге».

 

После триумфа «Чайки», поставленной К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко на сцене Московского Художественного театра (1898), в последние годы жизни А.П. Чехов создал шедевры своей драматургии – пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».

 

А.П. Чехов умер 2 июля 1904 года в Баденвейлере (Германия), похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


  1. К каким жанрам обращался А.П. Чехов в своём творчестве?
  2. Куда отправился А.П. Чехов, чтобы изучить быт каторжной тюрьмы?


Художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова

Рис. 2. Н.П. Чехов. А.П. Чехов. 1884. Рис. 2. Н.П. Чехов. А.П. Чехов. 1884.

А.П. Чехову принадлежит заслуга утверждения жанра маленького рассказа в русской литературе второй половины XIX века. А.П. Чехов выработал особую манеру письма без длинных вступлений и концовок, без пересказа биографии героев. Основные свойства чеховской прозы – ясность, четкость, лаконизм. Ведущим выразительным приемом в его рассказах становится деталь

 

Писатель стремился запечатлеть в своих произведениях изменчивость жизни, ее движение и мгновенность перемен. Такой подход к изображению действительности позволял передать тончайшие психологические нюансы впечатлений и переживаний героев.

 

А.П. Чехов воссоздавал в своих произведениях общее «чувство жизни», которое человек осознает в повседневности. Он изображал обыденное создание обычного человека и внутренний драматизм его жизни. Центральный вопрос творчества А.П. Чехова не в том, какова ценность идеологии героя и его роль в истории общества, как у литературных предшественников писателя – И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, а в том, как обычному человеку жить в этом мире. Разным героям Чехова присущи чувства неудовлетворенности и тоски, томительного ожидания и одиночества. Эти чувства описаны как типичные для современного человека.

 

М.М. Бахтин писал: «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности». У А.П. Чехова очень часто в качестве основной идеи заложена в рассказы вторая часть этой антитезы.

«Ионыч»

Рис. 3. С. Алимов. «Ионыч». Рис. 3. С. Алимов. «Ионыч».

Рассказ «Ионыч» был написан А.П. Чеховым в Мелихово в мае – июне 1898 года, хотя первые записи к рассказу в записных книжках и переписке писателя появляются с августа 1897 года. Впервые «Ионыч» опубликован в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу “Нива”» в сентябре 1898 года. Первая запись, появившаяся еще за год: «Деньги пахнут. От кредитных бумажек пахнет ворванью». Сначала автор хотел показать истинную сущность семьи Туркиных, которые изначально были Филимоновыми, но автор ушел от этой идеи, сделав акцент на характере Дмитрия Ионыча. 

 

Какие-то картины, должно быть, восходят к картинам родного города А.П. Чехова Таганрога. Обстановка в «Ионыче» – русская провинция, но в среде московских врачей А.П. Чехов также мог черпать материал для будущего рассказа.

 

Рассказ был хорошо принят критикой, которая относила «Ионыча» к тем произведениям, в основе которых лежат «глубокие драматические сюжеты в обыденной жизни» и «широко развертывается картина обыденной жизни с ее торжеством пошлости, мелочности, жестокой бессмыслицы, тупой скуки и безнадежной тоски».

 

Рассказ «Ионыч» представляет собой историю жизни – историю превращения личности в пошлость. Рассказ состоит из пяти частей. В первых трех частях мы видим молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева, который с удовольствием посещает «самую образованную и талантливую» в губернском городе С. семью Туркиных. В четвертой части: «Прошло четыре года». Потом «прошло еще несколько лет».

 

Тема «пошлости пошлого человека» занимает большое место в творчестве А.П. Чехова 1890-х годов. (Слово «пошлость» в XIX веке означало «примитивность», «повторяемость», «обыденность»). Эта тема тесно соприкасается с темой «футлярности». История Ионыча – история поглощения человека пошлостью, обыденностью. 

