- Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине
- «История одного города»
- Знать жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина
- Уметь анализировать художественное произведение
Многие произведения, вышедшие из-под пера Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, относятся к сатирическим жанрам. Это, к примеру, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и другие.
- Как вы думаете, какие отличительные особенности есть у сатирических жанров?
Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери – к купеческому). С детских лет он был свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. Писатель получил домашнее начальное образование, обучался в Московском дворянском институте и в Царскосельском лицее.
Первые пробы пера относятся к началу 40-х годов, когда М.Е. Салтыков учился в Царскосельском лицее. В марте 1841 года в журнале «Библиотека для чтения» было опубликовано его стихотворение «Лира». Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея писатель стал в качестве рецензента сотрудничать с журналом «Современник» (редактором которого был H.A. Некрасов). В ноябре 1847 года в журнале «Отечественные записки» он впервые опубликовал повесть «Противоречия» (за подписью М. Непанов). Позднее появилась повесть «Запутанное дело», подписанная М.С. и напечатанная в «Отечественных записках». Но тут писателя постигла неудача: цензурный комитет признал повесть предосудительным произведением.
Будучи воспитанным на идеях революционно-демократического крыла русских литераторов (прежде всего В.Г. Белинского), М.Е. Салтыков-Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев. Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к писателю внимание Николая I, указавшего князю А.И. Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи. Писатель был арестован и в апреле 1848 году отправлен на службу в Вятку под особый надзор начальника губернии. С этого момента путь М.Е. Салтыкова-Щедрина стал достаточно тернистым. И хотя за время пребывания в Вятке писатель поднимается по служебной лестнице (от чиновника губернского правления до советника Вятского губернского правления), обвинение в неблагонадежности надолго ограничило его свободу.
В 1855 году после смерти Николая I и вмешательства в судьбу М.Е. Салтыкова-Щедрина генерал-адъютанта П.П. Ланского (двоюродного брата нового министра внутренних дел С.С. Ланского и мужа вдовы A.C. Пушкина Натальи Николаевны) его освобождают из-под надзора и разрешают «проживать и служить, где пожелает». В 1856 году писатель возвращается в Петербург. В августе того же года он начинает публикацию «Губернских очерков» под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции. Писателю прочили славу будущего Н.В. Гоголя. В 1858 году Михаила Евграфовича назначают вице-губернатором в Рязань, в 1860-м – вице-губернатором в Тверь. В этот период он издает циклы «Невинные рассказы» (1857–1863), «Сатиры в прозе» (1859–1862). В конце 1862 года писатель переезжает в Петербург, затем в имение Витенево под Москву. Осенью 1864 года он был назначен председателем пензенской Казенной палаты. В этот период М.Е. Салтыков-Щедрин опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши».
С 1868 года после отставки начинается новый этап в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. В это время появляются циклы «Письма о провинции» и «Признаки времени», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы», «Современная идиллия» и рад других произведений. Писатель создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.
В конце 60-х – начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера писателя, его «эзоповский язык», помогающий с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.
Одним из наиболее крупных произведений в творчестве Михаила Евграфовича стала книга «История одного города», которая выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторские черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.).
В конце творческого пути М.Е. Салтыков-Щедрин пишет цикл «Мелочи жизни» и книгу «Пошехонская старина», в которой подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Господах Голавлевых»), но и социально-психологические типы крестьян.
Критика нередко писала о том, что М.Е. Салтыков-Щедрин, продолжая традиции своих предшественников, создал сатирическую энциклопедию русской жизни. Не только художественное новаторство писателя, но и общественное звучание его произведений навсегда оставили его имя на страницах истории русской литературы.
- За что отправили в ссылку писателя?
- Какой основной приём свойственен произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина?
«История одного города»
Публикация «Истории одного города» вызвала широкий общественный резонанс. М.Е. Салтыков-Щедрин несколько лет работал над замыслом этого произведения. Первое упоминание Глупова встречается уже в 1860-е в очерках писателя.
«Рассказ о губернаторе с фаршированной головой» – прообраз одного из градоначальников Глупова. Произведение было впервые опубликовано в 1867 году. С 1869 начинается работа над полноценным романом. «История одного города» была завершена в 1870. Изначально название произведения было другим – «Глуповский летописец».
По частям роман выходил в «Отечественных записках». Первое отдельное издание «Истории одного города» появилось на свет в 1870 году.
Жанрово произведение можно отнести к гротескному сатирическому роману, «безлюбовному» новаторскому роману, антиутопии. В романе повествование ведётся от лица летописца-архивариуса, именно по летописям излагается история города в рамках 1731-1826 годов.
Большинство произведений, написанных М.Е. Салтыковым-Щедриным относятся к сатирическим жанрам. «История одного города» – не исключение. Произведение считается сатирическим романом. При этом стоит отметить, что в произведении присутствуют черты летописи (что можно объяснить и первоначальным названием).
Отличительные черты сатирического романа:
- широкое использование гротеска, иронии и юмора;
- обличение человеческих пороков;
- отрицательное отношение к изображаемым героям.
Переживая эпоху Великих реформ, эпоху кризиса самодержавия, писатели стремились осознать, является ли самодержавие необходимым организующим началом в жизни России, или оно представляет отжившую форму, препятствующую развитию государства и общества. На эти вопросы искали ответ все писатели, мыслители XIX века.
«История одного города» обличает пороки государственного устройства, показывает его несовершенство. Предметом изображения сатирика является не прошлое, а настоящее, поэтому исторические факты и хронология не являются для него обязательными, используются свободно, по мере необходимости.
М.Е. Салтыков-Щедрин сосредоточил внимание только на тех фактах, явлениях русской жизни как в прошлом, так и в настоящем, которые, повторяясь в каждый период истории, делают общественную жизнь «не вполне удобной».
Гротеск (от французского grotesque – причудливый) – художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным.
Широко используется в сатирических целях. В гротеске происходит сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического, возвышенного и безобразного, смешного и ужасного.
Несмотря на то, что гротеск – комический прием, он несет в себе в основном трагический смысл. Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру.
М.Е. Салтыков-Щедрин стремится не только зафиксировать вопиющие факты градоначальнических «дерзаний», но и дать им объяснение, исследовать причины произвола, раскрыть природу власти (к примеру, в главе «Органчик»).
Окончательным приговором глуповской власти становится история Угрюм-Бурчеева. Гротеск Щедрина в главе «Органчик» производит впечатление грустное и одновременно комическое. В финальной главе смеху не остаётся места. Ужасом объяты глуповцы. Мрачное и жуткое впечатление производят эти страницы и на читателя.
Но М.Е. Салтыков-Щедрин как истинный гуманист верит, что искажение человеческой природы не может быть бесконечным. Чем дальше заходит власть в своём безумном дерзании, тем ближе её гибель. Подобно тому как река сносит построенные Угрюм-Бурчеевым плотины, природное, естественное начало берёт верх над механистической непреклонностью власти. Непобедимый прохвост побеждён простой человеческой усталостью, обезоружен сном. Таинственный покров власти вдруг спадает, стальной взгляд перестаёт ослеплять людей, и власть предстаёт перед ними такой, как она есть.
Прозрение глуповцев делает невозможным продолжение глуповской истории в том русле, в каком она текла прежде, поскольку, лишившись своего ослепления, глуповцы уже не могут быть действующей силой, какой были на протяжении всей прежней своей истории.
Контрольные вопросы
- Что такое «сатира»?
- К какому жанру относится «История одного города»?
- Какие пороки обличает произведение?
- Что объединяет деятельность всех градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
- Каков идеал общественного устройства Угрюм-Бурчеева?
- Каков смысл финальной сцены «Истории одного города»?