 

В начале рассказа доктор Старцев, дьячковский сын, недавно назначенный земским врачом, много работает в больнице. Он ходит пешком – своих лошадей у него нет. По представлениям местных жителей, ему, как интеллигентному человеку, «необходимо познакомиться с Туркиными», самой «образованной и талантливой» семьей губернского города С. У каждого члена семьи Туркиных был «какой-нибудь свой талант»: генерал Туркин знал много анекдотов, жена его писала повести и романы, а дочь играла на рояле. «Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой» – под стук кухонных ножей: «когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин».

 

Когда Старцева познакомили с восемнадцатилетней дочерью Туркиных, Екатериной Ивановной, которую дома звали «Котик», она ему очень понравилась. Когда она же играла на рояле, то «гостиная наполнилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и мебель... Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время... после зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново...».

Рис. 4. Кукрыниксы. «Ионыч». Рис. 4. Кукрыниксы. «Ионыч».

Старцев хочет еще раз посетить «культурное» семейство Туркиных, но в больнице очень много работы – «прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве». Когда он в следующий раз встретился с Катериной Ивановной, «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», сам он стал уже полнеть. Котик, собирающаяся уезжать поступать в консерваторию, назначила Старцеву свидание вечером на кладбище. Он приехал и ждал ее, «ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало», но она не приехала. «На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер». Сделав все же предложение' (кстати подумав и о возможном приданом, и о росте карьеры), Старцев получил отказ: «Дмитрий Ионыч (она чуть-чуть улыбнулась, так как, произнеся «Дмитрий Ионыч», вспомнила «Алексей Феофилактыч») ... вы знаете, больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима...».

 

Через четыре года: «В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками... Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой... Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его...». Оказавшись снова в доме у Туркиных, он заметил, что Екатерина Ивановна тоже изменилась за это время: «Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее, но... уже не было прежней свежести и выражения детской наивности». Она ему еще нравилась, но он подумал: «А хорошо, что я на ней не женился». «Таланты» же родителей Катерины Ивановны сильно раздражали его: «Бездарен, – думал он, –  не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

 

В последней части Старцев – окончательно опошлившийся человек: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками... то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Работает он меньше, и все только в городе, а состояние его растет. Он жаден и груб. Единственное его увлечение – рассматривать денежные купюры. «Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным... Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует»«А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым».

 

Таким образом, из мелких повседневных, привычных для всех мелочей образуется пошлость, затягивающая людей, ломающая их жизни.

 

Основная тема рассказа: духовная деградация личности.  Потеря подлинного интереса к делу жизни приводит Старцева к погоне за деньгами. Все человеческие черты в нем померкли и на необратимость этого автор указывает в финальной сцене, где главный герой несется на тройке с кучером, похожий на «языческого бога».

 

«Светлая печаль» остается только для главы семейства Туркиных – Ивана Петровича. Провожая дочь и жену на отдых, он плачет и машет им платком - нота человечности. Именно эти герои помогают понять, что внутреннее пробуждение человеческих чувств возможно.


  1. Как А.П. Чехов описывает Старцева в начале рассказа?
  2. Почему в начале рассказа авторские симпатии на стороне Старцева, а не Туркиных?
  3. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он подчиняется ему?
  4. Почему Старцев терпит крах и в общественном плане, и личном? Кто виноват, что Старцев стал «Ионычем»?
  5. Какой жизненный идеал выбирает себе Старцев в конце рассказа?


В.В. Набоков об А.П. Чехове: «Мир для Чехова смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны».


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием В.В. Набокова?
  2. Как в рассказе звучит тема крушения иллюзий, надежд на счастье? Раскройте роль внутренних монологов героя.
  3. Как меняется портрет героя?
  4. Опишите семью Туркиных. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы подчеркнуть атмосферу самолюбования и пошлости в их доме?
  5. Сравните изображение деградации Старцева с лирическими размышлениями Н.В. Гоголя в 6 главе «Мертвых душ» в связи с образом Плюшкина. Чем оба писателя объясняют духовную деградацию своих героев?


Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Периоды жизни и творчества. Основные темы лирики. Тема свободы.
Русская литература XIX века
  • Одноатомные спирты

    Химия

  • Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе

    Физика

  • Поступательное и вращательное движение твердого тела

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке